Полный текст пресс-конференции Сергея Кириенко в Йошкар-Оле 24 августа

- Сегодня было подписано соглашение между мэром Йошкар-Олы Владимиром Тарковым и генеральным директором ОАО "Мариэнерго" Виктором Котиковым. Каковы его результаты?

- Мы утвердили протокол, смысл которого в следующем. Первое: нам надо убрать политику из темы подготовки к зиме и расчетов за тепло и электроэнергию и принять экономически целесообразное решение. А оно заключается в том, что тепло надо покупать там, где оно дешевле. Сегодня руководитель региональной энергетической комиссии сказал на совещании, что муниципальная власть установила тариф покупки тепла 278 рублей за гигакалорию. Энергетики говорят, что если им дать возможность загрузить ТЭЦ-2 хотя бы на 70%, то отпускная цена будет 138 рублей, то есть в два раза дешевле. Если Йошкар-Ола, как сказал мэр, тратит сегодня за зиму 220 миллионов рублей, то такое решение позволит сэкономить больше 100 миллионов рублей. Есть куда в г. Йошкар-Оле потратить 100 миллионов рублей? Я подозреваю, что так. Поэтому договорились, что до 10 сентября будет проведена сверка топливно-финансового баланса, до 15-го составляется единый баланс, где будет точно выверена оптимальная цены тепла.

Второе условие, с которым согласны и город, и республика: тепло будет покупаться там, где оно дешевле всего. Если на ТЭЦ-2, значит, на ТЭЦ-2.

Третье: (и это правильное требование города!) городу неудобно было покупать тепло даже на ТЭЦ-2, потому что энергетики брали оплату 3 раза в месяц, т.е. подекадно с авансом. А город собирает налоги один раз в месяц. Поэтому в виде исключения записали в этот же протокол, что энергетики, продавая тепло, готовы установить для города удобную систему оплаты - один раз и в конце месяца.

Четвертое: (это тоже справедливое требование города) часть средств, которые энергетики будут зарабатывать на продаже тепла, надо направить на развитие тепловых сетей. Это тоже заложено в протокол.

Я считаю это решение принципиально важным, и попросил бы СМИ взять его выполнение на контроль, проследить, чтобы обе подписавшиеся стороны его выполнили. Если для того, чтобы помочь сверить все расчеты с точки зрения их объективности, потребуются наши эксперты - мы поможем это сделать. Конечно, с ТЭЦ-2 тепло дешевле, потому что там комбинированная выработка тепла и электроэнергии. При чем, говоря о выигрыше в два раза, мы пока считаем только тепло, а можно выиграть еще и на стоимости электроэнергии.

Еще договорились об изменении условий погашения задолженности. Чтобы погасить ее всю, у бюджета города и республики живых денег не хватит, это понятно. Поэтому договорились о том, что будет рассмотрена возможность произвести часть погашения передачей имущества, а не только деньгами.

- Хотелось бы услышать вашу оценку социально-экономического состояния республики с учетом статистических данных, того, что вы увидели во время визита в Марий Эл и совещания в правительстве республики.

- Я прокомментирую то, что, на мой взгляд, важно. Сравнивать надо с достигнутым. Понятно, что по многим показателям Республика Марий Эл остается еще на достаточно низких местах, в том числе, и в Приволжском федеральном округе. Но сравнивать мы должны не абсолютные показатели, а динамику. Мы сравниваем, что было осенью 2000 года, и что мы имеем к осени 2002 года. Поскольку я приезжал сюда несколько раз осенью 2000 года, то все очень хорошо помню. Видимо, всю жизнь перед глазами будет стоять: запасов мазута в ноябре 2000 года на 2 дня, задолженность по заработной плате бюджетникам тоже помните какая: люди везде встречали возмущенным криком, что они не получают заработную плату, что задолженность у кого-то полгода, у кого-то больше года. Что у нас есть сегодня? Задолженность по заработной плате бюджетникам - ноль. Среди регионов Приволжского федерального округа это один из лучших показателей, у нас таких регионов только половина. При этом, что важно - а это уже редкость - нет задолженности не только по заработной плате, но и по начислениям на нее.

