Интервью министра по особым делам Южной Осетии, руководителя Юго-Осетинской части Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетиснкого конфликта Бориса Чочиева

ИА REGNUM: Борис Елиозович, прокомментируйте, пожалуйста, проходящую в Брюсселе встречу между представителями Республики Южная Осетия и Грузии.

Брюссельская встреча представителей Южной Осетии и Грузии является этапом проекта международного института стратегических исследований и не имеет отношения к официальному переговорному процессу. Во-первых, это встреча не на уровне государственных структур, как об этом заявляют многие, а каждый участник присутствует в личном качестве - как эксперт. Что же касается официальных экспертных групп, то они существуют в четырех стороннем формате (Россия, Грузия, Южная и Северная Осетия) и функционируют в рамках переговорного процесса по полномасштабному урегулированию грузино-осетинского конфликта. Нетрудно догадаться, почему международные организации с подачи грузинской стороны игнорируют уже существующую четырехстороннюю группу с участием государственных структур Южной Осетии. Не поддаемся ли мы обману и не снижаем ли таким образом значение нашего государства?

ИА REGNUM: Сообщалось, что юго-осетинские эксперты примут участие в обсуждении закона Грузии о реституции имущества беженцев и вынужденных переселенцев...

Трудно понять, почему наши представители должны принимать участие в обсуждении закона Грузии о реституции имущества беженцев и вынужденных переселенцев. Грузия для нас - соседнее государство. Корректно ли вмешиваться во внутренние дела соседнего государства? Или же мы, по мнению кое-кого, уже в составе Грузии и будем обсуждать "наш общий" закон Грузии? Разумеется, Грузия и не думает принимать этот закон, несмотря на многолетние обещания. Если бы такое намерение у нее было - приняла бы до сих пор. На мой взгляд совместное обсуждение грузинского закона это популистский шаг, рассчитанный прежде всего на якобы выполнение требования Совета Европы, а не на выполнение и восстановление справедливости в отношении беженцев.

ИА REGNUM: Были ли аналогичные предложения со стороны зарубежных организаций?

Следует обратить внимание и на "интересное" предложение Европейского центра по меньшинствам. Нас пригласили принять участие в их мероприятиях в качестве представителей национального меньшинства, проживающего в Грузии. Конечно, мы не можем принимать такого рода предложения, так как проживаем в суверенном государстве - Республике Южная Осетия, которая никакого отношения к Грузии не имеет. Если бы этот центр действительно исходил из заботы об осетинах как о национальном меньшинстве, то в Грузии все еще остается много осетин, права которых грубо нарушаются. Именно они должны участвовать в мероприятиях по линии национальных меньшинств, донося до международного сообщества правду о своем угнетенном положении и отстаивая свои права. Однако Европейский центр им даже не прислал никакого приглашения, разоблачив свои истинные намерения, которые ничего общего с заботой о правах осетин не имели, но ставили целью втянуть Южную Осетию в той или иной форме в орбиту Грузии. Как мне стало известно, с юго-осетинской стороны кое-кто проявил интерес к этой поездке, но это тема отдельного разговора.

ИА REGNUM: Значит ли это, что Вы против встреч?

Конечно, это не значит, что я выступаю против встреч - встречаться надо. Любая встреча, если ее профессионально подготовили и провели, может принести пользу.

Однако следует учитывать, что наши оппоненты не упускают возможности воспользоваться отдельными промахами в своих целях. Заместитель госминистра по урегулированию конфликтов Грузии Вольский уже поспешил назвать проводимую в Брюсселе встречу "грузино-осетинскими переговорами", в которых участвуют и эксперты, работающие в составе смешанной контрольной комиссии. Он добавил, что там же будут обсуждаться вопросы политического статуса Южной Осетии, и особенно подчеркнул, что участие российской делегации на переговорах в Брюсселе не запланировано, однако запланировано посещение штаб-квартиры НАТО.

Встречи и контакты нам нужны для того, чтобы укреплять политические позиции республики. Трудно понять посещение представителями Южной Осетии штаб-квартиры НАТО, если мы говорим о пророссийской ориентации. Не размываем ли мы свои позиции, совершая такие трудно объяснимые шаги, которые могут быть расценены как изменение политического вектора? Много раз говорилось и о необходимости осторожного отношения к разного рода двусторонним мероприятиям, тем более, на таком уровне. А теперь отсутствие делегации России на неофициальной встрече наши оппоненты уже преподносят в выгодном для себя свете, намекая на далеко идущие выводы.