В правительство РФ внесен окончательный вариант проекта закона "О защите конкуренции". Как сообщили в пресс-службе Федеральной антимонопольной службы (ФАС), из тринадцати министерств и ведомств, согласовывавших законопроект, 12 дали положительное заключение. Отрицательное заключение на проект закона "О защите конкуренции" дала только Федеральная служба по тарифам. После получения заключения Главного правового управления администрации президента РФ законопроект будет вынесен на рассмотрение Государственной думы РФ. Накануне руководитель ФАС Игорь Артемьев дал интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Игорь Юрьевич, прошло больше года с момента вашего назначения на пост главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). И своим самым большим достижением на этом посту вы всегда называете появление проекта закона "О защите конкуренции"...

... Потому что этот закон приведет в цивилизованное состояние российское антимонопольное законодательство. По большому счету, мы нормально работаем и с сегодняшним законодательством, но России предстоит вступать в ВТО, наши бизнес-структуры серьезно представлены на мировом рынке, так что антимонопольное законодательство должно быть современным, динамичным и отвечающим всем реалиям российского и международного права. Поэтому над проектом закона "О защите конкуренции" мы долго бились внутри службы, буквально по строчке согласовывали его с бизнес-сообществом, правительственными структурами и так далее. Мы готовы к тому, что обсуждение в Государственной думе РФ будет не гладким, но отступать некуда - документ доведен до состояния, когда мы готовы идти на некоторые уступки, но по принципиальным моментам за каждую букву проекта будем стоять насмерть. Иначе просто не стоит его принимать.

ИА REGNUM: Что изменится с его принятием?

С принятием нового закона значительно сократится количество сделок, для совершения которых нужно будет получать разрешение в антимонопольном ведомстве. С одной стороны, это означает, что из-под нашей опеки будет выведен малый и средний бизнес, давление со стороны государства уменьшится. С другой стороны, значительно сократится и наш объем работы. Мы сможем сосредоточить свои усилия только на крупных сделках, действительно, оказывающих серьезное влияние на экономику страны. По новому законодательству отменяется согласование практически каждой сделки по приобретению акций. В законопроекте мы конкретизировали понятие государственной помощи как предоставления индивидуальных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, устанавливаем единые антимонопольные требования к проведению всех видов торгов органами власти и местного самоуправления. Что это даст? Во-первых, это упорядочит процедуру предоставления государственной помощи, во-вторых, ограничит незаконное предоставление льгот и преференций органами государственной власти и местного самоуправления избранным хозяйствующим субъектам, наконец, это будет стимулировать развитие справедливых конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами. Уточню, что понятие государственной помощи не будет применяться в отношении государственных или муниципальных средств, утвержденных бюджетами разных уровней, в отношении ресурсов, предоставляемых на основании торгов и в отношении средств, выделяемых на цели преодоления последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Следующий важный момент касается борьбы с картельными сговорами и злоупотреблением доминирующим положением. К большому сожалению, в прошлом году мы с вами стали свидетелями сговоров ряда компаний в нефтяной сфере, нефтехимии, металлургии. Доказать картельные сговоры в судах трудно. Часто от нас требуют документальное подтверждение факта сговора, подписанных протоколов о намерении повысить одновременно цены. Но такие документы никто не подписывает! Но даже если нам удается доказать сговор, то штрафы за нарушение антимонопольного законодательства настолько мизерные, что позволяет монополистам закладывать их в свои бизнес- планы и продолжать нарушать закон. Поэтому в законопроекте мы ввели понятие "коллективного доминирования, понятие согласованных действий, понятие координации деятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Это позволит более эффективно доказывать наличие злоупотреблений в российских судах. Одновременно с этим мы предполагаем внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, значительно повышая штрафные санкции за самые злостные нарушения. Если правительство и парламент нас поддержат, то за злоупотребление доминирующим положением нарушители будут платить от 0,5 до 2% от оборота компании за прошлый год, за картельный сговор - от 2 до 4% от оборота. Это уже очень серьезные меры.

ИА REGNUM: А кроме закона? Весь год огромная антимонопольная служба России писала один закон?

Ну, не такая уж и огромная! На всю страну около двух тысяч человек, из которых 350 работают в центральном аппарате в Москве. Мы выигрывали дела, причем достаточно серьезные, а в целом нам удалось за год обеспечить, на наш взгляд, справедливое, одинаковое для всех в России правоприменение антимонопольного законодательства.

ИА REGNUM: Неприкасаемых для вас нет?

Для нашей службы сегодня неприкасаемых нет, про остальных говорить не буду. Мы возбуждали дела и против Газпрома, и против нефтяных компаний, и против органов власти... Другое дело, что крупные компании хорошо защищены, применяют различные способы защиты своих интересов, и не всегда судебные... Но это реальность, которая изменится не скоро.

ИА REGNUM: На вас лично тоже никакого давления не было за этот год? Вы по-прежнему ездите без охраны?

А для меня ничего принципиально не поменялось за последние примерно 10 лет - после того, как я начал работать в большой политике. Когда я был вице-губернатором Санкт-Петербурга, со мной вели "серьезные" разговоры одни люди, теперь иногда пытаются другие. Но, по большому счету, ничего не изменилось, и мое отношение к этому также не поменялось.

ИА REGNUM: Внутри службы год назад было создано так называемое контрольное управление, которое призвано было "следить" за своими.

