Политика

Шаги реформы (Каргополье)

Как приблизить власть к народу, говорили на семинаре в Тихманьге главы сельских и специалисты районной администраций. В завершающей стадии перестройка районной и сельской власти. С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" в полном объеме. В нашем районе, как и повсюду, проведена большая работа по подготовке к этой реформе. Принято и выполняется более 50 нормативно-правовых документов, на контроле календарный план по реализации закона. Этому служат и новый Устав района, который вступит в силу после регистрации областной администрацией и опубликования, а также новый регламент работы представительных органов.

окументы, как известно, приняты на последних сессиях районного Собрания депутатов. В соответствии с их полномочиями разработаны примерные структуры всех муниципальных образований, а их, в соответствии с законом, в городском и сельских поселениях - 27. Для организации работы с населением в тех администрациях, которые ликвидируются, остаются должности ведущих специалистов, кроме того, планируется на территориях Кречетовского, Тихмангского, Усачевского, Лодыгинского сельсоветов ввести должности заместителя главы муниципального образования. Сформирован примерный резерв кадров для будущего самоуправления в городском и сельских поселениях. Кадровые перестановки и назначения коснутся всех органов управления. Наряду с набором специалистов в штаты сельского и городского самоуправления будут сокращены кадры районного подчинения, а это более 30 сотрудников, в том числе 10 землеустроителей, которые в штате комитета по управлению имуществом. Предполагается на переходный период оставить в структуре района отдел сельского хозяйства, сократив штаты, нельзя оставаться в районе без специалиста по управлению имуществом и землеустройству, а также по архитектуре и строительству. О переменах властных полномочий наши читатели могут судить и по публикуемому сегодня реестру. На пороге выборы руководящих органов поселений, подготовка к которым идет по областному графику.

Проблем с перестройкой местного самоуправления еще невпроворот. Об этом шел разговор и на семинаре руководителей и специалистов сельских и районной администраций в Тихманьге. Прежде всего о том, как приблизить власть к народу. Ведь это главная цель начавшейся реформы местного самоуправления. Участники семинара сами выразили желание побывать здесь, поговорить о сельских проблемах, тем более трудно найти просторнее и уютнее места для разговора, чем Тихмангская сельская библиотека.

Открыл семинар глава районной администрации В.Б.Байпшис. В своем выступлении он напомнил, что сделано в районе по реализации этого федерального закона. Как известно, законодатели предоставили право регионам самим наметить рубежи вступления его в силу, вплоть до 2009 года, поскольку многие из них оказались не готовы к реформе. Архангельская область доложила в отличие от других о полной готовности. И хотя еще есть время внести в этот "жесткий" закон поправки, маховик реформы максимально раскручен по всей России. Семинар стал очередным шагом подготовки к переменам во власти. Организаторы выездного разговора вынесли на обсуждение наиболее актуальные темы. Каждое выступление специалистов было не столько инструктивным, сколько проблемным и дискуссионным. Вот только краткий перечень вопросов, многие из которых не решить не только на сель-ском, но и на районном уровне.

Начальник районного финансового управления Т.Н.Карякина в беседе с аудиторией о "формировании межбюджетных отношений в соответствии с новым федеральным законодательством" не стала, по ее словам, "утомлять формулами и коэффициентами". Но и без них хватило, как говорится, информации для размышления. Поскольку без денег немыслимы никакие реформы. Татьяна Николаевна подробно рассказала, из чего и как будут складываться бюджеты поселений. Это интересно знать, думаю, не только будущим депутатам и штатным работникам новых муниципальных образований. Доходы к ним пойдут от 100 процентов земельного налога и на имущество физических лиц, 10 процентов налога на физических лиц. По закону должно поступать и 30 процентов сельхозналога. Зачисляются в сельский и городской бюджеты также налоговые доходы от федеральных и региональных налогов, предусмотрены законодательством и ряд других статей доходов. В первую очередь из создаваемых областного и районного фондов финансовой поддержки поселений. Выступающая подробно проинструктировала глав по расчетам бюджетной обеспеченности, индексам бюджетных расходов, рассказала, как вводится режим временной федеральной финансовой администрации для восстановления платежеспособности.

Поскольку это одна из важнейших доходных статей, о том, что получат поселения и как будут пользоваться материальными ресурсами, подробно говорили и главы, и докладчик, председатель районного комитета по управлению имуществом И.А.Трусов. Больше всего о содержании местных дорог. Всем напомнили, что власть не должна участвовать в бизнесе, не иметь никаких обязательств перед акционерными обществами.

