Критерий ФАТФ №1

Отсутствие или неадекватная степень надзора и нормативных документов, регулирующих деятельность всех финансовых институтов в отдельно взятой стране, территории, оффшорной зоне, в соответствии с международными стандартами, установленными в отношении борьбы с отмыванием капиталов.

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

I. Формирование законодательной базы

Конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (Венская Конвенция 1988 г.) ратифицирована СССР 9 октября 1990 г.

Конвенция Совета Европы 1990г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" (Страсбургская) ратифицирована Федеральным законом от 28.05.01г № 62-ФЗ

Принят Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 07.08.01г. № 115-ФЗ, который вступил в силу 1 февраля 2002 года.

Принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 07.08.01г. № 121-ФЗ, который вступил в силу 1 февраля 2002 года.

Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

II. Формирование эффективной нормативно-правовой базы:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 г. № 211 установлены полномочия Комитета, разработанные в соответствии с Законом № 115-ФЗ и требованиями к подразделениям финансовой разведки Группы "Эгмонт"

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 245 "Об утверждении положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом".

14 июня 2002 года Правительством Российской Федерации за № 425 утверждено "Положение о предоставлении информации и документов Комитету Российской Федерации по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления".

17 июля 2002 года принято распоряжение № 983-р Правительства Российской Федерации "Об утверждении рекомендаций по разработке организациями, совершающими с денежными средствами и иным имуществом правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

Указание оперативного характера Банка России от 28.11.2001 г. №137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Положение Банка России от 28.11.2001г. № 160-П "О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Положение Банка России от 28.11.2001г. № 161-П "О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Указание Банка России от 24 мая 2002 г. № 1152-У "О внесении изменений и дополнений в Указание Банка России от 27 августа 2001 г. № 1025-у "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Постановление ФКЦБ России от 14.02.2002 №3/пс "О внесении изменений и дополнений в Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг", утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 июля 2001 года № 16 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг".

Критерий ФАТФ №4

Возможность открытия анонимных счетов или счетов на заведомо фиктивные имена.

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01г. № 115-ФЗ кредитным организациям запрещено отрывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации: "Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады)на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации."

Критерий ФАТФ №5

Отсутствие законодательства, нормативных документов, соглашений между надзорными органами и финансовыми институтами или обязательств, взятыми на себя самими финансовыми институтами, по установлению личности клиентов и бенефициарных владельцев по счету, в том числе: - отсутствие обязательств устанавливать личность клиента; - отсутствие требований устанавливать бенефициарного владельца, когда есть сомнения в том, что клиент действует не от своего имени; - отсутствие требований по перепроверке личности клиента или бенефициарного владельца счета в случае, возникновения подозрений в их истинной личности в ходе деловых контактов; - отсутствие обязательств по постоянному проведению учебных программ для своих сотрудников по выявлению операций, связанных с отмыванием капитала.

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

Пунктом 1 статьи 7 Федеральным законом от 07.08.01г. № 115-ФЗ установлена обязанность для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом: идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), по предъявляемым документам; фиксировать сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

Кроме того, существует требование по идентификации получателя по операции: сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ финансовые посредники обязаны разработать правила внутреннего контроля, включающие порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. "Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации."

В целях реализации требований Закона № 115-ФЗ Банком России выпущено Указание оперативного характера №137-Т "О Рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Рекомендации содержат комплекс мер (программы), которые кредитные организации осуществляют в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Данные программы включают в себя в том числе процедуры идентификации и изучения клиентов (анкетирование клиента); правила документального фиксирования и хранения информации, а также обучения сотрудников кредитной организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Критерий ФАТФ №6

Отсутствие законодательства, нормативных документов, соглашений между надзорными органами и финансовыми институтами или обязательств, взятыми на себя самими финансовыми институтами, по ведению и хранению в течение достаточного и разумного периода времени (5 лет) документов, связанных с установлением личности клиентов и проведению ими внутренних и международных операций. (данный критерий частично соответствует законодательству Российской Федерации)

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

Пункт 4 статьи 7 Закона № 115-ФЗ обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, хранить не менее 5 лет документы, подтверждающие сведения о совершении операций, а также копии документов, необходимых для идентификации личности. "Документы, подтверждающие сведения, указанные в настоящей статье, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет".

Кроме того, в соответствии со статей 40 Правил по ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" Банк России разработал нормы в соответствии с которыми финансовые организации должны вести записи по внутригосударственным и международным сделкам и сохранять их в течение 5 лет.

