2 июня исполнилось 13 лет с момента заключения под стражу в Приднестровье сотрудников отряда молдавской госбезопаности "Бужор". Андрей Иванцок и Тудор Петров-Попа - последние из шести членов этой группы, которые все еще отбывают наказание за совершенные ими, по мнению судебных органов ПМР, преступления. Трое других - Владимир Гарбуз, Петр Годияк и Александр Лешко уже отсидели назначенный им срок и вышли на свободу. Их руководитель, Илие Илашку указом президента Приднестровья Игоря Смирнова был передан Молдавии в 2001 году. Корреспондент ИА REGNUM попросил рассказать о сути этого важного аспекта в молдавско-приднестровских отношениях эксперта, работавшего и в молдавских, и в приднестровских СМИ, главного редактора газеты "Новый Днестровский курьер" Сергея Ильченко:

"Как обычно, повод вспомнить о "заключенных незаконного тираспольского режима" был отработан в Кишиневе по полной программе. На сей раз родственники и идейные соратники Иванцока и Петров-Попы обратились за помощью к президенту Румынии Траяну Бэсеску. "Мы на Вас очень надеемся и знаем, что вы ни на миг не забываете о приднестровской проблеме. Мы уверены, что Вы хотите приблизить и для нас тот счастливый момент, когда восторжествует правда и наша страна вновь будет целостной. Мы уверены, что Вы готовы применить все силы руководства Румынии для окончательного решения этой проблемы и освобождения Андрея и Тудора. Мы следили за действиями Румынии в случае похищения журналистов в Ираке и поняли, что вы сделали очень многое и с большим достоинством. Для нас надежда еще больше, ведь Андрей и Тудор арестованы не в Ираке, а в Молдове", - говорится в письме Евдокии Иванцок президенту Румынии Траяну Бэсеску.

Чтобы читателям ИА REGNUMбыло яснее, о каком "торжестве правды" идет речь, напомню историю вопроса.

Илие Илашку был офицером Министерства национальной безопасности Молдовы (МНБ). Позднее, ввиду крайней одиозности своей короткой истории, в которую уместились организация террористических актов в Приднестровье и Гагаузии, похищения людей, прессинг политических противников режима и поддержка националистических движений МНБ было переименовано в Службу Информации и Безопасности (СИБ) Молдовы. Под этим названием оно действует и поныне.

С 1990 года Илашку - председатель отделения Народного фронта в Приднестровье. Он был и остается ярым приверженцем идеи объединения Молдавии и Румынии. Открыто выступал в прессе с призывами считать врагами молдавского народа и физически уничтожать всех, кто поддерживает создание Приднестровской Молдавской Республики. Будучи руководителем террористической группы "Бужор", созданной по прямому указанию из Кишинева, он организовал и осуществил ряд особо опасных государственных преступлений на территории ПМР. В числе доказанных эпизодов - убийство депутата Верховного Совета ПМР и Верховного Совета МССР (на момент гибели его мандат депутата ВС МССР еще не утратил силу), члена правительства республики Николая Остапенко, убийство (сожжение заживо в автомашине) начальника штаба ополчения Слободзейского района Александра Гусара и покушение на убийство его семьи, покушение на зам.прокурора Слободзейского района Юрия Савенко...

В планы группы входило уничтожение и ряда других лиц, а также организация диверсий, таких как взрывы мостов, электростанций, водоочистных сооружений, объектов газового хозяйства и учреждений, в которых располагались органы власти ПМР. При обыске и аресте у Илашку и членов его группы, Иванцока, Петрова-Попы, Гарбуза и Лешко был изъят целый арсенал огнестрельного оружия: автоматы, пистолеты, снайперские винтовки, большое количество ручных гранат; мощные противопехотные мины; гранатомет и выстрелы к нему; портфель-дипломат с дистанционно управляемым взрывным устройством большой мощности и другие вещественные доказательства террористической деятельности. Что же касается источников снабжения террористов, то вот выдержка из текста приговора:

"В апреле 1992 года Илашку, Иванцок, Гарбуз, Петров, Лешко получили на явочной квартире в г.Каушаны (то есть на территории Молдавии, контролируемой Кишиневом) 5 автоматов, 1 ящик с патронами и гранатами, 6 пистолетов. Все это было переправлено на резиновой лодке через Днестр в село Карагаш".

