В ходе семинара, организованного Институтом регионального развития, и посвященного вопросам регионального развития России, который состоялся 14 июня в Москве, состоялось обсуждение проекта Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, проект был представлен директором департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона Юрием Перелыгиным.

Как отметил представитель Минрегиона, главной проблемой региональной политики России является неразличение государственного строительства, предметом внимания которого являются властные отношения, и регионального строительства, сущность которого заключается в хозяйстве. "Мы исходили из того, что регион не есть административно-территориальная единица, а есть пространственная локализация процессов хозяйствования", - отметил он.

Кроме того Юрий Перелыгин констатировал ряд трудностей, существующих во взаимоотношениях центра и регионов. "Сигналы", выходящие из Москвы, не доходят до конечных получателей- регионов, документы теряются, смысл сигналов искажается, они поступают не к тем адресатам или глохнут вообще, посетовал он. Также он отметил разную скорость принятия решений и реагирования в центре и на местах. Именно решению проблем коммуникации между центром и регионами, созданию "схемы канализации тех решений, которые вырабатываются на федеральном уровне, на уровень регионов", по его словам, призвана содействовать предлагаемая Концепция.

Также Юрий Перелыгин отметил несогласованность приоритетов развития, существующих на разных этажах власти, что, по его мнению, является доказательством отсутствия стратегического видения ситуации и несогласованности политики развития, формулируемой центром и регионами.

Представляя Концепцию, он подчеркнул, что в основе ее лежит намерение отказаться от политики выравнивания в пользу поляризованного развития регионов России на основе выделения определенного перечня "регионов-локомотивов", отвечающих за развитие страны в целом, и "опорных регионов", функция которых - поддержание стабильности.

В заключение Юрий Перелыгин обратил внимание собравшихся специалистов на то, что в мировой экономике формируются мощные макрорегионы - Северная Америка, Евросоюз и Юго-Восточная Азия, включающие в себя ряд государств, между которыми делятся функции поставки природных ресурсов, трудовых ресурсов, капиталов и интеллектуального лидерства. "Если Россия не будет оформлять свой макрорегион, она никогда не станет конкурентосопосбной даже при том, что у нас будут конкурентосопосбные транснациональные корпорации типа "Газпрома", "Транснефти", "Норникеля" и т.п.", - подчеркнул он.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в ходе дискуссии участники семинара подвергли концепцию серьезной критике. Отметив важность самой идеи поляризованного развития, они обратили внимание на рудименты "госплановских" подходов и навязывание федеральных приоритетов при недостаточном учете интересов прежде всего самих регионов как субъектов развития. "Попытка проведения единой федеральной политики в отношении всех регионов безнадежна", - подчеркнул, в частности, президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Леонид Григорьев. В своем докладе, посвященном приложению предложенной им в соавторстве с Юлией Урожаевой новой классификации регионов РФ к принятому делению страны по федеральным округам, он особо отметил глубокие структурные различия между регионами различных типов, каждый из которых, по его мнению, требует к себе особых подходов и применения особых инструментов развития.

В то же время ряд выступающих также отметили ошибочность радикального разрыва с принципом выравнивания, который, по их мнению, имеет право на существование, дополняя принцип развития.

На возможных социальных рисках поляризованного развития регионов остановилась в своем докладе директор направления "Социальная политика Фонда "Институт экономики города" Анастасия Александрова. Она отметила, что из проекта Концепции как бы выпали собственно, интересы населения, проживающего в регионах, и недостаточно уделено внимания развитию человеческого капитала, созданию условий для повышения мобильности населения и трудовой миграции.

Концепция представляет собой интересный документ, содержащий ряд новых подходов, отметил директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития РФ Андрей Клепач, но полноценной стратегией она не является. "Вопросов здесь больше, чем ответов, - сказал он. - И дай бог, чтобы в будущем с участием экспертного сообщества нам удалось такую стратегию выработать".

Обсуждение завершилось краткой полемикой между Юрием Перелыгиным и директором региональной программы Независимого института социальной политики Натальей Зубаревич. На замечание последней о том, что слабой стороной Концепции является игнорирование интересов бизнеса как игрока на поле региональной экономики, а также избыточное государственное регулирование, представитель Минрегиона саркастически заявил: "Мы настолько либералы, что никак не можем допустить, что живем не в либеральной стране. Материал другой. У нас нелиберальная страна!"

Напомним, что Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации была представлена министром регионального развития России Владимиром Яковлевым на рассмотрение Правительства РФ на заседании 30 июня. Правительство Российской Федерации приняло к сведению данный доклад и поручило Минэкономразвития России, Минфину России, Минздравсоцразвития России, другим органам исполнительной власти продолжить работу по данному вопросу с учетом высказанных замечаний и о результатах проинформировать Правительство в IV квартале 2005 г.

В ходе семинара также был представлен организовавший его Институт регионального развития (ИРП) - новая негосударственная исследовательская структура, созданная недавно. Как сообщила научный руководитель ИРП Ольга Кузнецова, Институт ставит перед собой цели изучения проблематики, связанной с региональной политикой, региональных последствий федеральных решений, взаимоотношениями федеральной и региональной власти и бизнеса, роли бизнеса в регионах, частно-государственного партнерства и др.