2005 год выдался юбилейным для всех четырех непризнанных республик на постсоветском пространстве. После Приднестровья и Нагорного Карабаха 20 сентября с особым размахом свое пятнадцатилетие отмечает Южная Осетия. Что представляет собой на сегодняшний день вступающая в пору зрелости республика? Каковы успехи и достижения, которые представит своему народу югоосетинский лидер Эдуард Кокойты за год до начала очередной гонки за президентское кресло? Каково сегодня лицо республики? Что сделано, а что еще предстоит...

Российский форпост

Ориентация республики на Россию очевидна: только за последние 2 года, а именно с приходом к власти Эдуарда Кокойты, большинство населения Южной Осетии получило российские паспорта и российские пенсии, и по заявлению югоосетинских политиков, этот процесс будет продолжен, а возможно и завершен в 2005 году. В самой Южной Осетии ничего противоправного в принятии российского гражданства не видят. Основной аргумент - принятый госдумой РФ закон о поддержке соотечественников за рубежом, согласно которому граждане бывшего СССР, не пожелавшие принять гражданство другого государства, имеют право стать гражданами России, а также статья конституции Южной Осетии, позволяющая иметь статус двойного гражданства. Нелишне отметить, что именно на основании данного факта Южная Осетия, впервые с момента провозглашения независимости, приняла участие в выборах в Госдуму РФ в декабре 2003 года и в выборах Президента РФ 14 марта 2004 года. Значительные изменения произошли и в кадровой политике Южной Осетии. Достаточно отметить, что несколько ведущих постов занимают люди, непосредственно приехавшие из России: это министр обороны Южной Осетии Анатолий Баранкевич, министр внутренних дел Михаил Миндзаев, и, наконец, назначенный совсем недавно председатель Правительства Юрий Морозов. Естественно, Грузия на всевозможных уровнях не раз выражала возмущение по поводу присутствия "руки" Москвы в Южной Осетии. Ответ осетин звучит весьма убедительно: сама глава МИД Грузии Саломе Зурабишвили является гражданкой Франции, а раз так, то почему суверенное, независимое государство, коим является Южная Осетия, и в котором проживают подавляющее большинство граждан РФ, не может пригласить на работу к себе людей с российским гражданством. Преданность России присутствует также и в массах. Достаточно просмотреть югоосетинскую прессу, или просто побеседовать с людьми на улице, чтобы понять настроения людей. Как ни парадоксально, блокада, которую предприняла Грузия по отношению к Южной Осетии, а также прошлогодний неудавшийся блицкриг, лишь усугубили и без того негативное отношение осетин к своим южным соседям. Явно обозначилось, что без России у Осетии просто нет будущего. Сегодня равнение на российские планки ставится все более реальным в Южной Осетии: в последнее время югоосетинскому правительству удалось добиться значительных успехов в плане повышения зарплат и пенсий. Так, с ноября прошлого года уровень заработной платы в Южной Осетии повысился более чем в 3 раза: сегодня средняя зарплата в Осетии составляет порядка 1000-1200 руб. Существенные изменения произошли и в пенсионной системе: пенсионная реформа Российской Федерации коснулась также жителей Южной Осетии - если ранее размер югоосетинских пенсий составлял 280 руб., то теперь эта сумма равняется 900 рублям. Весьма значительно представлена также и гуманитарная помощь, которую предоставляет российская сторона. Это мука, сахар, крупы, консервы, сухие пайки, сгущенное молоко, медикаменты, постельное белье, медицинский и школьный инвентарь, дизель-генераторы и многое другое. Южной Осетии также были выделены средства на ремонт подземных коммуникаций, замену кровли в многоэтажных жилых кварталах Цхинвали, ремонт школ. Поступила помощь и по линии образования - учебники для средних школ.

Ежегодно согласно программе Российской федерации по поддержке соотечественников за рубежом, федеральное агентство по образованию выделяет Южной Осетии определенную квоту мест в вузах РФ. Следует также отметить, что Конституция Южной Осетии построена по аналогу Российской Федерации, с незначительными изменениями, с учетом местной специфики. Кроме того, в Южной Осетии действуют законы, также построенные по российскому аналогу. Это касается прежде всего судебной, налоговой, административной и других систем.

