Очередной мониторинг. Крах в Вашингтоне. Эксклюзивное интервью специального представителя председателя ПА ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту, члена парламента Швеции Горана Ленмаркера агентству "АзерТАдж". Перед встречей президентов Армении и Азербайджана в Казани. Дартмутская конференция. Степанакерт.

Очередной мониторинг

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 5 июля миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана юго-западнее населенного пункта Кармираван Мартакертского района Нагорного Карабаха (НК). С позиций Армии обороны Нагорного Карабаха мониторинг осуществляли полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Мирослав Выметал (Чехия) и Петер Кии (Великобритания). Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел НК. В ходе мониторинга нарушений режима прекращения огня зафиксировано не было.

По сообщению агентства Day.Az, с азербайджанской стороны мониторинг проводили полевой помощник личного представителя действующего председателя ОБСЕ Имре Палатинус и Торстен Ахрен, однако информационный портал МИД НК передает, что азербайджанская сторона, в отличие от карабахской, не вывела членов мониторинговой группы на свои передовые рубежи.

Крах в Вашингтоне

Как сообщает "Ноян Тапан", 1 июля в Вашингтоне открылось заседание Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ). В нем участвовали представители 55 стран, входящих в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. В повестку дня сессии ПА ОБСЕ был включен доклад шведского парламентария Горана Ленмаркера под названием "Золотая возможность: некоторые идеи о конфликте в Нагорном Карабахе". Председательствовал на сессии ПА ОБСЕ конгрессмен США Элси Хастингс. Армянскую парламентскую делегацию возглавлял заместитель председателя Национального Собрания (НС) РА Ваган Ованнисян.

2 июля Парламентская ассамблея ОБСЕ отклонила резолюцию представителя Азербайджана по Нагорному Карабаху. Как сообщает "Арминфо" со ссылкой Gibrahayer-magazine, парламентарии ОБСЕ большинством голосов выразили несогласие с противоречивыми мерами по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, предложенными в проекте резолюции азербайджанского парламентария Саттара Сафарова. Источник отмечает, что голосование состоялось в ходе встречи глав делегаций ПА ОБСЕ. Проект резолюции Сафарова был признан необъективным, дающим повод для раздоров, и таким образом был исключен из повестки для сессии.

В преддверии сессии ПА ОБСЕ с предупреждениями в адрес сторон конфликта выступил генеральный секретарь Советы Европы Терри Дэвис, который в интервью Общественному телевидению Армении заявил, что СЕ не допустит эскалации карабахского конфликта и возобновления военных действий, пишет бакинская газета "Зеркало". "Если мы увидим серьезную угрозу возобновления военных действий, мы немедленно предпримем решительные шаги", - заверил руководитель СЕ.

"Сегодня есть "золотая возможность" урегулирования Карабахского конфликта, основанная на концепции "победа-победа", в случае осуществления которой и Армения, и Азербайджан понесут минимальные потери. Стороны должны ускорить процесс переговоров". Так, согласно агентству "А1+", заявил спецпредставитель по карабахскому вопросу Горан Ленмаркер в ходе 14-й сессии ПА ОБСЕ. Ленмаркер отметил, что "конфликт не "заморожен", что каждый год на линии соприкосновения погибают люди". "Мирное урегулирование не имеет альтернативы, это требование времени поставить конец экономическим и людским потерям двух сторон". Депутат подчеркнул, что европейские и международные структуры готовы оказать содействие Армении и Азербайджану и обе страны должны использовать эту возможность.

Газета "Айкакан жаманак" пишет, что, по словам Горана Ленмаркера, наилучшим выходом из конфликта является "аландская модель". Для разъяснения позиции Ленмаркера, газета проводит краткий историко-географический экскурс: "Аландские острова находятся в Балтийском море и населены в основном шведами. Долгие годы Швеция и Финляндия боролись за принадлежность и статус этих островов. В итоге, в результате достижения многостороннего международного согласия, островам был дан высокий статус в составе Финляндии. Аландским островам придан также статус демилитаризованной зоны, и там нет ни финских, ни шведских вооруженных сил". По мнению газеты, трудно сказать, чем данная модель приемлема для сторон карабахского конфликта, "однако Ленмаркер заметил, что, как во многих других случаях, так и в случае с карабахским конфликтом, основным фактором урегулирования может стать установление демократических ценностей, примиривших в Европе многие страны".