Следовательно, нет долга перед Пенсионным фондом. Только 3-4 региона имеют такие показатели. Я вчера с некоторой подковыркой задавал вопросы в школе: когда заплачены отпускные? В целом по стране у нас отпускные учителям будут полностью выплачены только к 1 сентября. Марий Эл - одна из немногих территорий, где отпускные учителям были выплачены вовремя. По этим показателям 2 года назад республика была худшей среди регионов ПФО, а сегодня является одной из лучших. Это факт очень важен, и не столько для меня, сколько для людей, которые эти деньги получили.

Из проблем, которые остались, выделю задолженность по детским пособиям. Это самая высокая задолженность в округе, но по сравнению с тем, что было, есть улучшение. И главное, что разработана схема, которая позволяет эту задолженность полностью закрыть до конца года. Если задолженность по детским пособиям до конца года будет закрыта, то все проблемы, которые были с бюджетниками два года назад, будут полностью решены. Это кардинальное серьезное изменение.

Второе - энергетика. Кризисное состояние. Когда в 2000 году мы докладывали Президенту о положении кризисных регионов, у нас их тогда было четыре, и Республика Марий Эл стояла на первом месте. Во время подготовки к зиме 2001-2002 года из списков критических регионов Марий Эл мы вычеркнули. И вот уже второй год подготовку к зиме здесь мы не контролируем: сегодня уровень текущей оплаты за тепло и электроэнергию в республике 100%. За полтора года пройти дистанцию от 6% оплаты до 100 % - уникальная ситуация. По темпам улучшения ситуации аналогов нет. К плюсам, пожалуй, отнесу еще газификацию. Темпы газификации существенно улучшились.

Из проблемных вещей выделил бы две. Это старая задолженность по оплате энергетикам, которая уменьшилась, но осталось 400 с лишним миллионов, и вся сумма приходится в основном на Йошкар-Олу. Очевидно, что за два года этот долг не может быть погашен живыми деньгами. Вот здесь нужно решение. У нас есть аналоги таких решений в других регионах. Например, передача в единое ведение теплосетей. Сейчас часть теплосетей у энергетиков, часть принадлежит муниципалитету. Можно часть сетей передавать в счет задолженности. Мэр готов отдавать, но не очень хотят брать энергетики. Видимо, придется находить здесь какие-то компромиссы. Следующее направление - уровень промышленного производства, валового внутреннего продукта, объемы инвестиций. По абсолютным показателям, конечно, регион один из самых слаборазвитых в ПФО, но мы с вами договорились, что оцениваем темпы изменений. Для меня наиболее важными были инвестиции, потому что новое правительство продекларировало своей задачей создание инвестиционной привлекательности. Откровенно говоря, в прошлом году мы настороженно смотрели на показатели, потому что работа была видна, а притока в общем мы всерьез не увидели. Это вызывало у нас опасения. За этот год произошло кардинальное изменение ситуации. Инвестиции в основной капитал по данным Госкомстата составили 36,2%. Серьезный рост. Да, можно сказать, что стартовый уровень маленький, поэтому расти легко. Но важно не это. Для республики сейчас важна именно динамика. По промышленности рост выше, чем в среднем по округу и в России. У нас сейчас появилась надежда, что принятые меры по привлечению инвестиций дадут хороший результат.

Остается безработица - и это серьезная проблема. Действительно, уровень самый высокий в округе. Но мы понимаем, что здесь изменения не происходят так быстро, как по другим направлениям. Последовательность такая: сначала создание условия для инвесторов, затем увеличение инвестиций в основной капитал, и лишь потом возникновение новых рабочих мест. Я специально попросил, чтобы мне показали предприятия, куда были привлечены свежие инвестиции. Мне показали фабрику "Маэстро", где создаются новые рабочие места и, кстати, с хорошей заработной платой. Тем не менее, по абсолютному показателю безработица - пока проблема.