Взаимодействие Юга и Севера

Исторически югоосетины связывают себя с северными. Одним из главных направлений внешнеэкономической деятельности Южной Осетии является интеграция, углубление политических, экономических, культурных и иных связей с РСО - Аланией.

И сейчас, несмотря, на разделенность Юга и Cевера Большим Кавказским хребтом, югоосетины имеют многочисленные родственные связи с Северной Осетией. Проблема разделенного народа - основной аргумент в борьбе за независимость и воссоединение со своими северными братьями. Это является и основным отличием Южной Осетии от Абхазии. На протяжении последних 15 лет, то есть после развала СССР, Север и Юг Осетии не раз договаривались о сотрудничестве, но подобные соглашения носили чисто декларационный характер. Южная Осетия, как "бедный родственник", не пользовалась особенным авторитетом и правами у своего северного брата. 2003 год можно считать годом, когда началось реальное задействование программы социально-экономической интеграции двух Осетий. По утверждению экс-премьер-министра Южной Осетии Герасима Хугаева, это первая выработка механизмов взаимодействия между Севером и Югом за последние 10 лет. Сказать, почему именно сейчас в РСО - Алании созрели предпосылки для взимодествия с Южной Осетией, сложно. Возможно, этому способствовал авторитет в российских кругах югоосетинского лидера Эдуарда Кокойты. Во Владикавказе был создан департамент по связям с Южной Осетией, а его руководитель Николай Макоев, одновременно занял должность заместителя председателя правительства Южной Осетии. Были подписаны соглашения в промышленной и сельскохозяйственной сферах, а также договора меду отдельными районами РСО-Алании и Южной Осетией. Было проведено несколько встреч правительств двух республик. Департамент содействовал выработке договора между Кабардино-Балкарией и Южной Осетией. В 2004 году был подготовлен план совместных мероприятий Пригородного района РСО-Алании и Цхинвальского района Южной Осетии, что предусматривало проведение мероприятий в области развития образования, культуры, здравоохранения и спорта, оказание методической помощи, организация семинаров и командировки для преподавателей. Однако, летняя эскалация напряженности, в эпицентре которой оказался, прежде всего Цхинвальский район Южной Осетии, помешала полному осуществлению намеченных планов. Чтобы то ни было, контакты есть и остаются, в том числе и экономического характера. В Российской Федерации и прежде всего в Северной Осетии есть люди, которые выразили желание инвестировать в экономику Южной Осетии. Речь идет прежде всего о таких наиболее привлекательных отраслях, как разработка местного сырья, выпуск минеральной воды, деревообрабатывающая промышленность. Однако, для того, чтобы реально развивать экономику, надо умело использовать свои собственные ресурсы. Ведь прежняя экономическая система дезорганизована, связи нарушены, поступление сырья извне связано с большими материальными расходами, - вот почему, по мнению югоосетинских экономистов, необходимо разрабатывать, в первую очередь, свои источники: гидроэнергетический потенциал, богатые лесные ресурсы, которые до сих пор нерационально используются. Есть возможность развития и пищевой промышленности. Перспективное направление - развитие Квайсинского рудоуправления, в которое инвестирует Уральская горнометаллургическая компания. Она же помогает возрождению цхинвальского завода "Эмальпровод", размещая там заказы. В развитии промышленного производства Южной Осетии заинтересованы предприятия Северной Осетии. Так, на одном из самых крупных цхинвальских заводов, "Вибромашина", в этом году будут выполнять заказы ОЗАТЭ и вагоноремонтного завода, Цхивальский автобусоремонтный завод уже выполнил часть заказов из Северной Осетии. Кроме того, в 2004 году при содействии Северо-Кавказского НИИ горного и предгорного хозяйств в Джавском районе Южной Осетии был организован опорный пункт по производству семян картофеля на безвирусной основе. В этом году, по заявлению начальника департамента по Связям с ЮО Николая Макоева, контакты в данном направлении расширятся. Североосетинская сторона примет долевое участие в выращивании семян кормовых культур и разведении племенного, крупного рогатого скота для Южной Осетии на опытно-селекционных участках. Однако, нелишне отметить, что существенным препятствием экономического взаимоотношения двух республик останется упомянутая выше проблема таможенных процедур на границе. Если пассажиры томятся на границе по несколько часов, то у перевозчиков грузов это может занять несколько дней. Есть ли выход из сложившейся ситуации? По утверждению Макоева, "российское таможенное доказательство считается одним из самых либеральных в мире. До тех пор, пока Южная Осетия не будет признана как независимая Республика, эта граница будет существовать. Она перестанет существовать лишь тогда, когда Южная Осетия войдет в состав России". Нам кажется, что эти слова как нельзя ярче вырисовывают основную проблему, которая существует между Севером и Югом Осетии.

