16 мая в Челябинске Президент Российской Федерации Владимир Путин провел совещание по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа.

В совещании приняли участие помощник Президента Александр Абрамов, полномочный представитель Президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, Министр транспорта Игорь Левитин, заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, руководитель Федеральной налоговой службы Анатолий Сердюков, губернаторы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Александр Филипенко, Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов, Челябинской области Петр Сумин, Тюменской области Сергей Собянин, Свердловской области Эдуард Россель, Курганской области Олег Богомолов, президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев, председатель совета директоров ОАО "ММК" Виктор Рашников.

Открывая совещание, Президент России Владимир Путин отметил, что "исторически Урал для России - это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой". Глава государства также подчеркнул, что "у округа богатейшие геоэкономические перспективы. И он вполне может стать образцом выстраивания региональной стратегии, опирающейся на собственные ресурсы, на собственные возможности, создавая хорошие условия для привлечения капитала изнутри страны и извне ".

Президент обратил внимание на то, что для того, чтобы привести в действие весь богатейший потенциал Урала, нужны принципиально новые подходы и привлекательные перспективные проекты, необходимо расширять горизонты возможностей, искать новые сферы приложения капитала и дополнительные источники роста региональной экономики.

С докладом на совещании выступил полномочный представитель Президента РФ в УрФО П. Латышев, сообщило "Накануне.ru" в пресс-службе полпреда в УрФО. В своем докладе полпред сказал:

"В экономике Российской Федерации Уральский федеральный округ представлен прежде всего Западно-Сибирским топливно-энергетическим комплексом и индустриальным Уралом. В структуре промышленного производства Свердловской и Челябинской областей черная и цветная металлургия занимает 73% и 83%, соответственно.

Здесь ежегодно перерабатывается свыше 5 миллионов тонн металла. Только производственным объединением "Уралвагонзавод" его потребляется свыше 450 тысяч тонн, 2 миллиона тонн перерабатывается в трубной промышленности.

Топливно-энергетический комплекс Западной Сибири и промышленный Урал во взаимосвязи не только обеспечивают развитие базовых отраслей экономики России, но и формируют основу экспортного потенциала страны.

За минувшие 5 лет темпы промышленного роста в федеральном округе превышали общероссийские в 1,2-1,5 раза.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на продукцию топливной промышленности и металлургии позволила преодолеть спад производства.

Нефтегазовый комплекс практически вышел на дореформенный уровень по объемам добычи углеводородов.

Физические объемы производства в черной металлургии за 5 лет увеличились на четверть, в цветной - на половину. По ряду видов продукции доперестроечный уровень превышен в 2. 3 раза. Сегодня по прокату черных металлов мы приблизились к 85 % от дореформенных объемов, по выплавке стали к 72 %, при этом кратно возросла доля продукции высоких переделов, реализация заготовки в общем объеме на ММК сократилась до 5,5 %. В цветной металлургии доля высокого передела достигла 65 %.

В 2004 году наметилось оживление в машиностроении: рост к уровню 2003 года составил 105 %. Экономический подъем положил начало позитивным тенденциям в социальном развитии. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 24 до 16,7% - это миллион жителей федерального округа.

Реальные денежные доходы населения за 5 лет возросли более чем на 65%. Просроченная задолженность по заработной плате сократилась более чем в 5 раз - с 4,3 млрд руб. до 0,8 млрд рублей.

В первом квартале 2005 года рост объемов промышленного производства составил 106,3%, рост реальных доходов населения к соответствующему периоду прошлого года - 106%.

Вместе с тем, анализ факторов экономического роста позволил выявить ряд системных проблем, требующих особого внимания и конкретных действий.

При сохранении устойчивой динамики развития Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса положение дел в экономике промышленного Урала не является столь однозначным. Индустриальный регион на протяжении 300 лет развивался на собственной ресурсной базе, крупнейшие месторождения твердых полезных ископаемых стали основой развития металлургии и металлообработки, а затем и машиностроения.

В прошлом веке индустриализация первых пятилеток, обеспечение оборонного потенциала страны, эвакуация на Урал более 700 промышленных предприятий, послевоенное восстановление экономики, освоение природных богатств Западной Сибири обусловило колоссальную нагрузку на ресурсную и горнорудную базу черной и цветной металлургии. Как следствие, она оказалась в значительной мере истощена.