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что Горан Ленмаркер включил в свой отчет четыре важных фактора, способствующих поискам путей долгосрочного урегулирования конфликта: страны-участницы конфликта должны чувствовать, что их национальная безопасность не находится под угрозой; должно проявляться уважение к демократическим стандартам, правам человека, правам меньшинств в странах; экономическая интеграция создает прочную взаимозависимость и, являясь основой для развития, оказывает влияние на все население; свобода въезда и выезда, в частности, среди молодежи, еще больше усиливает интеграцию. Согласно проекту резолюции Ленмаркера, сообщает газета, ПА ОБСЕ призывает конфликтующие стороны к более активному сотрудничеству при поддержке европейских и евроатлантических структур для упрощения поиска долгосрочного решения проблемы. Организация призывает членов парламентов Азербайджана и Армении избегать эмоциональных заявлений. Главную роль в посреднической деятельности ПА ОБСЕ отводит Минской группе (МГ ОБСЕ) этой организации. Парламентская ассамблея рекомендует Азербайджану и Армении следовать по пути формирования ситуации "победа-победа", на основе имеющихся предложений, поддержанных европейскими структурами. Газета с огорчением отмечает, что в подготовленном Ленмаркером проекте резолюции ПА ОБСЕ Армения не называется страной-агрессором, а Азербайджан - государством, часть территории которого подвержена оккупации. "На фоне отсутствия требования освобождения оккупированных земель призывы к экономическому сотрудничеству и свободе передвижений являются более чем неприемлемыми для азербайджанской стороны".

По мнению Горана Ленмаркера, пишет бакинская "525-я газета", Азербайджан должен убедить армян, что не создает угрозы для них и что после урегулирования не будет обращаться с карабахскими армянами как с побежденным врагом. "С этой точки зрения важно, чтобы азербайджанские политики и депутаты не выступали с эмоциональными заявлениями, с ненавистью к армянам", - цитирует докладчика газета и сетует: "Из высказываний докладчика складывается впечатление, что международные круги ожидают наибольших компромиссов и податливости при урегулировании конфликта именно от Азербайджана, а роль агрессивной политики армянской стороны в возникновении нынешнего положения как бы отошла на второй план".

Как сообщил бакинской газете "Зеркало" руководитель азербайджанской делегации в ПА ОБСЕ Саттар Сафаров, в выступлении Горана Ленмаркера "была одна такая мысль", что лучшим способом обеспечения безопасности Нагорного Карабаха может быть его присоединение к Армении. "В ответ наша сторона напомнила, что данная проблема может быть решена исключительно в рамках территориальной целостности Азербайджана, то есть в соответствии с международными принципами. Наша делегация заявила, что мир, достигнутый за счет дарения земель, ни для кого не приемлем. И по этому поводу возник определенный спор. Мы сообщили г-ну Ленмаркеру, что его доклад будет подвергнут серьезному анализу и по его итогам он получит наши предложения".

Информацию Саттара Сафарова о том, что, по мнению Ленмаркера, "наилучшим средством к обеспечению безопасности Нагорного Карабаха может стать его объединение с Арменией", электронная газета "Реальный Азербайджан" озаглавила "Крах в Вашингтоне".

Бакинская "525-я газета" считает, что доклад Горана Ленмаркера "не адекватен ни истории карабахского конфликта, ни вызванным им последствиям". "В докладе не отражены принципиальные моменты конфликта. В отчете подчеркивается, что, несмотря на желание армян Нагорного Карабаха, международное сообщество не готово предоставить этой территории независимость. Докладчик отмечает, что на Кавказе живет множество меньшинств и что было бы опасным разделить этот регион на мелкие независимые государства. Ленмаркер считает, что нагорно-карабахский конфликт должен быть срочно разрешен, но на основе не силовой политики или двойных стандартов, а международных норм и европейских ценностей". Газета утверждает, что докладчик ПА ОБСЕ не сумел пойти в отношении к карабахскому конфликту дальше "общих и "сбалансированных" тезисов сопредседателей Минской группы ОБСЕ и проект резолюции, представленный на сессию на основе доклада Ленмаркера, состоит больше из общих положений". Говоря о выдвинутом Ленмаркером принципе "победитель-победитель", газета отмечает, что это новый подход, предлагаемый международными кругами в отношении урегулирования карабахского конфликта. До сих пор, пишет "525", международные круги выступали за разрешение проблемы по принципу "ни победителя, ни проигравшего". Газета ставит под сомнение как реальное осуществление предлагаемого Ленмаркером тезиса, так и то, что этот доклад внесет вклад непосредственно в дело урегулирования. Участвующие в сессии азербайджанские депутаты остались недовольны докладом Ленмаркера, сообщает "525-я газета".