Про общие принципы организации этой работы, о приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, о подготовке, согласовании, представлении и переоформлении необходимого пакета документов при работе с предприятиями, организациями и учреждениями рассказала начальник земельного отдела районного комитета по управлению имуществом С.Б.Крюкова. А при обсуждении этого выступления главное внимание было уделено контролю за землепользованием. У всех на виду давно заброшенные не только колхозные, но и частные поля и покосы, доставшиеся бывшим работникам совхозов по паям. А сколько бывшей пашни и сенокосов под свалками или пилорамами! Между тем земля - основной источник дохода. И чтобы "не накачивать в бюджет воздух", решено заранее наводить порядок.

Не меньше проблем и по контролю за строительством, которое тоже будет полностью под ведомством поселений. После выступления заведующей отделом архитектуры и строительства Р.Л.Капустиной о выдаче разрешающих документов на строительство и подготовку предпроектных документов по градостроительному кодексу в основном говорилось о необходимости составления новых генпланов. Их нет не только в нынешних сельсоветах и в Каргополе, но даже в областном центре. Рекомендовано пользоваться пока старыми проектами застройки. Подняты проблемы кадров контролеров застройки на селе. Кстати, об этом контроле. Выступающая представила данные по отводу участков и строительству. Тут далеко не все благополучно. Если в Усачевском сельсовете на всех девяти участках поднимаются дома, то в большинстве других до половины предоставленной застройщикам земли пустует годами.

Свои проблемы и в архивном деле, которым тоже придется заниматься специалистам поселений. О муниципальном архиве и формировании архивных фондов поселений рассказала заведующая архивным отделом О.С.Севастьянова.

Тревожат и предстоящие 2 октября выборы депутатов и глав поселений. Это было видно по дискуссии после выступления председателя территориальной избирательной комиссии В.Ю.Ермакова. И хотя организация избирательной кампании не в компетенции нынешних глав и работников сельсоветов, на самотек, понятно, работу пустить нельзя. Им, как и большинству сельчан, не все равно, кто завтра будет решать судьбу деревни. Не густо кандидатов не только в депутаты. А тем более в главы поселений, но и в избирательные комиссии. И повторные выборы, в случае чего, проводить в районе будет не на что.

Итоги семинара подвел глава района В.Б.Байпшис. Участники встречи поблагодарили организаторов, прежде всего Л.И.Тэн, за полезный и своевременный этот разговор.

Не могу не высказать собственное мнение по обсужденным проблемам, поскольку они на виду и слуху у многих. В первую очередь, зачем так спешит наша областная власть к этой реформе? Ведь можно подождать, присмотреться, как она пойдет в регионах, которые по-настоящему готовы к реформаторству. Где и деньги в достатке, и кадровый резерв богаче, и социальных проблем намного меньше. Только в сентябре Госдума намерена вернуться к поправкам в этот закон, но к тому времени у нас уже выборы нового самоуправления будут на пороге, и трудно будет что-либо изменить на районном и областном уровне. Морально, кажется, не готовы к переменам многие участники прошедшего семинара, поскольку не только не собираются баллотироваться в главы и депутаты, но вообще заниматься этой работой. Может образоваться дефицит власти в поселениях. Кстати, не совсем приятные исторические и современные ассоциации вызывает и сам этот термин, придуманный взамен сельсоветов. Надежды, что власть вплотную приблизится к народу, и огромные деньги на реформу не будут истрачены впустую, для многих призрачны. Не так она и далека у нас была в райцентре даже от самых дальних деревень района. Берут сомнения, где на все у поселений деньги найдутся, если такой дефицитный нынче районный бюджет, который идет, да простят меня, с шапкой по кругу даже на латание дыр на город-ском асфальте. И как не согласиться с мнением одного из участников семинара, побывавшего на московской учебе, что реформаторы слишком далеки от жизни и от народа.

Как провести реформу, чтобы ничего не реформировать? (Вельск-инфо)

Закон сохранения власти как основной источник активности бюрократии. Во все века, в любой стране и при любом политическом режиме бюрократия (чиновничество) имеет один, единый для всех признак - она инертна и стремится делать как можно меньше "лишних", на ее взгляд, движений. Ее идеал - абсолютный покой, не мешающий бюрократии "почивать на лаврах", то есть пользоваться своим должностным и служебным положением. Но иногда этот покой нарушается - то по воле верховного правителя, то ввиду народных волнений и революционных событий, или по каким-либо иным, внешним причинам (например, ввиду вторжения иноземцев). И тогда бюрократия оставляет на время свою вялотекущую повседневность, соорганизуется, мобилизуется и противостоит неблагоприятным обстоятельствам. Начинает работать главный закон мировой бюрократии - закон сохранения власти.

