"Больше стали, меньше мяса".

(Красноярский рабочий. 28.07.05)

ОБОРОТ ОРГАНИЗАЦИЙ (он включает в себя стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, а также выручку от продажи приобретённых на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей). В январе - июне 2005 года этот показатель (без вида экономической деятельности "Финансовая деятельность") составил 289,3 миллиарда рублей, или 117,8 процента к январю - июню 2004 года.

ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, ГАЗА И ВОДЫ.

В январе - июне 2005 года индекс промышленного производства по сравнению с январём - июнем 2004 года составил 97,6 процента. Организациями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг по "чистым" видам экономической деятельности (по видам, представляющим группы однородных товаров и услуг, независимо от того, в каком "хозяйственном" виде экономической деятельности они произведены) "Добыча полезных ископаемых" на 9,8 миллиарда рублей, "Обрабатывающие производства" - на 142, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - на 20,5 миллиарда рублей.

За прошедшее полугодие проката чёрных металлов произведено больше, чем за I полугодие 2004 года, в 2,6 раза, стали - в 2 раза, листов асбестоцементных (шифера) - на 48,9 процента, цемента - на 42,5, кирпича строительного - на 28,9, удобрений минеральных - на 22,5, конструкций и деталей сборных железобетонных - на 14,9, каучуков синтетических - на 13,4, бумаги - на 7,5, синтетических смол и пластических масс - на 7,4, шин автомобильных - на 5 процентов.

Добыча руды железной увеличилась на 8,7 процента, угля - на 2,7 процента. Выпуск трикотажных изделий увеличился на 9,4 процента, холодильников и морозильников бытовых - на 2,4 процента. Производство крупы выросло в 1,9 раза, колбасных изделий - на 45,7 процента, кондитерских изделий - на 38,8, майонеза - на 30,1, безалкогольных напитков - на 15,9, макаронных изделий - на 11,9, цельномолочной продукции - на 4,6, масла животного - на 3,2 процента.

Сократился выпуск комбайнов зерноуборочных на 30,7 процента, шпал деревянных для железных дорог широкой колеи - на 13,9, плит древесностружечных - на 7,4, картона - на 1,5 процента. Добыча газа снизилась на 15 процентов, нефти, включая газовый конденсат, - на 9,4 процента. Выпуск телевизоров сократился на 17,3 процента, обуви - на 6,7 процента. Снижены объёмы производства масел растительных в 7 раз, сыров жирных (включая брынзу) - на 46,1 процента, водки и ликёроводочных изделий - на 30, жиров животных пищевых топлёных - на 27,5, папирос и сигарет - на 21,7, вод минеральных - на 19,8, хлеба и хлебобулочных изделий - на 16,7 процента.

СТРОИТЕЛЬСТВО.

В январе - июне 2005 года введено 133,4 тысячи квадратных метров общей площади квартир и жилых помещений (за счёт всех источников финансирования), или на 5,2 процента больше, чем в январе - июне 2004 года, в том числе в сельской местности - 37,3 тысячи квадратных метров (на 47,9 процента больше).

Населением за свой счёт и с помощью кредитов построено 71,3 тысячи квадратных метров квартир и жилых помещений, или на 10,7 процента больше, чем в январе -июне 2004 года. Его доля в общем объёме - 53,4 процента (в январе - июне 2004 года - 50,8 процента). Средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади введённых квартир и жилых помещений (без строительства населением за свой счёт и с помощью кредитов) - 11 372 рубля.

Объём работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", составил 9,8 миллиарда рублей, или 116 процентов к январю - июню 2004 года.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ.

Всеми видами транспорта в январе - июне 2005 года перевезено 27,2 миллиона тонн грузов (109,7 процента к январю - июню 2004 года), в том числе железнодорожным - 23,5 (106,9), автомобильным - 2,9 (126,7), внутренним водным - 0,8 миллиона тонн (144,7), воздушным - 6,7 тысячи тонн грузов (98,7 процента).

Всего перевезено 235,6 миллиона пассажиров (87,3 процента к январю - июню 2004 года), в том числе муниципальным автомобильным транспортом - 120,9 (82,5), индивидуальными владельцами автобусов - 87,1 (101,7), городским электрическим - 19,7 (63,5), железнодорожным - 7,5 (124,4), воздушным - 0,4 миллиона человек (91,3), внутренним водным - 35,7 тысячи человек (91,8 процента). В январе - июне текущего года отправлено 7,3 тысячи пассажирских поездов (на 22 процента больше соответствующего периода 2004 года), 16,2 тысячи - пригородных поездов (на 8,7 процента меньше, чем в январе - июне 2004 года). На 1 июля 2005 года к сети общего пользования традиционными операторами связи было подключено 510,1 тысячи основных телефонных аппаратов, что на 8,2 процента больше, чем на 1 июля 2004 года.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

По предварительным данным, посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий (сельскохозяйственных организациях, крестьянских-фермерских хозяйствах, населения) под урожай 2005 года, включая сохранившиеся озимые и многолетние травы посева прошлых лет, составила 1624,6 тысячи гектаров, или 100,9 процента к посевной площади 2004 года, в том числе зерновых и зернобобовых - 1010,2 тысячи гектаров (105 процентов), картофеля - 76,4 (98,5), овощей - 10,3 тысячи гектаров (97,7 процента). На 1 июля 2005 года в хозяйствах всех категорий насчитывалось 477,9 тысячи голов крупного рогатого скота, что на 8,2 процента меньше, чем на 1 июля 2004 года (в том числе коров - 194,8 тысячи голов, или на 10,2 процента меньше), свиней соответственно - 342, или на 17,3 процента меньше, овец и коз - 78 тысяч голов, или на 13,8 процента меньше.

В сельскохозяйственных организациях получено 67,3 тысячи голов телят, 85,1 - поросят, 8,6 тысячи голов ягнят (на 1 июля 2004 года соответственно 73,7; 76,9; 11,5). По сравнению с первым полугодием 2004 года падёж крупного рогатого скота уменьшился на 24 процента и составил 7,8 тысячи голов, овец и коз - на 49,7 (0,9), свиней - увеличился на 13,7 процента и составил 19,2 тысячи голов. В хозяйствах всех категорий произведено 68,1 тысячи тонн мяса (скота и птицы на убой в живом весе), или на 9,3 процента меньше, чем за соответствующий период 2004 года, молока - 305 тысяч тонн (на 4,9 процента меньше), яиц - 370,7 миллиона штук (на 3 процента больше).

В сельскохозяйственных организациях края средний удой от одной коровы молочного стада составил 1721 килограмм молока, что на 8,2 процента больше, чем за январь - июнь 2004 года, от одной курицы-несушки получено 149 яиц, или на 8,8 процента больше. По сравнению с первым полугодием 2004 года сельскохозяйственные организации сократили объём продажи мяса (скота и птицы на убой в живом весе) на 8,3 процента, молока и яиц увеличили соответственно на 0,6 и 0,7 процента.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК.