"Прогрессом для армянской стороны" назвала доклад Горана Ленмаркера газета "Айоц Ашхар". Газета обращает внимание на три важнейших пункта подготовленного докладчиком проекта резолюции ПА ОБСЕ. "Первое. Ленмаркер не стал давать карабахскому конфликту "предварительную политическую оценку", основанную на позиции или доводах одной из сторон и удовлетворился определением "незамороженный конфликт". Второе. Ленмаркер четко определил пути урегулирования конфликта - мирные переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ, двустороннее сотрудничество Армения-Азербайджан при поддержке европейских и евроатлантических структур, привлечение парламентской дипломатии. Третье. Ленмаркер связывает серьезные надежды с реальной возможностью урегулировать конфликт в рамках концепции "победитель-победитель". Складывающуюся таким образом ситуацию газета называет "выжидательным прагматизмом" мировой общественности, которая будет своеобразным тестом на конструктивность конфликтующих сторон.

По оценке газеты "168 Жам", "столь порадовавший наших парламентариев" доклад Горана Ленмаркера ничего нового, по существу, не содержал". "В действительности, в Вашингтоне Ленмаркер почти в точности повторил то, о чем в последние годы говорят международные структуры: в очередной раз признается территориальная целостность Азербайджана и неприемлемым считается независимый статус Нагорного Карабаха".

По мнению помощника президента Нагорного Карабаха Давида Бабаяна, на 14-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Вашингтоне было явно продемонстрировано видение ОБСЕ сценария урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Этот сценарий - воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. Для НКР подобный подход, безусловно, приемлем, особенно учитывая то, что единственным политическим требованием Карабахского движения было именно воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. Однако было бы неправильно думать, что в Нагорном Карабахе согласны со всем, что нашло отражение в докладе Ленмаркера. Шведский дипломат, например, заявляет о том, что демократия является фундаментальным компонентом обеспечения окончательного мира. При этом, урегулирование нагорно-карабахского конфликта в данном контексте Ленмаркером видится лишь в прогрессе переговоров между Арменией и Азербайджаном. Нет ни слова о самом Нагорном Карабахе. Это не только не соответствует логике сценария, предложенного специальным представителем Парламентской ассамблеи ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту, но и может в конечном счете загнать мирный процесс в тупик. Без участия Нагорного Карабаха не может быть всеобъемлющего урегулирования этого конфликта. Поэтому согласиться с г-ном Ленмаркером в том, что сегодня есть "золотая возможность" для мирного решения нагорно-карабахского конфликта можно лишь в том случае, если в данном процессе будет полноправно участвовать и НКР. Иначе доклад Ленмаркера станет всего лишь еще одним теоретическим подходом к урегулированию нагорно-карабахского конфликта". (ИА REGNUM).

Как заявил "Голосу Америки" глава делегации Азербайджана в ПА ОБСЕ Саттар Сафаров, по итогам заседаний доклад спецпредставителя председателя ПА ОБСЕ Горана Ленмаркера не приобрел силу резолюции. "Мы представили для обсуждения сессии свой доклад по конфликту, Ленмаркер - свой, - сообщил Сафаров. - Наш доклад отклонили, а нам не подошли некоторые положения доклада Ленмаркера. Из-за того, что он не захотел пойти на компромисс, не был утвержден ни один из докладов". ("Эхо").

Эксклюзивное интервью специального представителя председателя ПА ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту, члена парламента Швеции Горана Ленмаркера агентству "АзерТАдж"

Господин Ленмаркер, политический орган, непосредственно занимающийся процессом урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта - это Минская группа ОБСЕ. Вы уже 3 года являетесь специальным представителем председателя ПА ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту. Какой необходимостью было продиктовано создание второго мандата ОБСЕ, касающегося данной проблемы?

Назначив специального представителя по нагорно-карабахскому конфликту, ОБСЕ стремилась привлечь парламенты Армении и Азербайджана к мирному процессу. Правда, ваши правительства ведут переговоры в рамках Минской группы. Но роль парламентов в данном вопросе велика. Я даже добавил бы сюда не только парламенты, но и общины, медиа обеих сторон.

Удовлетворены ли вы уровнем участия парламентов в мирном процессе?

Да, очень удовлетворен. За этот период я активно сотрудничал с ними. Они принимали меня в ходе моих визитов в регион. Мы активно сотрудничали и за пределами стран. Я бы сказал, что мы сотрудничали плодотворно. Мы стали друзьями с ними. Во время частых поездок в вашу прекрасную страну члены парламента Азербайджана оказывали мне большую помощь. Поэтому я не могу пожаловаться на участие парламентов в процессе.

