Ситуацию с "пропажей" 7,8 миллиардов кубометров российского газа на Украине специально для ИА REGNUM комментирует эксперт в области российско-украинских отношений Дмитрий Куликов:

"Руководитель "Нафтогаз Украины" А.Ивченко назвал вопрос о поставках российского газа на Украину вопросом двух хозяйствующих субъектов, имея в виду свою компанию и РАО "Газпром". Россия должна только приветствовать такой подход. До сегодняшнего дня все поставки энергоносителей на Украину регламентировались как минимум межправительственными, а как правило межгосударственными (на уровне президентов стран) договоренностями в которых политические интересы сильно подчиняли себе экономические. Характерным следствием такой договоренности являлось то, что Украина получала реальную экономическую выгоду, а Россия никогда не получала каких-либо политических преимуществ. На днях выяснилось, что "Нафтогаз" украл у "Газпрома" 7,8 млрд.м3 природного газа, находившегося на временном (оплаченном) хранении в украинских подземных хранилищах газа (ПХГ). Руководство "Нафтогаза" поспешило заявить, что газ никуда не пропал, а только не может быть отдан "Газпрому" по техническим причинам. По всей видимости, Украина израсходовала по максимуму запасы газа в ПХГ и остатки, в которые формально записали российский газ, не могут быть выкачаны из ПХГ без угрозы дальнейшего нормального функционирования хранилищ. То есть свой собственный газ Украина полностью использовала (продала и получила за него деньги), а за счет российского газа поддерживается безопасность украинских ПХГ. Другими словами, российский газ "экспроприировали у временное пользование", как говорил украинский герой фильма "Зеленый фургон". Но если говорить "о вопросах, возникающих между двумя хозяйствующими субъектами", то имущество, которое не возвращается одной стороной другой стороне на условиях, предусмотренных договором (контрактом) следует считать украденным (присвоенным).

Из общедоступных источников известно, что эти 7,8 млрд.м3 в газовом балансе "Газпрома" предназначались потребителям в Западной Европе. Не знаю, допустил ли "Газпром" срыв поставок и будут ли у него теперь санкции от покупателей. Если будут, то необходимо, что бы их покрывала украинская сторона. Это первое.

Второе, стоимость этого объема газа на рынке Западной Европы составляет не менее 1 миллиарда евро. Украина должна рассчитаться с "Газпромом" в сроки и по цене, предусмотренной контрактами с западными потребителями, а не по цене 50 долл. США за 1000 м3, по которой сейчас Россия поставляет газ Украине. Разница как минимум в 2 раза.

Третье. В споре "двух хозяйствующих субъектов" необходимо жестко поставить вопрос о газовом бизнесе "по-украински". Как вы думаете, куда делись 7,8 млрд.м.3 российского газа? Ответ, скорее всего, будет таким: "Проданы Украиной потребителям в Западной Европе по европейским ценам". Установить это будет очень легко посчитав украинский газовый баланс. Это как в школьной задаче про бассейн и две трубы, по одной из которых вливается, а по другой выливается. Мне кажется, именно на это намекал В.С. Черномырдин, когда комментировал историю с пропажей этого объема газа. Следует помнить, что он разбирается в тонкостях торговли газом как никто другой. Вот и весь нехитрый газовый бизнес. Продать в Европу за 100 и сейчас, а с Россией рассчитаться по 50 и потом.

Так уже не единожды было с вопросом о так называемом "несанкционированном отборе газа". Украина отбирала из трубы российский газ сверх предусмотренного контрактами объема и оформляла его как долг перед Россией по цене 50 долл., и с отсрочкой платежа, а продавала этот газ на Запад в два раза дороже с расчетами немедленно. Бизнес немудреный, но очень высокодоходный.

Четвертое. Удивительный факт - Украина, которая более чем две трети потребляемого в стране объема газа импортирует, при этом сама является экспортером этого же газа. На днях премьер Тимошенко выразила недовольство тем, что экспорт газа "Нафтогазом" осуществляется по ценам ниже мировых. Сколько нахальства и презрения к России нужно иметь, что бы обсуждать поставки газа в Европу, украв у России этот газ? Вопрос: зачем мы продаем Украине газ по 50 долл., если она продает его дороже, но ниже мировых цен, ломая нам рынок? Заподозрить в глупости людей, работающих на рынке газа, трудно. Остается заподозрить их в том, что разница в цене делится на всех участников "бизнес-схемы".

Пятое. Мы просто обязаны пойти навстречу стремлению Украины строить наши взаимоотношения исключительно на основе экономических выгод. Это значит, что все взаиморасчеты должны производиться только деньгами и никакого бартера. Это значит, что цена газа для Украины должна быть такой же, как и для Прибалтики (около 90 долл. за 1000 м3). Общеизвестно, что такая цена на газ поставит украинскую металлургию и химию на грань банкротства - это сотни тысяч потенциальных безработных на Востоке и Юге Украины. Общеизвестно что, житель Украины не готов платить за потребляемый в домашнем хозяйстве газ (украинские населенные пункты были довольно сильно газифицированы еще во времена СССР) больше, чем он сейчас платит. Поэтому политические вопросы руководству страны (Украины) придется сначала обсудить с собственным населением, а уж только потом выходить на переговоры с Россией, будучи так сказать, более подготовленным. Еще это значит, что цена транзита туркменского газа через Россию на Украину должна быть такой же, как цена транзита российского газа через Украину в Европу. Кроме того, если Украина будет поднимать цену европейского транзита российского газа, нужно перекладывать этот подъем на потребителя, то есть на Европу. Если Украина так стремится в ЕС, то "интеграционные процессы" можно и нужно начинать с вопроса о том, из чего складывается цена на газ для рядового западноевропейца. При таких "чисто экономических взаимоотношениях двух хозяйствующих субъектов" вопрос о том, какой должна быть политика в области российско-украинских взаимоотношений, снимется сам собой.

Шестое. Есть вопрос о российской политической воле. Очевидно, что если Россия начнет делать нечто похожее на изложенное выше, то "друг Буш" немедленно обратится "с просьбой" к "другу Путину" не обижать "друга Ющенко". И это главный вопрос, потому что это вопрос о сохранении суверенитета и независимости России. С украинским суверенитетом и независимостью все понятно со времен последних президентских выборов. Украина от суверенитета и независимости отказалась. Вопрос о российском суверенитете пока не решен и за его сохранение необходимо бороться, иначе экономическую выгоду Украина будет извлекать из отношений с Россией, а "политически дружить" с Америкой".