К настоящему времени только 35 % железной руды для нужд черной металлургии добывается на местных рудниках, остальное - свыше 20 млн.т ежегодно - завозится с транспортным плечом более 2500 км. Магнитка, на которую приходится 2/3 объемов продукции черной металлургии, обеспечена местным сырьем только на 10 %.

В Уральский федеральный округ из Грузии, Украины, Казахстана ввозится 630 тысяч тонн марганцевого концентрата, так как не имеется собственной марганцево-рудной базы. При годовом потреблении промышленными предприятиями 1,4 млн тонн хромитовых руд ввозится 1,2 млн.тонн, в том числе из дальнего и ближнего зарубежья (Турция, Казахстан).

Острейший дефицит сырья испытывают предприятия медной подотрасли. Рентабельность отработки действующих уральских месторождений резко снижается, так как растет доля разработки глубоких и бедных горизонтов. Ввоз медного концентрата. 60% от потребности.

Нарастающий дефицит сырья для металлургической промышленности ставит ее в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых рынков, а транспортная удаленность от центров его добычи зависит от экономического поведения многочисленных посредников, что, безусловно, ведет к росту издержек, снижению конкурентоспособности экономики.

Положение дел можно проиллюстрировать на примере Магнитогорского металлургического комбината: при себестоимости производства 1 тонны окатышей в 25 евро, Магнитке сегодня предлагают тонну по цене в 100 евро! Из-за сбоев в поставке сырья из Казахстана, с Соколовско-Сарбайского ГОКа, возникла реальная угроза остановки производства на комбинате, дальнейшие перспективы не ясны и, разумеется, ни о какой гарантированности поставок сырья речи не идет.

Прошлогодний резкий скачок цен на металл практически вывел на нулевую рентабельность трубную промышленность, вымыл оборотные средства у машиностроения. Возникли реальные риски свертывания внутренних рынков потребления металла.

Наряду с дефицитом сырья для металлургической промышленности возникли серьезные проблемы в обеспечении промышленности энергетическими и коксующими углями. При потребности федерального округа в объеме 50 млн. тонн в год уровень собственной добычи составляет лишь одну десятую часть. Угли завозятся с "плечом" от 2000-2500 км.

Таким образом, образовался и нарастает разрыв между динамично развивающейся промышленностью и истощившейся ресурсно-сырьевой базой.

На протяжении ряда лет мы не занимались воспроизводством минерально-сырьевой базы, общие объемы геологоразведочных работ резко сократились, а по ряду направлений остановились полностью.

Живем преимущественно старыми заделами. Но даже эти заделы, плюс результаты инициативных действий со стороны органов власти регионов позволяют говорить, что выход из создавшегося положения есть.

Это, прежде всего, не задействованная богатейшая ресурсная база Полярного и Приполярного Урала.

Прогнозный железорудный потенциал этого района оценивается в 59,1 млрд тонн. В этой цифре, как и в тех, что я буду приводить в дальнейшем, и учтенные запасы, и доказанные прогнозные ресурсы, а также так называемые авторские оценки, за которыми - работа ведущих научных учреждений страны.

Прогнозный потенциал по хромитовым рудам оценивается в 850 млн. тонн. В недалеком прошлом, в СССР, 98 % этих руд добывалось в Казахстане. После распада СССР, хромитовые руды стали в России одним из наиболее дефицитных полезных ископаемых.

Подготовленная сырьевая база позволяет добывать порядка полутора миллионов тонн хромитовых руд в год, что в перспективе позволит полностью обеспечить отечественным сырьем ферросплавную промышленность страны.

Исследования последних лет вывели Полярный Урал на ведущее место в стране по прогнозному ресурсному потенциалу марганцевых руд. С 1994 г. он возрос более чем в 6 раз ‑ со 180 млн тонн до 1,47 млрд тонн. При годовой потребности промышленности России в 5 млн тонн.

Проведенные в ограниченном объеме поисковые, геологоразведочные работы на медь уже позволяют оценить прогнозный ресурсный потенциал меди Полярного и Приполярного Урала в 17 млн. т. при годовой потребности всей промышленности России в 1,4 млн. тонн.