Можете ли вы вкратце поделиться своими впечатлениями о собственных наблюдениях в регионе? Каково настроение в Азербайджане и в Армении?

Наблюдения, сделанные мною как в Армении, как в Азербайджане, так и в Нагорном Карабахе, заключаются в том, что от этого конфликта страдает большое число людей. Многие потеряли своих родных, членов семей, желают возвратиться к родным очагам. Поэтому мое категорическое мнение состоит в том, что конфликт должен быть в скором времени урегулирован.

Господин Ленмаркер, наши контакты с Арменией ограничены. Можете ли вы сказать, насколько готовы сегодня армяне к урегулированию конфликта?

В последнее время стремление положить конец конфликту очень распространено среди армян. Так как люди понимают, что данный конфликт препятствует развитию страны. С ним связаны вся политика, все помыслы страны, находящейся в состоянии конфликта. Приведу простой пример: если у вас болит зуб, то вы только об этом и думаете. Ничто другое вас не интересует. Находящаяся в состоянии конфликта страна не думает о своем завтрашнем дне, будущем благосостоянии людей. В этом смысле очень важно, чтобы нагорно-карабахская проблема была в скором времени урегулирована.

В своем докладе вы отметили, что главная обеспокоенность Армении, основывающейся на историческом опыте, связана с национальной безопасностью. И Азербайджан должен понять эту обеспокоенность. Получается, что наш сосед избрал для самозащиты стратегию нападения и оккупировал наши земли. Как вы полагаете, что должен сделать Азербайджан, чтобы "понять" Армению?

Это очень важный вопрос. Я рад, что вы задали такой вопрос. По-моему, Азербайджан должен убедить армян в том, что не создает угрозы для них. Что после урегулирования конфликта не будет обращаться с ними как с побежденным врагом, будет уважать их как людей. Большое количество армян разбросано по всему миру. В самой Армении осталось небольшое население. Поэтому у них создалось такое ощущение, что они слабы перед сильным внешним миром. Азербайджан должен убедить армян в том, что не подавит их. С этой точки зрения очень важно, чтобы политики, члены парламента Азербайджана не выступали с ненавистью. Обратитесь к истории: на протяжении длительного времени армяне и азербайджанцы жили в условиях мира.

В своем докладе вы также отметили, что Азербайджан чувствует себя жертвой агрессии. Армяне должны понять это. Значит ли это, что армяне должны возвратить все оккупированные земли, чтобы "понять" это?

Мой короткий и категорический ответ на данный вопрос - да. Земли не могут оставаться под оккупацией. Это наследие прошлого. Силовой захват одним государством территории другого недопустим. Это мышление советских времен. В своем докладе я также предлагаю, чтобы после возвращения земель и восстановления контроля Азербайджана над данной территорией эти земли были демилитаризованы с тем, чтобы не возникало ощущения о создаваемой азербайджанской армией угрозе. Но, возвращаясь к вашему вопросу, еще раз хочу подчеркнуть - да, оккупации должен быть положен конец.

Вывод относительно Нагорного Карабаха, к которому вы пришли, заключается в том, что предоставление ему независимости не является альтернативой урегулированию конфликта. Каким было отношение пресловутой "республики" к этому?

После обнародования моего доклада я еще не контактировал с ними. Но предполагаю, что это вовсе не понравилось им. Так как желание местных властей Нагорного Карабаха состоит в завоевании независимости. Но я должен говорить правду. Меня назначили на эту должность не для того, чтобы проявлять корректность. Я должен открыто говорить: мы не можем допустить создания на Кавказе большого числа карликовых государств. В регионе должны быть три сильных государства, к которым следует относиться с уважением. В противном случае возникнет хаос.

Господин Ленмаркер, недавно миссия по установлению фактов ОБСЕ обнаружила важные данные о проводимой Арменией политике заселения, грубо нарушающей Женевскую конвенцию. Почему в вашем докладе об этом ничего не говорится?

Данные факты связаны с нахождением земель под оккупацией. Если земли будут незамедлительно возвращены, как я предлагал, то не будет и этой проблемы. У Армении нет права на заселение данных территорий. Это запрещено международными законами. Вновь возвращаюсь к мышлению советских времен. Советская Россия в аналогичной форме проводила политику заселения в Латвии. Чтобы положить конец заселению, захваченные земли должны быть освобождены, а их изгнанное население - возвращено к родным очагам.

Протест делегации Азербайджана в ПА ОБСЕ против вашего доклада связан с тем, что хотя вы и указываете факт оккупации наших земель, но при этом не называете Армению агрессором.

