Вопрос о принципиальном подходе к реконструкции и реставрации 2-й очереди комплекса зданий Государственного академического Большого театра России был рассмотрен на заседании Федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) Министерства культуры и массовых коммуникаций России, состоявшемся 9 июня.

Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов рассказал о катастрофическом и опасном для зрителей, артистов и сотрудников состоянии здания и объявил, что 1 июля 2005 года, как и запланировано, основное здание театра закрывается на реконструкцию с тем, чтобы, согласно поручению президента, вновь открыться в марте 2008 года.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Роскультуры, проект реконструкции был представлен его разработчиками - директором научно-реставрационного центра "Реставратор-М" Еленой Степановой и главным архитектором проекта Никитой Шангиным (ЗАО "Курортпроект"). Острую дискуссию вызвал предложенный последним вариант экспонирования северной колоннады здания, ныне скрытой от глаз публики, которая, согласно проекту, подлежит разборке. В соответствии с замыслом авторов, колоннада Бове должна быть перенесена в камерный зал, проектируемый под Театральной площадью и предназначенный для оркестровых репетиций и камерных концертов и станет основным элементом его интерьера. Справка ИА REGNUM: Северная стена здания, где располагается ныне закрытый пристройкой 10-колонный портик, является единственной частью здания Большого театра, построенного в 1821-1825 гг. по проекту Осипа Бове, которая не подверглась изменению, когда здание перестраивалось Альбертом Кавосом после пожара 1856 года.

Рецензент проекта - член Совета профессор, доктор искусствоведения Андрей Баталов рассказал ИА REGNUM о сути своих разногласий с его авторами.

"Основная моя претензия к проекту реставрации заключается в том, что мне непонятно, почему реставрационными мероприятиями охватывается не все здание, а только его зрительская часть вплоть до авансцены. Далее речь идет уже только о реконструкции, - сказал он. - Между тем, Большой театр это памятник федерального значения. Это значит, что памятником является вся историческая часть здания, включая и северную стену, которую авторы проекта предлагают снести. Аргумент в пользу сноса портика Бове очень интересный - мол можно снести, потому что сейчас его все равно никто не видит. Но ведь часть памятника, которую вы не видите, все равно является памятником!"

"На памятнике федерального значения могут быть только одни работы - реставрационные - подчеркнул Андрей Баталов. - Нам говорят, что Большой театр должен развиваться, что надо превратить его в театр XXI века, а это требует реконструкции сценической части и сноса северной стены. Но Федеральный научно-методический совет не занимается вопросами развития театра. Его дело - сохранение памятника. Уничтожение же северной стены нарушит целостность памятника, его композиционную структуру".

По словам Андрея Баталова, в данном случае интересы развития театра пришли в противоречие с интересами памятника. Выход из этой ситуации, по его мнению, следовало искать или на пути строительства совершенно нового, современного здания, отвечающего всем требованиям театра XXI века, или в поле компромисса, позволяющего максимально сохранить целостность памятника, приспособив его к современному использованию. Совмещение этих двух подходов в одном проекте он считает недопустимым.

Несмотря на возражения рецензентов, проект реконструкции и реставрации основного здания Большого театра, который предусматривает разборку северной колоннады Бове и музеефикацию ее в Камерном зале, был одобрен в целом большинством голосов. "За" проголосовали 20 членов Совета, "против" - 8.

Иллюстрация - сайт Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры