Вооруженные силы. Встречи. Совет Европы. "С кем блефует Азербайджан?" Позиция Нагорного Карабаха. Степанакерт накануне парламентских выборов.

Вооруженные силы

Как сообщает бакинская "525-я газета", 10 июня с 4:30 до 04:40 армянские формирования подвергли обстрелу азербайджанские позиции, расположенные в районе "оккупированного" армянами села Намирли Агдамского района. Обстрел велся из автоматов. Азербайджанская сторона открыла ответный огонь, потерь нет.

Азербайджанское агентство "Тренд" сообщает, что 12 июня армянские части с 21.30 до 21.40 из расположений в 0,8 км северо-восточнее горы Лале Илахи в Физулинском районе обстреливали из автоматов и пулеметов находящиеся напротив позиции азербайджанской армии.13 июня с 02.55 до 03.10 были обстреляны позиции азербайджанской армии, расположенные в 4,5 км юго-западнее села Борсунлу Тертерского района.

Руководство Азербайджана обеспокоено участившимися случаями нарушения режима перемирия в зоне карабахского конфликта. Об этом, сообщает "Де-Факто", заявил на встрече с журналистами в Москве замминистра внутренних дел Азербайджана, генерал-лейтенант Закир Гасанов. "Этой проблемой занимаются международные организации, в том числе ООН", - отметил азербайджанский генерал, добавив, что после "разрешения политическим путем проблемы Нагорного Карабаха внутренние войска Азербайджана будут поддерживать там общественный порядок".

Военное командование США в Европе по поручению Пентагона разработало план по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе (НК). Документ предусматривает привлечение к разрешению проблемы мобильных сил, которые могут быть размещены на территории Южного Кавказа. В связи с планом, за последние два месяца в столице Азербайджана Баку был проведен ряд переговоров между военными экспертами. Об этом, согласно информационному порталу "Кавказский узел", газете "Экспресс" сообщил председатель Американского центра стратегических исследований Марко Прен. По его словам, одним из сценариев использования мобильных сил США на Южном Кавказе является их привлечение к урегулированию карабахского конфликта. Хотя Прену и не известны авторы разработанного плана, он надеется на то, что "инициатива принадлежит наиболее зрелым представителям Пентагона". Таким образом, исполнение нового плана входит в обязанности военных сил США в Европе.

Передислокация российского вооружения с военных баз в Грузии на 102-ю базу в Армении не изменит баланса сил в регионе, заявил журналистам 15 июня начальник Генштаба Вооруженных сил (ВС) Армении генерал-полковник Микаэл Арутюнян. По его словам, Россия не передает вооружение Армении, а доукомплектовывает свою базу, дислоцированную в Гюмри. Он напомнил, что российская база предназначена для обеспечения безопасности не с востока, а с запада. Имеющиеся на базе техника и вооружение не предназначены для использования в каких-либо конфликтных ситуациях с Азербайджаном. Одновременно, пишет газета "Еркир", Арутюнян посоветовал Азербайджану самому посчитать свою технику и вооружение. "Я хотел бы официально заявить, что Азербайджан обманным путем содержит больше техники и вооружения, чем положено в соответствии с Договором об обычных вооружениях в Европе", - подчеркнул генерал-полковник. Так, по данным армянской стороны, у Азербайджана в 1,5-2 раза больше танков, чем позволено Договором, артиллерии - в 2-2,5 раза больше, авиации, наоборот, меньше, чем можно. "Пусть для начала Азербайджан откроет свои карты по количеству техники и вооружений тем структурам, которые должны контролировать наличие техники и вооружений, а уж потом думает о соотношении сил и средств Армении и Азербайджана. Россия в этом случае, конкретно 102-я база, никакого отношения к этому соотношению не имеют", - заявил начальник Главного штаба ВС Армении, добавив, что если уж сравнивать соотношение сил на западе, необходимо помнить про полумиллионную турецкую армию, десятки тысяч турецких танков, сотни боевых самолетов.

Согласно ИА REGNUM, генерал-полковник Микаэл Арутюнян также подчеркнул, что армия Нагорного Карабаха охраняет рубежи своего государства и своей активностью Баку не добьется ничего, кроме недопонимания со стороны собственного же народа, поскольку "такие приступы активности влияют на психику простых солдат". "Любой выстрел, любые действия психологически влияют. Ведь и на той стороне находятся 18-19-летние мальчики". По словам Арутюняна, в настоящее время напряжение на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил более-менее ослабло. "Есть одиночные выстрелы, но это уже не то, что было ранее", - сказал начальник Генштаба, сообщив, что прекратились попытки азербайджанской стороны передвигать свои позиции на нейтральной территории. "Видно, командование азербайджанских вооруженных сил поняло, что это ничего не даст", - отметил генерал-полковник, добавив, что в результате вышеупомянутой деятельности именно азербайджанская сторона несла большие потери среди личного состава. По мнению Микаэла Арутюняна, в нормализации ситуации на границе сыграла роль общественная реакция в Азербайджане. Не последнее место занимает и работа личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика. "Мы очень рады, что командование ВС Азербайджана осознало свою ошибку, и надеемся, что в дальнейшем не будет ее повторять. С нашей стороны мы хотим подчеркнуть, что примем все меры для недопущения нарушения режима прекращения огня на границе".

"Ноян Тапан" сообщает, что землячество азербайджанских казаков (ЗАК) обратилось к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву с просьбой создать в Национальной армии отдельный казачий батальон. "Мы готовы на все, чтобы помочь руководству страны разрешить карабахскую проблему. Карабах должен принадлежать Азербайджану не только де-юре, но и де-факто", - сказал председатель ЗАК Виктор Мерешкин. По его словам, в Азербайджане насчитывается 1,5 тыс. казаков. Он сообщил, что согласно уставу казачества в казачьем батальоне смогут служить представители других национальностей, в том числе азербайджанцы. Депутат Милли меджлиса Азербайджана Маис Сафарли призвал узаконить деятельность местных казаков. "Виктор Мерешкин воевал в карабахской войне на стороне Азербайджана. И все казаки под его руководством являются теми людьми, которые готовы сражаться за Карабах. Они добились того, что российские казачьи общества поддерживают нашу страну", - отметил депутат.

