Citibank обманным путем принудил стать клиентом сотрудника ИА REGNUM Евгения Москвичева, которого трижды обманула сотрудница банка, подошедшая к нему на заправочной станции British Petroleum с предложением открыть кредит. Экономист и бухгалтер по образованию, Евгений удивился необычайно щедрым условиям кредита. Дальнейшее общение с банком подтвердило, что реальные условия не соответствуют тем, о которых рассказала его сотрудница. Евгению такие условия не подошли, и он решил не активировать присланную ему карту. И тут выяснилось, что расторгнуть отношения с банком не так-то просто. И - не бесплатно.

"В конце марта-начале апреля, - рассказывает Евгений, - я заехал на заправку BP на Люблинской улице по направлению в сторону МКАД. Ко мне подошла девушка, представившаяся консультантом Citibank, и предложила открыть кредитную карту банка. Она рассказала, что это удобно, надежно и быстро. И бесплатно. Такие условия кредита мне показались нереальными. Я подумал, что редакции ИА REGNUM и потенциальным клиентам Citibank было бы интересно узнать, насколько это возможно, и я решил заполнить анкету. Уточнив главные интересующие меня моменты, я услышал следующее:
- карточка открывается бесплатно, и если я не захочу ею пользоваться, то, получив ее по почте, могу ее не активировать. Тогда я ничего не буду должен. Ответ был однозначным - ни комиссия, ни плата за изготовление или что бы то ни было еще при открытии карты не предусмотрена;
- получив карту, первые 6 месяцев я смогу пользоваться кредитом без комиссии (что меня очень удивило);
- сумма кредита может составлять до 320 тысяч рублей, в зависимости от дохода;
- далее кредитная ставка фиксированная и составляет 2% в месяц, соответственно 24% в год".

17 мая Евгений получил заказное письмо из Citibank, где ему сообщили, что его задолженность составляет 950 рублей - сумму за годовое обслуживание счета. Как рассказал Евгений, он "позвонил в Citibank, чтобы узнать, на каком основании (согласно выписке по моей кредитной карте от 25 апреля 2005 года) начислили задолженность за ежегодное обслуживание карточки, если карточка не была активирована. Оператор рассказал, что ежегодная плата за обслуживание счета начисляется автоматически при изготовлении карточки".

"Активировать карту я не стал. Во-первых, потому что сумма на кредитной карте оказалась не 320 000, а менее 160 000 (о том, что карты Mastercard выдаются тем, у кого сумма кредита составляет менее 160 000 тысяч, я узнал, зайдя на сайт Citibank). Во-вторых, в документах, которые я получил по почте вместе с карточкой Citibank, я не нашел подтверждения слов консультанта, что кредит на шесть месяцев будет бесплатным. Максимальный срок, в течение которого я могу бесплатно пользоваться кредитом, согласно документам, составляет 30 дней, - рассказал Евгений. - Когда, подтверждая свою заявку, я первый раз позвонил в банк и спросил, на какую сумму мне выдали карту, мне ответили, что не могут этого сказать, т.к. это можно узнать, только активировав карту. В ответ на мое удивление мне ответили, что сказать этого не могут в целях безопасности.

Оператор Citibank, с которым я говорил по телефону, пытаясь объяснить, что меня обманули, завел дежурный рассказ про правила оформления карточки. Услышав, что с правилами открытия карточки я знаком, и предварительно удостоверился, что никакой платы - ни за открытие, ни за активирование карточки - не предусматривается, оператор посоветовал мне зайти в отделение Citibank, чтобы заполнить там заявление о том, что меня неправильно проинформировали при оформлении карты. Тогда с меня снимут мою задолженность. Я поинтересовался, нельзя ли оформить такое заявление на сайте Citibank. Примерно через две минуты поиска оператор сказал, что данное заявление находится в разделе "Вопросы и ответы" на сайте Citibank. В списке заявлений, размещенных на сайте, образца такого заявления я не нашел".

Евгений снова позвонил в Citibank. Снова изложив оператору суть дела, Евгений услышал, что "сумма списывается с того момента, как карта вам выпущена. Одно дело, то, что вы ее не активировали - вы ей можете не пользоваться, но она существует, и она обслуживается".
- Как? Тогда такой вопрос. Когда я оформлял данную карточку на заправке BP, консультант, который предложила мне заполнить заявление на оформление кредитной карты, не предупредила меня, что мне будет списана комиссия за обслуживание карты. Хотя я спрашивал, будет ли что-либо списано с моего счета, или за оформление карты, или за обслуживание карты в случае ее неактивации. Я хочу понять, это стиль работы Ситибанка, или некорректность ваших консультантов?
- Это некорректно ответил консультант на заправке. Но, если вы хотите полностью в этом разобраться, я бы вам советовал подъехать в ближайшее к Вам отделение нашего банка, Вам там выписку дадут...
- Нет, выписка у меня есть. Я хочу понять, как я могу отписаться от этой суммы, я хочу получить уведомление, что у меня нет никакой задолженности перед Ситибанком. Как бы это сделать через интернет, например?
- Это вы можете сделать только в отделении банка.
- Хорошо. Утром я звонил, и мне сказали, что я могу написать заявление на вашем сайте, оформить его в разделе "Вопросы и ответы" и послать его Вам. Ввиду того, что данного заявления я не нашел, я опять звоню Вам. И Вы мне говорите уже, что это невозможно.
- Ну, не знаю, кто Вам дал такую информацию... но о таком я ничего не слышал, подобного у нас нет. Потому что все отказы принимаются в отделении.
- По телефону, по электронным адресам это никак, да?
- Да.
- Так... А есть ли какой-то электронный адрес или какой-то телефон-факс, куда можно пожаловаться?
- Опять же это только в отделении, мы их не знаем.
- Ну, а что же вы так, я не знаю. У вас головная контора, и вы не знаете, куда можно пожаловаться, нужно ехать в отделение...
- Нет, мы конкретно занимаемся тем, что говорим, есть кредит, нет кредита.
- Да? А Вы можете мне посмотреть, сколько задолженность составляет на сегодняшний день по моему счету?
- Я сейчас Вас переведу к сотруднику по телефону, и он Вам...
- Ну, давайте.
- До свидания.
- До свидания.
"Здравствуйте! Вы находитесь в системе автоматического..." - привычно зазвучал автоответчик.

ИА REGNUM решило предать эту историю гласности, чтобы предупредить тех, кто может стать жертвой нечистоплотных "маркетинговых стратегий".