На Полярном и Приполярном Урале подтверждены и включены в государственный баланс запасы олова, свинца, золота и платины, редких металлов (тантал и ниобий), пьезооптического и кварцевого сырья, в разы превышающие запасы разрабатываемых сегодня на Урале месторождений.

С высокой степенью вероятности даны прогнозные оценки масштабных ресурсов угля, бокситов, никеля, цинка, вольфрам- молибденовых руд, химического сырья (баритов), минеральных удобрений (фосфориты), керамического и огнеупорного сырья, целого ряда драгоценных и поделочных камней, строительных материалов, бентонитовых глин.

В пределах Полярного Урала балансовые запасы бокситов оцениваются в 480 млн. тонн. Ежегодный ввоз бокситов на Урал - 1,5 млн. тонн. Возможные поставки бокситов с Полярного Урала порядка 0,5 млн. тонн.

Еще один очень важный аспект. Фосфоритовые руды России имеют низкое качество: они плохо обогащаются, содержания Р2О5 в них в два-три раза ниже, чем в рудах ведущих мировых продуцентов. Количество вносимых фосфорных удобрений в России в 30 раз меньше, чем в Западной Европе (4 кг/га против 120 кг/га). На Полярном Урале уже разведано месторождение фосфоритов Софроновское, руды которого являются богатейшими (до 42 % P2O5) среди российских. Без значительных капитальных затрат из них можно получать самый качественный в стране фосмелиорант длительного воздействия. Геологические предпосылки дают основание уверенно прогнозировать здесь еще десять подобных Софроновскому месторождений, что в перспективе позволит в значительной степени ликвидировать дефицит данного вида сырья в целом по России, потребности которой оцениваются сегодня примерно в 8,4 млн тонн.

На Приполярном Урале возможна рентабельная разработка энергетических углей (прогнозные ресурсы 26 млрд тонн), которые являются более качественными, чем импортные -экибастузские.

По данным Уральского отделения Российской академии наук, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка 200 млрд. долларов. При реализации хотя бы части прогнозных ресурсов открываются возможности создания новой горнорудной базы, способной обеспечить потребности отечественной промышленности на период до 2050 г. и далее. Создаются предпосылки для ликвидации импортозависимости по основным стратегически важным видам сырья.

Безусловно, это требует значительного ускорения темпов поисковых, геологоразведочных работ, корректировки соответствующих государственных программ.

Однако главное. это обеспечение транспортной доступности ресурсов на основе опережающего развития инфраструктуры.

Очевидна необходимость формирования транспортного коридора вдоль восточного склона Урала. Возможное название проекта "Урал промышленный -Урал полярный". Его ядро - строительство новой железнодорожной магистрали Полуночное - Обская; автомагистрали Салехард -Урай -Тюмень.

Почему ядро? Потому что именно строительство железной дороги вдоль Восточного склона вкупе с автодорогой дает жизнь индустриальному комплексу Урала, обеспечивая доступ к горнорудной базе.

Для создания оптимальной транспортной сети в регионах интенсивного природо, - недропользования Крайнего Севера, обеспечения доступа к новым запасам углеводородного сырья предполагается также:

- достройка железнодорожной линии Обская. Бованенково (ОАО "Газпром") с последующим выходом на порт Харасавэй;

- строительство железнодорожной линии Надым-Салехард

- строительство железнодорожной линии Коротчаево-Игарка с перспективой на Дудинку, Норильск.

К настоящему времени Государственным унитарным предприятием ГипротрансТЭИ и Сибирским научно-аналитическим центром подготовлены технико-экономические соображения по данному проекту.

Формирование транспортного коридора, наряду с решением главной задачи, а именно: ликвидации дефицита горнорудного сырья для базовых отраслей экономики. черной и цветной металлургии, позволяет вовлечь в хозяйственный оборот целый ряд других важнейших ресурсов. Уральский федеральный округ обладает запасами древесины на корню в объеме 7,96 млрд кубометров. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (3225 млн куб. м.) и на севере Свердловской области (2073 млн куб. м).

Общая расчетная лесосека составляет 60 млн куб.м. Ее использование в 2004 году составило всего 11,4%.