Встречи

PanARMENIAN сообщает, что 10 июня министр иностранных дел Армении Вардан Осканян встретился с госсекретарем США Кондолизой Райс. В ходе встречи Осканян ознакомил госсекретаря США с последними событиями в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Собеседники обменялись мнениями относительно развития ситуации на Южном Кавказе и в близлежащих регионах и обсудили вопросы, касающиеся армяно-турецких отношений. В тот же день министр встретился с советником президента США по безопасности Стивеном Хедли, с которым также были обсуждены перспективы мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и армяно-турецкие отношения.

Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов сообщил, что очередная встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) по урегулированию карабахского конфликта пройдет 17 июня в Париже, где министры обсудят вопросы, обозначенные в рамках "Пражских принципов". По словам Азимова, до встречи с каждым из министров проведут консультации сопредседатели МГ ОБСЕ. Он также отметил, что в случае необходимости может состояться встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вардана Осканяна и Эльмара Мамедъярова с глазу на глаз. Замминистра сообщил, что переговоры идут вокруг поэтапного плана урегулирования конфликта, который включает освобождение 7 "оккупированных" районов Азербайджана, восстановление внутрирегиональных связей, возвращение изгнанного азербайджанского населения, решение статуса Нагорного Карабаха. ("Кавказский узел").

"Ноян Тапан" сообщает также, что в рамках Кавказской парламентской инициативы 16 июня в Тбилиси прибыли депутатские делегации Армении и Азербайджана. Делегации возглавляют вице-спикер Народного Собрания (НС) Армении Тигран Торосян и глава комитета по обороне и безопасности Милли Меджлиса Азербайджана Сиас Новрузов. В повестке дня - обсуждение возможности создания Парламентской ассамблей Южного Кавказа. Агентство отмечает, что эту инициативу поддерживает Грузия, однако против выступает Азербайджан, который не желает устанавливать официальные контакты с Арменией.

Ереванский пресс-клуб сообщает, что с 10 по 13 июня в Стамбуле прошла рабочая встреча журналистов Армении и Азербайджана с участием представителей СМИ Турции и Грузии. Данная встреча была посвящена обсуждению результатов изучения прессы Южно-Кавказского региона и Турции. Встреча была организована Ереванским пресс-клубом и Объединением журналистов Азербайджана "Yeni Nesil".

Совет Европы

Азербайджан в очередной раз выразил недовольство ОБСЕ. Как сообщает агентство Day.Az, член азербайджанской делегации в ПАСЕ, депутат Эльдар Ибрагимов заявил, что в поступивших 9 июня в Милли меджлис предложениях докладчика ОБСЕ по Hагорному Карабаху Горана Ленмаркера много моментов, с которым Азербайджан не согласен. По словам Ибрагимова, самым первым аспектом, вызвавшим недовольство официального Баку, было то, что не указана сторона-агрессор. "Позиция азербайджанской делегации заключалась в том, чтобы на Вашингтонской встрече ОБСЕ в начале июля, так же как и на зимней сессии ПАСЕ, была принята аналогичная резолюция, признающая Армению агрессором и называющая самопровозглашенный режим Hагорного Карабаха сепаратистским. Hо из отчета видно, что ОБСЕ воздерживается от идентичной с Азербайджаном позиции", - подчеркнул Ибрагимов. Депутат сообщил также, что по этой же причине вопрос включения в повестку ежегодной встречи ОБСЕ карабахской темы еще не решен и включение ее в повестку будет зависеть от деятельности Минской группы ОБСЕ. "У организации сложилось мнение, что решением карабахского конфликта занимается Минская группа ОБСЕ. Hо, к сожалению, Минская группа не стремится разрешить конфликт". Ибрагимов отметил, что вопрос включения в повестку ежегодной встречи ОБСЕ темы Hагорного Карабаха будет прояснен после заседания бюро организации, которое состоится во второй половине июня в Копенгагене.

С критикой МГ ОБСЕ выступил также находившийся с официальном визитом в Армении председатель Сейма Литвы Артурас Паулаускас, пишет газета "Еркир". "Минская группа ОБСЕ не проявила должной активности в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - заявил Паулаускас. По его словам, для решения существующих конфликтов в регионе необходимо более активное участие международных структур. Паулаускас отметил, что целью его визита в Армению является более непосредственное ознакомление с ситуацией на Южном Кавказе. Он также отметил, что страны Прибалтики могут передать опыт сотрудничества Армении, Азербайджану и Грузии, отметив при этом, что возможно и сотрудничество по формуле "3+3".

В рамках запланированной на 20-24 июня в Страсбурге летней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы состоится первое заседание подкомиссии по проблеме Нагорного Карабаха ПАСЕ, возглавляемой бывшим главой ассамблеи, британским парламентарием лордом Расселом Джонстоном, передает ИА REGNUM, отмечая, что в комиссию, помимо заинтересованных сторон, вошли представители шести стран - Франции, Германии, России, Италии, Швеции и Турции, а также председатели комитетов ПАСЕ. В рамках новой структуры, напоминает агентство, свою деятельность продолжат и содокладчики Мониторингового комитета ПАСЕ Андреас Гросс и Андрес Херкель, а также автор доклада по Нагорному Карабаху Дэвид Аткинсон.