Местное самоуправление в постсоветской России - идея столь же актуальная, сколь и трудновыполнимая. Практически невозможно убедить народ, на протяжении долгих семидесяти лет пребывавший в состоянии общественного паралича, в том, что он может и должен быть хозяином на своей земле. Люди просто не верят в возможность такого порядка вещей. Не верят прежде всего потому, что лозунг (сегодня его можно считать именно лозунгом) не вызрел в недрах народного сознания, а декларирован властью и навязывается сверху. А наш мужик привык с недоверием относиться к любой инициативе, исходящей от властей (хотя, в силу обстоятельств, и вынужден подчиняться). Если человека десять раз обманули, то скажи ему в одиннадцатый раз правду - он не поверит.

С местным самоуправлением как раз такая ситуация. И федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" 1995 года, и нынешний закон 2003 года по своей сути были и есть, безусловно, прогрессивными. Суть в том, чтобы народ сам формировал подотчетную себе власть и сам решал повседневные проблемы своей деревни или поселка, не дожидаясь, что за него кто-то все решит наверху. Но люди не верят, что так может быть, потому что у последних пяти-шести поколений россиян не было подобного опыта. За них все и всегда решало вышестоящее "начальство". Местное самоуправление, столь эффективно действующее много десятилетий в Западной Европе, никак не может прижиться на российской почве именно ввиду прерванной цепочки поколений и традиций (ну кто у нас, скажите, хоть что-то сейчас знает или помнит о земском самоуправлении в Вельском уезде?).

Да, есть в нашем районе общественное движение "Важский край", которое с 1996 года выступило за самостоятельность сельсоветов, за выборы глав и за собственные бюджеты территорий, на много лет предвосхитив путинский закон 2003 года. Но разве эта идея 10 лет назад находила широкую поддержку и понимание? Нет. Не находит и сейчас, когда идея эта стала внедряться на государственном уровне административными мерами. А значит, и результат реформы будет соответствующий: по форме с горем пополам требования закона будут выполнены, но по существу мало что изменится...

Это, так сказать, фон, на котором местная бюрократия (в данном случае - районная администрация и действующие сельские главы) вынуждена, вольно или невольно, активизироваться ради сохранения своей власти - желательно в прежних объемах, ничего существенно не потеряв и при этом попутно свалив самые проблемные участки работы на других.

Угроза сегодняшней бюрократии заключается в некоторых положениях нового закона. Формально и теоретически новые (низовые) муниципальные образования, при наличии политической воли вновь избранных глав и Собраний депутатов, могут иметь практически полную самостоятельность от районных властей во всем, что касается их территории. Они могут иметь не только свой бюджет, формирующийся за счет налоговых отчислений и других сборов о предприятий и граждан, приписанных к данному муниципальному образованию, но и самостоятельно управлять всей социальной, коммунальной и производственной инфраструктурой своего муниципального образования. Для этого всего лишь достаточно зафиксировать такой порядок в своем Уставе и не передавать в "добровольно-принудительном порядке" в ведение района тех или иных функций и полномочий (вместе с деньгами, разумеется).

Районная власть еще десять лет назад прекрасно понимала, чем ей грозит реализация инициатив "Важского края" - утратой контроля за финансовыми потоками внутри района, и, как следствие, потерей рычагов влияния на сельсоветы, то есть существенным ограничением своей власти. Потому-то и восприняты идеи "Важского края" в то время были не просто в штыки, а как "покушение на основы"...

А через десять лет - Москва приказала! Хочешь - не хочешь, а выполнять надо. Вот и призадумалась наша бюрократия: как же провести эту злосчастную реформу и при этом "остаться при своих"? То есть, чтобы ничего не реформировать?..