Потому что в своем докладе мне не хотелось напоминать о прошлом. Это создает риск. Я стремился искать пути урегулирования конфликта, глядя в будущее. Захваченные территории должны быть возвращены. И не через какое-то время, а незамедлительно. Находясь в Азербайджане, я в палаточном городке в Сабирабаде встретился с одной женщиной. Она потеряла на войне мужа и двух сыновей, была изгнана из родного очага. Можно сказать, что вся жизнь этой женщины оказалась потерянной. Для меня она стала символом этого конфликта. Она должна быть возвращена в свой разрушенный дом. Все это должно быть сделано за короткое время. В своем докладе я также предложил создать комиссию "Справедливость и примирение". Вначале земли должны быть освобождены, вынужденные переселенцы должны возвратиться в свои дома, а затем уже следует искать историческую правду. В настоящее время говорить о такой комиссии бессмысленно. Подобно той женщине, искалечена жизнь многих людей.

Представляя свой доклад на сессии ПА ОБСЕ, вы подчеркнули, что с оптимизмом смотрите на урегулирование конфликта. На чем основан этот оптимизм?

Мой оптимизм основан на намерении глав государств. Они понимают, что достижение удовлетворяющего обе стороны пути урегулирования в интересах Азербайджана и Армении. За время пребывания в должности специального представителя я ощущал это, общаясь не только с руководством стран, но и с простыми людьми. Когда возникает конфликт внутри одной семьи, чувства становятся более противоречивыми. Не потому, что это далекие друг от друга люди, а, наоборот, потому, что они близки друг другу. Скажу также, что в настоящее время все международные организации - НАТО, ОБСЕ, Совет Европы - поддерживают процесс поиска путей скорейшего урегулирования конфликта. Это исключительный шанс, который нельзя упускать. Вы можете воспользоваться опытом Европы. Не забывайте, что и в нашей истории были конфликты и войны, более длительные и кровавые, чем этот конфликт. В произошедших в Западной Европе конфликтах погибли сотни миллионов человек. Несмотря на это, мы научились сосуществовать. Открыв наши границы, объединив экономику наших стран, мы сделали выводы из трагических уроков истории. Почему же азербайджанцы и армяне не могут жить как европейцы? Ведь вы - часть Европы. Как и другие европейцы, достойны высоких стандартов жизни, всех свобод. Я верю, что в случае урегулирования конфликта все это станет возможным. ("525-я газета").

Газета "Голос Армении", обращаясь к словам Горана Ленмаркера: "...Я должен открыто говорить: мы не можем допустить создания на Кавказе большого числа карликовых государств. В регионе должны быть три сильных государства, к которым следует относиться с уважением. В противном случае возникнет хаос", отмечает неприемлемость категоричного тона подобных заявлений и пишет: "Кто такие эти всесильные "мы", которые могут предоставить или не предоставить Нагорному Карабаху право определения своей судьбы? Ленмаркер говорит от имени Парламентской Ассамблеи ОБСЕ? Или он взял на себя функцию говорить от имени Минской группы, которая занимается урегулированием конфликта? А может, это говорится от имени всего мирового сообщества? Что значит "большое число карликовых государств"? Какое именно большое число карликовых государств, согласно Ленмаркеру, приведет к хаосу, не говоря уже о том, почему, собственно, должен возникнуть этот "хаос"? От многократного деления бывшей Югославии хаос не возник! К тому же ведь в той же Европе, на ценности которой предполагает опираться в ходе разрешения конфликта сам Ленмаркер, никакого хаоса от независимости Андорры, Монако, Сан-Марино, Люксембурга, Лихтенштейна, Мальты или Фарерских островов не произошло... Или что можно Европе - Южному Кавказу нельзя?"

Лидер Коммунистической партии Армении Рубен Товмасян не разделяет позитивных оценок армянской делегации в ПА ОБСЕ относительно доклада Горана Ленмаркера по Нагорному Карабаху. В беседе с газетой "Аравот" Товмасян отметил, что лейтмотивом всех этих докладов является заявление о том, что "Нагорный Карабах должен быть в составе Азербайджана, что необходимо поддерживать территориальную целостность и окончательно прийти к мнению, что Карабах нужно вернуть Азербайджану". "Иначе что означают слова: "Пусть карабахцы на меня не обижаются, но я должен сказать правду", и на вопрос, почему вы в отношении Армении не используете слово "агрессор" - "не хочу обращаться к прошлому". Получается, что "агрессор", но об этом не надо сегодня говорить?" - недоумевает Товмасян. По его словам, Европа всегда была двуличной, такой и останется, верная своему образу. "Они (европейцы, - прим. ИА REGNUM) очень хорошо знают, что армяне Карабаха будут ущемлены, что Карабах станет вторым Нахичеваном, но также убеждены, что сегодня, по велению времени, необходимо просто решить вопросы, интересующие Азербайджан". По мнению лидера армянских коммунистов, в этом заключается смысл доклада. "И пусть никто не называет его "проармянским, сбалансированным, полезным".

