По словам министра экономического развития Республики Алтай Михаила Зотова, интервью с которым опубликовано в "Звезде Алтая" 12 июля, республике необходимо осуществить как минимум три проекта федерального уровня. "В первую очередь, это проект, связанный со строительством газопровода Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск с отводом на Белокуриху. В настоящее время по нему формируется техническое задание. Его реализация позволит не только оздоровить экологическую обстановку в республиканском центре, но и ежегодно экономить порядка ста миллионов бюджетных средств. Второй проект - строительство ГЭС на реке Катунь. Что бы ни говорили противники его реализации, нужно четко отдавать себе отчет в следующем: товаропроизводители из Республики Алтай просто не в состоянии конкурировать по цене продукции с производственниками из других регионов, где стоимость электроэнергии в несколько раз ниже. Особенно это касается энергоемких производств. Третье направление связано с развитием транспортной инфраструктуры. Предполагается строительство транспортного коридора Ташанта - Ховд (город в Монголии - прим. ИА REGNUM) - Китайская граница. Это три наиболее значимых для нашего региона проекта, которым обещана поддержка федерального центра", - заявил Михаил Зотов.

Как сообщает 13 июля газета "Листок", на прошедшей 8 июля сессии Госсобрания "Единая Россия" выступила с запросом, который касался "упорядочения мероприятий в здании парламента Республики Алтай". "27 июня в малом зале парламента состоялся круглый стол "Вертикаль власти и судьба регионов", где охаивалась работа президента Путина, Госдумы, предрекалось крушение России, - говорилось в заявлении единороссов. - Какую цель преследует руководство Госсобрания, предоставляя зал парламента колесящим по стране на подачки западных партнеров оппозиционерам? Будет ли хорошо народу республики от такого сотрудничества?". "Заявление получилось достаточно жутким, - пишет газета. - В приличном обществе читать такое вслух как-то даже не полагается. Почему, интересно, авторы заявления решили, что за круглым столом происходило именно "охаивание" и предречение "крушения России"? Щучинов (лидер фракции "Единой России" в Госсобрании Леонид Щучинов - прим. ИА REGNUM), вроде бы, за круглым столом не сидел. И Ефимова (Сергей Ефимов, лидер регионального отделения "Единой России" - прим. ИА REGNUM) тоже не наблюдалось. В общем, как это было принято заявлять в старые недобрые времена: "Я сам роман Пастернака не читал, но знаю, что дерьмо". То есть привычкой утруждать себя независимой работой мысли единороссы и на этот раз не блеснули. Но дело даже не в этом. У нас в стране существует вроде бы закрепленная Конституцией свобода слова, а это означает, что плохо думать и говорить о президенте и его курсе не воспрещается. Более того, наличие оппозиции вообще считается необходимой компонентой развитого демократического общества. Более того, не исключается возможность того, что оппозиция когда-нибудь придет к власти, и тогда действующая власть будет вынуждена уйти в оппозицию. Один из участников пресловутого круглого стола, Георгий Сатаров, считает, например, что "период усиления жесткости в России сменится периодом установления гибкой адаптивности, которую иногда называют демократией". Вот тогда какой-нибудь Владимир Путин (уже не президент) возьмет и приедет в Республику Алтай с целью обсудить за круглым столом политический курс Владимира Рыжкова. И что же, тогда и его не надо будет пускать в Курултай, потому что он - не власть? Приходится в очередной раз констатировать, что не любят наши единороссы инакомыслие, а значит, и Конституцию Российской Федерации не любят", - заключает "Листок".

По вечерам в райцентре Онгудай неизвестные злоумышленники стали "тырить" флаги и знамена, сообщает 14 июля газета "Постскриптум". "Поздно вечером 7 июля они похитили с крыши автовокзала и гостиницы флаги Российской Федерации и Республики Алтай, а также два знамени с надписью "Единство и Отечество - Вся Россия". Через сутки история повторилась - с крыши районной администрации те же, по всей видимости, чудаки своровали еще два флага. В райцентре остается все меньше зданий, украшенных государственными флагами и, как полагают местные жители, самое время ставить на дерзких несунов волчьи, а еще лучше - медвежьи капканы".

