Нарушения прав потерпевших, отказ прокуратуры от предъявленных ранее обвинений, нарушение тайны следствия - эти причины толкнули нескольких жителей Марий Эл потребовать от государства через суд возмещения им причиненного ущерба и компенсации морального вреда. Истцы, подавшие иск против госсистемы, приняли участие в пресс-конференции, посвященной акции "Реабилитация" и прошедшей в Йошкар-Олинской общественной организации "Человек и Закон", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Ответчиком по искам о возмещении денежной компенсации и извинений от имени государства за причиненный моральный ущерб выступает федеральное казначейство России.

Супруги Давлетшины ведут тяжбу с государством с 1999 года, когда пропала их дочь. Позже выяснилось, что она была убита, но только в 2003 году были найдены ее останки. Тем не менее, заявление Давлетшиных о пропаже дочери в течение 2 месяцев не принималось в милиции, а человек, совершивший преступление, был оправдан. В 2003 году в Медведевском районе был найден череп дочери Давлетшиных, однако с результатами судебно-медицинской экспертизы они были ознакомлены только спустя 20 месяцев. Верховный суд Марий Эл вынес частные определения в адрес УИНа, прокуратуры, МВД, после чего юристы "Человека и Закона" обратились в Йошкар-Олинский городской суд. Тем не менее, мотивируя тем, что все должно решаться в рамках уголовного дела, суд 6 раз отказывался принимать исковое заявление. Супруги Давлетшины оценили компенсацию морального вреда в 2,5 млн. рублей каждому.

Нина Доценко в свое время была незаконно арестована, провела несколько дней в СИЗО города Звенигово, затем находилась под подпиской о невыезде. Хотя женщина не собиралась скрываться, она была объявлена в федеральный розыск. Отстаивая свое доброе имя, Доценко прошла через 13 судебных заседаний. Свои претензии к государству она оценила в 200 тыс. рублей. Судебное заседание назначено на 28 июня 2005 года.

Владимир Еремин, бывший сотрудник УФСБ, заместитель директора детективного агентства "Тайна-сервис". Его обвиняли в поджоге 3 дверей и автомашины, установлении "жучков", а кроме всего - в разглашении государственной тайны. По факту поджога автомашины Еремин продолжает судиться. Что касается подслушивающих устройств, то факты не подтвердились. Дело о разглашении гостайны закрыто, так как не было установлено лицо, совершившее преступление. Кроме того, в то время, когда велось следствие, следователь представил в Арбитражный суд республики справку, в которой была нарушена тайна следствия, а Еремин фактически обвинялся в совершении преступления, хотя суда еще не было. Еремин подал исковое заявление в суд о компенсации морального вреда в сумме 3 млн. рублей.

Как отметил сопредседатель правозащитной организации Сергей Подузов, эти три случая - не последние: "Если представительные органы государственной власти, в частности, прокуратура, допускают бездействие, пусть отвечает федеральная казна. Может быть, после подобных исковых заявлений государство повлияет через Генеральную прокуратуру на наших следователей".