В редакцию ИА REGNUM поступил текст заявления о нарушении принципов научной реставрации и российского законодательства при реконструкции основного здания Большого театра России, подписанного Центральным Советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) и сотрудниками Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры Российской Федерации (ЦНРПМ МК РФ).

"Наше заявление основано на результатах многолетней истории рассмотрений и профессиональных Советов, проводимых в рамках Всероссийского Общества Охраны памятников истории и культуры по проблемам реставрации и реконструкции основного здания Государственного академического Большого театра России. Кроме того, использованы материалы научно-реставрационной проектной и изыскательской работы коллектива ГУП ЦНРПМ, проводившейся с 1972 года по настоящее время. Всего в архиве ГУП ЦНРПМ хранится 394 комплекта научной, проектной и сметной документации по всем основным видам научно-проектных работ по фасадам, кровле, интерьерам, мебели, предметам декоративно - прикладного искусства, осветительной арматуре и другим элементам этого памятника истории и культуры" - отмечается в заявлении.

"Все, что происходит вокруг Большого театра, и его реконструкции глубоко символично и служит примером и руководством к действию относительно других, менее значимых объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Именно поэтому, специалисты нашей организации последовательно и настойчиво защищают от уничтожения ценные элементы этого памятника истории и культуры и возражают против той системы принятия решений о сносе наиболее ценной части памятника, которая опробована на примере Северного фасада Большого театра, украшенного портиком замечательного русского архитектора Осипа Ивановича Бове", - продолжают его авторы.

"Мы категорически не согласны с таким порядком, когда решения о сносе ценной части памятника принимаются большинством голосов методического совета, состоящего в основном из чиновников и специалистов не имеющих опыта реставрации памятников (искусствоведов, археологов и юристов), вопреки заключению официально назначенного эксперта по объекту - доктора архитектуры Баталова А.Л. В результате - Закон нарушен, а отвечать некому. Это до боли напоминает наше недавнее советское прошлое, когда страной управляло политбюро и безответственные Советы разных уровней.

Мы считаем безнравственным и безответственным превращать часть памятника, представляющую общепризнанную ценность и составляющую предмет охраны, в объект торга и компромисса с людьми, которые задумали ее разрушение. Любой компромисс с Законом это есть преступление, которое ведет к новым преступлениям, уже с целью скрыть совершённое нарушение Закона и уйти от ответственности. Как часто бывает на рынке, более опытный коммерсант всегда найдет повод не выполнять свою часть соглашения и наивному руководителю методсовета А.И. Комечу, по его же словам, остается "грустно вздыхать", наблюдая, как ломают очередной памятник без всяких компенсаций невосполнимых утрат.

Мы считаем искусственно созданной и надуманной проблему, якобы имеющегося конфликта интересов творческого коллектива театра, желающего увеличивать возможности сценической технологии и модернизировать инженерные системы театра, и общенациональных интересов сохранения исторического здания театра как памятника истории и культуры. Сумели же избежать подобного конфликта французы, построив здание Новой Оперы на площади Бастилии и, одновременно, бережно сохранив и модернизировав историческое здание Grand Opera. Справляются с подобной задачей и в Санкт - Петербурге. Уже начато строительство нового здания Мариинского театра и, одновременно, реставрация и модернизация старого здания. В Большом же театре очевиден иного рода конфликт интересов, с одной стороны, желание небольшой группы менеджеров, временно получивших в оперативное управление государственную собственность, освоить максимально возможный объем бюджетного финансирования и, с другой, общенациональный интерес сохранения и развития Большого театра - этого уникального единства прославленного творческого коллектива и шедевра мировой архитектуры.

Мы считаем совершенно недопустимом грубое и циничное нарушение условий тендера по выбору генпроектировщика, проведенного в 1999 году. Заявленная стоимость проектирования, которая была основным критерием при выборе победителя тендера превышена "Курортпроектом" более чем в десять раз (по результатом проведенного в 1999 году Госстроем России тендера по выбору генерального проектировщика на проектирование 2-ой очереди реставрации и реконструкции комплекса ГАБТ победителем стало ЗАО "Курортпроект", взявшее на себя обязательства выполнить за 55 млн. рублей весь комплекс научно-проектных работ - ИА REGNUM ), не говоря уже о сроках проектирования. Это демонстративное нарушение Федерального Закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд", ставит под сомнение необходимость и смысл проведения тендеров и конкурсов вообще.

Имеющийся проект по существу не решает ни одной проблемы Большого театра. Предлагаемая сценическая технология, несмотря на космическую стоимость, не решает проблем технологической модернизации театра - запроектирована всего одна смена декораций и отсутствуют полноценные карманы.

Серьезные опасения специалистов вызывают предложения "Курортпроекта по "вывешиванию" части наружных и внутренних несущих стен основного здания театра по методу вдавливания свай с опорой их на неоднородны слой кавернозных разрушенных известняков. Вместо декларированного укрепления фундаментов в результате гарантированы неравномерные осадки и деформации здания театра. Копьевский переулок со стороны северного фасада театра превращается в складскую зону с "супер-лифтом", для подъема объемных декораций и другой машинерией опасной для проходящих по этой пешеходной улице людей.