В рамках летней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы ожидается проведение первого заседания подкомиссии ПАСЕ по проблеме Нагорного Карабаха. Об этом бакинской "525-й газете" сообщил член азербайджанской парламентской делегации в ПАСЕ Асим Моллазаде. Парламентарий считает невозможной замену Минской группы ОБСЕ данной подкомиссией ПАСЕ. "Это совершенно другой формат. Совет Европы не будет брать на себя функции ОБСЕ, являющейся посредником в переговорном процессе", - сказал Моллазаде. Он отметил, что СЕ будет уделять внимание лишь вопросам, находящимся в его собственной компетенции, а именно проблемам прав перемещенных в результате конфликта лиц и обеспечению верховенства закона, в частности, правовым аспектам урегулирования. Экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров также не видит возможности замены МГ ОБСЕ на подкомиссию ПАСЕ по проблеме Нагорного Карабаха. "Не думаю, чтобы эта подкомиссия могла заменить Минскую группу как переговорный формат".

"С кем блефует Азербайджан?"

Россия намерена активно содействовать поиску развязок карабахского узла". Об этом, как пишет газета "Айкакан жаманак", в беседе с корреспондентом РИА "Новости" сообщил официальный представитель МИД России Алексадр Яковенко. По словам дипломата, Москва положительно оценивает результаты последней встречи президентов Азербайджана и Армении в Варшаве, которая дала импульс поискам скорейшего политического урегулирования карабахского конфликта. Он отметил также, что принципиальная позиция России по Карабаху остается неизменной. "Мы выступаем против навязывания участникам конфликта каких-либо рецептов извне и исходим из того, что главную ответственность за окончательный выбор должны нести армяне и азербайджанцы", - сказал Яковенко, добавив, что Россия готова поддержать тот вариант решения проблемы, "который устроит все вовлеченные стороны, а в случае достижения компромиссной договоренности - выступить гарантом урегулирования". "На наш взгляд, жизнеспособным будет такое решение проблемы, которое позволит установить на Южном Кавказе стабильность и мир и поможет сохранить исторически сложившийся там геополитический баланс сил и не приведет к превращению региона в арену международного политического и военного соперничества".

Бакинские СМИ, широко освещая визит в Санкт-Петербург президента Азербайджана Ильхама Алиева, отмечают, что главной темой беседы в ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным были урегулирование армяно-азербайджанского конфликта и переброска российского вооружения из Грузии в Армению. В частности, газета "Зеркало", обращаясь к заявлению главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что вывод части российских вооружений из Грузии в Армению не изменит баланса сил в Закавказье, недоуменно замечает: "Каким образом дополнительно поставляемое вооружение в Армению не изменит баланс сил в регионе? Если речь идет о балансе сил между Азербайджаном и Арменией, то ввиду увеличения вооружения на территории Армении он, безусловно, нарушается. Или Лавров намекает на то, что в рамках Договора о коллективной безопасности находящиеся в Грузии российские войска все равно были в распоряжении Армении и что от перестановки мест слагаемых сумма не изменилась?"

Газеты "Эхо" и "525-я газета", также сообщая, что одной из основных тем обсуждения на встрече Ильхама Алиева и Владимира Путина было положение на Южном Кавказе и перспективы разрешения армяно-азербайджанского конфликта, пишут, что осталось неизвестным, что конкретно говорили друг другу Путин и Алиев во время встречи относительно карабахской проблематики. А агентство Day.Az. сообщает, что обсуждение процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта проходило тет-а-тет.

"Шаг, предпринятый Россией по размещению выведенной из Грузии военной техники на территории Армении, несовместим с сопредседательством в Минской группе ОБСЕ, созданной для решения нагорно-карабахского конфликта. Россия должна быть выведена из Минской группы". Об этом, пишет бакинская "525-я газета", заявил депутат азербайджанского парламента Маис Сафарли на заседании Милли меджлиса. По его словам, хотя Россия и заявляет о том, что этот шаг не направлен против Азербайджана, это в корне неверно и является шагом, направленным против АР. "В связи с тем, что этот шаг России влияет на национальные интересы Азербайджана, официальный Баку должен предпринять в связи с этим ряд политических и юридических шагов. Поскольку Россия этим своим шагом грубо нарушает требования Конвенции "Об ограничении обычных вооружений в Европе", вопрос ответственности этой страны должен быть поднят перед Советом Безопасности ООН, ОБСЕ, Советом Европы. Так, именно в результате конфликтных очагов, созданных российским оружием, нарушены права миллионов людей и они проживают в тяжких условиях в качестве беженцев и вынужденных переселенцев". "Считаю, что СЕ, считающий приоритетом вопрос прав человека, должен серьезно отнестись к этому вопросу и дать политическую и правовую оценку шагу, предпринятому Россией", - сказал Сафарли, отметив важность повторного вынесения на обсуждение в парламенте соглашения, подписанного между Азербайджаном и РФ о сдаче в аренду России Габалинской радиолокационной станции.

Газета "Азг" пишет, что начиная с октября 2003 года Ильхам Алиев, унаследовавший от своего отца, с помощью насилия и сотен арестов, власть, успел уже шесть раз посетил Россию. При этом газета считает нужным отметить, что "с президентом своего стратегического партнера США" Алиев-младший пока не встречался. Одновременно газета со ссылкой на азербайджанские СМИ пишет, что Алиев выразил удовлетворение отношениями двух стран - в частности, уровнем развития экономических отношений, которые "достигли степени стратегического партнерства, что исходит из интересов как России, так и Азербайджана". При этом газета подчеркивает, что торгово-экономический оборот между Россией и Азербайджаном за последние несколько лет с 300 млн вырос до 1 млрд долларов.