Еще одна проблема (правда, министр промышленности заверил, что до конца года она будет решена) связана с доходами и убытками предприятий. Пока совокупный результат деятельности промышленных предприятий отрицательный. Мы специально разбирались с этой ситуацией, и выяснилось, что весь этот убыток сформирован "Совиталпродмашем". Если провести реструктуризацию задолженности "Совиталпродмаша", то вся республика закончит год с плюсом.

Что точно хорошо - и это, пожалуй, лучший показатель у региона, - это умение работать с федеральной властью. Объем федеральных средств, поступающих в республику, те или иные виды дотаций, трансфертов, целевых программ, которые республика получает из федерального центра, в деньгах выросли за эти полтора года в три раза, а в долях от финансирования бюджета - в два раза. На лицо умение работать с федеральной властью и изменившаяся репутация республики. Помогать хочется тому, кто сам что-то делает. Когда видны изменения по ключевым точкам, которые были критическими, появляется желание региону помогать. И довольно толковый выбор. Мне, прямо скажем, понравилось, когда выступал председатель инвестиционной комиссии Госсобрания Владимир Кожанов. На вопрос: какие, на его взгляд, были сделаны наиболее правильные инвестиции, он сказал: "Очень хорошо работает Александр Порфирьевич Торшин". Стало ясно, что лучшая "инвестиция" - это в члена Совета Федерации.

Представители в Москве у вас работать умеют. Основное требование, которое сейчас федеральная власть предъявляет к региону - рост собственных доходов, потому что в абсолютном выражении они еще достаточно малы. Но по темпам роста регион за семь месяцев т.г. оказался на втором месте в округе! Мы договорились на совещании, что это тот параметр, за которым мы будем внимательно следить, потому что раз уж федеральная власть увеличивает финансирование, или, правильнее сказать, регион выбивает увеличенное финансирование, то, конечно, темпы собственного роста должны быть очень серьезными.

Главная проблема - это я уже о задачах на будущее говорю, - глубокая переработка леса и развитие лесной промышленности. Есть также проблемы сельском хозяйстве - надо привлекать инвестиции в переработку сельхозпродукции, в первую очередь, животноводства. В республике отмечен серьезный рост в строительства жилья. Но при этом объем продаваемых строительных материалов упал. Раньше продавали на экспорт, в том числе, в Татарстан, а сейчас Татарстан покупает стройматериалы в Чувашии. Там дешевле электроэнергия, а для энергоемкой отрасли это существенная вещь. Завершая ответ, хочу еще раз подчеркнуть, что по ключевым позициям, которые считались критическими полтора-два года назад, произошли серьезные изменения в лучшую сторону. Полтора года назад мы обсуждали вопросы жизни и смерти. Если у людей нет зарплаты, зимой нет тепла, то это не вопрос темпов роста, это вопрос жизни. В этом смысле ситуация изменилась кардинально, чему я очень рад.

- Способна ли Федеральная власть вмешаться в дела Республики Марий Эл, если сложится критическая ситуация по оплате за электроэнергию со стороны Йошкар-олинской городской администрации и жители потеряют тепло, свет, как случилось недавно в Нижегородской области?

- Я не вижу в данном случае необходимости вмешиваться в дела Марий Эл, потому что проблема не на уровне республики, а на уровне муниципалитета. Если будет реализован подписанный сегодня всеми сторонами протокол, то проблемы такой точно не возникнет. Во-вторых, процесс вмешательства с законодательной точки зрения пока не прописан. Это то, о чем сказал Президент России на встрече с руководителями субъектов РФ в Саранске. Должна быть процедура внешнего вмешательства. Что нам нужно? Я соглашусь, проблема взаимоотношений между муниципалитетами и субъектами РФ не только в Марий Эл, но и в других регионах часто политизируется. Она перерастает в вопрос личных отношений: кто кого любит, кто кого не любит. А у нее есть экономическая составляющая, которая заключается в следующем: должны быть республиканские целевые программы и должна быть программа выравнивания. Люди, живущие в сельском районе не виноваты, что все промышленные заводы построены в крупных городах, поэтому часть денег на выравнивание их экономического положения должна прийти. Обязательное условие - экономическое, а не политическое решение споров, мы об этом сегодня договорились. Город, который является донором и у которого забирается часть средств, при этом не должен оказаться по уровню дохода на душу населения ниже среднего по республике. Считаю, что должен быть чуть-чуть выше. Донора надо стимулировать. Раз мэр города попросил, чтобы федеральная власть посмотрела расчет, не обижают ли город, мы изучим этот расчет. Мы договорились, что если выяснится, что бюджетные доходы в Йошкар-Оле хотя бы на рубль меньше, чем в среднем по республике, тогда мы будем это исправлять все вместе. Если они больше, значит все правильно.

