Научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер по просьбе ИА REGNUM прокомментировал проект Федерального Закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", рассмотренный и одобренный накануне на заседании Правительства РФ.

Как пояснил Евгений Гонтмахер, данный законопроект около трех лет разрабатывался в Минэкономразвития группой, которую возглавлял глава департамента государственного регулирования в экономике Андрей Шаров. Более ранняя редакция этого документа уже однажды выносилась на заседание Правительства, но была отвергнута и отправлена на доработку.

"В целом закон очень хороший, - сказал он. - Я хочу особенно обратить внимание на статью 7, которая включает в понятие доступа к информации не только доступ к документам, но и обеспечение доступа пользователей (потребителей) информации на заседания государственных органов и органов местного самоуправления. Это революционное положение, которое должно приблизить Россию в этом отношении к стандартам, принятым в развитых странах. Скажем, любой гражданин США может беспрепятственно посетить заседания Конгресса, такие же нормы действуют в Европе".

В то же время, отметил Евгений Гонтмахер, принятие закона, содержащего такое положение, повлечет за собой существенные проблемы, так как порядок доступа на заседания должен, согласно той же статье 7, определяться законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или нормативными актами органов местного самоуправления. В связи с этим он напомнил о существовании решения Правительства, определяющего процедуру подготовки проектов законодательных актов, которым предписывается одновременно с законопроектом представлять и проекты тех нормативных актов, на которые в нем делается ссылка. В данном случае такие проекты отсутствуют.

"Если этот законопроект благополучно пройдет рассмотрение в Госдуме, он будет принят в ходе осенней сессии. При этом предусмотрено, что данный закон вступит в силу уже с 1 января 2006 года, - отметил Евгений Гонтмахер. - Получается, что госорганы и органы местного самоуправления будут иметь совсем мало времени для того, чтобы определить порядок посещения гражданами их заседаний. Уже через полгода люди получат право требовать доступа на заседания Госдумы, Правительства, региональных законодательных собраний, коллегий министерств, городских дум и так далее, и если им будут отказывать, они с полным основанием смогут обращаться в суды".

Предстоит большая организационная работа. В частности, Правительство РФ, как предположил Евгений Гонтмахер, должно будет принять специальное постановление, регламентирующее порядок посещения гражданами его заседаний, Госдума должна будет дополнить свой регламент специальным разделом и так далее.

Кроме того, законопроект содержит еще ряд отсылочных норм, которые также пока не обеспечены соответствующей нормативно-правовой базой.

Евгений Гонтмахер отметил такие положительные стороны проекта закона как включение расходов, связанных с обеспечением права граждан на доступ к информации, в бюджеты соответствующих ведомств и органов (ст. 12), а также обязательность публикации обзоров обращений граждан и организаций и обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах (ст. 9).

"Конечно, в законопроекте есть и недоработки, - заметил Евгений Гонтмахер. - В частности, из него неясно, пользуются ли всеми предусмотренными в нем правами только граждане России, или его действие распространяется и на граждан других государств, лиц без гражданства и лиц, проживающих на территории России на основании вида на жительство. Я, со своей стороны, полагаю, что российские граждане должны в этом случае иметь преференции".

Существенным недостатком закона он назвал также непроработанность порядка предоставления платных информационных услуг. Методики расчета такой платы, согласно ст. 20, должны быть утверждены Правительством РФ, между тем какие-либо разработки в этом отношении отсутствуют, не говоря уже о предварительной публикации этих методик, которые, в силу их важности, сами по себе должны стать предметом общественного внимания и обсуждения.

"Но главный порок этого закона в другом, - продолжил Евгений Гонтмахер. - Он не будет работать из-за того, что контроль за его исполнением возложен непосредственно на руководителей соответствующих органов. Исполнители не могут эффективно контролировать сами себя". В качестве примера он указал на то, что несмотря на то, что уже несколько лет действует Постановление Правительства № 98 от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства и федеральных органов исполнительной власти", прямо предписывающее обеспечить доступ граждан к официальной информации через интернет, многие ведомства размещают в сети весьма скудную и редко обновляемую информацию, а некоторые вообще так и не обзавелись собственными сайтами.

"При этом обратите внимание на преамбулу, где говорится, что данный закон направлен на осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, - заметил Евгений Гонтмахер. - Авторы закона понимают общественный контроль крайне усеченно - как пассивное получение информации. Неправильное понимание самого института общественного контроля делает этот, повторяю, очень хороший закон неработоспособным. Чтобы поправить ситуацию, нужно внести в проект закона поправки, возлагающие функции контроля либо на структуры гражданского общества (ассоциации или союзы общественных организаций), либо, в случае, если речь идет о контроле за органами исполнительной власти (Правительство, министерства и т.п.), - на представительные органы власти (думы)".