"Нагорно-карабахский конфликт не является конфликтом армяно-азербайджанским, а представляет собой российско-азербайджанский конфликт", и об этом Азербайджан "должен заявить открыто во всех международных организациях, в том числе в ООН, как это сделал Михаил Саакашвили (президент Грузии - прим. ИА REGNUM)". С таким заявлением, пишет аналитический отдел ИА "Де-Факто" в статье, озаглавленной "С кем блефует Азербайджан?", выступил бывший госсоветник Азербайджана Вафа Гулузаде на прошедшем недавно в Баку семинаре на тему "Геостратегическое значение Азербайджана". По словам Гулузаде, Россия понимает, что в случае потери Южного Кавказа она теряет весь Кавказ, а потому стремится восстановить свое военное влияние на Азербайджан. Гулузаде убежден, что "войны никогда не будет и что в регионе будет установлен мир по "американскому сценарию". По словам Гулузаде, "через определенный период Кавказ полностью перейдет под сферу влияния США". Депутат парламента Азербайджана Асим Моллазаде, в свою очередь, заявил, что лишь при активной поддержке Запада возможно решение таких проблем, как региональная безопасность, глобальные экономические проекты и интеграция новых независимых государств в европейские структуры. При этом он не преминул подчеркнуть, что противодействием этому является политика стратегического союзника России - Армении. Прозвучал и откровенный намек на то, что из-за поддержки Россией Армении Азербайджан потерял свою территориальную целостность. "Грузия до сих пор не может избавиться от российских военных баз на своей территории. Hо Азербайджан смог этого добиться в свое время и был за это наказан: значительная часть наших территорий сегодня находится под оккупацией". Отметив, что Азербайджан избрал путь интеграции в европейское пространство, депутат сказал, что пора прекратить политику соперничества и начать политику партнерства. "Основной вектор развития Азербайджана - это обретение членства в Европейском союзе и HАТО. Народы Азербайджана и Грузии хотят перенять европейские ценности, которые будут охраняться со стороны HАТО. Мы верим, что в свое время Армения присоединится к остальным странам региона в их стремлении". "Де-Факто" считает, что таким образом бакинские ораторы пытаются одним махом "убить двух зайцев": с одной стороны, представить Азербайджан в качестве регионального лидера в деле "западнизации" Южного Кавказа, с другой, - сыграв на противоречиях между Москвой, Вашингтоном и Брюсселем, попытаться перетянуть на свою сторону в карабахском конфликте один из этих мировых центров. Кстати, Азербайджан такую позицию в карабахском конфликте занял изначально, уповая на помощь то той же России, то Запада. Нелишне, наверное, еще раз напомнить, что исключительно с помощью советских войск в ходе операции "Кольцо" в начале 90-х годов азербайджанцам удалось изгнать армян из Шаумянского и Геташенского районов НК, пишет "Де-Факто". Что именно Азербайджану в те годы позволили захватить советское вооружение из Агдамских складов, рассчитанных, как тогда говорили, на три республики Закавказья. Что именно Азербайджан, рассчитывая на свое явное превосходство - численное и в вооружениях - над Нагорным Карабахом и Арменией развязал в те годы войну, а после установления перемирия в зоне конфликта, разыгрывая нефтяную карту, пытался склонить посредников к оказанию давления на Армению с тем, чтобы вынудить ее односторонним уступкам, продолжает агентство. Не вышло. Сегодня разыгрывается карта "членства в ЕС и НАТО". В Баку, по-видимому, забыли, что Армения, взявшая на вооружение курс на сглаживание, а не обострение противоречий между заинтересованными в южнокавказском регионе государствами, давно и эффективно сотрудничает и с Россией, и с США, и с ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности - прим. ИА REGNUM), и с НАТО, и с ЕС. Агентство считает весьма симптоматичным в этом контексте заявление, сделанное на днях главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. "Мы обсуждаем вопросы о роде войск, которые будут размещены на освобожденных от оккупации территориях", - заявил он журналистам, подчеркнув при этом важность возвращения азербайджанцев на "освобожденные территории". Непонятно, пишет "Де-Факто", кто и с кем обсуждает указанные Мамедъяровым вопросы: Азербайджан с Арменией на переговорах по карабахскому урегулированию или Азербайджан с США, стремящимися разместить на азербайджанской территории свой военный контингент? "Официальный Баку, как известно, давно дал свое согласие на размещение на своей территории американских военных баз. И это обстоятельство явно диссонирует с заявлением того же Мамедъярова о необходимости полной демилитаризации Южного Кавказа".

Позиция Нагорного Карабаха

На вопросы информационно-аналитического агентства "Де-Факто" ответил секретарь совета безопасности Нагорного Карабаха Карен Бабурян.

"В процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта на первый план все чаще выходит вопрос возвращения территорий, находящихся под контролем НКР. Официальный Баку не устает повторять, что "территориальная целостность Азербайджана однозначно должна быть восстановлена". И данная тема обсуждается посредниками, Арменией и Азербайджаном. Карабах же как бы выбит из процесса обсуждения. Между тем общеизвестно, что Карабах контролирует эти территории в целях своей безопасности. Почему же здесь Карабах не скажет своего веского слова: "я контролирую, мне и решать"?

Думаю, без участия Карабаха данный вопрос не может быть решен по той простой причине, что эта зона является буферной, служит мощным гарантом в системе безопасности населения Нагорного Карабаха. Естественно, что с этой зоны невозможно подвергнуть обстрелу ни Ереван, ни Баку. Но вот Степанакерт будет подвержен любым артиллерийским обстрелам. И объективно вопрос не может решаться без участия официального Степанакерта. Если речь идет о возврате территорий, то возникает резонный вопрос: а в связи с чем их возвращать? Найдены ли какие-то мощные гарантии невозобновления боевых действий, другие гарантии безопасности населения Нагорного Карабаха? Что нам дал взамен Азербайджан? Мы возвращаем территории в ответ на блокаду, которую он устроил нам и продолжает сохранять ее вот уже более 15 лет, или на антиармянскую истерию? Земли - это очень большой вопрос пакета, и он должен рассматриваться в едином контексте. Мы готовы - и официальный Степанакерт неоднократно устами президента об этом заявлял - сесть за стол переговоров без всяких предусловий и обсуждать любой вопрос.

