При всей важности "Целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год", она лишена конкретики и может рассматриваться лишь как первое приближение к теме. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Новороссийском комитете по правам человека, об этом говорится в экспертном заключении отдела социально-экономических и политических проблем южных регионов Южного научного центра Российской академии наук. По мнению авторов экспертного заключения, создание подобной программы является необходимым элементом политического прогнозирования, проектирования и управления. Миграционный прирост в Краснодарском крае составляет 12 тыс. человек, но он не компенсирует сложившуюся естественную убыль (в 2003 году эта величина составила 27 тыс. человек). Т.е. миграции не покрывают естественную убыль, в связи с чем, необходима грамотная и действительно целевая программа и миграционная политика.

В целом, положений противоречащих Конституции Российской Федерации и ее миграционной политике, в "Программе" нет, но отсутствует достаточная правовая база, которая обязательно должна учитываться при разработке. Так, в "Программе" нет даже упоминания о "О едином перечне коренных малочисленных народов", (утверждено Постановлением Правительства РФ, 24 марта 2000 г. № 255) в соответствии с которым к малочисленным народам отнесены причерноморские шапсуги-адыги. Отсутствует достаточно четкая картина этнодемографической ситуации в крае, построенная не на эмоциях, а на цифрах, на научном анализе ситуации. В результате, в числе народов, которые по логике авторов программы, могут повлиять на этнодемографическую ситуацию в крае названы, в частности, армяне-хемшилы, численность которых по оценкам специалистов составляет от 600 до 1000 человек.

Текст "Программы..." отличается "двойственностью". Общие призывы к гармонизации перемежаются утверждениями, которые могут быть истолкованы как ксенофобские. В содержательной части "Программы" практически не содержится глубоких теоретических оснований и подходов. В том числе касающихся теории этноса. Авторами употребляются понятия и термины, присущие официальным документам, но не научным исследованиям. В комплексе мероприятий по реализации "Программы" заявленные цели и задачи не просматриваются. Мероприятия отработаны исключительно слабо, а их количество и качество оставляют желать лучшего: не указаны сроки и ответственные исполнители мероприятий. Финансирование предусмотрено на реализацию одного из заявленных мероприятий, без всякого объяснения.

В содержании "Программы" имеются некоторые положения, с которыми трудно согласиться. В частности, утверждается, что в крае имеются некоторые общественные объединения, которые "стремятся оказывать влияние на политическую жизнь", однако Федеральным Законом "Об общественных объединениях" такого рода деятельность не запрещается. Можно выделить и другие недоработки и неточности, допущенные авторами КЦП.

"Основной недостаток "Программы", - подводят итог авторы экспертного заключения, - отсутствие серьезного научного сопровождения, для такой деликатной сферы как этнополитика это недопустимо. На основании изложенного считаем, что "Программа" нуждается в коренной переработке с привлечением специалистов (этнополитологов, этносоциологов, правоведов, конфликтологов и представителей иных гуманитарных специальностей)".

СПРАВКА: В подготовке экспертного заключения принимали участие: доктор философских наук, заведующий отделом социально-политических проблем Кавказа ЮНЦ РАН В.Авксентьев, доктор географических наук, заведующий лабораторией демографических и миграционных процессов проф. В.Белозеров, доктор философских наук, заведующая лабораторией политико-идеалогических исследований ЮНЦ РАН С.Иванова, доктор политических наук, профессор, заведующий сектором геополитики и анализа информации ЮНЦ РАН И.Добаев, заведующий лабораторией правовых исследований канд. юридических наук Л.Батиев, и.о. заведующего лабораторией этно-социальных исследований канд. социологических наук Т.Тарасова и другие сотрудники объединенного отдела социально-политических и экономических проблем Южных регионов ЮНЦ РАН.