29 июня Госдума рассмотрит во втором, а 6 июля - в третьем чтении президентский законопроект "О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ", предполагающий масштабное обновление избирательного законодательства.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, 23 июня на заседании комитета Госдумы по государственному строительству и конституционному законодательству, куда были приглашены глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Александр Вешняков, представитель Администрации Президента и депутаты, были представлены поправки, рекомендуемые комитетом к принятию и отклонению во втором чтении. Несмотря на то, что все дискуссии по принимаемым комитетом поправкам уже прошли, и сегодняшнее заседание должно было стать, в сущности, презентационным для СМИ, споров и пререканий между депутатами совсем избежать не удалось.

В целом к принятию рекомендованы 445 поправок, к отклонению - 318. Как пояснил председатель комитета Владимир Плигин, главными законодательными новеллами следует признать:

1) Частичное расширение прав ЦИК в получении сведений о расходовании средств политическими партиями. Это станет возможным после того, как итоговые финансовые отчеты партии будут подавать не в Налоговую службу, как сейчас, а в ЦИК.

2) Определение (впервые в законодательстве) понятия "фракция" и решение вопроса об условиях снятия депутатских полномочий. Александр Вешняков подтвердил, что лишение полномочий будет возможно только при личном заявлении депутата о выходе из фракции.

3) С 5% до 10% повышено число недостоверных или недействительных подписей за кандидата или партийный список, допустимое для регистрации на выборах.

4) Для региональных парламентов, выборы в которые должны пройти в ноябре - декабре этого года (около 12 субъектов Федерации, в том числе Москвы), предоставляется право провести их либо во второе воскресенье марта, либо в ранее установленные сроки, то есть в конце 2005 г. Также предложено в качестве дополнительного дня для проведения всех выборов регионального и местного уровня установить не первое, как предлагалось законопроектом в первом чтении, а второе воскресенье октября.

5) С 25% до 50% повышено допустимое число выбывших из избирательного списка на региональных выборах, не препятствующее дальнейшему участию списка на выборах. Для выборов в Госдуму сохраняется норма в 25%.

В то же время несколько поправок вызвали расхождение во мнениях участников заседания, что не позволяет с точностью утверждать, будут они приняты Госдумой или отклонены. Прежде всего, стоит отметить поправку депутата Алексея Лихачева (фракция "Единая Россия", выдвинут СПС), которую на комитете представлял Борис Надеждин (секретарь Федерального политсовета СПС). Суть поправки в том, чтобы включить в список мотивов, позволяющих кандидату выйти из избирательного списка, не угрожая снятию списка с выборов наряду с "недееспособностью" и "расстройством здоровья" понятие "принуждения личности", доказанного судом. Надеждин привел пример выборов в Магаданскую облдуму в мае этого года, когда были сняты демократический блок "Наша Родина - Колыма" и Партия пенсионеров (позже Верховный суд все-таки дал последней право участвовать в выборах - прим. ИА REGNUM), и хотя, в суде были доказаны случаи давления на кандидатов, "судьи разводили руками, ссылаясь на то, что в законе нет соответствующего понятия, чтобы список можно было восстановить". Александр Вешняков уточнил, что "если вынуждающие обстоятельства будут доказаны в суде, действительно, хотя человек останется исключенным из списка, сам список будет восстановлен". Однако он усомнился в том механизме, который будет использоваться судом для обоснования признания факта давления. На это член комитета Алексей Митрофанов (фракция ЛДПР), поддержавший поправку, ответил: "Если в американских судах доказывают сексуальные домогательства, то с этим мы уж справимся".

Представитель Администрации Президента предостерег депутатов, что введение такой поправки ведет к фактическому созданию легального института борьбы с отзывом списка с выборов. Владимир Плигин заявил, что комитет будет выяснить административные и уголовные последствия введения данной поправки, но пока рекомендует ее к отклонению.

По мнению Александра Вешнякова, поправки в избирательное законодательство демократичны и не только не создают дополнительных трудностей, но даже облегчают оппозиции прохождение в российский парламент, если, конечно, речь идет о "реальной оппозиции, а не экзотической", а под реальной оппозицией он понимает партии "Яблоко" и СПС. Глава Центральной избирательно комиссии в очередной раз заявил, что 7% барьер на федеральных выборах будет стимулировать объединительный процесс между партиями, в том числе и в среде "реальной оппозиции".