Областная газета "Биробиджанская звезда" в материале "Там, за облаками" обращается к теме прогнозирования землетрясений. Газета рассказывает, что ученый из Еврейской автономной области уверена - прогнозировать землетрясения можно с помощью метеорологических спутников.

В эти дни по всему Дальнему Востоку проходят учения МЧС, главная задача которых проверить готовность органов местной власти оказать помощь своим соседям в случае природной катастрофы, например, землетрясения. Для этой цели на дальневосточных территориях создаются или уже созданы специальные мобильные отряды со своей техникой - автомобилями, экскаваторами, бульдозерами, готовые к переброске в район бедствия.

Активность спасателей объясняется тем, что по прогнозу, сделанному недавно отечественными специалистами, в конце 2005 года в районе Камчатки и Курильских островов возможно землетрясение силой до 7 и выше баллов. Еврейская область, кроме сформированного уже из внутренних резервов мобильного отряда, предоставила в распоряжение МЧС и уникальный в своем роде научный опыт.

Руководство дальневосточных спасателей попросило спрогнозировать сейсмическую ситуацию в районе возможной угрозы научного сотрудника института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, кандидата географических наук Лидию Морозову. Лидия Ивановна известна узкому кругу людей тем, что еще в 1994 году получила патент "на способ определения тектонической активности территории в реальном масштабе времени по метеорологическим снимкам". Проще говоря, ученый уверена, что может, с большой долей вероятности предсказать землетрясение на основе изображений, сделанных со спутников.

Сейсмологи-профессионалы относятся к работам Лидии Ивановны скептически. Ведь даже сама она называет себя не иначе, как "пришельцем в сейсмологию", так как начинала научную деятельность с физики атмосферы. Что, впрочем, не помешало ей подготовить к защите докторскую диссертацию на "спорную" тему, опубликовать несколько статей в научных журналах СССР и России, стать действительным членом Нью-Йоркской академии наук. И 25 лет подряд, работая в самых разных научных заведениях, анализировать сотни снимков, каждый раз убеждаясь в своей правоте и пытаясь убедить в этом окружающих.

Как известно, для того, чтобы сделать почти невозможное - краткосрочный прогноз землетрясения - необходимо учитывать массу факторов. В том числе и не прямых. Таких, как, например поведение животных, изменение состава и уровня подземных вод выделение подпочвенных газов и многое другое. Лидия Морозова убеждена, что одним из важнейших таких факторов является поведение облачного покрова над территорией, которой грозит землетрясение.

То, что процессы, проходящие в земле и атмосфере, связаны между собой, ученые знали давно. Многие пытались объяснить, с помощью чего в слоях атмосферы формируются явно аномальные - четко прямолинейные - гряды облаков, протянувшиеся на сотни и даже тысячи километров. В 70-х годах прошлого века профессор П.В.Флоренский обнаружил, что эти гряды висят точно над тектоническими разломами земной коры А в 1979 году молодой сотрудник Саратовского института геологии Лидия Морозова, изучая многочисленные спутниковые снимки линейных облаков, обнаружила интересную закономерность.

"Облачный покров можно ведь сравнить с чаинками в кружке с кипятком, - говорит Лидия Морозова. - Если поболтать ложечкой, они будут двигаться в воде по кругу или по плавным кривым и никогда не выстроятся в прямую линию. Почему же облака формируются в прямые и такие длинные отрезки, почему в облачной массе образуются четкие углы?". Тогда Морозова стала изучать снимки, полученные спутником в районе ядерных полигонов в советском Семипалатинске и китайском Лоб-Норе. Оказалось, что после 9 из 12 подземных взрывов в небе над полигонами в облаках появились уже знакомые аномалии.

С тех пор изучение связи процессов, происходящих в литосфере и атмосфере Земли, стало делом всей жизни Лидии Морозовой. Несмотря на явно снисходительное отношение к этой работе со стороны ведущих сейсмологов страны. На вопрос, почему никто до нее не обратил внимания на эту зависимость, Лидия Ивановна отвечает всегда просто: "Все смотрели в разные стороны". Сейсмологи - на фотографии земной поверхности (чем меньше облаков, тем лучше), а метеорологи, естественно, только на облака. А многие современные открытия как раз делаются на стыке двух наук. "Морозовский" метод сейчас активно изучается не только региональным управлением МЧС, но и специалистами российского центра "Антистихия", действующего в тесном контакте со спасателями.

Областная газета "Биробиджанская звезда" в материале "Кто занял мое место" сообщает, что теперь поступить в профессиональные училища Биробиджана могут не все желающие. Для многих детей учеба в ПУ - это последний шанс получить профессиональное образование. Одного желания учиться мало - нужны хорошие оценки в аттестате и добротная характеристика от школьных учителей. Поэтому конкурсный отбор проходят далеко не все.

В связи с постановлением правительства России учреждения начального профессионального образования переданы в ведение регионов и на финансирование бюджетов. Многие ПУ по стране стали сокращать. В Еврейской автономии на содержание училищ требуется ежегодно 150 млн рублей. Для небольшого региона это большие деньги. Поэтому этим летом было закрыто ПУ-4, а в других училищах пересмотрен учебный план и список специальностей - некоторые были вычеркнуты как нерентабельные (например, кому сегодня на работу требуются секретари-машинистки и бухгалтеры со средним профобразованием?).

Выпускники школ потянулись в другие ПУ и буквально завалили приемные комиссии своими заявлениями и аттестатами зрелости. В конце августа ажиотаж достиг своего пика - сотрудники училищ говорят, что такого не было никогда. У преподавателей появилась возможность выбирать лучшее из предлагаемого. Впрочем, принять всех желающих просто невозможно, учебно-материальная база и инженерно-педагогические кадры учебных заведений ограничены.

Есть и другие причины роста спроса на начальное и среднее профобразование. После введения в стране системы Единых государственных экзаменов многие школьники решили не продолжать учебу в 10-11 - классах, считая, что не потянут итоговое тестирование. ЕГЭ отпугнул всех двоечников и троечников, и они вынуждены были пойти в училища и колледжи. А тут как раз сокращение. В высшие учебные заведения этим детям дорога тоже закрыта. Тут даже деньги родителей не помогут, если нет аттестата о среднем образовании.

Есть только один выход ехать учиться в районы. В училищах ЕАО конкурса при наборах в принципе нет. Места хватит и на городских детей. Кстати, рабочие профессии Еврейской автономии требуются не меньше интеллектуальных. По данным управления по труду правительства ЕАО, до 2010 года в различных сферах трудовой деятельности дополнительно потребуется более 5 000 специалистов. Из них - большинство с начальным и средним профобразованием. Так что чем обернется сокращение ПУ, еще не известно.

С другой стороны, можно предположить что сложившаяся ситуация пойдет профессиональному образованию на пользу - ведь берут в училища теперь только лучших. Но преподаватели настроены скептически. Подростки и их родители до сих пор еще тянутся в приемные комиссии с просьбой принять документы. Например, в биробиджанском ПУ-1, специальности которого, пользуются большой популярностью у молодежи, при возможности набрать 28 человек вынуждены принимать документы у 35 человек. А остальным просто отказывают. Училище-то не резиновое.

Директор ПУ-1 Ольга Семчук говорит, что качество знаний выпускников школ ухудшается с каждым годом. У многих детей оценки в аттестатах явно завышены. Существуют и льготные категории поступающих, например, сироты, документы которых приемные комиссии обязаны брать без конкурса. Остается надежда только на то, что молодежь, наконец, поймет, что учиться хорошо сегодня как никогда необходимо.