Рынок товаров. В январе - июне 2005 года населению края продано потребительских товаров на 57 миллиардов рублей, что на 7,2 процента больше соответствующего периода прошлого года. Около 85 процентов розничной продажи товаров приходится на торгующие организации, в том числе 55 процентов - на субъекты малого предпринимательства.

На рынках и через неорганизованную торговлю продано продуктов питания и непродовольственных товаров на 8,6 миллиарда рублей. Реализация продовольственных товаров увеличилась по сравнению с январём - июнем 2004 года на 3,7 процента. Продажа мяса и птицы, рыбных консервов, сыра, макаронных изделий и фруктов выросла более чем на 10 процентов. Наряду с этим на 1-5 процентов снизилась реализация колбасных изделий варёных, рыбной продукции и картофеля.

Продажа непродовольственных товаров увеличилась на 10,7 процента. Наибольший рост реализации наблюдался среди отдельных товаров длительного пользования, на 15 и более процентов выросла продажа телевизоров и магнитофонов, холодильников, электропылесосов и стиральных машин. В структуре продажи алкогольных напитков и пива (в пересчёте на абсолютный алкоголь) по-прежнему преобладают водка и ликёроводочные изделия, однако их доля по сравнению с январём - июнем 2004 года снизилась при увеличении удельного веса продажи пива.

Рынок услуг. Населению края оказано всех видов платных услуг на сумму 18,4 миллиарда рублей. В структуре платных услуг преобладают обязательные платежи: жилищные и коммунальные услуги - 30,2 процента от общего объёма, услуги связи - 20,1, пассажирского транспорта - 19,4 процента. Доля услуг, оказанных физическими лицами, составила 22,4 процента, а в сфере бытового обслуживания населения - 80,7 процента.

ЦЕНЫ.

В июне 2005 года по отношению к декабрю 2004 года индекс потребительских цен в Красноярском крае составил 105,9 процента, в Таймырском АО - 107,1, Эвенкийском АО - 133,2 процента. Цены на продовольственные товары в крае выросли на 6,7 процента, непродовольственные - на 1,3, платные услуги населению - на 12,4 процента.

В отдельных регионах, входящих в Сибирский федеральный округ, индекс потребительских цен составил: в Алтайском крае - 109,4 процента, Читинской области - 107,7, Томской - 107,5, Новосибирской - 107, Кемеровской - 106,6, Иркутской области - 105,4 процента.

ФИНАНСЫ.

Доходы консолидированного бюджета края, по оперативным данным Главного финансового управления администрации края, за январь - июнь 2005 года сложились в сумме 31,1 миллиарда рублей. Основная сумма поступлений приходится на налог на прибыль организаций (37,8 процента от общей величины доходов) и на налог на доходы физических лиц (24,3 процента). Бюджет края на 1 июля 2005 года исполнен с профицитом (превышение доходов над расходами) в 0,3 миллиарда рублей. В структуре расходов бюджета 27,2 процента приходится на образование, 14,7 - на жилищно-коммунальное хозяйство, 14,7 процента - на здравоохранение и физическую культуру.

На 1 июля 2005 года недоимка финансовых средств в бюджет, по данным Управления ФНС России по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому автономным округам, - 5 миллиардов рублей. Кроме того, приостановленные к взысканию платежи - 6,2 миллиарда рублей, реструктурированная задолженность - 0,7 миллиарда рублей.

В январе - мае 2005 года сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций края сложился с превышением прибыли над убытками на 38,5 миллиарда рублей. При этом 1514 организаций получили прибыль в размере 41,7 миллиарда рублей, 528 - имели убыток на сумму 3,2 миллиарда рублей.

По оперативным данным Восточно-Сибирского банка Сберегательного банка Российской Федерации, рублёвые вклады населения края на 1 июля 2005 года составили 18,9 миллиарда рублей, средний размер вклада - 3651,8 рубля, остатки вкладов на душу населения - 6444 рубля. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ.

В январе - мае 2005 года количество умерших превысило число родившихся в 1,5 раза (на 1000 человек населения приходится 10,9 родившегося и 16,1 умершего). Коэффициент естественной убыли составил 5,2. Основными причинами смертности остаются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, новообразования. За 5 месяцев 2005 года зарегистрировано 6960 браков и 6935 разводов. По сравнению с соответствующим периодом 2004 года число браков увеличилось на 520, или на 8,1 процента, разводов - на 527, или на 8,2 процента.

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Средняя заработная плата, начисленная работникам в мае 2005 года, сложилась в размере 9990,3 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 20,9 процента. Размер реальной заработной платы, рассчитанный исходя из начисленной заработной платы и индекса потребительских цен, составил 107,9 процента по отношению к маю 2004 года. Общая сумма просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату по кругу наблюдаемых организаций края на 1 июля 2005 года - 226 миллионов рублей и уменьшилась по сравнению с 1 июля 2004 года в 3,1 раза, в том числе задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней - 7 миллионов рублей и сократилась в 11,3 раза.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.

К концу июня 2005 года в органах Федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю состояло на учёте 58,5 тысячи граждан, ищущих работу, из них статус безработного имели 54 тысячи человек, или 92,2 процента. Пособие по безработице назначено 41,8 тысячи безработных (77,3 процента).

"Лакомый кусок для южного соседа".

(Красноярский рабочий. 28.07.05 Геннадий Айвазов)

В Лесосибирске прошло заседание совета лесной отрасли края. Во многом оно было ответом на задачи, поставленные губернатором во время июньского совещания по проблемам этой отрасли в Богучанском районе. Там - основная сырьевая база краевого ЛПК, здесь - основная перерабатывающая. Но проблемы и болезни общие. Просматривается некая логика: там выявить и обозначить задачи комплекса, здесь попытаться их решить. Потому что, как сказал председательствовавший на заседании заместитель губернатора Андрей Гнездилов, для попытки совершить качественный прорыв в отрасли в крае нет лучшей площадки, чем Лесосибирск. Здесь кадры, производственные мощности, развитая транспортная, промышленная инфраструктура.

Базовые параметры нашего ЛПК - это печальное, 5:1, соотношение вывоза сырья и готовой продукции. Из десяти миллионов кубометров заготавливаемой древесины половина продаётся в круглом виде, один миллион - пиломатериалами, остальное идёт в отходы. Стратегическая задача - изменить это соотношение в пользу производства и продажи готовой продукции. Нынче Красноярский, Хабаровский и Приморский края - места, где кавээновская шутка, что китайцы (после дураков и дорог) - это третья беда России, нашла грустное воплощение. Ежегодно на пограничных таможенных постах Китая фиксируется на несколько миллионов кубометров древесины больше, чем её официально прошло через наши посты.

