Депутаты региональных законодательных органов власти, главы городских и районных администраций большинства регионов жестко критикуют ФЗ №131 о местном самоуправлении и предлагают его отсрочку на 2-3 года, сообщает ИА REGNUM. Вместе с тем они требуют создать трехстороннюю комиссию из представителей всех трех уровней власти, которая займется выработкой необходимых поправок в законодательство для осуществления реформы в остальных регионах. При этом части субъектов Федерации, способных работать по правилам 131 закона, должна быть предоставлена эта возможность.

Так полагают участники "круглого стола" о проблемах и перспективах реформы местного самоуправления, прошедшего в Госдуме 19 мая.

Президент Союза малых городов России Евгений Марков, обладая практической информацией о том, как идет исполнение 131 закона на местах, привел те вопросы, которые больше всего волнуют сегодня регионы:

- блок финансовых вопросов. По закону местные бюджеты формируются за счет налогов на физические лица (только 10% этих отчислений поступают в местные бюджеты), на имущество физических лиц, за счет земельных и сельскохозяйственных налогов. Однако, как отмечает Марков, в 2003 - 2004 гг. существенно сократилась доходная часть местных бюджетов. На сегодняшний день их наполняемость за счет собственных источников в среднем составляет от 30% до 60%. Эксперт прогнозирует, что данная тенденция может привести в 2007 г. к практически полному сокращению доходов муниципальных образований.

- кадровые вопросы. "Финансовые затраты здесь возрастают в 1,5 - 2 раза для местных бюджетов, что самое главное без расширения объема задач МСУ. Фактически 131 закон запрограммировал увеличение затрат", - отмечает Марков. 30% сегодняшних муниципальных служащих не имеют соответствующего образования, 50% не представляют своих обязанностей, сообщил о собственном исследовании Российской академии госслужбы зампред Ученого Совета РАГС Валерий Чичканов. "Проблема в чем? Мы знаем, кого надо учить, как надо учить, но на что? Есть распоряжение Суркова Жукову выделить из бюджета 3 млрд. 200 млн. рублей на обучение 160 000 служащих. Но денег пока не дают", - рассказал он. По информации министра регионального развития Владимира Яковлева из почти 500 000 муниципальных служащих, прошли курс обучения только 56 000. "Мы выносим этот вопрос на Правительство и просим регионы найти необходимые средства на подготовку кадров" - отметил министр на правительственном часе в Думе 18 мая.

- вопросы, связанные с территориальной организацией местного самоуправления в условиях единообразия, предложенного 131 законом. Например, существует проблема определения статусов муниципальных образований на Севере и Дальнем Востоке при низкой плотности населения, проживающего на огромных территориях. Марков заметил, что унификация решений, игнорирование местных особенностей каждого региона, заложенные в законе, "связывает руки на местах".

По общему мнению участников "круглого стола" социальные последствия от реализации 131 закона будут намного серьезнее, тех с которыми столкнулся федеральный центр в январе- феврале этого года, после вступления в силу 122 закона. "Была заложена и успешно реализована цель переноса политической ответственности на местный уровень и частично на региональный. Когда люди это осознают, последствия будут непредсказуемые. Власть окажется в состоянии кризиса" - считает Марков.

Не все субъекты РФ негативно относятся к нововведениям в организации местного самоуправления. По словам депутата ГД Александра Чуева (фракция "Родина"), справиться с финансовыми проблемами и достаточно быстро их решить могут, как правило, только регионы-доноры. Особое место занимают Ставропольский край и Новосибирская область, которые в полном объеме реализовали у себя 131 закон в 2004 году.

Стоит отметить, что до сих пор правительство не подготовило документов по определению порядка передачи собственности в муниципальные образования. По 131 закону процесс разграничения собственности должен быть завершен до 1 декабря 2005 г.