Но все-таки признаемся, что на сегодня карабахский вопрос решается в Ереване, точнее, через Ереван. Насколько это оправдано? И почему международные посредники не спешат с привлечением карабахской стороны к активному переговорному процессу?

Тут двоякие причины. С одной стороны, Карабах не представлен в международных структурах, и вполне естественно, что некоторые функции за нас выполняет Республика Армения как признанное государство. Скажем, у Диаспоры относительно нас несколько иные функции. Все это идет от нашей непризнанности. С другой стороны, всем ведь понятно, что без участия Нагорного Карабаха добиться установления долговременного мира или принять окончательное решение по статусу не удастся. То есть без нашего участия нельзя говорить о каком-то окончательном, эффективном решении данной проблемы. Убежден, что на каком-то этапе Карабах, как это и было раньше, когда он всегда и везде участвовал во всех форумах, непременно подключится к переговорному процессу. К сожалению, в последнее время проблема больше трансформировалась в некий предмет спора между Арменией и Азербайджаном. Думаю, такая постановка вопроса вредит в первую очередь самой Армении.

Если гипотетически Армения с Азербайджаном все-таки договорятся о возвращении территорий при предоставлении последним гарантий, то что мы можем понимать под этими гарантиями? И даст ли в таком случае свое согласие Степанакерт, пойдет ли он на такое решение вопроса?

Азербайджан не может гарантировать даже проведение на своей территории операции под эгидой НАТО. Азербайджан ничего не может гарантировать, и мы гарантиями Азербайджана уже по горло сыты. Его обязательства голословны. За годы перемирия Азербайджан не сделал ни единого жеста доброй воли, чтобы народ Карабаха хоть как-то поверил в искренние чувства азербайджанцев. Должен сказать, нам сейчас никакой антиазербайджанской пропаганды абсолютно не нужно вести, ибо Азербайджан сам воспитывает в нашей молодежи ненависть к себе. Среди населения Нагорного Карабаха он сам создал себе образ врага. И всякая антиазербайджанская пропаганда, повторяю, тут совершенно излишня - Азербайджан работает и за себя, и за нас.

Но были ли жесты доброй воли с карабахской стороны?

Если вы просмотрите ежедневные наши газеты, то совершенно не обнаружите антиазербайджанской истерики, материалов, пропитанных азербайджанофобией, ненавистью к азербайджанскому народу. Нам ведь не безразлично, каким воспитывается молодежь в Азербайджане, ибо волею судьбы нам все равно предназначено жить бок о бок с азербайджанским народом, и от этого нам никуда не уйти. В нашей прессе рассказывается о том, как наш народ строит демократическое общество, решает насущные проблемы, обустраивает личную жизнь. В Карабахе выросло целое поколение, которому известно об Азербайджане только лишь как о соседней стране. Что касается жестов доброй воли, то карабахская сторона неоднократно предлагала Баку совместно реализовать целый пакет мер по установлению доверия, которые, однако, неизменно отвергались. Официальные власти Азербайджана фактически стали заложниками собственной политики, идеологии, пропаганды. То есть они настолько радикально настроили против нас свое общество, что сейчас любые благие пожелания будут приниматься этим самым обществом в штыки. Если вернуться к гарантиям, которые может дать нам Азербайджан, то при любом решении вопроса о статусе Нагорного Карабаха ему придется менять свою конституцию. Однако при нынешнем настрое в Азербайджане трудно ожидать какого-либо позитива. Практически Баку сам закрыл вопрос, и можно сказать, что де-факто Азербайджан нас признал. Ибо ТАК к своей территории и к своему народу не относятся. По существу Азербайджан ежедневно, ежечасно доказывает, что мы - враждебное, чуждое ему государство. Нельзя ведь запрещать людям развивать культурные связи, приглашать к себе артистов, устраивать спортивные турниры. А ведь Азербайджан крайне нервно реагирует на любые такие шаги Карабаха и с завидным упорством пытается их торпедировать.

Предпринимались ли попытки налаживания контактов между Азербайджаном и Нагорным Карабахом в рамках так называемой народной дипломатии?

Да. У нас неоднократно бывали представители неправительственных организаций и средств массовой информации Азербайджана. Увы, подобные визиты, как правило, носили односторонний характер, так как нашим журналистам даже при немалых усилиях ОБСЕ посетить Азербайджан так и не удалось. Что касается карабахских НПО (неправительственных организаций - прим. ИА REGNUM), то имеется общеизвестный факт избиения карабахского правозащитника в бакинском аэропорту.

Если Азербайджан с самого начала готов был предоставить Нагорному Карабаху широкую автономию в своем составе, то предполагалось, что он создаст возможности для экономического и культурного развития народа Карабаха?

В свое время, в бытность СССР, у нас была автономия в составе Советского Азербайджана, и мы увидели, что из этого вышло. Получилось, что армяне Карабаха были в состоянии стагнации. Любая связь с Арменией в любой сфере, даже культурной, считалась огромным негативом. Скажем, трансляция передач телевидения Армении в Нагорном Карабахе была под запретом. Специалистам, окончившим вузы Армении, не давали возможности трудоустроиться. Всячески препятствовали использованию родного языка. Этот волчий оскал Азербайджана мы уже видели...

Но времена меняются, жизнь тоже. Может быть, азербайджанцы тоже изменились, происходит определенная демократизация азербайджанского общества?

