12 сентября в Госдуме РФ прошло очередное обсуждение законопроекта о недрах, в ходе которого члены рабочей группы предъявили ряд претензий правительственному проекту и даже предложили снять его с рассмотрения, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По общему мнению присутствовавших, недра не могут быть объектом недвижимого имущества, поскольку они "имеют вероятностный характер, их количественные и качественные показатели меняются в пределах нескольких сот процентов, а имущество - однозначное понятие". Одним из участников группы было высказано предположение, что законопроект создает правовую базу для введения налога на имущество. Представитель Министерства природных ресурсов Светлана Радченко обратила внимание на то, что признание участков недр недвижимым имуществом в законопроекте соответствует Гражданскому Кодексу, в котором прописано данное утверждение. Таким образом, вносить поправки, возможно, потребуется и в кодекс, и законопроект, считает председатель думского комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова. Стоит отметить, что последствием исключения из кодекса указанного положения будет рассмотрение участка недр как принадлежность к земельному участку, поскольку земля является объектом недвижимого имущества. "Недра как недвижимое имущество - путь к обороту недр. Это концепция, и нельзя все списывать на какое-то другое право. Речь идет о распространении, насильственном фактически, Гражданского Кодекса на совершенно не подходящий для этого объект", - заявил советник фракции КПРФ Анатолий Лукьянов. "Законопроект признает федеральной собственностью не просто недра, но и содержащиеся в них полезные ископаемые. Установлена норма, которая запрещает оборот как таковой участков недр, то есть отчуждение их из федеральной собственности. По закону возникают только правомочия пользования, но ни владения, ни распоряжения у пользователя нет. Если вы говорите, что вводится оборот прав пользования участками недр, это неправда", - возразила ему Светлана Радченко. Были высказаны предложения ввести норму ограничивающую предельный размер лицензионного участка до 1,5 - 2 тыс. км2 (на практике участки недр в России бывают до 8 тыс. км2); вывести всю методическую часть о подготовке проведения аукционов в отдельный подзаконный акт, освободив пространство в законопроекте для предмета его регулирования - недр. Представитель интересов иностранных горнодобывающих компаний отметил наличие отчетливо дискриминационного положения ст. 60 (пункты 5, 7), которое подводит основу для введения ограничений, включая запрет, для участия иностранных лиц в аукционах по реализации прав на пользование недрами. По мнению иностранных компаний, ухудшением закона стало то, что при передаче прав пользования участком недр требуется согласие органов исполнительной власти. Это создаст широкие возможности для принятия своевольных решений и отказа в удовлетворении заявок о передаче прав пользования недрами, полагает эксперт, представивший позицию этих компаний. Представитель консалтинговой компании выразил опасение, что неконтролируемая концентрация прав пользования приведет к тому, что крупные участники рынка заработают в десятки раз больше, чем сегодня, к приватизации недр и как последствие к расслоению общества. Серьезное замечание к законопроекту касается отказа от проведения конкурсов. По мнению некоторых участников совещания, конкурсы - не только путь к новым технологиям, но и возможность для участия регионов. Исключительное проведение аукционов вызвало у большинства экспертов отрицательную реакцию.