По данным Красноярской таможни, 94 процента всего краевого экспорта древесины приходится на Китай. Шесть процентов - на остальные 16 стран, с которыми мы торгуем лесом. С 1997 по 2004 год экспорт кругляка в Поднебесную вырос с 0,94 до 16,9 миллиона кубометров. Россия (27,6 процента в стоимостном выражении всего китайского импорта древесины) обогнала её традиционных поставщиков - Малайзию (12,8 процента) и Индонезию (9,9 процента). Главной и особенно печальной особенностью российских поставок в Китай является противоречие между их физическими объёмами (64,24 процента) и их долей в денежном выражении (27,6 процента). На языке родных осин это означает, что братья китайцы приобретают нашу древесину фантастически дёшево! В реальных ценах - на 32,5 доллара США за один кубометр меньше, чем при закупке леса из Северной Америки.

Против тех, кто "торгует Родиной", Красноярской таможней в 2004 году возбуждено 151 уголовное дело по фактам нарушений в области экспорта лесоматериалов. Наложено штрафов на сумму более 7 миллионов рублей. Но прибыль покрывает риск и штрафы. Налоговой службой зарегистрировано 264 фирмы-однодневки. Есть факты учреждения таких фирм либо по утерянным документам, либо по документам давно умершего человека. Множество разовых экспортных сделок совершают граждане КНР, пребывающие на территории края незаконно.

Тот факт, что лесосибирские лесопильные комбинаты - самые яростные и последовательные сторонники глубокой переработки древесины - начали продавать кругляк в Китай, говорит о многом. Например, о неразумной таможенной политике государства. Из-за неё Александр Хлопонин вынужден был обратиться с письмом к министру экономического развития и торговли Герману Грефу. Есть московский проект "Сценарные условия социально-экономического развития и основные показатели сводного баланса Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года". Он, исходя из предложенного там соотношения уровня инфляции, индекса реального обменного курса рубля и номинальной среднемесячной зарплаты, убьёт любое предприятие-экспортёр. По расчётам, произведённым на одном из наших крупнейших предприятий отрасли, рентабельность с 22,79 процента в 2004 году к 2008 году уйдёт в минус на 12,36 процента.

То есть станет просто невыгодно при нынешних пошлинах пилить брёвна на доски. Механическая обработка древесины плюс сушка и дообработка, по словам специалистов, дают рентабельность минус 0,5 процента. Кругляк сейчас можно вывозить по 5 евро за кубометр. А за произведённую ДСП, например, при вывозе надо платить 10 процентов от стоимости. Гофрированную бумагу можно вывезти, также уплатив 10 процентов. Кому, спрашивается, захочется возиться с производством продукции, если можно просто спилить брёвна, вывезти и продать? Суть предложения губернатора правительству состоит в том, чтобы снизить, а то и вообще убрать (хотя бы временно) таможенные пошлины на готовую продукцию и повысить их для тех, кто вывозит кругляк. Примет ли Москва, которая слезам не верит, наши предложения, ещё неизвестно. А способы помощи и поддержки предприятиям ЛПК явно разделяются на два различных вида. Первый из них можно отнести к разряду весьма и весьма долгосрочных. Например, строительство в Кодинске или Лесосибирске крупного целлюлозно-бумажного комбината. Реализация подобного проекта потребует вложения около одного миллиарда долларов. Другой способ более близок к реальности и заключается в государственной поддержке как лесозаготовителей, так и переработчиков. Скажем, за счёт перераспределения средств, поступающих в бюджет края в качестве арендной платы и лесных податей за лес на корню, предоставления налоговых льгот. Они могут помочь, например, быстрее ввести строящуюся на Новоенисейском ЛХК линию МДФ, новое производство для глубокой переработки древесины на Лесосибирском ЛДК N 1, финансировать строительство лесовозных дорог круглогодичного действия. Предлагается ещё использовать их на субсидирование процентной ставки предприятиям при оформлении кредитов в коммерческих банках.

Ну и, конечно, нужно всемерно бороться с воровством и мздоимством на пути бревна от лесосеки в тайге до таможенного поста на границе. До того привлекли внимание губернатора станции Карабула, Чунояр и Новохайская в Богучанском районе, что шесть пунктов "Мероприятий по выполнению решений совещания предприятий ЛПК в селе Богучаны" посвящены именно им. Денег на этом для краевой казны можно поиметь миллионами. Надо только всё делать быстро, потому что время сейчас работает против нас. Китай "проглотит" любое повышение вывозных пошлин, будет покупать лес ещё дороже, чем сейчас, создавая все условия для наращивания у нас объёмов лесозаготовок. Надо будет, вложит деньги в остановку лесопиления в Усть-Илимске, Братске, Лесосибирске. И будет быстро строить у себя перерабатывающие мощности. Потому что в Китае государство работает на своего производителя. У нас - против. С китайца, купившего в России кругляк и везущего его на родину, возьмут пошлину в 70 юаней за кубометр, а с его земляка, который повёз домой наши доски,- 140 китайских монет, то бишь в два раза больше. У нас - наоборот.

А потом великий южный сосед скажет нашему президенту, мол, мы ведь теперь друзья и стратегические партнёры, ну чего вы будете мучиться со строительством ЛДК и ЦБК? У нас всё это давно есть, вы только заготавливайте побольше, а мы хорошо заплатим! И принесут в жертву ЛПК во имя большой и нерушимой дружбы.

"Юристы с двойным дипломом"

. (Красноярский рабочий. 28.07.05)

В Красноярске подписано соглашение о сотрудничестве между КГУ и университетом Пассау (ФРГ, Бавария). Делегацию из Германии, прибывшую на берега Енисея, возглавил ректор университета Пассау профессор Швайцер. Одним из инициаторов подписания соглашения стал председатель Законодательного Собрания края Александр Усс. Согласно документу российскому вузу впервые предоставлено право принимать государственный экзамен у немецких студентов. Кроме того, подписан договор о конвертации дипломов и о двойном дипломе в юриспруденции.

"Кто вместо Олейникова?".

(Вечерний Красноярск. 27.07.05)

Неожиданные метаморфозы в судьбе Юрия Олейникова поставили сложную проблему перед региональным отделением "Единой России". Юрий Олейников, один из самых влиятельных членов губернаторской команды, возглавил красноярских "единороссов" 1 июня. Никто тогда не предполагал, что уже летом ему придется искать замену. Пришлось - как известно, в августе Олейников переезжает на работу в Москву. Найти ему замену не так-то просто - руководить одной из самых мощных региональных организаций "Единой России" должен влиятельный и авторитетный человек, а таковых на самом деле не так уж много.

По данным "Вечернего Красноярска", сейчас рассматриваются три кандидатуры на этот ответственный пост: депутат ЗС и популярный телеведущий Алексей Клешко, губернатор Таймыра Олег Бударгин и заместитель губернатора края Николай Глушков. По данным информированного источника "ВК", близкого к краевой администрации, именно Николай Сергеевич является фаворитом. Так ли это - мы узнаем, скорее всего, в сентябре.

"В ожидании часа Х"

(Вечерний Красноярск. 27.07.05. Александр Силаев)

Закон 131 успел стать легендарным до его вступления в силу. Мало кто читал десятки страниц его положений, но все слышали: с 1 января что-то будет. Причем ожидается скорее "девятый вал", нежели новогодний подарок.

