"Северным странам вместе теплее"

(Красноярский рабочий, 15.06.05)

Вчера в Санкт-Петербурге открылся IX Международный экономический форум, в котором принимают участие и представители Красноярского края.

В частности, на форум, который продлится по 16 июня, приглашены председатель Законодательного Собрания края Александр Усс и его заместитель Анатолий Ромашов. Участники рабочей встречи обсудят новую редакцию среднесрочной программы экономического развития России до 2008 года, а также вопросы международного сотрудничества северных стран.

"Караваны идут по графику"

(Красноярский рабочий, 15.06.05, С.Долженкова)

Как организован и какими темпами движется в нашем регионе северный завоз - об этом рассказывает сегодня заместитель директора Службы государственного заказа края Андрей Владимирович Грицевич.

- Сейчас основная наша задача - контроль за исполнением завоза, за своевременностью отгрузки, доставки, рассмотрение возможных споров и претензий. В настоящее время как раз самая горячая пора для поставщиков.

- В связи с созданием единого субъекта Российской Федерации ваши полномочия, наверное, значительно расширились?

- Они изменились отчасти. Все три субъекта ещё имеют самостоятельный статус и поэтому сами осуществляют завоз. Мы наблюдаем за тем, как проводится кампания на Таймыре и в Эвенкии, не вмешиваясь в процесс. Пока дела у них идут достаточно успешно. Особенно в Эвенкии. На Таймыре есть небольшие затруднения, связанные с предварительной оплатой контрактов, но там ещё навигационный период не начался, что вполне позволяет уложиться в оптимальные сроки.

- Как северный завоз выглядит в цифрах?

- Нефтепродукты в количестве 28,5 тысячи тонн предназначены для пяти муниципальных образований. Каменного угля предстоит завезти 146 тысяч тонн. Это меньше, чем в прошлом году, потому что сейчас районы ведут свою экономическую политику в условиях дефицита денежных средств. Поэтому более скрупулёзно считают, всё лишнее "отсекают".

Нынче северный завоз обходится краю в 690 миллионов рублей. Есть проблема с Игаркой, но она сейчас находится в стадии решения, что позволит обеспечить северян необходимым запасом товаров и топлива. Цифры этого года свидетельствуют о том, что нефтепродукты подорожали на 30-50 процентов. Так что жизнь заставляет искать новые пути решения проблем, внедрять более современные технологии.

- Что это за новшества?

- Известно, что в Игарке сейчас достраивается центральная отопительная котельная N 3, которая будет работать на электроэнергии. Это взамен той, что сейчас использует в качестве энергоносителя каменный уголь. Так что альтернативные источники в Игарке есть, а значит, и есть шанс "уйти" от дорогого завозного топлива.

Могут быть аналогичные варианты в других районах. Скажем, в Туруханском. Вновь переизбранная на свой пост глава района Симона Григорьевна Юрченко прорабатывает, насколько мне известно, варианты снабжения своей территории сырой нефтью с Ванкорского месторождения.

Что касается самой технологической схемы снабжения трёх регионов Красноярья, то механизм сложился давно и в настоящее время не меняется. Одна общая водная артерия - Енисей. Есть мощные флагманы, такие, как ОАО "Красноярскнефтепродукт", ОАО "Енисейское речное пароходство". На карте края немало сложных географических "точек" и мест, куда, кроме них, никто грузы не доставит. Например, Диксон может обслуживаться только судами морского класса, какими никто, кроме Енисейского пароходства, не владеет. Поэтому, конечно, логично с точки зрения экономической целесообразности все три завоза объединять в один. Но это в будущем, причём, подчёркиваю, существующая транспортная схема должна не меняться, а только укрепляться. От добра добра не ищут. Во многих посёлках Туруханского района разгрузка караванов идёт полным ходом: поступают нефтепродукты - бензин и дизельное топливо. В соответствии с утверждённым графиком пойдёт каменный уголь для зимних запасов.

На сегодня те посёлки, которые расположены на боковых притоках Енисея, уже обеспечены по программе завоза полностью. Это Келлог и Совречка в Туруханском районе, в Енисейском - посёлки, расположенные на Касе и Сыме. Идёт отгрузка в Кирсантьево Мотыгинского района. Почти наполовину обеспечена Эвенкия, в частности та её часть, которая расположена на Подкаменной Тунгуске.