Экономические связи между Югом и Севером, то усиливающиеся, то затухающие, вновь активизировались с приходом нового председателя правительства РЮО Юрия Морозова. Российский нефтяник - промышленник считает, что рудники, лес и вода - три кита, на которых следует строить экономику Южной Осетии. Сегодняшние отношения двух Осетий показывают насколько тесные политические и экономические связи у двух республик.

Рудники: имеется соглашение, подписанное президентом Южной Осетии и ОГМК "Холдинг" из РСО - Алании. Учитывая, что в России действуют очень жесткое законодательство по драг. металлам, югоосетинская сторона считает необходимым скорейшее решение вопросов, связанных с лицензированием на проведение взрывных работ, на провоз взрывчатых веществ и драг. металлов через границу. Серьезные намерения у Южной Осетии в плане привлечения инвесторов для производства минеральной воды и переработки леса. В этом плане правительство Южной Осетии ведет переговоры с Северной Осетией, где планируется создание заготовительного пункта, затем лес будет вывозиться во Владикавказ для мебельной промышленности. По подсчетам югоосетинских экономистов, это прибыльное дело. Уже подготовлено инвестиционное соглашение, которое должно быть одобрено парламентом. Планируется, что 51% прибыли достанутся республике, а 49% -инвестору.

Сельское хозяйство. Практически все вопросы в этой отрасли решаются с участием североосетинских коллег - министра сельского хозяйства Северной Осетии Роберта Зассеева, заместителя председателя правительства Виктора Темиряева. Североосетинские коллеги предлагают создать в Южной Осетии опорный пункт по садоводству и предлагают бесплатно поставлять саженцы яблони, винограда, семенной материал картофеля. Намечены и другие мероприятия.

Промышленность: наблюдается тесное сотрудничество с участием заместителя председателя правительства Сергея Дзантиева. Подписаны соглашения о сотрудничестве, в частности, о поставке североосетинскими предприятиями заказов на два самых крупных в Южной Осетии завода - "Вибромашина" и "Эмальпровод". Эксклюзивным дистрибьютором завода "Электровибромашина" на территории Российской Федерации и стран СНГ является ООО "ОбщеМашКомплект".

В ближайшее время в Северной Осетии также должен быть создан фонд помощи соотечественникам, имеется в виду из Южной Осетии. Кроме того, сотрудничество наблюдается и в сфере строительства. Строительные бригады из Северной Осетии будут строить здание пенсионного фонда Южной Осетии. Одновременно, в ближайшее время начнется реконструкция здания Национального банка в Цхинвали.