В Азербайджане проживает очень много других национальностей - курды, талыши, лезгины. У них масса проблем. Разве они процветают? Разве им гарантировано культурное развитие, использование родного языка? Однозначно нет. В конечном счете, Азербайджан развязал против нас войну. Кровавую войну. И теперь требует отложить итоги войны в сторону и все начать с чистого листа. Но нигде в мире нет такой практики, чтобы не учитывать результаты войны, не учитывать существующий статус-кво. Повторяю, войну развязали не мы.

Тем не менее Азербайджан называет Армению агрессором...

Несостоятельность такого утверждения легко доказать и историкам, и очевидцам. Есть хронология конфликта. Международным организациям также хорошо известно, кто развязал войну, кто подверг мирное население артиллерийскому обстрелу и авианалетам. Армения здесь ни при чем. Прямого участия третьей стороны в войне не было. Нагорный Карабах и Азербайджан воевали один на один. Хотя общеизвестный факт, что к войне против Карабаха последний привлек тысячи иностранных наемников. Вот мы выше говорили о территориях как об одном из серьезных элементов системы безопасности Нагорного Карабаха. Так вот, Армения для нас является такой же гарантией безопасности. Проблему подняли армяне Нагорного Карабаха, и естественно, что армянский народ не мог оставаться в стороне, не мог не защитить людей, которые подверглись жестокой агрессии со стороны Азербайджана. Карабахский вопрос пробудил, поднял на ноги весь армянский народ - не только Армению, но в том числе и Диаспору.

Если в историко-правовом аспекте сделать срез карабахской проблемы, то как можно ее охарактеризовать? Это какой аспект - исторический, правовой, политический или, может, даже социально-бытовой?

На мой взгляд, проблема представляет собой конгломерат, в котором намешано всего понемногу. Но в основном в ней все же преобладают исторический и правовой аспекты.

Но как сегодня международные инстанции смотрят на правовой срез проблемы? Как на веский аргумент для решения тех или иных вопросов или для них это все же история, которую надо оставить в прошлом и жить настоящим, действовать сообразно современным реалиям?

Здравомыслящие политики однозначно говорят о необходимости учитывать существующие реалии и жить в соответствии со сложившимся статус-кво. В Азербайджане, как я уже упоминал, говорят о каком-то нулевом отсчете, но при этом непонятно, с какого года они начинают этот отсчет. Хотя если даже взять правовой аспект, а именно - объявление современного Азербайджана правопреемником Азербайджанской республики в границах 1918 года, то вопрос для себя они давно уже де-юре закрыли. То есть даже в правовой плоскости у азербайджанской стороны нет никаких аргументов. Более того, наш выход из состава Азербайджана с правовой точки зрения осуществлен нами безукоризненно. В процессе выхода из СССР мы руководствовались тем же законом, что и союзные республики. На всем пути карабахского национально-освободительного движения все наши правовые решения принимались в русле действовавшего на то время законодательства СССР, в том числе и Азербайджанской ССР. Ибо, как известно, в первом нашем решении от 20 февраля 1988 года содержалась также просьба к Верховному совету Азербайджанской ССР, как то предписывала конституция Азербайджана. В этом аспекте мы, можно сказать, чистенько прошли весь правовой путь.

Эксперты полагают, что конфликт будет длиться лет 20-30, а возможно и больше. Вы согласны с такими сроками? И второе: если это действительно окажется так, то как Карабах в условиях международной непризнанности и блокады со стороны Азербайджана будет строить свою национальную безопасность, свою государственность?

Если эксперты считают, что на решение проблемы уйдет 20-30 лет, то можно полагать, что половину пути мы уже прошли. Однако я считаю, что при определенных раскладах может быть найдено взаимоприемлемое решение для урегулирования конфликта в более сжатые сроки. Просто нужна добрая воля сторон, и в первую очередь - Карабаха и Азербайджана. Но должен отметить, что сторон конфликта - три. Армения как гарант безопасности Нагорного Карабаха в какой-то мере вовлечена в конфликт. На данном этапе она представляет определенные наши интересы в международных инстанциях, но по проблеме Нагорного Карабаха решение должно быть найдено в первую очередь между властями Азербайджана и НКР. Должен подчеркнуть, что, невзирая на неурегулированность конфликта, процесс государственного строительства в Нагорном Карабахе будет продолжен. Ни для какого народа путь к независимости не был усыпан розами. Он, как правило, бывает тернист. Есть народы, которые шли к этому десятилетиями. И в конце концов - история знает такие примеры - они добивались независимости. Должен сказать, что за столь короткий в историческом плане отрезок времени Нагорный Карабах добился очень многого в построении стабильного демократического общества. Добился успехов, к которым другие избравшие путь независимости народы шли десятилетия. На пути создания независимого государства и всех атрибутов независимости мы добились немалых результатов. Даже международные посредники отмечают, что в плане государственного строительства мы, по сравнению с остальными непризнанными республиками постсоветского пространства, продвинулись значительно дальше. Так, мы добровольно приняли все законодательные акты, которые Азербайджан, к слову, принимает по принуждению, под давлением Совета Европы. Задолго до Армении и Азербайджана мы ввели мораторий на смертную казнь. В отчете ОБСЕ от 2002 года прямо указывается, что в Нагорном Карабахе с 1997 года де-факто действует мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров. То есть, если резюмировать, Нагорный Карабах строит свою государственную независимость в соответствии с европейскими стандартами, критериями.

С правовой точки зрения позиция карабахской стороны, как Вы уже отмечали, безупречна, однако международное сообщество почему-то не торопится с принятием справедливого решения. В чем, на Ваш взгляд, главная причина затягивания решения карабахской проблемы?

Думаю, после ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Джейхан, открытие которого состоялось в конце мая, решение вопроса ускорится. Государства, преследующие в регионе геополитические цели, их добьются, и для дальнейшей защиты своих интересов им будет выгодно как можно скорее решить карабахскую проблему.