В адрес председателя Госсобрания Республики Алтай Игоря Яимова пришло обращение от 1 683 жителей Онгудайского района, которые попросили органы власти пресечь деятельность "преступных группировок", выдающих себя за элиту алтайского народа и нарушающих конституционные права алтайцев. Текст письма с сокращениями привел еженедельник "Постскриптум" 14 июля. Жители Онгудайского района, например, пишут, что "в начале 90-х годов в республике создано объединение "Ак-Буркан" (в переводе с алтайского - Белый Бог, властитель - прим., ИА REGNUM), которое действует по сегодняшний день. Его создала интеллигенция во главе с Алтайчы Санашкиным. Все члены группы работают в СМИ и называют себя "бурханистами-буддистами". В течение 15 лет объединением "Ак-Буркан" ведется активная, открытая агитационная работа по внедрению буддизма. Идет открытое и публичное изменение истории, культуры и религии алтайского народа "Ак-Тян" (Белая вера, разновидность язычества - прим., ИА REGNUM). В конце 90-х годов в республике сформировалась еще одна группа по религии. Ее создал Сергей Кыныев, принявший имя "Акай", что в переводе означает "Белый Правитель". Группа Акая исповедует тоже вроде бы "Ак-Тян", в нее вошли целители и предсказатели, одаренные от природы люди - сами о себе они говорят "камы", т.е. шаманы. Группа Акая ездит по селам республики и проводит разовые моления, без согласия жителей этих сел. После их молитв в селах простые люди болеют, народ запивается, умирают молодые люди. То, что делает эта группа, приводит только к беде. Во всем мире борются с табакокурением, а группа Акая, наоборот, внедряет курение табака, объясняя это тем, что табак очищает организм. Многие члены этой группы имеют влияние на людей, владеют гипнозом". В заключении письма, сообщает "Постскриптум", представители так называемой "куладинской ветви Ак-Тян" (Кулада - село в Онгудайском районе. Известно тем, что в 2001 году жители села надругались над расположенным неподалеку буддийским памятником - прим., ИА REGNUM) требуют от Яимова срочно созвать внеочередную сессию парламента и "от имени Госсобрания попросить членов объединения "Ак-Буркан" публично объявить о самороспуске" и прекратить дальнейшую пропаганду буддизма, а лидера объединения Алтайчы Санашкина отстранить от должности корреспондента ГТРК "Горный Алтай". Помимо этого подписанты требуют от парламента "попросить Сергея Кыныева публично отказаться от имени "Акай" и объявить самороспуск членов своей группы", "отстранить от занимаемых должностей главного редактора газеты "Алтайдын Чолмоны" Татьяну Туденеву за пособничество незаконным группировкам, а председателя избирательной комиссии Республики Алтай Евгения Мешкинова (один из активных участников буддийской алтайской общины - прим., ИА REGNUM) за участие в незаконной группировке".

Газета "Звезда Алтая" 14 июля сообщила о том, что представители алтайских властей и парламентская делегация Республики Татарстан под руководством председателя комитета по культуре, науке и национальным вопросам Разиля Валеева не удалось прийти к общему мнению относительно возведения памятника "Алтай - колыбель тюрков". Договоренность о строительстве этого памятника была достигнута при активном участии сенатора Ралифа Сафина между спикером Госсобрания Игорем Яимовым и президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым еще в 2003 году. Макет, разработанный архитектором из Республики Алтай Михаилом Епишевым, представляет собой сооружение в виде юрты, в центре которой возвышается шар, олицетворяющий солнце и земную поверхность. "Заложенная в проекте высота стелы составляет 18-22 метра, - пишет "Звезда Алтая", - однако члены татарской делегации заметили, что на фоне гор, которые окружают место предполагаемой постройки (слияние рек Чуя и Катунь около села Иня Онгудайского района - прим., ИА REGNUM), памятный знак может потеряться и стелу придется увеличивать не менее чем в три раза, но тут встает вопрос с транспортировкой и монтажом такой громадины. В то же время татарские гости добавили, что место предполагаемой постройки настолько красиво, что "поставь на нем золотой колышек, и он станет местом паломничества". Председатель Союза архитекторов Республики Татарстан Искандер Сайфуллин выделил основные характеристики, которыми должно обладать сооружение: лаконичность, многозначность, торжественность, целостность и технологичность. Однако какой именно станет стела, так и осталось загадкой. Пока же гости пообещали подумать над проектом по приезде к себе на родину".

Алтайская элита даже в годы советской власти в большинстве своем была диссидентской, хотя и принимала меры для того, чтобы адаптироваться к существующему режиму и иметь представительство в партийных и советских органах, пишет газета "Листок" 13 июля. "Но на протяжении многих лет, начиная с Чорос-Гуркина(алтайский художник и общественный деятель начала XX века - прим., ИА REGNUM), тайной, заповедной мечтой алтайцев была собственная государственность, пусть и в форме республики в составе России. Поэтому большинство из них в либеральных переменах видели скорее хорошее, чем плохое. Ну, кто еще готов дать алтайцам республику, кроме либералов? Многие алтайцы вообще более привержены либеральным ценностям, чем русские. Редкий представитель алтайской интеллигенции может говорить о необходимости ограничения свободы слова, например. Недаром официальная "Алтайдын Чолмоны" всегда отличалась большей независимостью суждений, чем официальная русскоязычная "Звезда Алтая". Парадокс, правда, заключается в том, что алтайская интеллигенция никак не могла найти общего языка с системным либералом - членом партии Егора Гайдара Семеном Зубакиным, который в начале 90-х стал депутатом республики, затем депутатом Госдумы, а потом даже главой РА. Видимо, это было связано с тем, что в самом начале становления республики в начале 90-х годов оппозиционная деятельность - а Зубакин был оппонентом первого главы республики Валерия Чаптынова - неизбежно приводила к борьбе с "мононациональной преступной группировкой", которая во многом контролировала в те времена властные институты. Это как сейчас - начнешь заниматься проявлениями коррупции в правительстве Михаила Лапшина, и неизбежно наткнешься на темные истории, связанные с его сыновьями. Со стороны Зубакина борьба с "алтайской мафией" не была обвинением всего алтайского народа, однако в окружении будущего главы республики действительно имелись менее цивилизованные люди, которые применяли теорию еврейского заговора в местных реалиях. Да и многие алтайцы не разглядели в своих тогдашних лидерах не очень порядочных людей и ополчились на Зубакина по дворовому принципу "наших бьют". Ну, или более политически применимому с советских времен "пусть Самоса сукин сын, но он наш сукин сын".