В преддверии летних событий прошлого года в зоне грузино-осетинского конфликта власти Грузии выразили желание восстановить железнодорожное сообщение между Тбилиси и Цхинвали. Напомним, что эта железная дорога была самым активным способом перевозки грузов и пассажиров до конфликта. Однако, югоосетинская сторона в то время выразила опасения, что именно посредством железнодорожного сообщения Грузия может перебросить вооруженные формирования в сторону Цхинвали. Кроме того, как и прежде, Южная Осетия настаивала на выполнении грузинской стороной ранее достигнутых договоренностей. Может ли измениться подход в этом вопросе сейчас, когда Абхазия восстанавливает железнодорожное сообщение в Грузией, что само по себе не может не вызвать реакции в Южной Осетии? Примет ли Южная Осетия предложение Грузии восстановить железную дорогу и каковы экономические дивиденды, которые может иметь Южная Осетия в этом случае? Свои соображения по этому поводу высказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM бывший министр экономики Южной Осетии, независимый эксперт Геннадий Кокоев:

Естественно, открытие коммуникаций сближает людей, это также способствует экономическому росту, процветанию. Не зря же американцы говорят: "мы строим дороги не потому, что мы богаты, а мы богаты потому, что строим дороги". Однако, если мы вспомним новейшую историю, то заметим, что ущербность позиций грузинской стороны заключалась в том, что благодаря недальновидной политики грузинских властей все коммуникации, дороги, средства связи с Южной Осетией и с Абхазией были разорваны. Как известно, закрытие Рокского перевала было одним из главных требований Звиада Гамсахурдия и его сторонников (первый президент Грузии - ред). Сегодня можно провести параллель между восстановлением железнодорожного сообщения Абхазии с Грузией и Южной Осетии с Грузией. В случае с Абхазией налицо факт, свидетельствующий о том, что здесь прослеживаются прежде всего стратегические интересы России и Армении - стран, которые связаны многовековыми узами дружбы и братства. Приведем несколько причин: во-первых, не следует забывать тот факт, что Армения находится в невыгодном геополитическом положении: Турция до сих пор не признала Геноцид армян 1915 года, между двумя странами отсутствуют дипломатическиеотношения. Во-вторых, в невыгодном положении находится Армения и по сравнению со своим оппонентом Азербайджаном, который имеет прямое железнодорожное сообщение с Россией через Дербент. В-третьих, почему Армения так активно лоббировала открытие абхазского участка закавказской железной дороги: в самой Абхазии весьма значительно представлен армянский элемент, там много армян, которые воевали на стороне Абхазии. Так что все эти факторы в совокупности являются доминирующими. Что касается Грузии, она не сможет стать сколь-нибудь значимым поставщиком сырья.

В случае с Южной Осетией, неоднократно, еще в 40-50 годы прошлого столетия прорабатывался проект строительства железной дороги через перевал, по Транскавказской автомагистрали между пунктами Алагир-Цхинвали. Если бы СССР не развалился, несомненно, проект был бы осуществлен. Может возникнуть вопрос: а возможно ли это осуществить технически? Да, возможно, если это было возможно тогда, то сегодня, когда технологии шагнули так далеко вперед, это и подавно возможно. Предложения же со стороны Грузии о возобновлении железнодорожного сообщения между Грузией и Южной Осетией не будут иметь стратегически важного значения для Южной Осетии. В этом случае нужны межгосударственные соглашения, и не между Россией и Грузией, а между Южной Осетией и Грузией, соглашения, которые регулировали бы железнодорожные потоки. Мы же находимся в состоянии неурегулированности межэтнического и межгосударственного конфликта, поэтому высок риск того, что грузы которые будут предназначаться для Южной Осетии, просто не будут доходить до места назначения. Помимо всего прочего, такой проект экономически нецелесообразен и политически ущербен. Содержание этого железнодорожного пути будет обходиться Южной Осетии гораздо дороже, чем те возможные доходы, которые будут поступать. В советское время пассажиропоток между Гори-Цхинвали, Гори-Бакуриани, где жило много осетин, связанных с Цхинвали, был значителен. Кроме того, у дороги были доходы, т.к. в Южной Осетии функционировали несколько довольно крупных промышленных предприятий, которые получали по железной дороге сырье и материалы, и таким же образом отправляли готовую продукцию. На данный момент эти предприятия если и функционируют, то процентов на 10 от прежней мощностей, а пассажиропоток в сторону Грузии упал до минимума, если не до нуля. Если сегодня Южная Осетия и должна говорить о железнодорожном сообщении, то только с Россией. Именно Россия может стать поставщиком сырья для двух крупнейших промышленных предприятий Южной Осетии - заводов "Вибромашина" и "Эмальпровод". Россия будет и основным потребителем сырья югоосетинских заводов. А функционирование железнодорожной ветки в сторону Грузии попросту не востребовано.

ИА REGNUM: Г- н Кокоев, на сегодняшний день Грузия продолжает оставаться поставщиком газа для Южной Осетии, и по мнению югоосетинских экономистов данный факт может быть использован грузинской стороной как средство давления на Южную Осетию. Рассматриваете ли Вы модель поступления газа в Южную Осетию из России, коль скоро Южная Осетия избрала позицию полного дистанцирования во всех отношениях от Грузии?

Проведем нехитрый подсчет. Грузия получает газ из России по льготным ценам - 60 долларов за 1000 куб.метров, когда мировая цена составляет 120-130 долларов за 1000 куб.метров. Потом, когда она поставляет газ нам, мы платим за 1000 куб.метров 135 долларов. Вот такая накрутка, порядка 40-50 долларов за 1000 куб. Получается, Грузия с нас сдирает деньги, а доходы у нас не настолько высоки, чтобы наше население платило бы за газ по ценам выше мировых. Это грабительская политика, т.к. за транзит по территории страны и транспортировку обычно начисляются небольшие суммы, а здесь почти двойные накрутки. Так что, я глубоко убежден поступление газа в Южную Осетию непосредственно из России желательно, технически абсолютно возможно, оправданно и логично.