"Местная власть "в законе"

(Красноярский рабочий, 15.06.05. Юрий Чувашев)

Недавно прошедшая в Красноярске внеочередная конференция Ассоциации контрольно-счётных органов России, на которой обсуждались проблемы внешнего финансового контроля накануне окончательного завершения реформы местного самоуправления в стране, в очередной раз со всей наглядностью подтвердила разительный контраст между реформаторским пылом верховной власти и реальным положением дел на местах.

Причём, что характерно, классический принцип познания - "Подвергай всё сомнению!" - с наибольшим жаром озвучивал с трибуны именно посланец федеральных верхов Сергей Степашин. Впрочем, понятное дело, председателя Счётной палаты страны сама его должностная функция обязывала строжиться в адрес чиновников и грозно остерегать их от мздоимства и коррупции в условиях реформенной смуты.

А между тем трезвых и лишённых восторженности голосов и без того хватало. Председатель Законодательного Собрания края Александр Усс назвал главной базовой проблемой реформы МСУ огромное разнообразие местных условий и сосредоточенность центров образования прибыли лишь в нескольких территориях, за счёт которых и живут все остальные. Это и по России в целом так, и у нас в крае. Нельзя забывать, что из 500 с лишним краевых муниципальных образований всего лишь несколько являются донорами. Так что пока никак нельзя ожидать, что все прочие органы МСУ смогут жить за свой счёт, как это, вероятно, видится сегодня с высоты Кремля. В то же время, понимая жёсткую необратимость процесса реформирования МСУ, глава законодательной власти региона поддержал позицию власти исполнительной: муниципальным образованиям нужно эффективнее заниматься увеличением доходной базы, а не слать бесконечно гонцов-просителей в приёмные губернаторских замов и начальника главного финуправления. Совет, конечно, здравый, да вот только давать его куда проще, нежели исполнить. И грядущего нашествия челобитчиков с мест в Красноярске явно не избежать.

Тем более что и сам Степашин, отдавая должное закону о коренной реформе МСУ и именуя идущий сейчас в стране процесс утверждением европейской модели организации местной власти и установлением прямой демократии на местах, вместе с тем чётко выделял наиболее слабые стороны и очевидные проколы в разработке закона, исправлением которых федеральная власть почему-то никак не хочет заняться. Скорбный этот перечень включает в себя очень многое. Начать можно хотя бы с несоответствия нынешних финансовых ресурсов муниципальных образований их обязанностям и предоставленным по закону возможностям. Ещё одна серьёзная проблема - неохваченность органов МСУ внешним финансовым контролем, особенно на низовом уровне. Об этом говорит ситуация в целом по России - на сегодняшний день внешним финансовым контролем охвачено менее одного процента низового МСУ. Что же касается увеличения количества муниципальных образований в стране с 11 до 24 тысяч с лишним за последнее время, то, по словам Степашина, нужно ещё разобраться, где это происходит естественно, а где - искусственно, за счёт "натягивая схемы на неподготовленные кадры". Ибо нельзя же повторять печальный опыт введения федерального закона о монетизации льгот, когда около 70 процентов необходимых для этого нормативных актов не было подготовлено вовремя и качественно.

И ещё одно: поскольку МСУ по-прежнему неминуемо будет зависеть от финансовой помощи сверху, а уровень квалификации кадров на низовой ступени самоуправления ещё долгое время будет невысоким, то в переходный период реформирования значительно увеличатся возможности для финансовых злоупотреблений и использования местных бюджетов в личных целях, так как исполнительная власть на местах тесно сплетается с МСУ, а внешнего финансового контроля на низовом уровне ещё просто нет. А что касается представительных органов МСУ, то, не имея средств для оплаты внешнего аудита, они нередко выступают, по сути, лишь в качестве ширмы для, скажем так, далеко не самого эффективного расходования средств местных бюджетов, если не сказать - разворовывания их. Кроме того, на федеральном уровне до сих пор юридически не отработан механизм передачи государственного имущества в муниципальную собственность, а без этого трудно рассчитывать на увеличение количества источников местных доходов. А ведь и без того сегодня при увеличении расходной части бюджетов МСУ доля местных налогов всё более снижается.