Самые предусмотрительные и самые прозорливые, усмотрев угрозу в новом законе, стали задумываться о своем будущем еще год назад, когда закон только-только принимался в Государственной Думе. Тогда и приступили к конкретным действиям. Первая "сшибка" с "Важским краем" произошла зимой-весной 2004 года, когда обсуждались границы будущих муниципальных образований. Ко всеобщему удивлению, председатель районного Собрания депутатов Павел Боровиков, его заместитель Владимир Маслов и примкнувший к ним глава администрации района Николай Веревкин неожиданно заняли радикальную позицию, за которую "Важский край" ратовал в 1996 году, но смягчил ее в 2004-м из-за отсутствия кадров и угрозы разрастания бюрократического аппарата (как следствие - увеличение бюджетных расходов): муниципальным образованиям быть во всех сельсоветах и поселках, не допускать никаких объединений и укрупнений...

Подоплека этого "радикализма" лежала на поверхности: действующая районная власть, под давлением или в силу дружеских отношений, не захотела лишать работы своих собратьев по бюрократической касте - сельских глав, их заместителей и т.д.

Одновременно взамен гарантировалась полная лояльность с их стороны на перспективу. Отстояв все номенклатурные должности, районные руководители были вправе рассчитывать, что "облагодетельствованные" в случае своего избрания в свою очередь не будут претендовать на "самостийность", а покорно согласятся на те условия, которые им продиктуют из Вельска. Мало кто обратил внимание на вскользь брошенную Павлом Боровиковым фразу во время одного из бурных заседаний трехсторонней комиссии весной прошлого года: "Мы подготовим для сельских администраций их бюджеты...", а Маслов так прямо заявил: "Все будет решаться в Вельске, думать по-другому - это утопия..."

С тех пор год прошел, власть почти полностью обновилась, но и новая администрация придерживается абсолютно идентичных взглядов со своими предшественниками. Это невольно наводит на мысль о том, что не только у всех бюрократов мышление устроено одинаково, но и, что не исключено, непосредственное влияние сверху, из областной администрации, которая ориентирует своих коллег из районов именно на такую модель поведения: реформировать местное самоуправление, ничего при этом не реформируя. Оно и понятно - Архангельск предпочитает рулить с помощью кнута и пряника одним главой района, а не несколькими десятками непредсказуемых глав местных поселений...

Любопытно поднять районные газеты за 90-е годы и освежить в памяти полемику между районной администрацией Боровикова и "Важским краем" по поводу создания независимых муниципальных образований в сельсоветах. Вот какие аргументы приводились каждой из сторон:

"Важский край": "ЗА"

1. Избираемая власть всегда лучше назначаемой, так как ответственна перед народом, а не перед районным начальством. Это заставляет ее работать на земляков, а не на вышестоящего руководителя. Это вдвойне справедливо для низового уровня, где власть постоянно на виду у людей.

Администрация Боровикова: "ПРОТИВ"

1. Людям нельзя доверять выборы руководителя сельсовета, так как в силу своей склонности к популизму и легковерности, обязательно выберут не тех, кого надо. Народ не созрел до осознанного выбора своих руководителей, к власти придут безответственные горлопаны.

"Важский край": "ЗА"

2. Создание МО со своим Уставом будет способствовать развитию народной инициативы. Администрация Боровикова: "ПРОТИВ"

2. Жители сельсоветов удовлетворены сложившейся системой власти и не хотят никаких перемен.

"Важский край": "ЗА"

3. Собственный бюджет позволит территории самостоятельно выбирать приоритеты, зарабатывать деньги, жить по средствам. Ликвидируется субъективизм и кумовство при распределении средств по сметам, спускаемым райфинуправленем.

Администрация Боровикова: "ПРОТИВ"

3. Большинство территорий убыточны и без перераспределения средств через районный бюджет многие сельсоветы потерпят крах. Все жители района должны жить примерно по одним социальным стандартам, которые нужно регулировать из райцентра.

"Важский край": "ЗА"

4. Людям, живущим непосредственно в своей деревне или поселке, лучше знать, как обустраивать свою жизнь, нежели чиновникам из райцентра.

Администрация Боровикова: "ПРОТИВ"

4. Народ спивается, деградирует, он инертен и не способен взять ответственность на себя за решение местных проблем.

"Важский край": "ЗА"

5. Сильные территории - сильный район.

Администрация Боровикова: "ПРОТИВ"

5. Создание сельским МО - это развал Вельского района.

Так получилось, что в конце концов в Москве президент, правительство и Госдума пошли по пути (и приняли федеральный закон) развития, а не консервации местного самоуправления. Но кто сказал, что аргументы "против" испарились из сознания вельской (и вообще российской) бюрократии? Разве мы не слышим те же самые слова сегодня?