Это практически служба собственной и экономической безопасности. За год пришлось разобрать примерно 20 дел, что для 2000 работающих, согласитесь, немного.

ИА REGNUM: А увольнять многих пришлось?

Мы расстались с 10 руководителями территориальных управлений. Произошло это в начале 2005 года, когда у всех начальников управлений истек срок трудовых контрактов, и не всем они были продлены. На Камчатке, в Пскове, Кабардино-Балкарии и других регионах были объявлены открытые конкурсы на право замещения вакантных должностей руководителей территориальных управлений, и таким образом мы нашли новых сотрудников. Честно говоря, меня порадовали люди, которые приходят к нам работать. Из Кабардино-Балкарии приехали три относительно молодых человека, и каждый из них не мог поверить, что результаты конкурса не предрешены и происходит на самом деле равная борьба. Когда я послушал всех троих, почитал анкеты, понял, что у антимонопольной службы в России есть будущее. Потому что эти потенциальные руководители территориальных управлений представляют, что надо сделать для того, чтобы служба работала эффективно. И они видят четкую связь между эффективностью антимонопольной работы и активным развитием экономики в стране.

ИА REGNUM: Вы говорите о том, что в России построен государственно-монополистический капитализм. Что нужно, чтобы его разрушить?

В идеале, кроме закона "О защите конкуренции", который после принятия должен жестко исполняться, нужно несколько факторов. Необходимо, чтобы олигархи перестали заниматься политикой или делали это в цивилизованной форме. Этому может помочь закон "О лоббистской деятельности", а также законодательно закрепленное требование финансовой прозрачности деятельности политических партий. Во-вторых, нужно создать нормальные условия для развития малого предпринимательства, которое является подлинной основой любой экономики в любой стране мира. Это приведет к развитию конкуренции - главному внутреннему источнику роста, соответственно, к истинно рыночным отношениям и так далее. И, наконец, третий фактор - демонополизация. Известно, что в России существуют несколько монополий, которые принято называть естественными, хотя это не совсем так. Во всех уже идут реструктуризации - где-то медленными темпами, где-то поживее, но процесс сдвинулся с мертвой точки. Чем быстрее это будет происходить, тем скорее структура экономики изменится в сторону малого бизнеса.

ИА REGNUM: Так мало надо, чтобы разрушить российский госкапитализм?

Нужен и независимый суд, и свободный парламент, но я всегда смотрю на ситуацию через призму того, что можно реально сделать моими силами и силами моих товарищей. Мы занимаемся маленькими кусочками большой политики, но чем лучше будут сделаны эти кусочки, тем реальнее надежда, что большое дело сдвинется в правильную сторону. И кстати, наш проект закона "О конкуренции" во многом аналогичен европейским законам - таким образом, мы пытаемся приблизить Россию к Европе. Ведь по большому счету, выбор у нас небольшой - либо бюрократия и олигархи поведут страну по латиноамериканскому пути развития, либо мы пойдем по цивилизованному европейскому пути.

ИА REGNUM: А окончательный поворот еще не сделан?

Я думаю, нет.

ИА REGNUM: Игорь Юрьевич, сегодня еще существует в Москве такое понятие, как "питерская" команда?

Существует сообщество людей, объединенных когда-то общим местом жительства и работы. Я не буду говорить обо всех "московских" петербуржцах, но с теми, с кем мне непосредственно приходится работать, конечно, помогает то, что мы давно знакомы.

ИА REGNUM: Ситуация в Санкт-Петербурге, как одном из регионов России, вас сильно беспокоит?

Здесь работает очень опытный и уважаемый руководитель территориального управления - в этом плане я спокоен. Территориальное управление ведет активную политику, так что, в целом, мы отслеживаем ситуацию. В этом году будем внимательно следить за развитием транспортной и жилищно-коммунальной реформы, а также за другими процессами, которые могут привести к ограничению конкуренции. Мы независимы от региональных администраций и наша точка зрения тоже будет независимой.

ИА REGNUM: Российский бизнес серьезно представлен на мировой арене. Но если на мировом рынке российская компания - одна из двух-трех по объемам капитала, по рынкам сырья, то в собственной стране она автоматически становится монополией. Иначе не выйти на широкий рынок. Как быть?

Установить твердые, понятные и не меняющиеся правила игры внутри России. Ведь на мировом рынке эти правила почти везде есть. Но, разумеется, в данном случае нашей службе приходится проходить между Сциллой и Харибдой. Подрывать активное, порой даже агрессивное проникновение российских компаний на зарубежных рынках нельзя, но, но и позволять им делать все, что угодно на российской территории, тоже нельзя.

ИА REGNUM: А впереди вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и открытие наших рынков...

В это время важно не потерять российские компании. И снова мы возвращаемся к необходимости современного, но жесткого антимонопольного законодательства.

ИА REGNUM: Для стран распадающегося на глазах СНГ создавалось единое антимонопольное законодательство. Как далеко зашел этот процесс?

Со странами СНГ было большое продвижение вперед. Фактически был создан единый антимонопольный Кодекс, который предусматривал снятие административных барьеров, развитие конкуренции, единую антимонопольную политику. Теперь все это стоит под большим вопросом и зависит от политического решения ситуации...

ИА REGNUM: Игорь Юрьевич, за год работы на федеральном посту вы не покинули партию "Яблоко"?

Нет, я остаюсь с моей партией, потому что не отказываюсь от моих убеждений. И пока руководители страны терпят меня в таком качестве на этом посту, я буду работать.