Общественное движение "Черкесский конгресс" 3 августа повторно направило обращение на имя президента Адыгеи Хазрета Совмена. Причиной, как передает корреспондент ИА REGNUM, стало продолжающееся строительство в Майкопе памятника Николаю Чудотворцу на новом месте. Напомним, ранее, 22 июля, руководители общественных организаций Адыгеи "Адыгэ Хасэ" и "Черкесский конгресс" встречались по этому поводу с президентом республики. Мнение главы республики, высказанное на встрече, заключается в том, что "любая символика должна объединять, а не разъединять или сеять зерна взаимного недоверия между народами".

Как пояснил директор Национального музея Адыгеи, один из лидеров организации Альмир Абрегов, первый текст обращения "Черкесского конгресса" был перенаправлен республиканскими чиновниками мэру столицы республики Николаю Пивоварову, минуя президента республики Совмена. Пивоваров обещал созвать круглый стол для обсуждения этой проблемы. Но мероприятие это, назначенное на 3 августа, не состоялось, и новый срок его проведения городской администрацией не установлен. Между тем, как объявили строители, открытие памятника Николая Чудотворцу должно состояться 11 августа, в день рождения святителя.

ИА REGNUM приводит несколько сокращенный текст нового обращения "Черкесского конгресса", с сохранением стилистики оригинала. Отмечая резкий тон документа, мы констатируем, что он отражает современные умонастроения части населения юга Российской Федерации:

"Иерархи православия в Российской империи поддерживали и освящали действия русских войск на Северном Кавказе, искренне считая творимое политиками и генералами здесь богоугодным делом. В этом отношении весьма примечательны соображения представителей православной церкви относительно основания Михайло-Афонской Закубанской пустыни, которая была открыта в 1877 году.

В брошюре, посвященной этому событию, изданной Ставропольской епархией в 1897 году и переизданной Союзом Славян Адыгеи в 1999 году, можно прочитать следующее: "Кавказские войны, как известно, тянулись с небольшими перерывами около столетия, начиная с последней четверти прошлого столетия вплоть до полного умиротворения всего Северного Кавказа в 1864 году, когда, наконец, все мятежные тюркские племена (адыги), занимавшие предгорья северного склона Кавказского хребта, силой русского оружия были окончательно усмирены, выселены на прикубанские равнины и на их место, по распоряжению правительства, были водворены казаки бывшей Черномории и прежних "линейных" станиц".

Оставим на совести авторов утверждение о принадлежности адыгов к тюркским племенам. Отметим, что они при этом предусмотрительно обошли молчанием тот факт, что в тот период сотни тысяч адыгов подвергались физическому уничтожению, а сотни тысяч были насильственно выселены в пределы Османской империи.

"Вдохновляемые подвигами славных своих предков, - повествуется далее в брошюре, - сотни тысяч храбрых сынов славного казачества пали в борьбе с врагами Креста Господня - мусульманами. Кавказ стал достоянием русского государства. На смену мусульманского полумесяца ныне Крест Христов ярко светит всюду, начиная с низовьев реки Кубани до вершин грозного Кавказа".

Согласно авторам, "живым, неодолённым до окончания века памятником жестокой войны и минувшего почти векового страдания казачьих поселений, пограничных с горцами, и во славу Вышняго Бога, даровавшего многострадальному Кавказу мир, служит Михайловский монастырь". Далее в брошюре весьма однозначно указывается причина основания монастыря. Процитируем его дословно: "Учреждение его (монастыря) обуславливалось не только общими религиозно-просветительскими заботами в крае, только что присоединенном, но и желанием увековечить молитвенную память о подвигах русского воинства, придти на помощь и дать беспечальный приют для дряхлых одиноких стариков, понесших сирот".

Такая трогательная забота составителей цитируемого опуса о вековых страданиях казачества, сотнях тысячах павших русских воинов, это мнимое христианское сострадание явно не распространяется на адыгов, прошедших через все муки Дантова ада, испытавших горечь поражения, трагедию физического уничтожения и унижение выселения.

Требуя возвращение бывшего монастыря, в котором до недавнего времени располагалась турбаза "Романтика" (ИА REGNUM: данный объект передан Русской Православной Церкви указом президента Адыгеи в 2002 году), Союз Славян, Казачье православное братство и представители местной епархии руководствовались не соображениями христианской морали, как об этом заявлялось неоднократно. Теперь уже ясно, что главным мотивом действий этих людей было напоминание о завоевании Западного Кавказа - как русским людям, так и адыгам - как славного достижения Российской империи, имеющего непреходящую ценность.