Судебная Коллегия по уголовным делам Верховного Суда ПМР приговорила Илашку к высшей мере наказания - расстрелу. Других его сообщников - к лишению свободы на различные сроки, от нескольких месяцев до 15 лет. При вынесении приговоров, в частности, принимался во внимание факт личного участия в совершении убийств. Два террориста, еще остающиеся в заключении, убивали собственноручно. И получили по 15 лет.

Исполнение приговора в отношении Илашку было приостановлено в связи с изданием Указа Президента ПМР о моратории на смертную казнь. А 5 мая 2001 года президент Игорь Смирнов освободил Илашку. Он был передан представителям спецслужб Молдавии.

Формально это было сделано по просьбе президента Молдавии Владимира Воронина и в знак наметившегося вроде бы потепления отношений между Молдовой и ПМР. Фактически - под сильнейшим давлением со стороны России. В Москве в то время сделали ставку на Воронина - на "пророссийского", якобы, политика, обещавшего придать русскому языку статус государственного наравне с молдавским и привести Молдавию в союз России и Белоруссии. К тому же - "коммуниста", заявлявшего о своей антизападной позиции. К тому же отставного генерала милиции со времен СССР.

Россия, с подачи тогдашнего руководства МИД РФ, которое, в свою очередь, информировалось тогдашним послом России в Молдавии Павлом Петровским, выкрутила Приднестровью руки еще и потому, что опасалась неблагоприятного для себя приговора Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который принял к рассмотрению иск, поданный террористами, где они рассматривались как жертвы "незаконного сепаратистского режима". Точно также рассматривала членов группы "Бужор" и миссия ОБСЕ в Молдавии.

Однако, освобождение Илашку не только не помогло избежать такого решения ЕСПЧ, но скорее даже ускорило его. Илашку и его подельникам присудили около восьмисот тысяч евро компенсаций, которые должны были выплатить Молдавия и Россия, в соотношении примерно 20 и 80%. Кроме того, обе страны обязали "принять меры" для "немедленного освобождения" террористов, все еще остающихся в заключении. Мотив? Обе страны "не приняли надлежащих мер к их освобождению" из заключения, которое, ввиду "непризнанности" ПМР с точки зрения ЕСПЧ незаконно, независимо от фактов дела. Вопрос о том, совершали ли Илашку и его подельники инкриминируемые им преступления ЕСПЧ вообще не исследовал и от общения со свидетелями и с родственниками жертв террористов демонстративно отказался. Более того, убийства Остапенко и Гусара вообще оказались вне поля зрения "признанных" правовых органов, поскольку ни Молдова, ни СССР, ни Россия не проводили по ним расследования. А "непризнанность" ПМР дала европейской Фемиде блестящую возможность вообще вывести двух убитых бужоровцами людей за пределы правового поля, чем ЕСПЧ и не замедлил воспользоваться.

Зато приговор ЕСПЧ изобилует ссылками на российское военное присутствие в Приднестровье. По сути - он почти весь представляет собой сборник таких ссылок и пространных рассуждений о том, что в регионе все решает российская армия и что надо бы её вывести. Пожалуй, это один из самых политизированных приговоров за всю историю ЕСПЧ, что признают практически все российские эксперты, высказывавшиеся по этому поводу.

Кстати, предъявленное Москве обвинение в нарушении Европейской конвенции по правам человека неправомерно и с формально-юридической точки зрения. В то время, когда группа Илашку была задержана и осуждена, Россия еще не подписала этот документ. Член ЕСПЧ от РФ Александр Ковлер напомнил также, что Россия не может нести ответственность за действия приднестровских властей, поскольку Приднестровская Молдавская республика провозглашена 2 сентября 1990 года - в это время еще существовал СССР и не было самостоятельного российского государства. К слову, и сама Республика Молдова провозгласила независимость гораздо позже ПМР, в августе 1991 года.