Слышим, конечно, но теперь уже не с официальных трибун и не со страниц газет, а в кулуарах. Сегодня районной бюрократии нужны иные аргументы, чтобы выхолостить суть реформы и, таким образом, во что бы то ни стало сохранить свою власть, то есть полный контроль над всем районом. И такие "аргументы", как бы оправдывающие намечаемое "урезание" полномочий новых муниципальных образований, конечно, находятся...

Один из них, мягко говоря, вызывает удивление - в районе не оформлена и нет юридических документов на земельную собственность, много путаницы с принадлежностью муниципального имущества (тут еще предстоят серьезные разборки - что оставить району, а что передать новым МО), есть вопросы с определением административных границ территорий на местности. Все это справедливо, проблем действительно много, но почему районные власти упоминают их как предлог для затягивания реформы, а не как собственные недоработки, которые необходимо срочно исправлять? Речь, конечно, идет не о новой администрации Колотилова, а о ее предшественниках, но если уж преемственность, то преемственность. Тем более в исполнительной власти и в Собрании депутатов и сегодня работает немало руководителей, много лет находящихся у власти в том или ином качестве.

Следующий предлог, используемый противниками самостоятельных сельских МО - дефицит кадров. Мол, некому в деревне управлять и руководить, а потому нельзя доверять низовой власти исполнять все предусмотренные законом полномочия - завалят все дело. А потому надо все оставить как есть, то есть передать району эти полномочия (а заодно, разумеется, и финансы на реализацию данных полномочий).

И, наконец, главный козырь - отсутствие финансовой основы местного самоуправления. Районные начальники любят часто напоминать, что все будущие МО (за исключением Горки Муравьевской и, возможно, Кулоя) заведомо убыточны, они не в состоянии самостоятельно себя прокормить, не смогут выжить без дотаций. Это правда, но не вся. Ведь и весь Вель-ский район в целом - дотационный, имеющий огромный дефицит бюджета и многолетние долги. А что такое Вельский район? Это совокупность городских и сельских поселений, ставших самостоятельными муниципальными образованиями. Так в чем же разница? Ни-кто же не утверждает, что Кулой и Горка Муравьевская сейчас дотируют остальные два десятка территорий. Финансовую поддержку району оказывает государство и областной бюджет в соответствии с существующими стандартами и нормативами. Будут они существовать в дальнейшем или не будут - это не имеет никакого значения, так как от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Разница только в том, что если сейчас дотации направляются в район, то после реформы они будут перечисляться в бюджеты 22 новых МО в соответствии с социальными нормативами. Так что разговоры о том, что кто-то "не выживет" - от лукавого. Дотаций может быть больше или меньше (это тема для отдельного разговора), но на этот процесс никак не повлияет учреждение 22 местных бюджетов вместо одного районного.

Суммируя вышесказанное, вывод напрашивается сам собой: районное руководство путем вы-кручивания рук, шантажа и обмана намеревается до минимума ограничить полномочия, передаваемые новым МО в соответствии с федеральным законом. Их станут настойчиво "убеждать" добровольно принудительно передать в ведение района значительную часть своих функций вместе с финансированием и, таким образом, превратить реформу местного самоуправления в формальность. Районная элита сохранит свое неограниченное влияние и власть, а народ снова будет возмущаться, что его в очередной раз обманули, учредив слабую, бесправную и безденежную местную власть.

Сейчас наступает очень важный, можно сказать, переломный этап. Практически все будет зависеть от того, кого народ изберет на должности глав, кто станет депутатами представительных органов. Эти люди будут готовить и принимать Устав своих муниципальных образований, они будут решать, как строить договорные отношения с районом.

Увы, судя по тому, как происходит сейчас выдвижение кандидатов, оптимизма на сей счет пока мало. Если мы снова выберем безвольных и послушных ставленников районной власти, вряд ли стоит ожидать от них какой-то принципиальности и инициативы в отстаивании интересов своих земляков. И все же надежда на здравый смысл (хотя бы на понимание собственной выгоды!) избирателей остается...

Экономика

На пути к возрождению (Нарьяна вындер)

Многие годы Нарьян-марский лесозавод находился, что называется, на грани. Точнее - за гранью. Сырья не было, высококвалифицированные специалисты из-за безысходности, отсутствия работы и, соответственно, заработной платы, уходили с предприятия. Со стороны производственная площадка выглядела крайне удручающе. Казалось, все, конец славной истории старейшего и некогда основного предприятия города.

По большому счету, к тому и шло. До недавнего времени...