В федеральных СМИ мелькают предупреждения: монетизация покажется вам цветочками и т.п. У страха глаза велики - однако насколько оправдан сам страх? Мы обратились к отвечающему за реформу в нашем регионе - Сергею Пономаренко, главе Управления по госстроительству и местному самоуправлению администрации края. С просьбой о политинформации.

Впереди России

- И зачем же, Сергей Александрович, нам реформа местного самоуправления?

- А это вы спросите Дмитрия Козака, если встретите. От него идея пошла. Да нет, я смеюсь... Я не умываю руки, я расскажу. - Попробуйте выразить суть реформы в одной-двух фразах. Но так, чтобы поняли жители, например, села из Абанского района. Реформа же про них.

- Это нужно, чтобы приблизить местную власть к населению. Чтобы все вопросы по строительству дороги, водопровода или еще по каким-то схожим проблемам можно было бы решить на месте. Без долгих поездок к высокому начальству и волокиты.

- Это образно. А для аудитории, которая почти в теме, что скажете?

- Главное в реформе - разграничение ответственности. Четкое указание, кто за что отвечает, к кому идти со своими проблемами. Вот здесь - отвечает муниципалитет, здесь - район. При этом как можно большее количество вопросов спускается вниз. Ближе к населению. Для большинства регионов это революционные преобразования, для края - нет. У нас двухуровневый принцип местного самоуправления со второй половины 1990-х годов.

- То есть край - впереди России всей?

- Да. Например, у нас не произойдет, в связи с введением закона, значительного увеличения числа чиновников на местах. Во многих регионах все полномочия собраны у главы района, ниже просто ничего нет! А у нас эти этажи уже застроены. Есть свои сельсоветы, свои бюджеты созданы все муниципальные органы, которые должны быть. В целом же по стране такого плавного перехода нет разбег времени маленький, вот и возникают основания для паники, но повторюсь, паниковать надо не нам.

Надо делиться

- Хорошо, давайте без "паники". Давайте политкорректно: какие сложности ожидаются? По краю именно?

- Прежде всего - кадровая проблема. На уровень поселений переходят новые и сложные полномочия, люди просто не готовы. Нужна подготовка: финансовая, юридическая. С этой целью в администрации края усиленно работает кадровый центр, около 3 тысяч муниципальных служащих там уже прошли обучение. За счет краевого бюджета. Если же смотреть на темпы, то край и здесь - в числе первых.

- А может, часть полномочий лучше пока придержать? Не хочет муниципалитет - и не надо? Что это за свободы, которые спускаются насильно?

- Такая проблема есть: полномочия, не реализуемые на уровне малого поселения. Или реализуемые заведомо плохо. Допустим, градостроительство. Ранее этим занимались районные власти. Сейчас появляется требование, чтобы все вопросы решались в зоне "пешеходной доступности". Однако в деревне на пару сотен человек просто нет человека, чтобы их решать. В таком случае часть полномочий можно отдать обратно на районный уровень. Вместе, конечно, с деньгами на реализацию. Но это дело добровольное.

- И многое следовало бы так отдать?

- Это зависит, во-первых, от полномочий, во-вторых, от района. Скажем, содержание заведений культуры, на мой взгляд, должно быть выше ведения сельского поселения. Вот, допустим, есть Дом культуры. Сейчас он на районе, и неправильно его забирать. На уровне села с ним будет труднее управиться, к тому же получится, что все остальные от него отрезаны. Нельзя растаскивать по поселениям и творческие коллективы. Чтобы в каждом селе слушали только своего певца и своего гармониста.

- А по местам как? Есть более и менее готовые?

- В крупных поселках, например в Курагине, Березовке, есть кадровый потенциал, есть готовность. У них полномочия, наверное, забирать не стоит. Но чем меньше, чем слабее поселение - тем оно уязвимее. Нам главное - сохранить управляемость края, избежать коллапса власти на микроуровне.

Замечу, однако, что не все муниципалитеты, даже заведомо слабые, спешат сдать свои будущие полномочия. А давайте, говорят, мы попробуем. Но тут пробовать нельзя, надо быть уверенными.

- То есть сейчас три вида поселений? Первые готовы к реформе, и все у них хорошо. Вторые не готовы, но им помогут, и тоже все хорошо. Третьи же не готовы, но против помощи. Можно их процентные доли обозначить?

- Рано пока еще. Многие не определились. В первой декаде августа мы проводим большие кустовые совещания, тогда определенности станет больше.

Час Х

- Простите, Сергей Александрович, но я о подлом. Есть вот мнение, что главная цель реформы - деньги у народа - забрать. То есть расходные полномочия скинуть на места, а финансирование не подвести. Так уже было с монетизацией. Скинули на регионы, а денег нет. Не повторится?

- Не понимаю, как это - "деньги забрать"? Идеологи реформы провозгласили, что доходная часть должна соответствовать расходной. Если какие-то полномочия спускаются, под них дается финансовая база. И есть методика подсчета всех потоков. Совершенно прозрачная.

- Вот скажите сакральную фразу: в результате реформы жизнь на местах беднее не станет.

- Не станет.

- Спасибо, я записал.

- Большинство поселений в крае - дотационные. А это заставляет ориентироваться не на жителей, а на вышестоящие администрации. Раньше - не хочу ругать предшественников, но все-таки скажу - бюджет района во многом зависел от финуправления. Этому дадим, а вот этому не дадим. Сейчас, после принятия краевого закона о межбюджетных отношениях, финансирование муниципалитетов абсолютно прозрачно и объективно.

- Россия менее готова к реформе, чем край, - сами сказали. Сейчас обсуждают: не сдвинуть ли ее сроки? В Госдуме говорят о 1 января 2008-го или даже 2009-го. То есть реформа официально стартует через полгода, регион же сам выбирает, брать ли отсрочку. И ясно, что большинство возьмет - дело за Думой. Как думаете, срок подвинут?

- Закон проходил ряд стадий. Было разработано громадное число поправок. Но ничто не проходило. В декабре 2004 года неожиданно ряд смягчающих поправок прошел. Поправили понятие "пешеходной доступности", дали право поселениям не отделяться от городов, если они себя считают их частью и т.п. Закон стал модифицироваться, но никто не менял "дедлайны". Менять сроки - это всегда чревато.

- Почему?

- Если закон не вступает в силу, может получиться, что ряд полномочий повисает в воздухе. Одни их уже скинули, другие - не подобрали. К тому же под закон 131 уже идет бюджетный процесс, под него изменены другие законы. С другой стороны, понятны и опасения, понятна жажда переходного периода. У нас-то он фактически был.

- Так все-таки, сдвинет Дума, как вы его назвали, "дедлайн"?

- Не знаю, честное слово. Слишком много факторов сейчас играет. Поправки прошли первое чтение на последней весенней сессии, осенью к ним вернутся. Их могут принять, могут изменить, могут зарубить на корню.

- Хорошо. Если бы вы голосовали, то как?

- Провокационный вопрос...

- Но все-таки?