Второе требование (и правильное) заключается в том, чтобы все муниципалитеты имели четкое понимание, сколько доходов у них будет далее. Сегодня министр финансов справедливо говорил, что все федеральные методики финансовой поддержки должны быть заранее известны республике, и она должна иметь возможность посчитать, сколько денег она получит из того или иного федерального фонда в 2003, 2004 году. Тоже самое должно быть у каждого муниципалитета. Он должен заранее знать методику, по которой получает деньги, по которой ему оставляют часть налогов при формировании республиканского бюджета. И, наконец, это самостоятельность. Условие самостоятельности любого мэра. Если есть самостоятельность, должна быть ответственность. На наш взгляд, эта ответственность должна заключаться в том, чтобы была процедура внешнего вмешательства. Вопрос в точной разработке критериев. Например, задолженность бюджета по заработной плате больше, чем на определенный срок, или задолженность за тепло и электроэнергию больше установленной критической отметки. Если возникает угроза безопасности жизни людей, потому что у них нет зарплаты и нечего есть, или потому, что зимой может не быть тепла или электроэнергии, то у вышестоящего уровня власти должно быть право вмешаться. Способы вмешательства: на первом этапе это может быть внешнее наблюдение. Например, человек, который садится рядом с руководителем муниципального образования, и средства расходуются только за двумя подписями. Если ситуация продолжает ухудшаться, значит это может быть внешнее управление, когда на какой-то период руководитель отстраняется от исполнения обязанностей. На его место садится внешний управляющий, который ситуацию приводит к нормальному состоянию.

По отношению к субъекту РФ такое право должно быть у федеральной власти. Такую процедуру нужно принять на уровне закона, в республике можно проработать ее на Госсобрании. А до тех пор, пока такой закон не принят, методы решения есть все равно. Принятый протокол является таким методом: точные обязательства и точная ответственность. В Нижнем Новгороде мы нашли другое решение. Мы договорились на федеральном уровне с энергетиками и урегулировали вопрос о поставке тепла напрямую на уровне федеральной власти. По отношению к городу вместе с областью поступили следующим образом: бюджет дал гарантии банку, банк на основании гарантии областного бюджета выдал кредиты энергетикам, чтобы они могли купить мазут и произвести необходимый ремонт.

Город отвечает за своевременное погашение этого кредита. Если город не гасит кредит банку, тогда банк списывает эту сумму с областного бюджета, а решением областного Законодательного собрания уже утверждена процедура, что если с областного бюджета деньги будут списаны, автоматически пересматриваются нормативы отчисления городских налогов, за счет чего областному бюджету компенсируется потерянная сумма. Грубо говоря, сегодня это вообще не зависит от того, хочет мэр города что-то делать или не хочет. Его уже никто ни о чем не спрашивает. Он сам довел дело до такого состояния. По сути, это уже система внешнего управления: построили модель, которая от решения мэра Нижнего Новгорода не зависит совсем.

