Ровно год назад в Астрахани произошла трагедия - на Кировском рынке прогремел взрыв, унесший жизни восьми человек, среди которых двое детей двух с половиной и одиннадцати лет. Всего пострадало более 70 человек, некоторые из них стали инвалидами. Как сообщила РИА "Аверс" начальник отдела по расследованию особо важных дел областной прокуратуры Лидия Алимова, в начале июля 2002 года пятерым подозреваемым в совершении теракта 19 августа предъявили обвинение по нескольким статьям УК (теракт, убийство, умышленное причинение телесных повреждений различных степеней тяжести и умышленное уничтожение имущества). В настоящий момент обвиняемые и потерпевшие знакомятся с материалами уголовного дела, которое насчитывает свыше 30 томов. В течении месяца дело будет передано в суд.

Взрыв мощностью 400 граммов тротила прогремел в воскресенье около четырех часов пополудни, когда рынок уже начинал сворачивать работу. После трагедии милиция опросила более тысячи человек, со слов которых были составлены фотороботы, в том числе и женщины, замеченной свидетелями незадолго до взрыва возле тонара "Охотник". Кропотливая работа дала результаты - в милицию обратился мужчина, знавший разыскиваемую даму. Вскоре была задержана ранее судимая и злоупотребляющая алкоголем жительница Трусовского района, сообщившая в свою очередь следствию приметы человека, передавшего ей взрывное устройство. Готовую на все ради выпивки трусовчанку использовали "в темную", попросив ее просто выкинуть сверток в урну возле тонара.

По словам Алимовой, изготовителя самодельного взрывного устройства милиционеры случайно задержали на железнодорожном вокзале вместе с взрывчатым веществом, аналогичным использованному во время трагедии. Позже, в ходе обыска, по его месту жительства нашли еще некоторое количество взрывчатого вещества. Изготовитель работал сторожем в одной из астраханских фирм. Через него удалось выйти на заместителя директора этой фирмы, к тому времени уже привлекаемого Кировской прокуратурой по подозрению в издевательствах над своими работниками. Вскоре была выявлена вся цепочка - исполнитель, посредник, изготовитель и заказчик, после чего подозреваемые (среди них аварец, лезгин, ингуш, украинец и ни одного коренного астраханца) были арестованы. Задержанную женщину в связи с беременностью, а потом и рождением ребенка освободили под подписку о невыезде.

С самого начала следствием разрабатывались две версии - террористический акт и криминальные разборки. Однако впоследствии следствие выявило коммерческую подоплеку случившегося. Летом прошлого года городские власти решили перевести торговлю на рынке в цивилизованное русло, ликвидировав "дикие" торговые точки на аллее, прилегающей к рынку. Однако этот процесс шел трудно и очень медленно. Заказчик взрыва решил "посодействовать". В настоящее время следствие пришло к выводу, что заказчик не планировал человеческие жертвы от своей акции, собираясь только лишний раз напугать власти города, дабы они побыстрее расквитались с незаконной торговлей на аллее.

По мнению следствия, обвиняемый был заинтересован, во-первых, убрать торговлю с аллеи, из-за которой львиная доля покупателей вообще не доходила до имеющихся у него на рынке торговых точек, отовариваясь на периферии, а во-вторых, привлечь освободившихся лотошников на свои пустующие ряды. Однако изготовитель взрывного устройства переборщил с взрывчаткой, а исполнители слишком рано, когда на рынке еще был народ, привели "адскую машину" в действие. По данным следствия, не входило в план и скрытое пластмассовой урной металлическое ведро, множественные осколки которого в основном повлекли такое количество жертв. Главный подозреваемый отрицает свою причастность к трагедии, настаивая на том, что у него не было никаких мотивов.

Следует отметить, что с аналогичным делом в Астрахани ранее не сталкивалось ни следствие, ни суд. Прокуратура области во время работы неоднократно консультировалась с прокуратурой Южного федерального округа, где внимательно изучали все материалы. Необходимость тщательной подготовки и выверки фактов диктовалась и недавно вступившим в силу новым УПК, согласно которому суд не вправе будет возвратить дело на доследование. Поэтому исходом грядущего процесса может стать только приговор - обвинительный или оправдательный.