- Против поправок. Я не сторонник тормозить процесс, который уже идет. Но я бы дал субъектам Федерации право как-то учитывать свои особенности. Сейчас они учитываются, а 131-й закон все унифицирует абсолютно. И это, на мой взгляд, недочет.

Каждому по бюджету

- В законе есть норма: каждое поселение, где больше 100 избирателей, должно иметь свой Совет. Не слишком ли - мини-парламент на деревню в 150 жителей?

- А это в нашем крае уже есть. Как видим, ничего страшного. Действительно, возникают проблемы с компетенцией на местах, но мы помогаем. Есть кадровый центр, где людей учим, есть консультационно-методический центр - там помогают разработать свой устав и бюджет.

- Бюджет каждого отдельного села?

- А это уже обычная практика. Где-то еще пишутся сметы в районном центре, но большинство поселений имеют свои бюджеты.

- Поселения, поселения... Само слово слух не режет? А то, простите, отдает каким-то ГУЛАГом.

- Как-то действительно... Многие смеются: наконец-то нас назвали справдиво, как есть. Но вообще это юридический язык, к нему можно привыкнуть.

- Правильно ли я понял, что ЗАТО по новому закону автоматически проигрывают?

- Сейчас в закрытых образованиях условия жизни привилегированные. Уровень бюджетной обеспеченности там выше. При той всеобщей унификации, которая сейчас идет, уровень снизится. Но почему он должен быть выше? Есть логика в том, что на закрытых предприятиях - свои условия. Но особые условия для целых городов - слишком тяжелая ноша.

- Помнится, была проблема по Норильску. Точнее, по Талнаху, Кайеркану и т.д. Считалось, что их возможное отделение от Норильска опасно.

- Конечно, опасно. Все они объединены общей инфраструктурой. На Крайнем Севере делить это нельзя. Вот прорвет теплопровод, и пока будут разбираться, чья это ответственность, все замерзнут. Но сейчас дело улажено. Будет единый городской округ Норильск.

- Реформа местного самоуправления - децентрализация власти? Или что-то другое под этой ширмой?

- Децентрализация, конечно: передача власти вниз. Реформу за это, кстати, критикуют. У нас же в целом централизация, а здесь идет работа "не в ногу".

- А как вообще лучше? Словосочетание последних лет - "вертикаль власти". То есть принцип "сверху - вниз". А вот Солженицын, например, за обратное ратовал. За пляску от местного самоуправления. Чтобы в местных Советах выбирали депутатов Заксобрания, в Заксобраниях - депутатов Думы.

- Мне как чиновнику, конечно, удобнее вертикаль. Так проще работать. Однако если будет только вертикаль - это не очень хорошо, с позиции, прежде всего, населения. Так что... местное самоуправление должно соответствовать своему названию.

ДОСЬЕ "ВК"

Сергей Александрович ПОНОМАРЕНКО родился 11 августа 1975 года в Красноярске. Окончил Сибирский государственный технологический университет. С1997 года работал начальником отдела оперативной информации в администрации Красноярска.

С 2002 года - в Управлении по госстроительству и местному самоуправлению администрации края. Консультант, заместитель начальника управления, с 2004 года - и.о. начальника, с мая 2005 года - начальник. Женат, имеет дочь.

Хобби: пение под гитару, чтение зарубежной классики, предпочтения из современных авторов - Виктор Пелевин и Харуки А Мураками. Девиз (заимствованный у замгубернатора Ю.П.Олейникова): "Пессимист при каждой возможности ищет трудности, оптимист - в каждой трудности видит возможности".

"Анатолий Лепешев: "Национальный университет. Какова его миссия"?".

(Вечерний Красноярск. 27.07.05. С.Чурилов)

Лето - пора отпусков, в том числе и для работников министерств. Приехал в Красноярск отдохнуть и Анатолий Лепешев. Корреспонденту "ВК" удалось оторвать Анатолия Александровича от отдыха и поговорить на интересующие многих темы.

Особая командировка

- В первую очередь такой вопрос: чем вызвана ваша поездка в Москву?

- Поездка в Москву - решение не мое личное, а скорее коллегиальное. Мы собрались и решили, что кто-то из Красноярска должен поработать в новом Министерстве для решения региональных проблем и ряда вопросов, касающихся поддержки научных исследований и тех проектов, которые мы ведем здесь в крае.

- Ну и как, плодотворно поработали в столице?

- Вообще, мое пребывание в Москве следует расценивать как командировку, в которой пришлось заниматься вопросами оказания методической помощи регионам по реализации 122-го Закона и тех перманентных реформ, что происходят сейчас в стране.

- Анатолий Александрович, вы в должности заместителя директора Департамента Министерства поездили по стране, познакомились с обстановкой на местах. Как выглядит край в сравнении с другими регионами?

- Если говорить об образовании и науке - самым близким мне сферам, - то мы, конечно, входим в десятку лидеров России. Рядом с Москвой, Санкт-Петербургом, Новосибирском, Томском и Екатеринбургом. И если давать оценку только этой сфере, то здесь таятся огромные возможности. На нас работают особенности географического положения и наличие различного вида ресурсов, включая интеллектуальные. Все это вместе с уже имеющимися производственными мощностями определяет конкурентные преимущества края перед другими регионами.

Новая стратегия

- И как же их использовать?

- Мы находимся в достаточно сложной ситуации, связанной в первую очередь с типом сложившейся на сегодня экономики. Охарактеризовать ее можно как ресурсно-экспортную. Наличие богатых природных ресурсов создает лишь предпосылки для успешного социально-экономического развития. Международный опыт показывает, что страны, обладающие природными ресурсами, вовсе не обречены на процветание.

Ситуация в России будет зависеть от того, как быстро пойдет смена типологии нашей экономики к инвестиционно-инновационной. Процесс должен основываться на конкретной государственной стратегии, на создании условий для эффективного инвестиционно-инновационного развития. Это включает формирование национальной инновационной системы с ее региональными сегментами, развитие фондовых рынков, создание инфраструктуры инновационной экономики и других элементов, ей сопутствующих. Здесь должны сыграть свою роль накопления стабилизационного фонда. Эти деньги нельзя использовать походя. У нас уже были исторические примеры реализации амбициозных проектов, которые начинались при обильном нефтедолларовом обеспечении и заканчивались, так и не достигнув поставленной цели.

Инфраструктура инновации

- Что же включает в себя инновационная инфраструктура?

- Вообще говоря - среду и условия инновационной деятельности. Законодательные акты, нормативно-правовую базу инновационной деятельности, предоставление преференций и льгот для предприятий, активно использующих инновации. И конечно, создание центров трансферта технологий, бизнес-инкубаторов, технопарков, территорий инновационного развития, венчурных фондов и развитие фондовых рынков. Особо следует выделить подготовку кадров для инновационной деятельности и формирование у населения инновационного типа мышления в решении возникающих задач.

- Но ведь все это было прописано в программе развития Красноярского края! Собственно, вы - один из ее авторов!