Пресловутый пример населения Аландских островов, живущих в автономном статусе в составе страны Суоми, кочует по безбрежному пространству аналитических и прочих докладов и по меньшей мере умилителен. Но не более умилителен, чем азербайджанские СМИ, приводящие вновь и вновь, с завидным энтузиазмом, этот идиллический пример благополучного шведско-финского сосуществования, пишет агентство "Де-Факто". "Нагорный Карабах не остров, Азербайджан - не Финляндия, азербайджанцы - далеко не финны. Да и армяне - не шведы, если уж быть откровенными до конца". "Де-Факто" также обращает внимание на высказывание Горана Ленмаркера о том, что "было бы опасно делить регион Кавказа на мелкие государства". Любопытно слышать такое мнение из уст европейца, пишет агентство, напоминая, что лишь пережив несколько разрушительных войн, Европа смогла прийти к идее Евросоюза - "что, заметим, отнюдь не ликвидировало государственные границы и не отменило существование малых государств". "Ни Андорра, ни Лихтенштейн, ни Монако (кстати, карликовые государства - как правило, самые мирные... может потому, что никто в Европе им не угрожает?) не перестали существовать. Просто границы стали почти прозрачными, а отношения конфликта заменились цивилизованными отношениями сотрудничества". По мнению агентства, дело вовсе не в опасности, якобы возникающей с увеличением числа государств, а в том, чтобы уничтожить право государств на новый "постсоветский" колониализм, в 21-м веке. "За последнее десятилетие XX века на территории Новой Европы образовалось около 20 новых государств, официально признанных международным сообществом. Сказанное демонстрирует фактическую и правовую несостоятельность соответствующих разделов хельсинкских соглашений, и ссылки на них в рамках карабахского урегулирования представляются неправомерными". Называя нагорно-карабахский узел "наследием прошлого", Ленмаркер заявляет, что Азербайджан должен "положить конец опасениям армян", пишет агентство. "Да, но ведь это тоже проблема. Очевидно, что ничего реального в этом плане азербайджанское общество и его руководство пока еще не смогли сформулировать и предложить армянам НКР. Именно их в первую очередь, а не руководство Армении они должны убедить, что доверие можно восстановить и что их безопасности ничего не может угрожать. А пока сомнений в этом более чем предостаточно - одно то, что Азербайджан не признает до сих пор армян НК стороной конфликта, говорит само за себя".

Перед встречей президентов Армении и Азербайджана в Казани

Как сообщает ИА REGNUM, встреча глав Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева в Казани запланирована в рамках неформального саммита СНГ 26 августа. Президент Армении, по его же словам, "особого оптимизма" по поводу результативности этой встречи не испытывает. "Позиции сторон существенно отличаются. Мы считаем, что возврата к прежнему статусу Нагорного Карабаха просто быть не может". Что касается его азербайджанского коллеги Ильхама Алиева, то последний и вовсе считает, что сам факт переговоров с армянской стороной является уступкой со стороны Баку.

По сообщению Day.Az, 11 июля сопредседатели Минской группы ОБСЕ посетят Баку. И от этого визита будет зависеть, состоится или нет очередная встреча руководителей министерств иностранных дел Азербайджана и Армении. По словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, после двухдневного пребывания в Азербайджане, 13 июля сопредседатели отправятся в Армению. "Если после проведения сопредседателями Минской группы ОБСЕ обсуждений с конфликтующими сторонами возникнет необходимость для встречи министров иностранных дел Азербайджана и Армении, то тогда будет определена дата этой встречи. В противном случае такой встречи не будет", - отметил Мамедъяров.

Армения заявила, что у нее нет территориальных претензий к Азербайджану. Согласно российской "Независимой газете", такое сенсационное заявление сделал замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов при обсуждении итогов парижской встречи Осканян-Мамедъяров, пишет еженедельник "168 Жам". Азимов также добавил, что Армения должна покинуть "оккупированные" территории и теперь главная задача заключается в установлении стабильного баланса между армянской и азербайджанской общинами и разработке механизмов мирного сотрудничества. "НГ" напоминает, что по возвращении из Парижа министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что парижские переговоры протекают в конструктивном русле. "Все это свидетельствует о том, что стороны к какому-то соглашению тем не менее пришли", - пишет "Независимая газета".

