Прошедший две недели назад по каналу РТР документальный фильм об отмывании денежных средств через российские банки и постоянное повышение цен на услуги ЖКХ заставляет нас снова вернуться к теме массовых хищений через систему ЖКХ в Москве. Напомним некоторые цифры, прозвучавшие в интервью с руководителем Службы финансового мониторинга РФ Виктором Зубковым. "В Москве работают около 700 банков, тогда как Нью-Йорк обслуживают всего около 60 банков, с учетом того, что финансовые потоки в Нью-Йорке в десятки раз больше. Некоторые российские банки обналичивают до 300 миллионов рублей в день". Всё это заставляет ещё более серьезно отнестись к информации, предоставленной председателем ЖСК "Очаков" Виктором Мининым 19 июля 2005 года. Тогда он выявил значительные хищения обслуживающими организациями в районе Крылатское, проводимые как раз через те самые обналичивающие банки и фирмы-однодневки, о которых упоминал Виктор Зубков. Корреспондент ИА REGNUM поинтересовался у Виктора Минина о том, какие события произошли за прошедшие шесть недель с момента опубликования первого интервью.

ИА REGNUM: Виктор Васильевич, имеются ли какие- то подвижки в вашем расследовании?

Если не ошибаюсь, в прошлом интервью мы с вами закончили на моем предположении, что район Крылатское не единственный, где деньги "моют", а потом похищают. За прошедшие шесть недель я отправил ещё одно заявление в Генеральную прокуратуру, в Службу финансового мониторинга и МВД. В данном заявлении я просил проверить ставшие известными мне факты преступного отмывания и разворовывания бюджетных средств практически всеми ДЕЗами Западного административного округа г. Москвы. В отмывании и воровстве замешаны также и обслуживающие жилой фонд ЗАО фирмы.

ИА REGNUM: На какой стадии проверки находятся ваши заявления?

Проверка ведется, к счастью, несколькими правоохранительными инстанциями, и это вселяет надежду на конечный результат. По закону я не могу раскрывать тайну предварительного расследования, скажу лишь об излишнем волнении, которое проявил дознаватель УБЭП ЗАО при моем опросе. Он постоянно твердил, что дело, наверное, политическое, и что за мной кто-то стоит, раз одновременно затронуто такое количество ДЕЗов и фирм.

ИА REGNUM: Действительно, может дознаватель прав, что-то должно было послужить толчком к вашей активной деятельности?

Вы правильно сказали - что-то, а не кто-то. Тема стоимости услуг ЖКХ стала в последнее время очень острой, и новый Жилищный кодекс очень скоро ещё больше обострит её. Мало того, что все последние годы, вопреки обещаниям властей, цены росли по 30%-40% в год, так ещё и услуги стали хуже. Все жители Москвы понимают, что тут не все в порядке, но выяснить, что конкретно не в порядке и предъявить юридически оформленные претензии, системно пока не удавалось. Мне, если можно так выразиться, повезло: я понял механизм воровства и решил его разрушить.

ИА REGNUM: Виктор Васильевич, расскажите подробнее об ухудшении услуг в сфере ЖКХ.

Мало кто из жильцов знает полный перечень работ ДЕЗа по обслуживанию жилого фонда. Самые неисполняемые ДЕЗом работы - это регулярная чистка канализации и системы вентиляции домов, а также профилактические работы по обслуживанию лифтов. Иногда эти работы проводятся фиктивно с помощью, как уже говорилось выше, отмывочных фирм, а зачастую вообще никак даже не оформляются. Все, что я говорю, легко проверить - просто загляните в машинное отделение лифта или в систему вентиляции, вы увидите, в каком они состоянии, и вам станет понятно, как долго там не ступала нога человека. Хотя должна ступать минимум раз, а то и два раза в год.

ИА REGNUM: Почему же Жилищный кодекс, по-вашему, обострит проблему ЖКХ?

Не могу сказать за всю страну, но в Москве новый Жилищный кодекс точно обернется повышением тарифов. Если заранее не предпринять предупреждающих действий, разумеется. Ситуация ведь очень простая и опять, как ни странно, связана с воровством. С 1 марта 2005 года, то есть с начала действия нового Жилищного кодекса, до 1 марта 2006 года всем нам и ЖСК, и ТСЖ, и просто жильцам, не объединившимся пока в юридическое лицо, следует выбрать в соответствие с ЖК так называемую управляющую компанию, проще говоря, обслуживающую организацию. Предполагается, что выбор должен быть свободным из, как минимум, нескольких фирм, которые, конкурируя между собой, должны, по замыслу авторов нового ЖК, улучшать услуги и сбивать цены. Но не тут то было! Дело в том, что жилищно-коммунальное хозяйство Москвы дотируется бюджетом на, если не ошибаюсь, 72 миллиарда рублей. По сей день, эти деньги шли через ДЕЗы и обслуживающие фирмы при ДЕЗах. И теперь-то мы с вами знаем, каким путем от этого гигантского денежного потока уводился неслабый куш в чьи-то карманы. Как вы думаете, собираются ли так просто отказаться от этих денег, те некоторые люди в московском правительстве, которые за много лет придумали и отладили эту схему "высасывания" бюджетных, а я бы сказал точнее, народных средств? Конечно, нет! По моим, сугубо приблизительным подсчетам, откат от 72 миллиардов рублей составлял и сейчас составляет около 30%. Дальше легко подсчитать и также легко объяснить несметное богатство некоторых чиновников, ни дня не работавших в бизнесе. Чтобы не упустить такую кормушку, эти люди планируют реорганизовать все ДЕЗы в частные управляющие компании и перезаключить все договора по обслуживанию жилого фонда Москвы на них. Главное, по-тихому, чтобы никто не успел разобраться в ситуации. Потом трудно будет их упрекнуть - все добровольно подписывали договора. А то, что не было альтернативы, так это вопрос не к ним. Кто вам мешал организовать собственную управляющую компанию? И бюджетные потоки останутся в тех же карманах. Но это еще не все: после того, как все ДЕЗы станут частными управляющими компаниями, оставаясь по-прежнему под единым теневым руководством, они, пользуясь своим монопольным положением, начнут медленно, но верно повышать цены на свои услуги. Рынок в стране, ничего не поделаешь. Инфляция всякая там и так далее. Короче, при таком скрытом сговоре, основой которого, повторяю, служат бюджетные деньги, монополизации московского рынка услуг ЖКХ не избежать, а, следовательно, не избежать и роста цен.