- Было сформировано две инновационные программы. Одна из них, до 2003 года, реализована. А вторая прекратила существование в связи с отсутствием финансирования. Поэтому в полной мере мы не реализовали свои задумки, не сделали того, что нам хотелось. Тем не менее в крае накоплен положительный опыт инфраструктурной деятельности и создания эффективных инновационных предприятий.

Реформа образования

- Анатолий Александрович, сейчас всю страну будоражат вопросы реформы образования. Ваше мнение по этому поводу?

- Все зависит от выбора стратегии. Вы сами понимаете: если мы говорим об эффективной экономике, о развитии страны, то без соответствующих квалифицированных кадров эту задачу не решить. Если же иметь в виду сырьевую экономику, то можно отметить негативную связь между наличием природных ресурсов и вниманием к развитию науки и образования. Сырьевой сектор предъявляет более низкие требования к структуре и квалификации рабочей силы, снижает спрос на научно-образовательные услуги и приводит к опасным долгосрочным последствиям. А вот глубокая переработка сырья требует серьезной подготовки кадров. Причем кадров современного уровня. Здесь уже возникают вопросы по управленцам-менеджерам, по технологам, по конструкторам и так далее. По сути дела, если мы расширяем технологический процесс, или, как сейчас модно говорить, "формируем кластер" по определенному направлению, то востребованность в кадрах высшей квалификации становится достаточно высокой. А подготовить подобного специалиста не так просто, и стоит это больших денег. Три года назад научно-образовательная отрасль Красноярского края имела годовой объем до 5 миллиардов рублей! То есть, по сути дела, у нас уже создан мощный научно-образовательный холдинг. За последние годы, я думаю, существенно ничего не потеряно.

Распада нет

- Есть мнение, что под видом реформ в России идет уничтожение, деградация и распад образования.

- Те процессы, которые протекают в России, я бы распадом не назвал. И вот почему. Если говорить по интегральным характеристикам образовательного процесса - я имею в виду число абитуриентов, выпускников, количество профессорско-преподавательского состава, - то они практически не меняются в течение последних десяти лет.

Более того, за счет введения внебюджетных форм обучения наблюдается увеличение ряда показателей. Проблема в другом: отвечает ли потребностям общества существующая номенклатура специалистов и качество их подготовки; необходимо ли на данном этапе такое количество выпускников с дипломами высшего образования, обучающихся за счет бюджетных средств; может ли государство в полной мере обеспечить существующую систему подготовки специалистов? Не секрет, что сейчас прямое обеспечение бюджетного финансирования составляет около 30 процентов. Откуда берутся остальные 70? И здесь лукавить не надо. Недостающие средства вузы пополняют за счет внебюджетной деятельности. И было бы уместно справедливо привести в соответствие потребности общества в специалистах (госзаказ) с бюджетными возможностями государства.

Цена вопроса

- Вот и становится понятно, почему систему образования нужно переделывать. А как вы относитесь к идее создания в Красноярске так называемого Национального университета?

- У меня и здесь сразу возникает вопрос: что это такое - Национальный университет? Чем он отличается от государственного? Вы можете ответить?

- Какие национальные проблемы он решает? Какова его миссия? На какие рынки научных и образовательных структур он ориентирован? Я бы понятие "национальный" в большей степени отнес к лаборатории. Именно в национальных лабораториях проводятся исследования по научным направлениям, представляющим национальные интересы. Такие лаборатории есть во всех ведущих странах мира и, как правило, при государственных университетах. А в идее создания Национального университета просматривается попытка ранжирования университетов по уровням: федеральному, региональному, прочим. Но простите, у нас государственная категорийность вузов уже существует: университет, академия, институт.

А мы вновь начинаем с нуля. Как в свое время все институты назвали университетами, забыв, что университет - определенная категория учебного заведения с высокой планкой требований. Так давайте просто приведем создавшуюся ситуацию в нормальное положение! Проводя реформу, мы должны знать, что получим в результате ее реализации. И какова цена вопроса. Создание Национального университета потребует больших денег. Правда, подчеркну - по нашим меркам больших. Весь бюджет России, предназначенный на высшее образование, соответствует бюджету одного американского университета. Цена одной лаборатории среднего уровня - 10 миллионов долларов! Я не говорю о лабораториях национального уровня - их стоимость возрастает на порядки. Так какова же будет цена нового университета? Только не подумайте, что я против идеи Национального университета. Ни в коей мере! Напротив, полностью за создание в Красноярском крае нового высшего учебного заведения с использованием всех имеющихся ресурсов федерального и регионального уровней. Прежде всего нужно определиться с целевыми установками, нормативно-правовой базой, организационной структурой и источниками финансирования.

На подходах

- Так что же делать?

- Научно-образовательное сообщество Красноярского края имеет свои подходы, выработана определенная стратегия. И я думаю, что этот вопрос не должен замыкаться в узком кругу. Насколько мне известно, в крае работает несколько групп, которые предлагают свое видение Национального университета. Сама эта работа дала возможность ведущим специалистам в области образования задуматься, какие возможности есть в крае, как использовать научно-образовательный потенциал, чтобы не 5 миллиардов приходило в науку и образование, а на порядок больше. Вот здесь есть смысл подумать и посмотреть, что нам надо сделать. Первые шаги в этом направлении здесь есть смысл подумать и посмотреть, что нам надо сделать. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Октябрьский район Красноярска объявлен территорией инновационного развития, что подразумевает интегрирование вузов и Красноярского научного центра на уникальной площадке. Она очень удобна для одновременного ведения образовательного процесса и научных исследований. Как это принято во всем мире - с организацией в замкнутом пространстве студенческого кампуса со своей инфраструктурой - общежитиями, студенческим банком, своими проектными и подрядными организациями. Вот через что мы должны пройти. Не зря же губернатор встречается с учеными и теми, кто разрабатывает новые подходы. Каков будет результат - я думаю, что скоро мы это увидим.

ДОСЬЕ "ВК" Этого человека хорошо знают в научно-образовательной сфере не только Красноярска, но и всей страны. Академик РАЕН, доктор технических наук, профессор Анатолий Лепешев с 1998 по 2004 год возглавлял комитет по науке и высшему образованию администрации Красноярского края. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Работает заместителем директора Департамента регионального мониторинга и прогнозирования Министерства регионального развития РФ.

"Дороги должны быть сделаны на совесть и просто должны быть"

(Красноярский рабочий. 28.07.05)

На этой неделе глава Красноярска Пётр Пимашков, едва успев выйти из отпуска, взял под контроль ремонт городских дорог. Выездное совещание по этому поводу он провёл на перекрёстке улиц Матросова и 60 лет Октября.

Но журналистов попросили собраться на острове Отдыха у Дворца спорта Ивана Ярыгина. Такой манёвр был произведён, чтобы показать представителям СМИ новую дорогу в микрорайон Пашенный через остров Отдыха. Временная трасса была здесь проложена давно, ещё сорок лет назад. Но так как особой надобности в ней не было, она долгое время не ремонтировалась и находилась в полуразбитом состоянии.

Необходимость реанимировать её возникла в связи с будущим началом капитального ремонта Октябрьского моста. Несмотря на то, что работы на нём будут проводиться поэтапно, с перекрытием только одной половины проезжей части, пропускная способность уменьшится на 50 процентов.

