Железнодорожный тариф на Мурманск выше, чем в порты Украины, Санкт-Петербург и другие порты Ленинградской области. Как рассказали корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Мурманского морского торгового порта, руководство предприятия полагает, что при существующих тарифах грузоперевозки в порт Мурманск станет экономически невыгодными.

С 1 января 2005 года Федеральная служба по тарифам подняла на 12,5% тарифы на железнодорожные перевозки в адрес отечественных портов, мотивируя это необходимостью сближения тарифов на внутренние и международные перевозки. Повышение железнодорожных тарифов тяжким бременем легло, прежде всего, на порты Северо-Запада. Это обусловлено методологией построения прейскуранта № 10-01, при которой уровень тарифа увеличивается с ростом дальности перевозки. Стоимость доставки вагона кемеровского угля в Мурманск в настоящий момент составляет 542 доллара США, Санкт-Петербург - 525 долларов, порты Балтии - 554 доллара, порты Украины - 532 доллара. Железнодорожный тариф на Мурманск выше, чем в порты Украины, Санкт-Петербург и другие порты Ленинградской области. Поэтому, не смотря на все имеющиеся явные преимущества (глубоководная акватория, глубины, позволяющие принимать у причалов суда до 150 тысяч тонн, незамерзающий круглогодично залив, где не требуется ледовая проводка, высокая техническая оснащенность и т.п.), при дальнейшем увеличении железнодорожных тарифов перевозка грузов направлением на порт Мурманск станет экономически невыгодной для грузовладельцев по сравнению с другими портами.

Руководство порта считает, что тарифообразование и тарифное регулирование должны в полной мере отвечать общенациональным, интересам, проводником которых в лице Минтранса должно являться государство. Доставка грузов и оборудования в северные и труднодоступные районы всегда будет дороже, чем доставка грузов в промышленно развитые центры. Кроме того, Россия - самая большая по территории в мире страна, где свыше 90 % площадей находится в неблагоприятных климатических условиях. Поэтому необходима разработка гибкой тарифной политики, при которой доставка транзитных грузов по территории России с использованием различных видов транспорта должна осуществляться на уровне мировых цен, а доставка грузов для территориального развития и обеспечения жизнедеятельности районов пионерного освоения должна осуществляться по специальным ставкам и тарифам.