9 июня в Москве прошел круглый стол "Россия-Молдова: перспективы сотрудничества между муниципалитетами, регионами, государствами", сообщает корреспондент ИА REGNUM. Главные выводы круглого стола можно представить так: потенциал сотрудничества между странами немалый, но отношения не должны концентрироваться только на приднестровской проблеме. Молдавия не знает, чего в точности хочет Россия, а России не хватает четко выверенной политики в Молдавии, что проявляется в разрозненных действиях и позициях российских органов власти - Госдумы, министерства иностранных дел, администрации президента.

Ион Гуцу, член парламентской оппозиционной фракции "Наша Молдова", охарактеризовал межгосударственные отношения "не просто как холодные, а тупиковые". Он заявил, что одна из главных проблем в республике - кризис идентичности, характерный для всех молодых государств. "Спустя 15 лет это одна из самых серьезных наших проблем, касающаяся национального самоутверждения и самосознания. Чем дольше будет затягиваться приднестровская проблема, тем более символичной будет становиться наша государственность", - сказал он. Иллюстрируя раскол в республике, Ион Гуцу рассказал, что Молдавия сегодня вложила порядка 10 млн. долларов в строительство ветки железной дороги в обход Тирасполя. Он напомнил, что 10 июня парламент Молдавии будет рассматривать и, скорее всего, примет ряд документов, которые добавят негативный оттенок в российско-молдавские отношения - это вопрос вывода российских военных баз из Приднестровья, "план Ющенко" по урегулированию приднестровской проблемы. Депутат заметил, что, помимо известного регионального конфликта, есть и проблема межнациональных отношений, когда практически не действует принцип полиэтнического плюрализма; есть проблема сохранения русского языка: "Разве Россию не беспокоит, что молодое поколение уже не знает русского, особенно это очевидно в селах?" - обратился он к российской делегации. Парламентарий привел пример того, как к пропаганде своих языков относятся США и Франция, которые приезжают в села и помогают преподавать школьникам английский и французский. Важным упущение России Гуцу считает отсутствие работы с интеллектуальной элитой в республике, у которой уже выработалась устойчивая аллергия на Россию.

Владимир Брутер, молдавский эксперт Международного Института гуманитарнополитических исследований, полагает, что Россия совершает далеко идущую ошибку - не присутствует в республике постоянно. В то же время, "план Козака", по его мнению, был неприемлем именно из-за того, как российская сторона его преподносила и пыталась получить на него согласие - в отсутствие открытого обсуждения в СМИ и широких политических консультаций. Эксперт предположил, что президент Молдовы Владимир Воронин не хотел его подписывать с самого начала потому, что Россия действовала "кавалерийским наскоком", который не менее пагубен для российско-молдавских отношений, чем "ее неприсутствие в регионе".

Валентин Крылов, исполнительный секретарь молдавской "Патрия - Родина" сказал: "Важно подчеркнуть, что во власти Молдавии нет политиков, способных понять точку зрения Тирасполя. А те депутаты, которые понимают ее, ограничены во влиянии на официальный Кишинев". Его точка зрения - элита совершенно не понимает проблему и причины приднестровского конфликта. Он поддержал ранее высказанную идею о возможной эффективности воздействия Евросоюза на республиканскую элиту (при условии, что не будут применяться двойные стандарты), чтобы объяснить принцип федерации, которая не может быть "плохой или хорошей", так как она выполняют совершенно определенную роль в обществе. Валентин Крылов назвал ситуацию вокруг Приднестровья этнополитическим конфликтом, подчеркнув преимущественно значение этнической составляющей. Он обратил внимание участников круглого стола, что позиция официального Кишинева в этом вопросе четкая: они называют конфликт чисто политическим. "В республике выделяются три проблемы: национальной идентичности, межнациональных отношений, территориальной целостности. Россия участвует в основном в последнем вопросе, однако ее активность в двух других не менее важна", - отметил Крылов. Говоря о нежелании обсуждать причины приднестровской проблемы официальными властями, он указал на доклад ОБСЕ, который был подготовлен и передан европейскими специалистами в органы власти республики сразу после окончания вооруженного конфликта, "и до сих пор его не читали ни в парламенте, ни в правительстве, не были даже организованы парламентские слушания".

Валерий Клименко, лидер молдавского общественно-политического движения "Равноправие", кандидат в примары (мэры) Кишинева, сказал, что Россия игнорирует то обстоятельство, что надо опираться на своих соотечественников в Молдове, "а то мы вынуждены один на один добывать их политическую поддержку". Он предположил, что пророссийская часть в электорате коммунистов будет снижаться: "В ходе парламентских выборов агитаторы коммунистов, отвечая на опасения граждан по поводу антироссийской политики коммунистической партии, говорили, что это временно. Когда выборы прошли, но ничего не изменилось в этом плане, люди понимают, что их обманули".