Что же происходит в настоящее время? Воодушевленные передачей турбазы "Романтика" Церкви, они пошли дальше. На вершинах Западного Кавказа, на этнической территории адыгов водружены огромные металлические кресты. Как бы ни объясняли эту акцию те, кто организовал крестные ходы в горы, ясно одно: они материально воплотили мысль, которая содержится в цитированной выше брошюре: "На смену мусульманского полумесяца ныне Крест Христов ярко светит всюду, начиная с низовьев реки Кубани до вершин грозного Кавказа". Это было образным выражением, и крестов там никто не ставил. А теперь они водружены.

На въезде и выезде из столицы республики установлены кресты. До настоящего времени неизвестно, кто отдавал распоряжение, кто давал разрешение на установку христианского символа и кто водрузил его на этом месте. Здесь также не обошлось без участия священнослужителей майкопской епархии.

Ничем, кроме как унижением исторической памяти адыгов, не назовешь установку на здании военного госпиталя в г. Майкопе плиты с изображением императора Александра II, надпись на которой не соответствует исторической действительности. Александр II прибыл в урочище недалеко от крепости Майкоп для переговоров с вождями горцев, а не для того чтобы принять их в подданство Российской империи, как это явствует из надписи.

Но и всего этого оказалось недостаточным. Была попытка установить монумент Николая Чудотворца в одном из престижных мест города. Выбор места, конечно, не был случайным, как, впрочем, и другие, не менее престижные места - въезд в город, вершины гор Западного Кавказа.

То, что происходит, можно назвать духовной экспансией православного большинства против остального конфессионального меньшинства. И это меньшинство включает в себя не только мусульман, но и представителей других христианских церквей: баптистов, евангелистов, пятидесятников, субботников и т.д.

Протестантские христианские общины расценивают установление памятника Николаю Чудотворцу как язычество и идолопоклонство, отдаляющее человека от Бога. Здесь уместно отметить, что установка памятника человеку, каким бы святым он ни был, противоречит канонам самой Русской Православной Церкви, которая чтит святых согласно иконописной традиции, и Московский патриархат не позволит устанавливать подобный памятник ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Почему же это можно делать в Майкопе, где проживают жители разных национальностей, исповедующих разные религии? Почему они должны были ежедневно лицезреть перед окнами своих домов изображение святого в форме креста, которому они не поклоняются?

Под давлением общественности руководство города прекратило строительные работы на развилке улиц Депутатской и Пролетарской. В администрации города состоялся круглый стол с участием руководства города и общественных организаций. Была достигнута договоренность о второй встрече, на которой будет принято окончательное решение. Однако через день, не поставив в известность участников круглого стола, руководство администрации города приняло решение о возобновлении строительства монумента на выезде из города Майкопа в сторону пос. Тульского.

По-видимому, ни мэр города Пивоваров, ни руководство местной православной епархии, ни Фонд Николая Чудотворца не понимают или не хотят понять, что своими действиями они могут вызвать к жизни межконфессиональное и межнациональное противостояние в нашей республике и втянуть Адыгею в конфликтную ситуацию. Терпение людей не беспредельно. Как известно, противостояние создать легко, но трудно погасить его.

И, наконец, идея строительства монумента Николаю Чудотворцу вполне созвучна действиям внешних и внутренних сил, провоцирующих волну шовинизма и национализма в России, явно заинтересованных в дестабилизации политической ситуации как на Северном Кавказе, так и, в частности, в Республике Адыгея. Известно, что строительные работы по созданию монумента осуществляет "Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца" под патронажем партии "Единая Россия".

Мы просим Вас как президента Республики Адыгея и как члена Высшего Совета партии "Единая Россия", вмешаться в происходящее в г. Майкопе с тем, чтобы принять решение о запрете на строительство памятников, связанных с какими-либо конфессиями, в том числе монумента Николая Чудотворца на территории г. Майкопа и Республики Адыгея. Это, на наш взгляд, будет способствовать установлению мира и спокойствия в г. Майкопе и послужит уроком для тех сил, которые своими действиями хотят расколоть граждан республики и общественность столицы по национальному и конфессиональному признакам".