Есть еще один хороший метод - прокуратура. В Нижнем Новгороде возбуждено уголовное дело в отношении мэра города за злонамеренное невыполнение своих обязанностей. Там просто критическая ситуация - за несколько месяцев перед выборами мэр перестал платить энергетикам. Я очень внимательно буду следить за ходом уголовного дела. Мы уже привыкли к уголовным делам в отношении энергетиков. В ряде регионов у нас это было. А подход федеральной власти здесь такой: если деньги выплачены, а энергетики не поставили тепло, отвечать должны руководители предприятий энергетики. Если договор заключен, а деньга не поступили, ответственность, вплоть до уголовной, несет должностное лицо, отвечающее за своевременную оплату.

- Обсуждались ли в ходе ваших переговоров перспективы участия Марий Эл в каких-либо социальных и культурных проектах, которые сейчас широко реализуются на территории ПФО?

- В ходе совещания обсуждались эти вопросы. Вы знаете, что в ноябре у нас в Тольятти состоится окружная ярмарка социальных и культурных проектов. Республика Марий Эл подала на Ярмарку более 50 проектов. Очень здорово, искренне желаю, чтобы эти проекты побеждали. Всех журналистов приглашаю на эту ярмарку, чтобы распределение грантов было объективным и открытым.

Второе, что мы обсуждали, 450-летие вхождение Марийского края в состав России. Это большой праздник, в котором федеральная власть обязательно будет принимать участие. Отдельная тема - более активное участие власти в проведении культурных, научных мероприятий по линии финно-угорских стран. Перед приездом сюда у меня состоялись встречи с послами Венгрии, Финляндии, Эстонии, где мы об этом говорили. Вчера на встрече с представителями творческой интеллигенции мы как раз говорили о том, что в декабре здесь будет проходить международный фестиваль финно-угорских театров. Мы говорили, что на следующий год надо попробовать провести международное мероприятие по поддержке и развитию финно-угорской культуры здесь, в Республике Марий Эл.

Для меня очень важно создание условий для поддержки и развития национальной культуры не только внутри Республики Марий Эл, но и с учетом того, что округ - зона максимального проживания финно-угорских народов. Богатство культуры надо всячески поддерживать.

- В "Российской газете" была опубликована статья, где говорится о национальном вопросе. Приводятся социологические исследования, где более 40% опрошенных считают, что в республике есть притеснения по национальному признаку. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

- Я вчера ее прочитал с большим удивлением. Более того, я попросил найти первоисточники исследований, но их не нашли. Ссылка идет на сайт в Интернете и исследования в МарНИИ. Я разговаривал с руководителем института, у них таких исследований нет. Одно могу сказать точно: мой приезд не может быть связан с этим исследованием, тем более, что я найти его не могу.

Есть у меня ощущение, что это мелкая провокация. Что касается национальной проблемы, то это как с проблемой межбюджетных отношений или оплатой за тепло. Надо всегда отделять эмоции, личные амбиции и политику. Вчера на прием по личным вопросам приходил пенсионер Петр Гаврилович Касьянов, у которого своя линия обиды. Он считает, что марийский язык слишком быстро меняется, что кто-то злонамеренно вводит новые слова, и ему тяжело читать. Он перестает понимать газеты. У него была просьба, чтобы федеральная власть вмешалась и запретила изменять марийский язык. На этой же встрече присутствовал один из лидеров "Марий ушем", который наоборот говорит: "Мы, как общественная организация, настаиваем на том, что язык должен меняться, потому что иначе он перестанет быть живым, перестанет развиваться". На мой взгляд, это действительно серьезная проблема, но которую не власть должна решать, а научно-культурная общественность. Это тема для серьезного разговора, серьезного "круглого стола". Действительно, язык будет меняться - старшее поколение будет выпадать из языкового пространства, не будет меняться - станет неинтересен для молодежи, потому что не будет отражать современное состояние. Это проблема не только республиканского уровня. И мы, и финно-угорские страны готовы в этом помогать.

Вторая проблема - образование. Есть позитивные изменения в школе. Если в 2000 году был издан один учебник, то в 2002 - 8 новых учебников для преподавания на марийском языке. Задаю вопрос преподавателям: в чем есть проблемы? Хватает учебников? По количеству - да, а по качеству - нет, потому что учебники отстают. Более того, заканчивается президентская программа компьютеризации сельских школ. Мы получили интернет в сельских школах, компьютеры используют для преподавания физики и математики, а использовать их для изучения марийского языка нельзя, нет программ.