Экономическое положение и векторы развития экономики Южной Осетии

Разрушительные процессы, имевшие место полтора десятка лет назад, нанесли серьезный урон экономике края, и, как следствие, предприятиям. Как в результате любого вооруженного конфликта, тяжелый удар пережили средства производства, техника, сельское хозяйство, инфраструктура. Были демонтированы промышленные предприятия, разграблены основные фонды многих организаций, что, в свою очередь, привело к существенному сокращению рабочих мест и отрицательному балансу миграционных процессов. Разрыв хозяйственных связей промышленных предприятий Южной Осетии и перекрытие в результате грузино-абхазского конфликта Закавказской железной дороги усилило процесс изоляции Южной Осетии и ее промышленности от внешнего мира. Как следствие всего этого, в настоящее время не функционирует ни одно проф.тех. училище, слаба инженерная подготовка, порой отсутствуют основные средства производства, квалифицированные кадры, финансовые средства...

Основные промышленные предприятия Южной Осетии - Багиатский наливочный завод, завод "Электровибромашина", завод "Эмальпровод", пивоваренный завод и механический завод. Остальным же предприятиям - Цхинвальскому комбинату, Швейной фабрике, мясокомбинату не обеспечен запланированный рост производства из-за отсутствия спроса на выпускаемую продукцию, устаревшего оборудования. Они убыточны. К этому приводит низкий уровень использования производственных мощностей, что ведет к недопустимо высокой фондоемкости и амортизациеемкости выпускаемой продукции. Неудовлетворительным является и менеджемент. Попытки изменить ситуацию к лучшему до недавнего времени особых успехов не имели. Министр экономики, назначенный Эдуардом Кокойты, Руслан Плиев, известный в банковских кругах России, который планировал задействовать промышленный потенциал ЮО, используя свои российские связи, осуществить эти планы не успел: трагическая гибель Плиева летом 2004 года помешала налаживанию производства, привлечению инвестиций, и осуществлению других задумок. В декабре 2004 года на пост министра экономики был назначен 33-х летний Александр Кокоев, ранее занимавший пост главы Комитета по налогам и сборам. Выпускник экономического факультета северо-осетинского госуниверситета, занимавший различные должности в МВД Южной Юсетии, в органах налоговой полиции, Кокоев, используя свой российский опыт, стал одним из наиболее прогрессивных министров. Считая, что развитие мелкого и среднего предпринимательства способны поднять экономику ЮО на ноги, Кокоев занялся разработкой гибкой системы предпримательства. Не остался без внимания молодого руководителя и промышленный комплекс. Кокоев настроен серьезно разобраться с фактами распродажи части оборудования промышленных предприятий Южной Осетии. В отличие от остальных югоосетинских экономистов, которые считают, что сегодня большая приватизация предприятий ЮО нежелательна, Кокоев, намерен провести приватизацию с использованием опыта других стран. По его собственному утверждению, он ратует за акционирование промышленных предприятий Южной Осетии, так, чтобы контрольный пакет находился бы у государства. По мнению Кокоева, таким образом, удастся избежать того, чего так опасаются югоосетинские экономисты в случае объявления приватизации предприятий ЮО, а именно грузинские компании, которые закупят их, преследуя определенные цели, могут довести предприятия до банкротства. На наш взгляд, необходимо выделить также два фактора, из-за которых продолжает оставаться актуальной проблема убыточности промышленных предприятий Южной Осетии - это ужесточение экономических санкций по отношению Южной Осетии со стороны Грузии и жесткий таможенный режим между Севером и Югом Осетии. Причем, ввиду того, что вопрос статуса Южной Осетии по-прежнему остается открытым, оба перечисленных фактора будут продолжать оставаться актуальными.

Южная Осетия и Грузия

Можно с уверенностью сказать, что сегодня грузино-осетинские отношения крайне натянуты. Грузию чрезвычайно раздражает пророссийская ориентация своей бывшей автономии и ее постоянные заявления о суверенитете и независимости. Все последние шаги, предпринятые Саакашвили, для "обуздания" осетин успехом не увенчались. Политика "кнута и пряника" оказалась явно не дальновидной. Помня уроки истории, осетины весьма сдержанно отнеслись к высокопарным заявлениям грузинского лидера о том, какие перспективы ожидают Южную Осетию, дай она хоть малейший повод на согласие вновь оказаться в составе Грузии, пусть хоть в качестве автономии с самыми широкими правами. Не помогли подарки в виде удобрений, пенсий и гуманитарной помощи, ни выработка различных моделей урегулирования конфликта, ни проведение международной конференции в Батуми. Резкому отчуждению осетин от всего "грузинского", на наш взгляд, способствовали несколько тактических ошибок, которые допустил Саакашвили.