Естественно, резко возрастёт транспортный поток на Коммунальном мосту. Нетрудно предположить, что будет происходить при этом в районе Абаканской протоки, Предмостной площади и улицы Матросова. Особенно в часы пик, когда эти участки просто забиты машинами. Чтобы этого не допустить, привели в порядок объездную дорогу через остров Отдыха, на которую можно будет свернуть, минуя напряжённый участок в районе Предмостной. Также планируется, что немного разгрузится и улица Семафорная. Гарантийный срок эксплуатации новой магистрали - три года. Как раз к этому сроку закончится ремонт Октябрьского моста, ну а следом начнётся реконструкция амортизационных швов на Берёзовском. То, что по острову Отдыха пустят большие потоки транспорта, отдыхающих, как считают власти и дорожники, коснуться не должно: дорога нигде не пересекает пешеходные маршруты, а также удалена на достаточное расстояние от спортплощадок и мест отдыха людей.

Дорожные работы на улице 60 лет Октября, где, напомним, проходило совещание, начались не так давно. Из-за ограниченного финансирования ремонт произведут не в полном объёме, асфальтное покрытие проложат до кинотеатра "Енисей". Пётр Иванович лично проверил, что и как здесь делается. И усмотрел недочёт: асфальт в одном месте меньшей толщины, чем предусмотрено госстандартами. Рабочие, ссылаясь на неизбежность брака на любом производстве, заверили Петра Ивановича, что к окончанию работ всё будет сделано как надо. Ну а главный инженер муниципального "Красноярскдорремстроя" Василий Васильевич Ерёменко оправдывался тем, что "проектная документация была выполнена в неполном объёме - без предварительного анализа собственного состояния. И строителям теперь приходится производить необходимые замеры буквально с колёс".

Однако Пимашков подобные оправдания в расчёт не принял. Халтура, она и есть халтура. Низкое качество может перечеркнуть все добрые намерения! Тем более что на улице 60 лет Октября расположен ряд крупных промышленных предприятий, поэтому здесь проходит больше-грузный транспорт, способный "размолотить" любое покрытие.

Однако глава Красноярска сделал акцент и на том, что дорожникам нужно позаботиться не только об автомобилистах, но и о пешеходах. Должны в обязательном порядке появиться ровные тротуары, красивые газоны, а также ливневая канализация вдоль всех ремонтируемых дорог. Раньше, как выяснилось, улучшение именно этих участков улиц не входило в обязанности доблестных дорожников. Как они умудрялись снимать с себя подобную ответственность - понять трудно. Но Пётр Пимашков с этим решительно не согласен. Муниципальные фирмы для родного города должны всё делать на совесть и на благо людей. Впрочем, и тут Ерёменко пытался оправдываться: "Пусть сначала ливневые стоки прочистит "Красмостдоринж" и САТП (Специализированное автотранспортное предприятие)". В ответ мэр грозно, но справедливо пообещал, что с недоделками работу не примет, тем более в своём родном, Свердловском районе!

Приятным же новшеством нынче стали необычные амортизационные резиновые плиты, которые укладываются на переездах через трамвайные пути. Они уже есть на перекрёстке улиц Матросова и 60 лет Октября. Водители, наверное, успели оценить это мягкое и комфортное для автомобилей покрытие. В целом же в Красноярске полным ходом ведутся дорожные работы на 36 объектах (улицы Карла Маркса, Маерчака, проспекты Комсомольский, Металлургов; Октябрьский мост и мостовой переход через Бугач. "Естественно, мы в той или иной мере парализовали движение, - сетует Пимашков, - люди недовольны. А если это будет не так как надо, недовольство возрастёт. Поэтому задача номер один - вести работы качественно, чтобы потом лет через семь-восемь не пришлось возвращаться и переделывать. На ремонт дорог в этом году будет направлено 350 миллионов рублей. Но этих средств недостаточно, и цифра должна быть увеличена до 500 миллионов. Ведь дороги - это жизнь для Красноярска". Светлана Лахтырева.

"В поисках развязки"

(Вечерний Красноярск. 27.07.05. Юлия Рахимкулова)

Точка отсчета

В прошлом году дорожный вопрос обозначили на краевом уровне. Была создана рабочая группа, разбиравшаяся в сложившейся ситуации. В итоге появилось решение о разработке и принятии целевой программы по проектированию, строительству и реконструкции транспортной сети Красноярска. Первый ощутимый результат - строка в бюджете 2005 года: на строительство, реконструкцию и, что самое главное, на проектирование дорог.

Первоочередные задачи - обеспечение транспортных связей новостроек, расположенных в Советском районе, с другими районами города. В какой-то мере транспортное напряжение снимет строительство проспекта Авиаторов с путепроводом через железную дорогу (что дополнительно обеспечит пропуск транспортных потоков с Октябрьского моста на Северное шоссе и далее на трассу до Емельянова) и планируемого глубокого обхода города (выход на внешние связи). Для обеспечения транспортных связей западных и восточных частей города, а также частичной разгрузки исторического центра требуется реконструкция улиц Республики, Шахтеров, Игарской. Для приема транспортного потока с правобережья, движущегося по коммунальному мосту, и наиболее удобного распределения его по направлению "запад - восток" необходима реконструкция улицы Вейнбаума с выходом на планируемую к реконструкции улицу Республики и Брянскую. Такая мера позволит частично разгрузить центр: транспорт, идущий с правого берега, сможет использовать эту связь с западной частью города вместо улиц исторического центра, пропускная способность которых исчерпала себя.

Кроме того, улица Шахтеров будет продлена до Северного шоссе. В настоящее время работы по проектированию и реконструкции городских улиц, например Игарской, ведутся с учетом перспективных планов.

Существует также проблема транспортных связей между правым и левым берегами. Сегодня есть два варианта нового моста через Енисей. Он может быть построен рядом с железнодорожным или же в районе Стрелки, в створе улицы Затонской.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Совместная программа краевой и городской администраций по проектированию, строительству и реконструкции транспортной сети Красноярска рассчитана на три года. Ее общий бюджет - 1 млрд 200 млн, на 2005 год выделено 350 миллионов.

"Скоро август, скоро повышение..." (Сегодняшняя газета. 28.07.05)

С 1 августа будет произведена индексация всех выплат, производимых по линии Пенсионного фонда. Об этом вчера сообщила заместитель управляющего краевым Пенсионным фондом Лариса Шлома. По ее словам, с августа базовая часть пенсии будет увеличена на 6% и составит 954 рубля. Страховая часть увеличится на 11,08%, в каждом отдельном случае данное увеличение будет индивидуальным в зависимости от размера получаемой выплаты.

Как отметила Л.Шлома, уточняет НИА, в среднем по краю по итогам индексации размер пенсии увеличится на 242 рубля. На территории края в настоящее время проживает около 743 тысяч пенсионеров, для индексации их ежемесячных выплат потребуется около 200 млн рублей. Эти средства будут выделены из федерального бюджета (для увеличения базовой части пенсии) и Пенсионного фонда (для увеличения страховой части).

