Правительства США и Азербайджана 12 апреля договорились в вопросе дислокации американских военных сил и баз на азербайджанской территории. Ввод этих сил начнется в этом году, и, исходя из огромного интереса, который представляет для США кавказский регион, американское военное присутствие будет здесь долгосрочным. Такие данные приводит американо-израильский Центр стратегических прогнозов Stratfor.

Со ссылкой на источник в правительстве Азербайджана, аналитики Stratfor утверждают, что окончательное соглашение между Вашингтоном и Баку в данном вопросе было достигнуто в ходе "бесшумного" и непубличного визита министра обороны США Дональда Рамсфельда в азербайджанскую столицу 12 апреля.

Далее Stratfor продолжает, "формально, силы США в Азербайджане будут называться "Временно дислоцированные мобильные силы", однако их присутствие будет также носить долгосрочный характер, в том числе и потому, что эффективность надолго закрепившихся баз США, противодействующих талибам в Центральной Азии, явно снизилась". Ввод сил в Азербайджан начнется в этом году, пишет Stratfor, добавляя при этом, со ссылкой на тот же источник в азербайджанском правительстве, что первые американские части и лайнеры прибудут сюда в ближайшие несколько недель. "Если данная информация соответствует действительности, то это станет серьезным усилением американского военного контроля над энергетическими ресурсами и приоритетами Каспийского моря", - заключают эксперты.

"В соответствии с соглашением, американские силы будут дислоцированы по трем базам: Кюрдамир (основная база), Насосная и Гуюллах, все три расположены в центральном Азербайджане. Различные типы американских самолетов будут дислоцированы на всех трех базах, которые имеют взлетные полосы, уже модернизированные под американские военные нужды. Здесь также возведены ангары для Военно-воздушных сил США и бараки для сил специального назначения. Все эти базы - бывшие Советские. В соответствии с новой стратегией передвижения малых баз Пентагона "лиловая подушка" ("lily pad"), размер и расположение сил в каждом конкретном случае варьируется в зависимости от задачи, а сами силы могут быть быстро передислоцированы для выполнения задачи в другой местности. Новые базы в Азербайджане будут небольшими, а их контингент будет меняться в зависимости от военных нужд США в данном регионе", - говорят эксперты Stratfor.

Предстоящее военное вторжение США в Азербайджан не стало неожиданностью, говорится далее. "Нажим США в данном направлении совпал с готовностью Баку угодить Штатам. Президент Азербайджана Ильхам Алиев испытывал сомнения, опасаясь реакции Москвы - Россия все еще имеет значение для Азербайджана, несколько миллионов азербайджанцев работают в России и отправляют средства своим родственникам домой, помогая тем самым развитию экономики. Последняя соломинка для Алиева была сломана, наверное, 4 апреля, когда Посол США Рино Харниш прямо заявил, что азербайджанский режим должен сделать "прогресс", если он не хочет стать свидетелем поддерживаемой Западом "бархатной революции", похожей на те, которые уже произошли в некоторых постсоветских государствах.

В Азербайджане вооруженные силы США будут в состоянии позаботиться о нескольких миссиях стратегического назначения, которые администрация Буша считает критически важными. Среди них протекция и защита стратегически важного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который будет введен в эксплуатацию в конце этого года. Кроме того, командование США в Европе проводит подготовку "Каспийских стражей", которые будут состоять из местных вооруженных сил и специальных войск, основной задаче охраны нефтепроводов. Именно с целью подготовки "Каспийских стражей" несколько десятков американских военных инструкторов уже несколько месяцев бесшумно работают в Азербайджане", - отмечается в анализе американо-израильского Центра. По мнению экспертов, среди прочих стратегически важных миссий вооруженных сил США в Азербайджане можно отметить следующие: "завершение процесса геополитического окружения Ирана, что позволит США подготовить лучший плацдарм, на случай если Вашингтон решит атаковать Иран, обеспечение стратегических энергоресурсов и коридора из Европы в отдаленные районы Центральной Азии для транспортировки сил и техники, создание новых рычагов давления на Россию, с помощью расположенных непосредственно за южным рубежом нестабильного Северного Кавказа баз в условиях продолжающейся войны в Чечне, защита проамериканских правительств в регионе, и перехват коммуникаций международных исламистских активистов в регионе".