Южная Осетия, вне всякого сомнения, имеет довольно выгодное геополитическое расположение. Транскавказская автомагистраль, или Транскам, единственная дорога, связывающая Южную Осетию с Россией, во все времена являлась главным источником бюджетных поступлений Южной Осетии, своеобразным локомотивом экономики. Конечно, подобная "привязка" Республики к дороге жизни, вызывала немало скептических заявлений. Оно и понятно: исходя из международного опыта, для экономики крайне опасно, если таможенные сборы составляют более 20% бюджета страны.

Именно с Транскама, а точнее распределения контроля над прохождением грузов начало свой "диалог" с югоосетинскими властями новое руководство Грузии. Однако, условие установления совместного контрольно-пропускного пункта на Транскаме Южная Осетия не приняла. Таким образом, весь товар, поступающий из России на территорию непризнанной Республики был объявлен незаконным, а вся продукция поступающая в Грузию из Южной Осетии - контрабандной. Усилиями Михаила Саакашвили был закрыт огромный с многомиллиардным торговым оборотом оптовый рынок на границе между Южной Осетией и Грузией. Это нанесло достаточно серьезный ущерб экономике Южной Осетии. Значительно сократился объем грузооборота на Траснкаме, и соответственно бюджетные показатели. По словам, нового премьер-министра Южной Осетии Юрия Морозова, в результате экономической блокады бюджет Южной Осетии уже потерял 90 млн. рублей. Уменьшилось и число предпринимателей - с 1050 до 600. Данный факт объясняется тем, что именно на совместном оптовом, или как иначе называют, Эргнетском рынке (который был расположен близ населенного пункта Эргнети) была задействована основная часть югоосетинских предпринимателей - многочисленных торговцев, работников общепита, владельцев небольших столовых, транспортников. Сейчас люди стараются переориентироваться и наладить внутреннее производство, но многие уезжают.

Однако, по общему заявлению югоосетинских экономистов закрытие Эргнетского рынка негативным образом отразилось и на Грузии, т.к. постоянными клиентами оптового рынка являлись жители Горийского, Карельского, Хашурского районов Грузии, предприниматели Тбилиси, Кутаиси и других городов. В различные регионы Грузии с Эргнетского рынка вывозились продукты питания и первой необходимости. Теперь же провоз контрабандной продукции строго воспрещен, и в случае нарушения его попросту отбирают, даже если речь идет о ничтожно малых количествах.

При этом пострадали и грузинские предприниматели. Сегодня даже в грузинском обществе к инициативе Саакашвили о закрытии эргнетского рынка относется сдержанно. По мнению многих грузинских политологов, рынок надо было закрывать, но не так резко и сразу, а постепенно. Что касается югоосетинских экономистов, то они констатируют такой факт - после прекращения вывоза грузинскими предпринимателями продукции из Южной Осетии цены на продукты в городах Тбилиси, и др. значительно поднялись. К тому же на смену российской продукции пришла низкокачественная иранская и турецкая мука. Не зря Турция стоит на втором после России месте по торговому обороту с Грузией, и основная часть продукции, завозимой в Грузию из Турции - это продукты питания, в больших количествах поступавшие с Эргнетского рынка.