И в каком же русле, на Ваш взгляд, будет принято решение?

Как юрист, как политик, как человек, занимающий определенную должность в НКР, я могу сказать только одно - был всенародный референдум, а значит, надо уважать волю народа. Иного решения, помимо признания независимости Нагорно-Карабахской Республики, я не вижу". ("Де-Факто")

Степанакерт накануне парламентских выборов

Власти Нагорного Карабаха сделают все, чтобы предстоящие 19 июня выборы были справедливыми, объективными и прозрачными - альтернативы этому нет. Об этом, сообщает "Арминфо", заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, комментируя предстоящие выборы в парламент НК 4-го созыва. Все политические силы наверняка понимают, что никакое властное кресло, никакая должность не могут сравниться с судьбой и имиджем страны, сказал он. Естественно, что каждый пытается представить себя лучше, чем есть на самом деле, но народ имеет возможность сравнивать слова и дела, сказанное и сделанное. Надеюсь, что он сделает правильный выбор, сказал президент, выразив уверенность, что достойные кандидаты есть во всех лагерях. Аркадий Гукасян отметил, что предвыборная борьба идет в цивилизованных рамках и что он как президент республики сделает все для обеспечения демократичных, справедливых и прозрачных выборов.

Ряд общественных молодежных организаций Нагорного Карабаха обратился к молодежи республики с призывом принять активное участие в предстоящих 19 июня выборах в парламент НК 4-го созыва, сообщает ИА REGNUM. "Мы прекрасно осознаем, что предстоящие парламентские выборы являются еще одним решающим шагом на пути осуществления целей национально-освободительной борьбы армянства Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM), чаяний нашего народа и последовательного созидания нашей государственности", - отмечается в обращении. В нем выражается уверенность, что проведение справедливых и прозрачных выборов должно стать еще одним стимулом к демократизации общественно-политической жизни НК и построению гражданского общества. "Мы полны надежд, что законодательный орган НКР нового созыва будет более внимательным к проблемам и нуждам молодого поколения, рассматривая государственную молодежную политику как стратегический приоритет", - отмечается в обращении.

Бакинская газета "Зеркало" распространила заявление МИД Азербайджана, сделанное им в связи с парламентскими выборами в Нагорном Карабахе. "Проведение "выборов" в условиях территориального захвата и этнической чистки противоречит нормам и принципам международного права и Конституции Азербайджанской Республики и не имеет юридической силы", - говорится в документе. "Подобные действия армянской стороны не отвечают духу переговорного процесса, в рамках которого в последнее время появились надежды на позитивные тенденции... Устойчивый мир не может быть достигнут без нормализации жизни и обеспечения мирного сосуществования и сотрудничества азербайджанской и армянской общин Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики. В этой связи азербайджанская сторона поддерживает призывы международного сообщества к установлению прямых контактов между общинами и осуществлению комплексных мер доверия с целью преодоления вражды, достижения стабильности и взаимопонимания. Подобный межобщинный диалог в дальнейшем будет способствовать налаживанию отношений между карабахскими армянами и возвращающимся в места своего постоянного проживания азербайджанским населением региона, создаст необходимые предпосылки для вовлечения всех слоев населения региона в законный, мирный и демократический процесс, включающий в том числе формирование легитимных региональных властей любого уровня", - говорится в заявлении МИД Азербайджана

"Парламентские выборы в "Нагорно-Карабахской Республике", которые состоятся 19 июня, ни одна международная организация не признает". Об этом, согласно бакинской "525-й газете", заявил спикер азербайджанского парламента Муртуз Алескеров. "Сепаратисты обратились к нескольким международным организациям для того, чтобы они наблюдали за "парламентскими выборами", но получили отказ". По словам Алескерова, не дало никаких результатов обращение армян в Совет Европы (СЕ), чтобы в связи с выборами в Ханкенди (Степанакерте) были направлены представители. "Так как СЕ не признает такой "республики", эта организация не направит туда своих представителей. Подобная решительная позиция такой влиятельной организации, как СЕ, очень важна и удовлетворительна для Азербайджана", - отметил Алескеров.

Делегация Южной Осетии примет участие в качестве наблюдателей в парламентских выборах Нагорного Карабаха 19 июня. В составе делегации - заместитель министра иностранных дел РЮО Алан Плиев, председатель "Народной партии", депутат парламента Роланд Келехсаев, заместитель директора государственной телерадиокомпании "Ир" Коста Коштэ и директор агентства по мотивации общества и социальному развитию Алан Джуссоев. (ИА REGNUM).

Газета "Айоц Ашхар" сообщает, что с целью наблюдения за ходом парламентских выборов 19 июля аккредитацию в ЦИК Нагорного Карабаха по состоянию на 15 июня получили более 60 наблюдателей. По словам председателя ЦИК Сергея Насибяна, общее число наблюдателей, как местных, так и зарубежных, будет около 130. Он сообщил также, что заявки на участие в парламентских выборах в качестве наблюдателей поступили и из США, и из Сербии-Черногории, и из Чехии. Газета считает, что это обстоятельство должно в большей степени повлиять на поведение участвующих в выборах политических сил и отдельных кандидатов. "Они обязаны понимать, что на политическом столе лежат во много раз более серьезные задачи, чем вопрос получения депутатского мандата".