Хочется верить, что эти и другие напоминания об изъянах реформенного закона, сделанные на конференции в Красноярске, услышит власть и федеральная, и краевая. И не просто услышит, а в оставшиеся месяцы до окончательного вступления его в силу примет хоть какие-то меры для смягчения неизбежных негативных последствий. А пока что в стране не разработаны и не профинансированы программы подготовки и переподготовки кадров МСУ, что неизбежно аукнется в самом скором будущем, когда нужно будет брать невесть откуда грамотных специалистов для заполнения многочисленных штатных должностей. То-то будет богатый выбор бухгалтеров, финансистов и прочих местных самоуправленцев в глухих таёжных посёлках и в дальних северных факториях...

Как бы хаосом управленческим вся эта затея не обернулась, потерей контроля за территориями и даже их дезинтеграцией. Тем более что и по сей день ни Минфин, ни Минэкономразвития не ответили связно, сколько же будет стоить реформа МСУ в масштабах всей страны. А ведь только на осуществление деятельности МСУ, на реализацию ФЗ-131, по оценке Института системного анализа Счётной палаты РФ, требуется не менее 300 миллиардов рублей.

В общем, вопросов пока больше, чем ответов. Одно слово - закон суров, но это закон. Не покалечить бы только окончательно этой суровостью наше и без того хилое местное самоуправление.

"Глава стал президентом".

(Красноярский рабочий, 15.06.05)

На заседании в Туруханске члены ассоциации глав северных территорий края единогласно избрали главу Северо-Енисейского района Ишмурата Гайнутдинова президентом ассоциации.

Его заместителем назначена глава Туруханского района Симона Юрченко. В заседании принял участие Александр Хлопонин, который и рекомендовал Гайнутдинова на должность президента ассоциации. За время работы Ишмурата Минзаляевича на посту главы территории (с 1996 года) Северо-Енисейский район достиг значительных успехов. За первые два года Гайнутдинову удалось вывести район из кризиса, из дотационного он перешёл в разряд донорских. Добавим, что на сегодняшний день в ассоциацию глав северных территорий края входит 11 городов и районов Красноярского Севера.

"Теперь они в армии"

(Красноярский рабочий, 15.06.05)

Большинство юных сибиряков, призванных этой весной в российские Вооружённые силы, уже приступили к ратной службе в воинских частях страны.

В целом на сегодняшний день военкоматами Красноярского края призвано около 95 процентов из положенных четырёх тысяч новобранцев. Более 25 процентов из них останутся служить в воинских соединениях Сибирского военного округа. Таким образом, по итогам завершающейся весенней призывной кампании Красноярский край, как и в прошлом году, может оказаться в "ведомостях" штаба СибВО в числе регионов-отличников. По словам заместителя военного комиссара края полковника Александра Жаукенова, всё большей популярностью среди красноярских новобранцев пользуется 212-й отдельный учебный центр СибВО. Ежегодно туда отправляется до 1000 призывников. С большим желанием ребята идут служить и в президентский полк. В нынешнем году его пополнит около 60 сибиряков.

"Иностранцы облюбовали Красноярье"

(Сегодняшняя газета, 15.06.05)

Заседание палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края прошло аккурат в День России. На нем говорили о проблемах, существующих в многонациональном крае. Среди них - обеспечение прибывающих на территорию края мигрантов предусмотренными законом правами, отсутствие с их стороны нарушений закона и соблюдение ими традиций сибирской территории, отсутствие национальных или интернациональных молодежных объединений.

В настоящее время определены квоты по иностранной рабочей силе на этот год. В 2005-м это 20 тысяч рабочих мест, причем ожидается ежегодное прибавление по 10 тысяч, с тем чтобы к 2008-2009 году выйти на 60 тысяч, поскольку с развитием инвестиционных проектов возрастет потребность в организованных и дисциплинированных трудовых кадрах. Сейчас в крае нелегально трудится примерно около 55 тысяч иностранных граждан, что вместе с квотой составит в 2005 году 75 тысяч человек. Через несколько лет пропорция трудовых мигрантов к жителям края составит 1:25, однако не все еще осознали, что надо серьезно готовиться к миграционным волнам.