Представители культуры и искусства на встрече сказали, что проблема языка другая. Она заключается в том, что если в семье не говорят на марийском языке, то и в школе не выбирают его для изучения. Но это проблема воспитательной работы. Хотя я беспокойство понимаю. Если молодежь в городах перестанет изучать язык, то он станет потихонечку исчезать, а исчезнет язык - исчезнет культура. Правильная боль. Мне кажется, главный вопрос - вопрос точной выработки критериев. Надо отбросить всю политику в сторону, собраться представителям правительства и общественных организаций вместе и выработать перечень объективных проблем в поддержке и развитии национальной культуры.

Кроме количества учебников, по мнению общественных организаций, надо увеличить тиражи печатных СМИ. Правильно. Нужно гарантировать наличие газет на национальном языке и их доступность в читальных залах. Правильно. Но это все не относится к политике. Надо составить такой перечень, потому что от представителей общественных организаций, которые выражали озабоченность, я не услышал последовательного, точно сформулированного, исчерпывающего перечня проблем. Чтобы не превращать все в политику, давайте один раз договоримся, по каким критериям мы будем оценивать, нормально ли развивается ситуация или есть какие-то проблемы. Вчера представитель общественной организации и министр обсуждали проблему, и через 20 минут стало ясно, что они говорят абсолютно об одном и том же. Пенсионер Петр Гаврилович, который присутствовал при разговоре, водил головой с одного на другого, а потом сказал: "Слушайте, мужики, может вам встречаться чаще надо?" Проблема поддержки национальной культуры действительно реальная и серьезная, которой должны быть озабочены все, и Федеральная власть готова в этом помогать.

- Я как раз тот представитель общественной организации, с которым вы говорили. На встрече ставились и другие вопросы. В газете "Марийская правда" со ссылкой на "Коммерсантъ" говорилось о том, что полпред приезжает "разрулить" национальный вопрос. Можно считать, что вами предприняты шаги, чтобы "разрулить" этот конфликт?

- Так же как для меня новостью была публикация в "Российской газете", так же новостью было, что сообщила газета "Коммерсантъ", потому что у меня такой цели никогда не было. Мы давно планировали это совещание. Сначала на июль - но в июле Президент страны Владимир Путин собрал всех руководителей регионов, и мы договорились с Президентом республики, что перенесем совещание на август. Тема изначально была - социально-экономическое развитие региона, где важнейший вопрос, это вопрос культуры. Важнейший, но далеко не единственный.

Перечень проблем я сформировал с ваших же слов, он не закрытый. Присутствовавший на встрече заместитель главы правительства тоже согласен с этим перечнем и кое-что в него добавил. Вчера мы разговаривали с Президентом Леонидом Маркеловым о ситуации в республике. Я ему сказал, что у меня сложилось понимание, что нужно сделать. Он ответил, что полностью согласен, и добавил свои предложения к тому, что нужно сделать. У меня не возникло ощущения, что нужно что-то разруливать. Федеральная власть должна подключаться тогда, когда спорная или конфликтная ситуация является не только проблемой республики. Нельзя, чтобы на это тратила деньги только республика. Развитие финно-угорской культуры, это богатство России в том числе, всего финно-угорского мира. Давайте сделаем программу того, что нужно сделать, определим источники финансирования и будем договариваться, что часть средств дает республика, часть - федеральная власть (мы попробуем это заложить в целевых программах, я готов этим заниматься), а часть - пусть возьмут на себя финно-угорские страны. Они подтвердили, что готовы процентов по 10 на каждый такой проект выкладывать. Кроме того, на той же ярмарке социальных проектов мы выделяли в прошлом году деньги на направление этнофутуризма.

Моя точка зрения, что нужен совместный согласованный план, я увидел, что все к этому готовы, разногласий нет никаких.