Реализация проекта "Урал промышленный - Урал полярный" в комплексе предлагаемых инфраструктурных проектов создаст предпосылки для эффективного вовлечения в оборот богатейших запасов углеводородного сырья полуострова Ямал и шельфа. Новый транспортный коридор значительно снизит издержки по перевозкам необходимых для обустройства месторождений грузов.

По данным геологоразведочных работ, извлекаемые запасы углеводородов только в Ямало-Ненецком автономном округе составляют: нефти - 2,391 млрд тонн; конденсата - 1,234 млрд тонн; газа - 34867 млрд куб.м. Открыто 213 месторождений углеводородного сырья, в том числе 208 месторождений в пределах суши. При этом более половины из них приходится на неосвоенные районы: полуостровов Ямал и Гыданский. 11 трлн куб. м и правобережье реки Пур - около 7 трлн куб. м.

Общий грузопоток по транспортному коридору в южном направлении, согласно технико-экономическим соображениям, составит в среднем 20 млн тонн ежегодно.

С учетом грузов для предприятий горнорудной и угольной промышленности, нефтегазового, лесопромышленного комплекса, годовой объем грузоперевозок по намечаемой к строительству железной дороге в северном направлении составит, согласно технико-экономических соображений, до 20,3 млн. тонн ежегодно.

Формирование нового территориально-производственного комплекса на базе ресурсов Полярного и Приполярного Урала, полуострова Ямал, шельфовой зоны потребует опережающего развития в этом регионе энергетики. Здесь могут быть задействованы ресурсы низконапорного газа на отрабатываемых газовых месторождениях. Его запасы оцениваются в 5,3 трлн. куб. м. Стоимость электроэнергии, вырабатываемой с его использованием, как показывают расчеты, вдвое ниже, чем при обычной генерации.

Создание транспортного коридора и активное формирование новой горнорудной базы будет способствовать более полной загрузке предприятий машиностроения как Урала, так и России в целом, в том числе, тяжелого машиностроения. К примеру, "Уралмашзавод" мог бы поставлять шагающие экскаваторы для вскрышных работ (в настоящее время производит 2-3 машины в год), а также серию карьерных экскаваторов ЭКГ- 12, ЭКГ-20, ЭКГ-5, годовая программа по которым сокращена за последние 10 лет более чем 20 раз. Численность работающих сократилась за период 1991-2005 г. с 36 тысяч человек (без филиалов) до 4,5 тысяч человек.

Реализация проекта будет способствовать повышению эффективности использования экспортного потенциала Урала и Западной Сибири, Российской Федерации в целом. Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Север - Юг - сырьевые ресурсы Полярного и Приполярного Урала, сжиженный природный газ, деловая древесина, строительные материалы - в Индию, Китай, кварцевый концентрат в Японию, сжиженный газ в Европу.

Перспективный вектор экспортных грузопотоков по линии Юг - Север (при достройке железной дороги Обская - Бованенково - порт Харасавэй с выходом на трассу Северного морского пути). экспортная продукция перерабатывающей промышленности Урала, Сибири, лес и лесоматериалы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Свердловской области.

Диверсификация экономики Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов обеспечит более устойчивое развитие этих регионов, отход от жесткой зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей. В том числе, даст импульс созданию инновационных центров. К примеру, начатая на Восточном склоне Урала в Ханты-Мансийском автономном округе разработка месторождений особо чистого кварца потребовала привлечения большого научного потенциала для создания технологий его обогащения.

Ускорится реализация важнейших социальных программ, в том числе, улучшение транспортной доступности для жителей удаленных территорий Крайнего Севера.

Следует выделить три ключевых условия реализации столь масштабной, стратегически значимой задачи, как создание транспортного коридора "Урал промышленный - Урал Полярный".

Первое. Участие государства в инфраструктурном проекте. Напомню слова великого русского реформатора Петра Столыпина "Сначала идет дорога, за ней - частный капитал". Эта последовательность исключительна важна.

Второе условие. Устойчивые правила игры на рынке, которые обеспечиваются стабильностью законодательной, нормативно-правовой базы, ее активной ролью в поддержке бизнеса. Сегодня мы пока не имеем базового закона "О недрах", в стадии разработки. концессионное законодательство.

Третье. Обеспечение гарантий прав собственности, прозрачности, открытости бизнеса".