В ноябре 2005 года в Армении состоится референдум по Конституции. Хотя, проект поправок в Основной закон страны еще проходит стадию обсуждений в Национальном Собрании (сегодня, 29 августа он проходит второе чтение), практически не вызывает сомнений, что парламентское большинство без особых изменений вынесет проект на суд общественности. Авторы проекта - партии коалиции власти (Республиканская партия, партия "Оринац еркир" и Армянская революционная Федерация "Дашнакцутюн" (АРФД)) получили весомый карт-бланш от Венецианской комиссии Совета Европы, которая одобрила суть и логику реформирования Конституции и признала предлагаемые изменения "соответствующими европейским стандартам и способствующими становлению демократии в Армении".

Между тем, одобрения влиятельной европейской структуры в данном случае оказалось мало. Реформирование Конституции в самой Армении воспринимается не столь однозначно - определенные политические силы стараются перенести процесс (и им это, кажется, удается) в призму внутриполитического противостояния. В свою очередь общественность, лишь в последнюю очередь, рассматривающая референдум как шанс к реформированию Конституции, следуя политической моде, ожидает в ноябре новой схватки между властью и оппозицией. Причем, интрига (которую активно пытается раздуть оппозиция) представляется следующем образом - удастся ли властям протолкнуть проект на референдуме и что последует в том случае, если этого сделать не удастся. Между тем, если ставить вопрос именно так, то он упрется в палку о двух концах...

Возвратимся к событиям мая 2003 года - тогда в Армении параллельно с парламентскими выборами состоялся референдум по предложенному президентом пакету конституционных реформ. Пакет был провален. В тот период армянская оппозиция была слишком увлечена жаркой выборной баталией, а посему использовать факт провала президентской инициативы практически не сочла нужным. Что же предлагал президент Армении два года назад и что предлагает коалиция власти сегодня? Почему провал референдума по Конституции совершенно не пошатнул позиций главы Армении тогда, и в состоянии ли аналогичный провал стать угрозой власти Кочаряна сегодня?

По сути, основная цель референдума-2003 и референдума-2005 - идентична и заключается в том, чтобы уравновесить полномочия ветвей власти.

Согласно действующей Конституции, правительство Армении формирует президент, а Национальное Собрание всего лишь принимает программу его деятельности. Отвергнутый проект образца 2003 года предусматривал следующую систему формирования правительства - если парламент не соглашается на предложенный президентом состав правительства, то он получает право самому назначить премьер-министра, с которым президент будет обязан считаться. Действующая Конституция Армении оставляет за президентом абсолютное право в любой момент и под любым предлогом распустить парламент. В 2003 году Кочарян, по сути, был готов отказаться от этого права, однако сделать ему это помешал народ. Проголосовав "за" принятие пакета реформ в Конституцию в 2003 году, народ снизил бы влияние президента и на судебную систему. По действующей Конституции президент Армении является руководителем Совета правосудия, он же является гарантом независимости судебной власти. В соответствии с предложенными изменениями Совет правосудия должен был формироваться путем выборов на съезде судей республики. Гарантом независимости судебной системы, согласно проекту-2003, становилась сама Конституция.

Или еще один пример. Согласно действующему Основному закону, созывает и руководит заседаниями правительства президент и только с его согласия премьер-министр, причем все решения правительства должны быть ратифицированы президентом. Будь проект-2003 принят, премьер-министр Армении сам бы созывал заседания, а для того, чтобы решения правительства получали юридическую силу, ратификации президента не требовалось бы. Итак, почему провал президентского проекта реформирования Конституции в жарком 2003 году не привел к ослаблению позиций президента? Вопрос этот риторичен, поскольку ни президент, ни поддерживающие его политические силы не приложили мало-мальски значительных усилий для лоббирования проекта. Логика проста - зачем лоббировать документ, принятие которого лишь снизит твои полномочия.

