Вступление в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ будет отложено до 1 января 2009 г. Это решение поддержали почти все члены комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления (один воздержался) на заседании комитета 19 сентября, посвященном обсуждению законопроекта, содержащего поправки в этот закон, сообщает парламентский корреспондент ИА REGNUM.

Заседание комитета прошло с участием представителей правового управления Администрации президента РФ, правового управления Госдумы, Министерства финансов, Министерства регионального развития РФ и Центризбиркома, а также экспертов.

Как выразился в ходе обсуждения председатель комитета Владимир Мокрый, 131-й закон - не является самоцелью; это часть реализации концепции разграничения полномочий между уровнями власти в России. "Субъекты настояли, чтобы им дали право регулировать перечень полномочий муниципальных образований, и мы разрешаем субъектам определять порядок решения вопросов местного значения", - сказал он.

В переходный период, который путем внесения соответствующей поправки в текст Федерального закона предлагается распространить до 1 января 2009 г., субъект Федерации своим законом определяет порядок решения вопросов местного значения поселений, то есть на этот период он вправе предоставить поселениям ограниченный перечень полномочий. Соответствующий закон должен быть принят до 1 января 2006 г. С этого дня в течение переходного периода указанные законы субъектов Федерации принимаются не позднее, чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года. Законом субъекта Федерации можно увеличить объем полномочий для муниципального района. Для городских округов такой возможности не предусмотрено.

Принципиальным, по мнению Владимира Мокрого, является, что все положения 131-го закона применяются с 1 января 2006 г., а не с 2009 г., но в соответствии с законами субъектов Федерации, которые определяют степень готовности муниципальных образований к осуществлению своих полномочий.

В ходе обсуждения член федерального политсовета СПС Борис Надеждин задал вопрос: "Что будет, если регион не примет закон до января 2006 г."? Председатель комитета подтвердил опасения экс-депутата относительно того, что субъект может не передать ни одного полномочия на поселенческий уровень, но отметил, что эта норма вводится осознанно, и субъект должен нести политическую ответственность за ситуацию, которая сложится в местном самоуправлении на его территории.

Комментируя корреспонденту ИА REGNUM эту ситуацию, Борис Надеждин заявил, что никаких полномочий до 2009 г. у поселений не будет. "Законопроект не дает однозначного ответа на мой вопрос. С одной стороны, закон вступит в силу с 2009 г., значит, до этого времени муниципальные образования ничего не делают. С другой стороны, поселения осуществляют полномочия в том виде, в котором они сейчас существуют", - объяснил он. "Мой прогноз - большинство регионов не успеют принять законы о полномочиях. 180 тысяч депутатов и около 30 тысяч глав муниципальных образований останутся без обещанных полномочий", - уверен Надеждин.

Следующий блок поправок, которые обсуждались на заседании комитета, касался районных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Предлагается, чтобы в переходный период не часть как предусмотрено действующей редакцией закона, а все средства районных фондов финансовой поддержки поселений при формировании бюджетов муниципальных районов распределялись с использованием показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых на плановый период доходов и расходов бюджетов поселений. Что касается региональных фондов поддержки муниципальных районов (городских округов), то, согласно предлагаемым поправкам, они также могут распределяться с использованием фактических или прогнозируемых расходов и доходов бюджетов районов (округов) в следующем порядке: в 2006 г. в размере до 100% всех средств фондов; в 2007 г. - до 80%; в 2008 г. - до 50%.

Комментируя эти поправки, Владимир Мокрый сказал: "Мы даем право на переходный период субъектам ориентироваться на фактическую бюджетную обеспеченность местного самоуправления, а не на те методики и нормы, которые прописаны в Бюджетном и Налоговом кодексах".

Следующий вопрос - вопрос собственности. Напомним, что до сих пор Правительство не подготовило порядок распределения собственности между федеральными, региональными и местными органами власти. По словам Владимира Мокрого, его не будет и в ближайшее время, до конца этого года. Таким образом, разграничение собственности отодвигается на 2008 - 2009 гг. В связи с этим в ст. 85 131-го закона вносятся поправки, которые устанавливают сроки безвозмездной передачи имущества субъектов Федерации в муниципальную собственность до 1 января 2008 г. вместо 2006 г., федерального имущества в муниципальную собственность до 1 января 2007 г., вместо 2005 г., муниципального имущества в собственность субъектов Федерации и Российской Федерации до 1 января 2008 г., вместо 2006 г. Более того, как пояснил председатель комитета, во избежание ситуации, складывающейся во многих регионах, например, в Ставропольском крае, когда регион передает имущество в муниципальную собственность и перестает за него платить, а муниципальное образование еще не зарегистрировало права собственности на него и не может платить за это имущество, вносятся дополнительные положения, разрешающие в переходный период безвозмездное использование имущества для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

Предлагается также изменить норму о сроке проведения съездов муниципальных образований -не ограничивать субъекты федерации сроком до 1 января 2006 года.

Ряд поправок также вносятся в Бюджетный и Налоговый кодексы. Председатель межбюджетного департамента Минфина Антон Силуанов уточнил, что в условиях несформированной налоговой базы, муниципальный район сможет формировать свои финансовые отношения с поселениями в течение переходного периода. "Муниципальный район сможет определять свои взаимоотношения без статистики, без налоговой базы", - сказал он.

Законопроект, внесенный Михаилом Гришанковым и группой депутатов различных фракций, принятый в первом чтении 8 июля, был доработан с учетом поправок, подготовленных депутатами Госдумы и законодательных органов субъектов Федерации. К настоящему моменту в таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, вошли 26 поправок. 41 поправка рекомендована к отклонению.

Данный законопроект планируется вынести на рассмотрение палаты в среду, 21 сентября. Затягивать больше нельзя, считает председатель комитета: "У субъектов нет ясности, а бюджетный процесс уже начался. Времени очень мало; пока закон отдадут на подпись Президенту, будет уже октябрь. У регионов останется всего два месяца на работу", - подчеркнул Владимир Мокрый. С ним согласился Антон Силуанов: "Субъекты не принимают даже свои бюджетные законы, так как они ждут поправок, принятых хотя бы во втором чтении".