Сегодня, 22 сентября, на одном из эстонских интернет-сайтов организован сбор подписей под требованием снести памятник "Бронзовый солдат", расположенный в таллинском районе Тынисмяги. Этот памятник организаторы сбора подписей считают символом "советской оккупации". Комментируя по просьбе корреспондента ИА REGNUM этот призыв, директор Русского института Эстонии и один из руководителей Совета русских общин Эстонии Михаил Петров заявил, что "Бронзовый солдат" не является ни символом оккупации, ни символом освобождения: "Фактически это надгробие, установленное на месте захоронения 13 советских воинов, 12 мужчин и одной женщины, погибших в период с 20 по 24 сентября при освобождении Таллина. Кстати, память о медсестре Ленине Моисеевне Варшавской должна была бы волновать и еврейскую общину Эстонии тоже".

Говоря о неуместности придания памятнику иного "символического содержания", Петров заявил корреспонденту ИА REGNUM, что у памятника, который является первым значительным произведением эстонского социалистического реализма, есть только одно практическое назначение: "Это надгробный памятник. Сама бронзовая фигура свидетельствует о том, что он не оккупант, а воин, в глубокой скорби склонившийся над могилой павших товарищей. Таких памятников оккупантам не ставят нигде. По проекту памятник должен был находиться у самой могилы, но было принято решение Таллинского горисполкома о трансформации места захоронения в площадь Освободителей, и памятник был отнесен от могилы почти на тридцать метров вглубь сквера".

Петров заявил, что располагает документами, подтверждающими факт захоронения, в частности, копией хранящейся в архиве таллинской мэрии карты 1945 года, на которой отмечена братская могила на Тынисмяэ, копией решения Таллинского горисполкома о проведении конкурса на лучший проект надгробного памятника и справками из архива Министерства обороны РФ в Подольске с указанием места захоронения. "Те, кто призывают перенести или ликвидировать памятник, должны помнить, что это и надгробный памятник, и часть городской истории, и произведение эстонского искусства", - подчеркнул он.

Петров утверждает, что во время реконструкции Тынисмяги осенью 1994 года были украдены бронзовые плиты с именами погибших солдат. Факт осквернения могилы криминальная полиция проигнорировала, поскольку в эстонской прессе появились сообщения о том, что плиты были демонтированы группой энтузиастов, обещавших позже передать их в музей оккупации Эстонии. Ликвидация самих надгробий позволила перенести линию тротуара в сторону памятника, и теперь братская могила частично находится под троллейбусной остановкой. По словам Петрова, уже в 1995 году, при посадке лип, на глубине всего 50 сантиметров было вскрыто захоронение, которое, согласно отчету археолога, хранящемуся в городском архиве, датировано серединой ХХ века. "В архиве утверждают, что находка не получила должной оценки, поскольку некий российский дипломат будто бы заявил о ее несвоевременности. Сегодня посольство РФ готово оплатить археологические раскопки на месте захоронения", - сказал Петров. Он также напомнил, что во время "политической реконструкции" памятника в 1994 году были ликвидированы надгробия, а несколько лет спустя на самом монументе вместо плит с названиями частей, освобождавших Таллин, появились плиты с надписью "Погибшим во Второй мировой войне". По мнению Петрова, это изменило в глазах общества статус памятника и позволило придать ему новый, отличный от первоначального, смысл. Для одних памятник стал "оккупантом", а для других - "нашим Алешей".

Говоря о мероприятиях, проходящих 22 сентября в Таллине, Петров заявил: "Принести цветы к могилам воинов - святое дело, но в очередной раз состоится возложение цветов к "бронзовым сапогам", которые без могилы не имеют никакого смысла. Если кому-то хочется ликвидировать памятник, то ему сначала придется вернуть на место братской могилы надгробия".

Отметим, к 17 часам по местному времени под интернет-призывом к сносу памятника на Тынисмяги собрано 117 подписей. В списке имен к этому моменту появилась всего одна русская фамилия.