Николай Фомин, заместитель руководителя департамента стран СНГ МИД РФ, не назвал российско-молдавские отношения прохладными или тупиковыми, но посетовал, что "чувствуется нехватка диалога" и недостаточность "информации, которая приходит из официального Кишинева". Он сообщил, что между двумя государствами подписан и ратифицирован договор о стратегическом партнерстве, Россия на основании двустороннего договора играет роль сопосредника в переговорах по урегулированию приднестровской проблемы, а также выступает страной-гарантом переговоров наряду с Украиной и ОБСЕ. Неподписание Меморандума Козака, по его словам, не означает отказа от него полностью: "Он не изъят из фонда идей, предложений по урегулированию проблемы". Комментируя "план Ющенко" дипломат отметил, что МИД, "конечно, не готов подписаться под ним, но приветствует инициативу украинской стороны, поскольку это означает ее активизацию в этом пространстве".

Виталий Андриевский, независимый эксперт из Молдовы, заявил, что "наши отношения развратили друг друга". Как иллюстрацию он привел пример российско-молдавских переговоров, проходивших при участии премьер-министров России и Молдовы Виктора Черномырдина и Андрея Сангели, в ходе которых обсуждались вопросы молдавского долга перед Россией за газ. Переговоры шли долго и безрезультатно, пока Сангели не отложил все бумаги в сторону и не обратился к коллеге: "Виктор Степанович, вы такой большой, и Россия такая большая страна! Я - маленький, и моя страна - маленькая! Ну что мы можем сделать?" Черномырдин ответил: "А, ладно. Прощаем вам долг". Эксперт подчеркнул, что России не надо сосредотачиваться только на приднестровской проблеме в отношениях с Молдавией. Кроме того, Россия должны осознать, что Молдавия - равнозначный партнер России, и это очень важно, отметил он. Демократизировать, по его мнению, надо не только Приднестровье, но и Молдавию. Касаясь проблемы русского языка, как одной из важнейших для России "гуманитарных проблем", Андриевский сказал, что "у нас проблема не только с ограничением изучения русского, но и снижение качества его преподавания". В торгово-экономическом пространстве также есть проблема - экономическое присутствие России в постсоветских странах, полагает эксперт. Он считает, что Молдавия предлагала России несколько перспективных проектов для совместного участия, в частности, модернизацию железных дорог, к которым России не проявила интереса. "Больше виновата в этом молдавская сторона, поскольку она была более заинтересована в российских инвестициях, но и со стороны России тоже ведь не было никаких импульсов", - констатировал он. Андриевский заявил, что существуют серьезные проблемы имиджа России в Молдавии, а также имиджа Молдавии в России. Чтобы пойти вперед, сказал он, нужно создавать совместные организации на неправительственном уровне и развивать парламентские связи.

Модест Колеров, начальник управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, по общему мнению, высказал долгожданную "прагматичную позицию" России в отношении Молдавии. Отвечая на вопрос предыдущих ораторов "чего хочет Россия?", Модест Колеров сказал: "Россия хочет демократического решения приднестровской проблемы и хочет обеспечить права всех национальных меньшинств в этом регионе, а это не только русские, но и украинцы, болгары и другие народы. Россия будет защищать российских граждан, которых в Приднестровье примерно 87 000, и вместе с гражданами Украины (около 50 000) их численность сопоставима с численностью граждан Молдавии. Россия хочет легитимных, демократических и свободных выборов, муниципальной свободы. Россия стремится к честным экономическим отношениям и в целом к дружественным отношениям с Молдавией. Однако не надо думать, что наши транзитные соседи получают автоматически монополию на любовь России". Он заявил, что необходимо решать проблему легальности трудовой миграции из Молдавии, сославшись на печальный пример Киргизии, с которой этот вопрос не решен. Так, по его информации, в России находятся 500 000 граждан этой республики, из них только 70 000 - легально, и лишь 5 000 имеют разрешение на трудовую деятельность в России. На предложение российской стороне разъяснить молдавской элите неконструктивность антироссийской риторики в республике Колеров ответил, что России не нужно этим заниматься, поскольку "это проблема демократичности государства". Колеров также упомянул "план Козака", заметив на предположение Брутера о нежелании Воронина изначально подписывать документ, что "каждая его страница была завизирована Смирновым (Игорь Смирнов, глава Приднестровской Республики - прим. ИА REGNUM) и Ворониным".