Следующим крайне ошибочным шагом Саакашвили, который на наш взгляд отбросили далеко назад налаживание грузино-осетинских взаимоотношений - это попытка грузинских властей взять летом прошлого года Джавские высоты в Южной Осетии. Летнее противостояние между грузинами и осетинами в 2004 году часто сравнивают с конфликтом, который имел место в начале 90-х годов, и последствия которого живо представлены в памяти каждого осетина, который имел к нему хоть какое-то отношение, прямо или косвенно. Учитывая национальные особенности и осетинский менталитет, по мнению историков, осетины не прощают нанесенные обиды. В связи с этим вспоминается один анекдот, часто бытующий в Осетии. Прошло 100 лет, и спустя 100 лет осетин отомстил за свою кровь. И когда его спросили: "А чего же ты ждал 100 лет?", он ответил: " А куда мне было торопиться? " - очень ярко показывает дух нации. После прошлогоднего грузинского блицкрига, миф Саакашвили о мирном урегулировании с осетинами был развенчан окончательно. Если сегодня провести опрос общественного мнения в южной осетии, то, вне всякого сомнения, грузинский президент займет первую строчку в графе политических неудачников. Сегодня, ни одному заявлению Михаила Саакашвили осетины не верят.

Внутренний расклад сил и дальнейшее развитие событий

Сегодняшняя Южная Осетия является республикой с сильной президентской властью. Последние достижения президента Эдуарда Кокойты - повышение зарплат и пенсий, выдача российского гражданства, ремонт Транскавказской автомагистрали и др. - укрепили его рейтинг в югоосетинском обществе. Президент популярен в народе и пользуется всеобщей любовью. Это и ряд других факторов, приведенных ниже, объясняют тот факт, что на сегодняшний день у Кокойты, по крайней мере, в Южной Осетии, нет сколь-нибудь значимого соперника, который составит ему конкуренцию на будущих президентских выборах. Понятно, что для формирования оппозиции нужно определенное время, а она формируется вяло, и этому есть ряд причин. Во-первых, президент предпринимает достаточно решительные и, по мнению абсолютного большинства осетинских политиков, правильные шаги в области внешней политики, и эта политика не вызывает нареканий. Кроме того, нынешняя обстановка в Южной Осетии не благоприятствует созданию оппозиционных партий и течений. Все, кто согласен с политикой президента и даже кто не согласен с ней, понимают, что должны сплотиться перед угрозой возможной агрессии. Что касается внутренней политики, возможно именно в этом вопросе прослеживаются некоторые расхождения, особенно по части некоторых кадровых назначений. Но, по существу, это не является глобальным вопросом для Республики. Поэтому, в обозримом будущем серьезной оппозиции Кокойты в Южной Осетии не предвидится, по крайней мере до тех пор, пока президент не допустит грубых ошибок, прежде всего в области внешней политики. Сейчас, когда Республика находится в состоянии "ни мира, ни войны", внимание каждого в Южной Осетии приковано именно к внешней политике президента, и сильная президентская власть призвана сконцентрировать все силы и возможности государства на решении главной проблемы.

Однако, на наш взгляд, сегодня проблема вероятной войны с Грузией проступает все менее отчетливо. Естественно, что Грузия не собирается так просто сдавать свои позиции, но на наш взгляд, методы и формы давления будут предприняты уже иные. Возможно, после прошлогоднего безрезультатного военного демарша сегодня Грузия будет делать ставку на выдавливание главного патрона Южной Осетии - России. Предпосылки для ведения подобной тактики выявлены уже давно - грузинская сторона обвиняет миротворцев в несостоятельности в деле предотвращения последних инцидентов, которыми так богато уходящее лето. Речь идет, конечно, о похищениях жителей зоны конфликта. Кроме того, Грузия громогласно обвинила миротворцев в провозе контрабанды, одним словом, просто в несостоятельности. Тот факт, что на предстоящем ближайшем заседании смешанной контрольной комиссии Грузия, наконец, потребует пересмотра мандата миротворческих сил, ярко говорит о том, что за своего "гаранта мира и стабильности", Южной Осетии надо будет бороться, даже если речь и не пойдет о полном выводе российских частей из Южной Осетии. Пересмотр мандата миротворцев, несомненно, является прелюдией к многоактной опере под названием "Урегулирование грузино-осетинского конфликта", в которой в скором будущем, вполне возможно, по заявлению Нино Бурджанадзе, уже появятся новые игроки - ЕС и США. Как развернутся события в этом направлении, будет понятно уже в ближайшее время.