Критерий ФАТФ №10

Отсутствие эффективно организованной и обязательной для исполнения системы подачи сообщений о подозрительных и необычных операциях компетентным органам при условии, что эта система функционирует в целях выявления и пресечения случаев отмывания капиталов.

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

Пункт 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю. "Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю."

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в КФМ России сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю. "В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона."

Порядок направления информации для кредитных организаций установлен Положением Банка России от 28.11.2001г. № 161-П "О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Для остальных категорий финансовых посредников, являющихся субъектами исполнения Закона № 115-ФЗ, порядок направления сведений в КФМ России определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 245 "Об утверждении положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом".

Критерий ФАТФ №11

Отсутствие контроля за исполнением, а также отсутствие уголовных и административных санкций за непредставление сообщений о подозрительных или необычных операциях.

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ контроль за исполнением данного закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией. "Контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом."

Статья 13 устанавливает, что нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований Федерального закона может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии. Лица, виновные в нарушении Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. "Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации."

Процедура контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" определена Положением Банка России от 28.11.2001 № 160-П.

Порядок отзыва лицензий у кредитных организаций на осуществление банковских операций за неоднократное нарушений требований Закона № 115-ФЗ (в том числе за непредставление сообщений о подозрительных или необычных операциях) регламентирован Указанием Банка России от 24 мая 2002 г. № 1152-У "О внесении изменений и дополнений в Указание Банка России от 27 августа 2001 г. № 1025-у "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

Критерий ФАТФ №17

Очевидное нежелание конструктивно реагировать на запросы другого государства (например, непринятие должных мер, длительные задержки при подготовке ответов на запросы).

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

Вопросы обмена информации и международного сотрудничества регламентированы статьей 10 Закона № 115-ФЗ. "Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений. Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации. Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос......Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путем, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путем, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов."

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О ратификации конвенции об отмывании..." от 26.05.2001 года №62-ФЗ в качестве центральных органов, отвечающих за направление и исполнение международных запросов, определены Минюст России по гражданско-правовым вопросам и Генпрокуратура России по уголовно-правовым вопросам.

Критерий ФАТФ №21

Очевидное нежелание конструктивно реагировать на запросы в рамках взаимной правовой помощи (например, непринятие должных мер, длительные задержки при подготовке ответов на запросы).

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

Вопросы обмена информации и международного сотрудничества регламентированы статьей 10 Закона № 115-ФЗ. См. комментарий по критерию 17.

Критерий ФАТФ №23

Непредставление финансовых, людских и технических ресурсов административным и судебным органам, необходимых для осуществления их функций или при проведении расследований.

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 820 "Вопросы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу" решены первоочередные вопросы организации и финансирования деятельности КФМ России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 г. № 211 утверждено Положение о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу

Критерий ФАТФ №24

Неквалифицированные или коррумпированные сотрудники в органах государственной власти, судебных и надзорных органах, а также в числе ответственных за борьбу с отмыванием капиталов в самих финансовых учреждениях.

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

Россия активно участвует в работе Совета Безопасности ООН по разработке Конвенции по борьбе с коррупцией.

Подписана 12.12.2000 г Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (Распоряжение Президента Российской Федерации от 9.12.2000 г. № 556 -рп).

Подписана 27.12.99 г. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Распоряжение Президента Российской Федерации от 25.01.99 г. № 18 -рп).

Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за: ст. 290 - Получение взятки, ст. 291 - Дача взятки, ст. 285 - Злоупотребление должностными полномочиями, ст. 159 - Мошенничество, ст. 160 - Присвоение или растрата, ст. 171 - Незаконное предпринимательство, ст. 170 - Регистрация незаконных сделок с землей, ст. 174 - Легализация, отмывание денежных средств, ст. 289 - Незаконное участие в предпринимательской деятельности, ст. 204 - Коммерческий подкуп.

Критерий ФАТФ №25

Отсутствие централизованного органа (т.е. органа финансовых расследований) или аналогичной структуры, ответственной за сбор, анализ и передачу информации о подозрительных сделках компетентным органам.

Шаги, предпринятые Российской Федерацией

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 820 "Вопросы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу" решены первоочередные вопросы организации и финансирования деятельности КФМ России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 г. № 211 утверждено Положение о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу

5 июня т.г. на пленарном заседании Группы "Эгмонт" КФМ России был принят в эту организацию, что подтверждает соответствие КФМ России международным стандартам подразделения финансовой разведки.