ИА REGNUM: А что же мешает организовывать альтернативные управляющие компании?

Ответ простой. Отсутствие информации о размерах и механизмах дотирования ЖКХ из бюджета Москвы. Если бы московские чиновники хотели реальной конкуренции на рынке услуг ЖКХ, то они провели бы активную разъяснительную компанию хотя бы среди председателей ЖСК и ТСЖ, где и как можно получить бюджетную дотации альтернативным управляющим компаниям, с которыми вот уже как полгода, с 1 марта, можно подписывать договора на обслуживание. Но ничего этого не наблюдается. Наблюдается только противодействие, в частности, моим расследованиям.

ИА REGNUM: Каким образом?

В прошлом интервью я упоминал одну фирму, она обслуживает жилой фонд района Крылатское и некоторые другие районы. Эту фирму я упоминал в своем заявлении в правоохранительные органы в связи с отмыванием бюджетных средств. Так вот кто-то из чиновников ЗАО вместо того, чтобы разбираться с фактами воровства, по-дружески передал или разрешил снять копию с моего заявления руководству этой фирмы. Те, не долго думая, подали на меня в Кунцевский районный суд исковое заявление, обосновав его тем, что я, якобы, необоснованно распространяю сведения, не соответствующие действительности, об этой фирме. На мой взгляд, это была неуклюжая и наивная попытка заткнуть мне рот, потому что в исковом заявлении были какие-то нелепые ссылки на утративший силу Пленум Верховного суда РФ от 1992 года, к тому же, заявление было подано с нарушением подсудности и другими процессуальными огрехами. Видимо, решили пугануть в расчете на "лоха". Любопытнее всего в этой ситуации была реакция судьи Кунцевского районного суда. Она, нимало не смущаясь, приняла это заявление к рассмотрению, невзирая на то, что любой, даже начинающий юрист знает о подсудности дел по защите деловой репутации Арбитражному суду. Я обратился к Генеральному прокурору Устинову с просьбой начать процедуру возбуждения уголовного дела в отношении судьи. В самом деле, истец имеет право быть юридическим профаном и даже полным идиотом, может подавать неграмотные иски, но судья, проработавшая много лет в суде, не может сослаться на неграмотность.

ИА REGNUM: Похоже, вас трудно запугать. Откуда у вас такая уверенность в своей правоте? Не боитесь других действий чиновников, чьи интересы вы затронули?

Мою уверенность усиливают, как это ни странно звучит, горе-руководители ДЕЗов и других обслуживающих фирм. Во-первых, потому что, давая объяснения следователю, все как один говорят, что узнали об отмывочных фирмах из газет, и, все как один, теперь не знают где найти директоров этих отмывочных фирм. (В большинстве случаев никаких директоров и не было, подписи за них попросту подделывали в ДЕЗах). Во-вторых, если они решили таким мутным способом прижать меня с помощью карманных судов, значит, я на правильном пути, и у них нет против моих доводов разумных аргументов. И не мы должны бояться воров, пусть воры нас боятся. Может ещё год назад у меня и были бы сомнения, cтоит ли ввязываться в пустую борьбу против всесильных московских чиновников. Но сегодня я чувствую - государство наконец-то решило бороться против отмывания и воровства.

ИА REGNUM: Что вы намерены делать дальше, Виктор Васильевич?

Прежде всего, хочу объединить людей, заинтересованных в организации реального конкурентного рынка услуг в сфере ЖКХ. Цель - нормальное обслуживание своих домов и эффективное использование бюджетных средств. Поэтому приглашаю всех, кого не устраивает работа наших ДЕЗов к сотрудничеству. Времени у нас осталось мало: до 1 марта 2006 года, то есть не более полугода. Ну и в ближайшее время будет ещё один неприятный сюрприз для одной крупной фирмы, работающей в сфере услуг на рынке ЖКХ Москвы, который я с удовольствием предам огласке. То же воровство и отмывание. Страна должна знать своих антигероев в лицо.