"Возможно, что в Казани президентам Армении и Азербайджана Роберту Кочаряну и Ильхаму Алиеву будет предложен неофициальный рабочий документ, касающийся урегулирования карабахского вопроса", заявил российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков в интервью агентству "Арминфо". "Не скажу, что это будет документ наподобие проекта соглашения. Такого не будет. Возможно, что будет рабочий документ, касающийся основы урегулирования", - разъяснил Мерзляков. На вопрос, соответствует ли действительности утверждение азербайджанской стороны, что в процессе переговоров у армянской стороны "формируется позиция в отношении решения в рамках территориальной целостности", Мерзляков ответил: "Каждая из сторон представляет себе позицию так, как ей выгодно. Я не буду раскрывать ни ход переговоров, ни обсуждающиеся вопросы. Сопредседатели подобными терминами не пользуются. Мы исходим из того, что существуют принципы ОБСЕ. Они перечислены в Хельсинкском акте: там есть и принцип территориальной целостности, и принцип права народов на самоопределение. Поэтому нельзя сказать, что мы следуем одному принципу и не принимаем другой. Будучи членом ОБСЕ, государство тем самым признает все действующие принципы". По мнению Мерзлякова, опираться на какой-то один принцип - бесперспективно. "Разрабатывается не правовое, а политическое решение на основе договоренности сторон".

Дартмутская конференция

Газета "Аравот" сообщает, что на состоявшейся с 24 по 26 июня в Москве встрече российско-американской рабочей группы по региональным конфликтам в рамках Дартмутской конференции Нагорный Карабах был представлен в качестве равноправной стороны. Согласно газете, член группы, председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян сообщил, что на 8-м раунде диалога впервые, по инициативе армянской стороны, был принят пресс-релиз, который назывался "О результатах 8-го раунда диалога представителей Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха". Стороны обсудили и пришли к соглашению относительно документа, названного "Проект рамочного соглашения о мирном процессе в регионе Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха". Арам Саркисян подчеркнул, что после Бишкекского соглашения в течение 11 лет в ходе встреч на различных уровнях ни разу не было документа, который представители НК обсуждали бы совместно с представителями Азербайджана. Саркисян прокомментировал документ следующим образом: "По своему содержанию он полностью противоречит логике официальных переговоров, в ходе которых делается попытка придти к каким-то компромиссам без согласия на то Нагорного Карабаха. Любопытнее всего то, что нам удалось подчеркнуть следующее обстоятельство: "Переговоры будут проводиться в два этапа - первый этап закончится промежуточными шагами, которые являются средствами доверия в обговоренных сферах равноценных уступок". Этим мы подчеркнули - если открываются пути сообщения, то они должны быть равноценными для сторон. А если выдвигается вопрос территорий, то он должен включать в себя Шаумян, Мартунашен, Геташен и другие (территории Нагорного Карабаха, находящиеся сегодня под контролем азербайджанских сил - прим. ИА REGNUM). Если мы сегодня уступаем вам 10 кв. км, то столько же вы должны уступить нам из тех земель, которые мы считаем своими".

Армения не уполномочена вести переговоры от имени Нагорного Карабаха. Об этом заявил на пресс-конференции лидер Демократической партии Армении Арам Саркисян, представляя итоги 8-ого раунда диалога в рамках рабочей группы Дартмутской конференции по региональным конфликтам. По его словам, Армения с правовой точки зрения не имеет право вести переговоры по двум причинам. "Во-первых, Армения не признала независимость Нагорного Карабаха, а во-вторых, не заявляла, что НКР является неотъемлемой частью Армении. В таких условиях Армения должна отказаться от права вести переговоры и закрепить это право за НКР", - сказал Саркисян. По его мнению, Нагорному Карабаху должно быть возвращено право защищать свои интересы. "Это будет правильным шагом, тем более что у властей НКР нет за плечами того бремени коррумпированности, какая присутствует у руководства Армении". По мнению Арама Саркисяна, без общественного согласия невозможно достичь стабильного мира в регионе. ("АРКА").

Участники американо-российской рабочей группы Дартмутской конференции по региональным конфликтам направили сопредседателям Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта "Проект Рамочного соглашения о мирном процессе в регионе Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха", выработанный в Москве в ходе восьмого раунда диалога между представителями общественности Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил один из участников конференции, председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян. По его словам, в скором времени данный документ будет также предоставлен личному представителю действующего председателя ОБСЕ Анджею Каспршику.

Степанакерт

На вопросы информационно-аналитического агентства "Де-Факто" ответил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян.