Трудно представить, но лесозавод заработал! Пусть, пока не на полную мощность, но толчок к "оживлению" дан. И, судя по настроению самих работников, предприятие действительно возрождается.

Если верить начальнику лесопильного цеха Александру Козлову, то перспективы у завода есть, и неплохие.

Потому и начали возвращаться на родное предприятие те, кто большую часть жизни отдал переработке древесины.

Один из них - рамщик Василий Васильевич Костелев. По словам Александра Козлова, он пользуется безусловным авторитетом среди коллег. Несмотря на свой пенсионный возраст (63 года), фору может дать любому молодому.

Больше двадцати лет на заводе работает и Зосим Изосимович Коптяков, тоже рамщик. На моих глазах он перевел станок на другой каскад (диаметр) за 6 минут, вместо положенных по нормативу пятнадцати. В общем, специалисты за годы вынужденного простоя трудиться не разучились.

Помимо основной работы, профессионалы лесообработки успевают обучать своему ремеслу и молодых. Хотя молодежь идет на завод не особо охотно, сказывается та неопределенность, что была связана с предприятием в последние годы. Было непонятно, закроют производство или нет.

Сегодня можно развеять эти сомнения. Древесиной завод обеспечен, да и заказчики готовой продукции есть. Остается только работать и, возможно, уже в недалеком будущем наш лесозавод вновь авторитетно заявит о себе, как производитель высококачественной продукции. Тем более, что и новое оборудование на подходе.

Общество

СМЦ имени Н. А. Семашко (Моряк Севера)

Слияние Северного медицинского центра имени Н. А. Семашко и Северного государственного медицинского университета... Эта тема долгое время будоражила внимание прессы и общественности Архангельска.

Лед не только тронулся, но и начал таять. Обращение попечитель-ского совета медицин-ского центра имени Семашко, направленное в адрес Президента России, было рассмотрено в правительстве. На днях в центр пришел ответ от заместителя министра здравоохранения Владимира Стародубова. В нем говорится, что для оптимального медицинского обеспечения плавсостава Северный медицинский центр имени Семашко должен заниматься проблемами морской медицины и осуществлять научно-исследовательскую работу по вопросам состояния здоровья, лечения и профилактики заболеваний среди моряков. А также вести сбор, оценку и обработку статистических материалов по вопросам морской медицины.

- В связи с вышесказанным, - комментирует письмо заместителя министра Дмитрий Старцев, заместитель директора Северного медицинского центра, - в настоящее время вопрос о передаче федерального государственного учреждения "Северный медицинский центр" в качестве структурного подразделения Северному государственному медицинскому университету отложен.

Таким образом, Центр имени Семашко будет продолжать работать в своем привычном режиме, по-прежнему оказывая высокотехнологичную медицинскую помощь.

- Мы считаем, что все наши подразделения работают в оптимальном режиме, - отмечает Дмитрий Старцев. - Какое-либо влияние внешних факторов сведено к минимуму и никак не сказывается на функционировании лечебного учреждения.

Хороший пример стабильной работы Центра и его своевременного финансирования из федерального бюджета: на днях в больницу водников пришло новое современное оборудование. Это ультразвуковой сканер высшего класса "Тошиба" стоимостью около 10 млн рублей. Пока он в упаковке, но скоро приступит к работе. В СМЦ уже есть два подобных сканера. Появление третьего аппарата выводит диагностическую службу на качественно новый уровень, делая ее лучшей в городе и области.

- Это позволит нам внедрять прогрессивные методики, помогать хирургам в проведении операций под контролем ультразвука, - рассказывает заведующая отделением функциональной диагностики СМЦ имени Семашко Татьяна Костылева. - Диагностика также улучшится, потому что теперь мы сможем любой орган и любое образование в органе посмотреть в трехмерном изображении.

Еще один хороший знак для СМЦ: по сообщению его директора Адольфа Мозера, на встрече в правительстве России министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов пожелал Северному медицинскому центру процветания и дальнейших успехов в работе.