Помимо этого, с 1 августа также на 6% будет увеличен размер ежемесячной денежной выплаты федеральным льготникам.

"Как Москва Енисеем распорядилась"

(Красноярский рабочий. 28.07.05)В 80-е годы федеральный бюджет позволял обслуживать водные пути енисейского бассейна протяжённостью 8852 километра. Сегодня финансирования хватает только на 6077 километров, несмотря на то, что акватория осталась прежней. Водные пути боковых рек Ангары, Тасеевы, Большого Пита, Подкаменной и Нижней Тунгусок, Каса, Сыма, Большой Хеты, Большого и Малого Енисея стали содержаться "Енисейречтрансом" на договорной основе с субъектами Федерации. В нынешнем году проходит федеральная реформа, которая запретит подобные соглашения. Да ещё и добавит к прежним подведомственным Байкало-Амурский бассейн.

Первый этап реформирования уже прошёл. Из организации были исключены контрольно-надзирательные функции. Следующая стадия реорганизации заключается в разделении производственных и управленческих функций. Все филиалы "Енисейречтранса" образуют унитарное предприятие. В него будут поступать деньги из Москвы и уже через это предприятие появится возможность заключать договоры.

"Если реформа пройдёт, обеспечить безопасность судоходства на всех водных путях мы не сможем, - заявляет первый заместитель руководителя управления "Енисейречтранса" Александр Чесноков. - Действующая система на сегодня самая эффективная". Помимо безопасности судоходства учреждение "Енисейречтранса" занимается дноочистительными и картографическими работами, дипломированием и аттестацией специалистов. "Всего работают у нас 800 человек при положенном штате в 1000, - рассказывает начальник службы кадровой и социальной политики Пётр Яворский. - Есть три филиала, один из которых - уникальнейшее сооружение Красноярский судоподъёмник, обеспечивающий навигацию через ГЭС. Из-за малой потребности судоподъёмник будет работать только с сентября. Отработает месяц - и снова встанет на покой".

В нынешнем году в связи с недостаточным финансированием прекращены дноуглубительные работы на участке от Красноярска до Атаманово. Если бы удалось закончить этот проект, можно было бы загружать грузовые суда на полную катушку и сплавлять их до Игарки. Использование крупнотоннажного флота с недогрузом существенно увеличивает затраты флота. Между тем ОАО "Енисейское речное пароходство" имеет большое количество крупнотоннажного флота грузоподъёмностью 3000-3250 тонн с осадкой до 2,8 метра, который обеспечивает перевозки социально значимых грузов для жителей Крайнего Севера. Для возобновления работ потребуется 7,2 миллиона рублей.

Кроме этого, на сегодня выведены из эксплуатации три обстановочные бригады, которые обслуживали водные пути на магистральном участке Енисея от устья Подкаменной Тунгуски до Игарки. По этой причине "Енисейречтранс" вынужден был увеличить протяжённость обслуживаемых участков с 200 километров до 450.

"Вынуждены на всём экономить, - говорит Пётр Яворский. - В прежние годы флот больше ходил, и река работала интенсивно. За время перестройки резко снизились объёмы перевозок, Енисей стал невостребованным. В этом году тоже значительных увеличений нет. Но самая ощутимая проблема для нас - это топливо. Раньше рейс-оборот составлял трое суток, а теперь целый месяц". В 2005 году объём финансирования из федерального бюджета по капитальным вложениям составит 21,95 миллиона рублей, тогда как только на приобретение производственного оборудования и модернизацию судов потребуется 18,6 миллиона. Остро стоит проблема оснащения новой техникой. Уже 20 лет "Енисейречтрас" не получал ничего. Некоторому оборудованию по 40 лет, держится оно благодаря существующим ремонтным базам.

"Если бы федеральный бюджет обеспечивал нас на 100 процентов, мы бы все эти проблемы решили, - говорит Пётр Яворский, - смогли бы полностью освещать знаки судоходной обстановки, что гарантирует безопасность. Сейчас на правом берегу - знаки одного образца, а на левом - другого. Необходимо всё привести к ГОСТу. Увеличение глубины даст дополнительную прибыль судовладельцам. Но проводимая государством реформа не даст ни экономии, ни качества содержания рек". Судьба водных путей России решится 3 августа на межбассейновом совещании "Внутренние водные пути России - проблемы и решения", которое пройдёт в Красноярске в актовом зале ОАО "Енисейское речное пароходство". Сергей ВАХРУШИН. "Кадет воспитывают утюгом"

(Вечерний Красноярск. 27.07.05. В.Овчаренко)

Прокуратура Красноярского края провела крупномасштабную проверку деятельности кадетских корпусов и Мариинских гимназий края. В результате нарушения выявлены во всех семи кадетских корпусах, причем в трех - уголовно наказуемые.

Из семи кадетских корпусов края - Ачинского, Канского, "Кедрового" (Емельяновский район), Красноярского, Лесосибирского, Норильского и Шарыповского - самым "законопослушным" является Красноярский. Руководство этого корпуса всего лишь "игнорирует требования закона о создании необходимых условий для обучения и воспитания, а также защиты прав и интересов обучающихся". Обвинение не конкретизируется, но, очевидно, по сравнению с более серьезными нарушениями, это - просто цветочки. К "цветочкам" можно отнести и тот замечательный факт, что Шарыповский кадетский корпус больше пяти лет работает, по сути, незаконно, поскольку обучает детей, не имея лицензии на образовательную деятельность.

"Ягодками" уже можно считать то, что в четырех корпусах (Лесосибирском, Шарыповском, Норильском и Канском) не регистрируются случаи травмирования учащихся. Соответственно, не проводятся служебные расследования. Это дает возможность скрывать любые, в том числе - криминальные травмы. Что, собственно, и происходило. Проверка установила, что в 2004-2005 годах в Норильском корпусе регулярно случались драки между воспитателями и учащимися. Один из таких инцидентов закончился для воспитанника телесными повреждениями. Возбуждено уголовное дело. Кроме того, Норильский корпус "отличился" воровством и неоднократным употреблением наркотиков обучающимися.

Еще два уголовных дела было возбуждено против воспитателей Ачинского и "Кедрового" корпусов. В Ачинске воспитатели Сергей Калинин и Максим Белозеров пытали одного из воспитанников горячим утюгом. А воспитатель "Кедрового" Александр Котляров больше года (!) избивал учащихся "специально изготовленной для этого палкой". Причем в ноябре прошлого года Котлярова осудили за другое преступление к условной мере наказания, однако судимость не помешала ему продолжить "воспитательную" деятельность. Уволили Котлярова (причем "по собственному желанию") только после вмешательства прокуратуры.

Результаты проверки еще на позапрошлой неделе легли на стол губернатора. Прокуратура поставила вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности директоров Ачинского, "Кедрового" и Норильского кадетских корпусов, а также об усилении ведомственного контроля. Остается ждать оргвыводов.