Господин Президент! Недавно генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис высказал мнение, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана и вопрос должен решаться в рамках территориальной целостности АР. Какова Ваша позиция в упомянутом аспекте?

О полномасштабном действии принципа территориальной целостности как в случае с Нагорно-Карабахской Республикой, так и Азербайджанской Республикой, в реальности, можно будет говорить лишь после подписания всеобъемлющего мирного соглашения между сторонами и, соответственно, завершения демаркационных работ на общем участке границы. Наши две республики образованы на территории бывшей советской административной единицы и в качестве уже независимых государств должны будут совместно определяться в этом вопросе.

В интервью "АзерТАдж" специальный представитель ПА ОБСЕ по Нагорному Карабаху Горан Ленмаркер высказался против признания независимости Нагорно-Карабахской Республики, в частности сказав следующее: "Я должен открыто говорить: мы не можем допустить создания на Кавказе большого числа карликовых государств. В регионе должны быть три сильных государства, к которым следует относиться с уважением". Такая же точка зрения отображена и в его докладе. Как Вам представляется такой подход?

Это политический, а не правовой подход. Признавая регион Южного Кавказа частью Европы, господин Ленмаркер видит угрозу в признании независимости "карликовых государств ". Опираясь на подобную логику, европейцы должны бы инициировать борьбу и против независимости Монако или Люксембурга. По-моему, состоятельность государства не связана напрямую с его величиной. Лишь способность народа нести ответственность за свою судьбу, уровень его самоорганизации, адекватность его мировосприятия современным цивилизационным сдвигам могут быть реальными критериями. Нагорно-Карабахская Республика этим критериям соответствует.

Можно ли в этом контексте рассматривать и прошедшие недавно в Нагорно-Карабахской Республике очередные выборы в Национальное Собрание?

Несомненно. Для нас выборы вообще являются очень важным и действенным инструментом закрепления и наиболее полного функционирования демократических принципов, обеспечивающих свободу и ответственность как личности, так и общества в целом. Приезд на выборы большого количества международных наблюдателей, в том числе представлявших и исламский мир, свидетельствует о высоком интересе международной общественности к процессу государственного строительства и демократических преобразований в Нагорно-Карабахской Республике. Кстати, анализ предвыборных платформ как партий, так и кандидатов по одномандатным округам выявил очень важный факт - для всех независимость и самостоятельность страны являются высшей ценностью. Наши выборы должны способствовать дальнейшему поступательному развитию нашей государственности.

Государственные чиновники некоторых стран отрицательно высказались относительно этих выборов как таковых.

Всегда грустно наблюдать, когда основополагающие, общечеловеческие принципы приносятся в жертву конъюнктурным политическим соображениям. Хотя справедливости ради следует отметить, что на этот раз реакции были гораздо сдержанней. Видимо, сказывается необходимость считаться с реалиями. ("Де-Факто").

Как сообщает азербайджанское агентство Day.Az, министерство иностранных дел Румынии распространило информацию для печати "о так называемых выборах, проведенных сепаратистским режимом Нагорного Карабаха, оккупировавшим территории Азербайджана". Согласно агентству, в сообщении выражается обеспокоенность МИД Румынии в связи с проведением 19 июня 2005 года в НК парламентских выборов: "Процесс выборов в Нагорном Карабахе противоречит переговорному процессу по интенсификации связей на самом высоком уровне, в том числе на уровне экспертов, усилиям по смягчению позиций Баку и Еревана. Мы считаем, что такие односторонние действия сепаратистских органов власти не имеют реального значения для процесса разрешения конфликта, находящегося в центре внимания Минской конференции. В то же время, мы приветствуем позицию МИД России, которая не связывает организацию в Нагорном Карабахе каких-либо выборов с процессом мирного разрешения конфликта".

Посольство Румынии в Армении опровергло сообщение азербайджанских СМИ о том, что министерство иностранных дел Румынии осудило прошедшие 19 июня выборы в парламент Нагорного Карабаха, сообщает "Арминфо". Как сообщили агентству в диппредставительстве Румынии в Ереване, "МИД Румынии никаких заявлений о парламентских выборах в Карабахе не распространял".

Согласно сообщению ИА "Де-Факто", спикер парламента Южной Осетии Знаур Гассиев поздравил Ашота Гуляна с избранием на должность председателя Национального Собрания НК. В послании отмечается, что "высокое доверие к Вам является признанием Вашего авторитета и усилий по укреплению государственности НКР". Гассиев выразил уверенность, что высокий профессионализм и человеческие качества Гуляна "всегда будут служить интересам народа Нагорного Карабаха".