Насколько изменилась ситуация за два года? Согласно утвердившейся точке зрения, непременное, а главное скорейшее реформирование армянской Конституции навязывается Европой. Действительно, некоторые понукающие акценты, не только со стороны европейских структур, но и в высказываниях официальных лиц Вашингтона, проскальзывают. Согласно кулуарной информации, проект реформ, подготовленный коалицией власти Армении, прошел серьезную доработку после первой нелицеприятной оценки Венецианской Комиссии. Власти Армении согласились внести в проект практически все замечания европейских экспертов. Помимо перераспределения полномочий в структурах власти в процессе формирования кабинета министров, повышения степени независимости судебной системы и органов, регулирующих различные сферы, в том числе СМИ, в проект входит и положение о выборности мэра армянской столицы - Еревана, где проживает больше половины населения страны. Примечательно, что, как и в 2003 году, исчерпывающая информация по всем деталям проекта пока широким массам недоступна. Но даже перечисление этих основных положений свидетельствует о том, что суть процесса та же, что и два года назад, с одним лишь отличием - проект-2005 предложен не президентом.

Что же теряет президент Армении, и каким образом могут оказаться подточены его позиции, если проект-2005 также потерпит фиаско. Думается, найти ответ на этот вопрос не так легко. В конце концов, в чем можно обвинить президента страны, народ которой не желает или не верит в возможность создания качественно новой "конституционной ситуации".

Что же оппозиция... Ее действия, как и прежде, не поддаются простой логике. Ратуя за полное и беспрекословное следование так называемым европейским ценностям, армянская оппозиция сегодня рискует попасть впросак. Наиболее радикальная ее часть уже высказала свое категорическое намерение бойкотировать готовящийся референдум, другая - более трезво мыслящая, решила все же принять участие в парламентских обсуждениях, но на референдуме все же сказать решительное "нет". По-видимому, если оппозиция, все-таки продолжит гнуть ту же линию, то она не получит дивидендов ни при провале, ни, тем более при принятии пакета на референдуме. Провал поставит ее в смешное положение перед европейскими структурами - мол, провалили такой документ, а принятие перед собственным народом - мол, не сумели провалить. Не выиграет оппозиция и в случае принятия пакета реформ с нарушениями хода голосования и подсчета голосов, поскольку, по всей видимости, европейские чиновники, на сей раз, постараются этого не заметить. В этом смысле наиболее выгодную позицию, как всегда, поспешил занять лидер оппозиционной партии "Национальное единение" Арташес Гегамян. Возглавляемая им одноименная фракция выдвинула свои предложения по проекту за два дня до практически решающего второго чтения. Суть их такова, "после принятия пакета поправок в Конституцию распустить Национальное Собрание Армении, и организовать в новых конституционных условиях свободные, справедливые, демократические и прозрачные парламентские выборы. Новоизбранный парламент, исходя из требований новой Конституции, формирует правительство, после чего, на 50-ый день приостанавливаются полномочия президента, проводятся внеочередные президентские выборы". Очевидно, эти предложения не будут приняты, скорее они будут вообще игнорированы, однако Гегамян, и в случае принятия пакета, и в случае его провала, получит маневр для дальнейших действий.

Другая более или менее весомая оппозиционная сила Армении - блок "Справедливость" на данном этапе не может справиться с процессом разлада в своих рядах, вызванным неудачей целого ряда попыток досрочной смены власти, предпринятых в 2003-2004 годах. Блочные силы, так и не сумевшие выработать единую стратегию революционного порыва, и сегодня демонстрируют разброд позиций по референдуму. Единственной политической силой, придерживающейся крайне радикальной, но все же единой линии остается партия "Республика" во главе с экс-премьер-министром Арамом З. Саркисяном.

Каким образом будут разворачиваться события в Армении в период до и после референдума прогнозировать сложно. Ясно одно, довольно стабильные позиции президента Армении могут быть подорваны не принятием или провалом пакета поправок в Конституцию, а только лишь в результате глубинных политических процессов, предполагающих дезорганизацию и дальнейшую переориентацию мощного пласта сил провластной коалиции. Пока признаки оппозиционности подает лишь одна из партий коалиции, руководимая действующим спикером - "Оринац еркир" (ОЕ). Но в случае с Конституцией она вряд ли станет вносить дисбаланс. Резкий переход ОЕ в оппозицию к президенту эксперты прогнозируют не раньше 2007 года - года новых парламентских выборов в Армении.