2-ая очередь реставрации и реконструкции проектируется фактически без учета и отдельно от первой. Новым заданием на проектирование дублируются уже построенные в 1-ой очереди помещения и службы, что приведет к нерациональному использованию переданных ГАБТ в оперативное управление зданий и сооружений. ЗАО "Курортпроект" предлагает снос северного фасада Большого Театра с 10-ти колонным портиком, построенным в 1825 году по проекту, выдающегося русского архитектора Осипа Ивановича Бове, что является грубейшим нарушением Федерального Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", - говорится в заявлении.

Авторы заявления подчеркивают, что "проектная и сметно-финансовая документация по 2-ой очереди реконструкции и реставрации комплекса зданий государственного академического Большого театра России нуждается в самой тщательной независимой экспертизе и проверке (действительно независимой, а не заказной бутафорской экспертизе подконтрольной чиновникам Роскультуры), и, в последствии, корректировке во избежание бессмысленной растраты гигантских бюджетных средств и утраты замечательного памятника истории и культуры". В качестве альтернативы они предлагают рассмотреть вариант реставрации и реконструкции Большого театра России, разработанный ассоциацией реставрационных предприятий "Союзреставрация".

Здание Большого театра принято под государственную охрану в качестве памятника архитектуры Постановлением Совета министров РСФСР в 1960 г. В настоящее время оно является памятником истории и культуры федерального значения. Паспортом недвижимого памятника истории и культуры определен предмет охраны - интерьеры зрительской части, фасады, включая северный с колоннадой Осипа Бове (поздние пристройки к северному фасаду не включены в состав памятника).

1-ая очередь реконструкции и реставрации комплекса зданий ГАБТ предусматривала решение технологических и инженерно-функциональных проблем театра за счет строительства здания для размещения филиала Большого театра и ряда вспомогательных корпусов в разных районах города. Ее стоимость составила около 350 млн. долларов.

5 февраля 2004 года проект реконструкции и реставрации 2-й очереди комплекса зданий Государственного академического Большого театра России, разработанный ЗАО "Курортпроект" (главный архитектор проекта Никита Шангин) получил одобрение тогдашнего министра культуры Российской Федерации, а ныне главы Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) Михаила Швыдкого. Проект, в частности, предусматривает снос северного фасада театра, который является древнейшей частью этого многократно перестраивавшегося здания. Стоимость работ второго этапа реконструкции и реставрации комплекса ГАБТ составит около 1 млрд долларов.

9 июня этот проект был одобрен большинством голосов Федерального научно-методического совета по охране и сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) Министерства культуры и массовых коммуникаций России несмотря на резкие возражения рецензента - профессора, доктора искусствоведения Андрея Баталова.

1 сентября появилась информация о том, что по инициативе ФАКК будут проведены две независимые экспертизы, призванные оправдать расходование 1 млрд долларов на работы, предусмотренные проектом. При этом дискуссия о соответствии проекта законодательству об охране объектов культурного наследия России фактически свернута.

По просьбе ИА REGNUM свою позицию в данном вопросе изложил руководитель Мастерской №12 Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры Российской Федерации, президент Российской ассоциации реставраторов Алексей Денисов, являющийся одним из авторов альтернативного проекта, упомянутого в приведенном выше заявлении представителей научно-реставрационного сообщества.

Тот факт, что в данном случае на высшем уровне санкционировано разрушение части здания - памятника федерального значения, Алексей Денисов считает очень опасным прецедентом в масштабах страны в целом. "Если самую древнюю часть такого знаменитого памятника можно легко снести, то что говорить о каких-то провинциальных памятниках..." - констатировал он.

Кроме того, по его мнению, авторы принятого проекта неоправданно завысили объемы работ - в особенности наиболее дорогостоящих подземных. Так, огромные склады декораций, которые предлагается разместить в подземном пространстве под театром, как он полагает, просто не нужны. "Подземная урбанизация получается просто золотая, - заметил он. - Между тем, театру достаточно хранить у себя декорации для пары ближайших спектаклей, а остальное можно разместить на складах где-нибудь в районе Кольцевой автодороги. Именно так поступает недавно открытый филиал Большого. Основная масса его декораций находится на складе вне исторического центра города".

"Я не вижу функционального смысла сильно углубляться под здание театра, - заявил Алексей Денисов. - Достаточно сделать 1-2 подземных этажа, чтобы разместить там гардероб, туалеты, вентиляционные камеры и прочее. Укрепить фундаменты действительно нужно, для этого не нужно "вывешивать" их на сваях, как предлагают авторы проекта. Есть современные инъекционные технологии, которые позволяют надежно укреплять фундаменты".

"Кроме того, - заметил Алексей Денисов, - по-видимому, сильно завышена и стоимость работ. Сценическое оборудование для театра закуплено самое дорогое в мире, причем немецкая фирма "Кункель Консалтинг" получила этот заказ без тендера".

"Мировая практика, примеры подобных реконструкций крупнейших театров - Ла Скала, Гранд Опера, Ковент-Гарден - говорят о том, что необходимые работы можно выполнить за деньги на порядок меньшие, - заявил он. - Суммы в 1 млрд долларов хватило бы как на реставрацию исторического здания Большого театра с соблюдением всех требований законодательства, так и на строительство нового здания для размещения современного оперного театра. В частности, новое здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге обойдется в сумму чуть более 200 млн долларов". По мнению Алексея Денисова, проект, предполагающий расходование столь громадных бюджетных средств, должен стать предметом внимания государственных органов финансового контроля, прежде всего Счетной палаты.