Сквер Победы вырубают!? (Правда Северо-Запада)

Утром девятого августа сознательные горожане испытали шок: сквер Победы, созданный архангелогородцами в разгар Великой Отечественной Войны, огласился звуками бензопил и грохотом тяжёлой техники. Падали тополя и берёзы, почти шестьдесят лет назад посаженные голодавшими жителями прифронтового города. Что такое? Мы решили выехать на место и посмотреть в глаза тем, кому наплевать на людей, тем, кто посягнул на нашу Победу. К моменту нашего прибытия деревья (подавляющее большинство которых составили тополя) уже лежали на земле. Рабочие и техника куда-то исчезли, в сквере остались два мужика, которые назвались сторожами. "Мы охраняем деревья, скоро их должны увезти:". Мужички оказались разговорчивыми и вскоре показали мятые разрешительные документы с печатями мэрии города и подписью главы Октябрьского округа. В первой говорилось о предоставлении компании "Северная роза" права вырубить несколько десятков тополей и парочку сухих берёз, "представляющих опасность для жизни горожан" (в опасности берез мы сразу усомнились - прим. ред.). На месте срубленных тополей планируется посадить "деревья ценных пород". Потом сторожа вспомнили, что показывать документы им строго-настрого запретили, и замолкли.

Тополя уничтожены, на их месте будут посажены новые деревья. Но это будет уже НЕ ТО. Это будут уже не те деревья, что были посажены в годы войны. Как говорится, Федот, да не тот!

По этому поводу возникает несколько резонных вопросов: кто это (такой умный, видимо) решает одним махом судьбу cквера Победы, и почему этот кто-то ничего никому не сказал? Вопросы пока остаются без ответа, в департаменте по работе со СМИ нет никаких данных. В МЭРИИ НЕТ ДАННЫХ! А если какой-нибудь умник решит вырубить и берёзы, которые якобы "представляют опасность для жизни горожан"? Так вот, умники: знайте, что журналисты нашей газеты не позволят вам плевать на нашу Память, на нашу Историю! И ещё мы ответственно заявляем: если на месте вырубленных берез появится билборд, ларек и прочая дребедень (а люди сведущие говорят именно об этом) - закидаем яйцами и сами сооружения, и хозяев!

Происшествия

Киллер исследует кредитные тайны? (Правда Северо-Запада)

"ПС-З" продолжает журналистское расследование убийства Медуницына. Месяц назад убили Юрия Медуницына. Депутат областного Собрания, председатель Совета директоров 3-го лесозавода, член Совета директоров СЛДК, напомним, был убит ранним утром 4 июля возле своего дома на Попова,15.

Все необходимые в таких случаях ритуальные действия были проведены согласно существующим канонам: прокуратура устами зама прокурора области Крошеницына бодро отчиталась о том, что "по факту убийства возбУждено уголовное дело по статье:..". Областное Собрание провело внеочередную сессию, на которой по полной программе отымело прокурора Апанасенко. Для пущей важности даже была образована депутатская комиссия, которая так ни разу и не собралась. Прокурор области Апанасенко тихо продолжает отсиживаться в отпуске, оставив на хозяйстве пугающего своим невнятным видом зама Крошеницына. Люди сведущие говорят, что планы на отпуск в верхушке прокуратуры в связи с убийством депутата нисколько не изменились. Короче, продекларированной усиленной работы ни со стороны прокуратуры, ни со стороны депутатского корпуса не видать.

Следующий всплеск активности стоит ожидать на 40-ой день: обязательно пройдёт сюжет по телевидению в стиле "каким он парнем был:", депутаты, отзагорав на жарких пляжах Антальи, перед телекамерами отчитаются, как, не зная страха, оказывали помощь органам в расследовании злодейского убийства.

На данный момент очевидно главное. Медуницына убили не за депутатскую, общественно-политическую деятельность, ибо он никогда не шёл вразрез с генеральной линией. Кстати, на отсутствие политической линии недвусмысленно немекнул и начальник УВД Козлов. Он сказал так: "лесная отрасль продолжает оставаться очень криминализированной. За 2004-2005-е годы в отрасли было совершено 612 преступлений экономического характера".

"За 2004 год в России совершено 54 убийства депутатов различного уровня, и ни в одном случае не была доказана связь убийства и депутатской деятельности". Поверьте, мне как депутату очень горько признавать правоту начальника УВД: для киллера не существует депутатской неприкосновенности. Да и в депутаты все больше идут либо для того, чтобы помочь бизнесу, либо чтобы легализоваться на сто процентов. Вот ответьте себе на вопрос: а с чего бы вдруг хозяева холдинга СЛДК - лесозавод N3, до этого года не отличавшиеся политической активностью, дружно пошли в депутаты? Ответ советуем произносить шепотом, ибо, возможно, где-то в Архангельске очередной киллер заботливо поглаживает смазанный маслом ствол "калаша".