Газета "Еркир" сообщает, что в связи с предстоящими в Нагорном Карабахе парламентскими выборами блок "Дашнакцутюн"-Движение-88" выступил с заявлением, в котором, в частности, говорится: "Над завтрашним днем нашей страны вновь нависла угроза. Некоторые марионетки действующей власти, злоупотребляя своим должностным положением, используя властные силовые рычаги, опираясь на богатство, нажитое хищениями и незаконным путем, игнорируя человеческие, нравственные ценности, наводя страх и ужас, хотят посредством грязных игр, нарушения законов, предвыборных взяток обеспечить парламентские места для провластных кандидатов, тем самым преследуя цель как можно дольше сохранить атмосферу попустительства, беззаконий, коррупции и взяточничества". Авторы заявления призывают карабахцев вновь объединиться вокруг идей демократизации и защиты прав человека, не поддаваться на лживые обещания проправительственных кандидатов и отдать свои голоса за прошедших сквозь горнило Арцахской войны, закаленных на поле боя кандидатов блока "Дашнакцутюн"-Движение-88".

Газета "Аравот" сообщает, что сформированный в Нагорном Карабахе предвыборный блок "Дашнакцутюн"-Движение-88" в своей программе дал негативную оценку внутренней политике НК: "По сей день в стране не укоренились основополагающие принципы демократии - нет четкого разграничения ветвей власти, не состоялся институт свободной и независимой прессы, права человека по-прежнему не защищены, парламент не в состоянии контролировать деятельность правительства, отсутствуют реальные механизмы общественного контроля за властями".

Если парламентские выборы в Нагорном Карабахе будут сфальсифицированы, то Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" (АРФД) пойдет на адекватные шаги, заявил представитель бюро АРФД Грант Маргарян. По его словам, в Нагорном Карабахе АРФД оказалась вытолкнута в оппозицию действующими властями. "Карабах это не то место, где нам хотелось бы быть в оппозиции, однако там существует ряд экономических и социальных проблем, и политика властей в этих направлениях нам не импонирует. Мы старались быть рядом с властью и помочь решить эти проблемы, однако нас вытолкнули в оппозицию. Что ж, будем решать все вопросы уже с оппозиционных позиций", - заявил он. Маргарян также подчеркнул, что политика АРФД в Нагорном Карабахе укладывается в рамки определенных лимитов и границ, за которые партия никогда не ступит. "Наш приоритет - стабильность Нагорного Карабаха, и никаких действий, которые бы поставили ее под сомнения, мы не предпримем", - подчеркнул он. Предстоящие 19 июня парламентские выборы в НК Грант Маргарян назвал важным событием, которое должно еще более поднять демократический имидж Нагорного Карабаха. "Конечно, у нас уже есть информация об определенных нарушениях, в том числе использовании административного ресурса и подкупа избирателей. Однако президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян заверил нас, что сделает все возможное для обеспечения честных и свободных выборов", - заключил представитель бюро АРФД. (ИА REGNUM).

Газета "Айоц Ашхар", освещая предвыборный этап в Нагорном Карабахе, пишет: "Заявления некоторых участвующих в предвыборной гонке политических сил о силовом давлении, попирании прав человека, беззаконии и взятках неприемлемы... В предстоящих выборах на чашу весов ставится судьба Нагорного Карабаха. Карабах должен доказать, что он способен проводить намного более свободные и прозрачные выборы, чем Азербайджан и даже Армения". "19 июня народ Нагорного Карабаха определит не просто имена нескольких десятков депутатов парламента, а твердо докажет всему миру, что демократическое государство уже построено".

Отмечая "традиционность" заявлений Азербайджана и международных структур о незаконности карабахских выборов и непризнании их результатов, газета "Аравот" пишет, что наряду с ними, традиционными, беспрецедентным стало распространенное совместное заявление АРФ "Дашнакцутюн" Арцаха (Карабаха) и организации "Движение-88", создавших единый предвыборный блок. Напоминая, что действующие в Америке структуры "Дашнакцутюн" в свое время выступили с протестом против заявления помощника госсекретаря США Элизабет Джонс, в котором власти НК были названы "криминальными", газета обращает внимание, что оценки, содержащиеся в заявлении блока "АРФД - Движение-88", "если не превосходят, то и не уступают формулировкам помощника госсекретаря США". Бывший министр обороны Армении Вазген Манукян, касаясь обвинений арцахской структуры АРФ "Дашнакцутюн" в том, что в НК не укоренились демократические принципы, сказал: "Демократия должна была получить распространение в Карабахе из Армении. НКР больна теми же болезнями, что и Армения. Просто в Карабахе в силу менталитета, небольшой территории, где все знают друг друга, эти "болезни", по сравнению с Арменией, проявляются менее остро. Мне очень хочется, чтобы выборы в НКР прошли максимально честно. Мне бы не хотелось, чтобы борьба власти-оппозиция получила в Карабахе характер киргизских событий". Газета приводит одно из программных положений блока "АРФД - Движение-88": "Анализируя наше место и нашу роль в переговорном процессе по урегулированию карабахской проблемы, приходим к заключению, что в случае подобного развития событий в нашей стране может не только начаться глубокий и непреодолимый кризис, но и возникнут реальные угрозы ее безопасности. Серьезная опасность нынешнего этапа политического урегулирования карабахского конфликта состоит в том, что Карабах фактически выбыл из переговорного процесса, имеющего для него судьбоносное значение. Карабахский фактор перестал быть самостоятельным региональным военно-политическим фактором. Неблагоприятная международная атмосфера, сложившаяся в настоящее время вокруг карабахской проблемы, в первую очередь является результатом того, что власти НКР самоизолировались от этого процесса, а их пассивная, нерешительная и непоследовательная позиция свела на нет внешнюю политику страны". Подобные оценки, пишет "Аравот", позволяющие возложить на власти НК ответственность за атмосферу вокруг конфликта, никогда публично не высказывали представители не только бюро АРФД, но даже армянской структуры "Дашнакцутюн". При этом газета сообщает, что, по имеющейся у нее информации, арцахская структура АРФ "Дашнакцутюн" выражает недовольство тем, что центральное руководство партии не выделяет достаточно средств на предвыборную кампанию в Нагорном Карабахе.