Пожелавший (разумеется!) остаться инкогнито высокопоставленный деятель прокуратуры в ходе приватной беседы дал понять корреспонденту "ПС-З", что одна из первоначальных версий (озвученная Крошеницыным с весьма многозначительным видом) о связи убийства с тем, что Медуницын давал деньги в долг (у Медуницына нашли долговые расписки), подтверждения не нашла. От этого "дал понять" ощущение, что следствие зашло в тупик, еще более усилилось. Прошел месяц, а прокуратура топчется на месте, так и не продвинувшись ни на йоту.

Насколько нам известно, прокуратура очень вяло отрабатывает кредитную версию массового отстрела хозяев бизнеса холдинга "СЛДК - лесозавод N 3". Напомним, что многие наблюдатели, пресса (в т.ч. и "ПС-З") уже давно выдвинули версию, что кровавая зачистка может быть связана с весьма крупными кредитами, которые брались хозяевами холдинга в середине и второй половине 90-х годов. Многие имели в виду в том числе и знаменитый 40-миллионный ельцинский кредит, судьба которого так внятно никем из оставшихся в живых хозяев холдинга и не озвучена. Поскольку внятных объяснений нет, мы вправе полагать, что у ельцинского кредита могло быть два продолжения: распилен в окрестностях Минфина (без участия или с частичным участием хозяев бизнеса) или осел в карманах, сильно похудев на откатах. С большой долей вероятности можно утверждать главное: кредит не пошёл ни на реконструкцию предприятия, ни на социальную сферу СЛДК и леспромхозов.

Мы полагаем, что ельцинский - далеко не единственный социальный (а потому - льготный) кредит, который брался хозяевами холдинга. Один из кредитов, по слухам, был взят в "чеченском" банке.

Существует мнение, что деньги должны были идти на социальную сферу леспромхозов, входящих в холдинг. Смеем предположить (судя по состоянию лесных поселков, мы можем оказаться рядом с истиной), что до социалки ни рубля не дошло. Поскольку в те годы по леспромхозам прокатилась первая волна очень подозрительных банкротств, счета многих лесных предприятий спешно переводились из банков в клиринговую палату Александра Преминина. Благодаря клирингу Преминин отягощён таким количеством тайн, что уже ни взлететь, ни подпрыгнуть. Отследить движения по клиринговым счетам холдинговских предприятий тех лет - вот что могло бы (на наш взгляд) продвинуть следствие. Одна беда - Преминин нынче неприкасаемый.

Наблюдатели обращают также внимание на ещё одно странное совпадение. Очередная жертва в холдинге появляется после того, как у фигуранта дебет перестаёт сходиться с кредитом. Проще говоря, расходует больше, чем зарабатывает, при этом не берет кредиты, а, скорее, сам дает в долг. Мальков, по слухам, начал сильно вкладываться в сторонний бизнес, Медуницын, говорят, тоже (вспомните долговые расписки, о которых упоминал Крошеницын), к тому же он сильно перерасходовал средства на избирательной кампании.

Откуда могут взяться огромные суммы (а Крошеницын говорил об очень больших суммах в расписках, правда, так и не назвав их) неучтенных денег, не связанных с текущим движением средств от основного бизнеса? Есть мнение, что из загашников, в которые распиханы невозвращённые кредиты прошлых лет. Схема ведь в додефолтовых 90-х была проста: банк - кредит через откат определённым структурам - банк лопается, кредит не возвращается. Но деньги из ниоткуда не берутся, а потому всегда, даже спустя много лет, находятся люди, которые не прочь отследить их путь. Другое дело, что уверенные в том, что действовали по понятиям, бизнесмены (они же, по мнению редакции, дали откаты) возвращать деньги не собираются. И тогда заканчиваются слова и начинают говорить стволы. В Архангельске стволы произнесли свои короткие кровавые речи шесть раз.

Возможно ли такое с архангельским холдингом? Возможно ли, что кто-то отслеживает деятельность причастных к кредитным сделкам 90-х? И как только появляются в их бизнесе деньги из загашников - сразу звучит характерная очередь из "калаша". Внятного "нет", как и "да", не звучит.

P. S. Всё это журналисты пишут не из желания сделать сенсацию на голом месте. Просто очень хочется раскрыть тайны эпохи первоначального накопления капитала. Ибо через раскрытие этих тайн лежит путь к спокойствию, в том числе и оставшихся в живых хозяев холдинга, а их, как уже писала пресса, всего трое: Драчёва, Новиков, Васильев.