Об итогах своей поездки в город Щучье Курганской области, где с 2001 года проводятся работы по уничтожению запасов химического оружия, рассказали 27 сентября на пресс-конференции в Москве адвокаты правового центра "Родник", представляющие интересы жителей города в судебном разбирательстве по их иску к Правительству РФ, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, работы по уничтожению содержащего фосген химического оружия категории 2, хранящегося в пос. Плановый Щучанского района, было начато в 2001 году на территории в/ч 92746 г. Щучье в соответствии с федеральной целевой программой "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации". Всего, согласно программе, на территории района предполагалось уничтожить 27,8% от общего объема запасов химического оружия страны. В то же время, согласно постановлению Правительства РФ № 523 от 14 июля 2000 года, территория Щучанского района была полностью включена в границы зоны защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов хранения и уничтожения химоружия для проведения необходимых мероприятий по обеспечению безопасности населения и охране окружающей среды.

По словам председателя общественной организации "Правовой центр "Родник" Юлии Якель, подобный комплекс защитных мероприятий, предусмотренный федеральным законом "Об уничтожении химического оружия", в Щучанском районе проведен не был из-за бездействия властей как регионального, так и федерального уровней, вследствие чего жители района были вынуждены обратиться в суд с неоднократными исками о защите их прав. Последним из таких исков стал принятый к рассмотрению 11 ноября 2004 года Пресненским районным судом г. Москвы иск "о признании незаконным бездействия высших органов власти по вопросам обеспечения безопасности, защиты здоровья граждан, охраны окружающей среды и реализации мероприятий в социальной сфере". На этот раз исковое заявление было составлено юристами правового центра от имени заявителей - 95 жителей Курганской области.

"Мы считаем, что за невыполнение положений закона и постановлений Правительства по программе уничтожения химического оружия несут ответственность высшие органы власти, прежде всего, Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по чрезвычайным ситуациям и другие министерства и ведомства", - заявила адвокат правового центра, кандидат юридических наук Екатерина Хмелева. - Органы местного самоуправления говорят, что они никоим образом не влияют на выбор подрядчика производимых работ и не могут контролировать его действия. Действительно, в соответствии с федеральной целевой программой контроль за реализуемыми мероприятиями должны осуществлять высшие органы власти. Поэтому мы считаем, что именно они ответственны за нарушение прав жителей Щучьего".

По ее словам, неделю назад адвокаты ездили в Щучье, чтобы на месте оценить ситуацию и встретиться с представителями местных органов власти. "Мы вынуждены констатировать, что целый ряд прав, определенных законом и их реализация, предусмотренная федеральной программой, не исполняются на практике", - заключила Екатерина Хмелева. Адвокат констатировала, что защитные меры не выполняются как с точки зрения охраны здоровья населения, так и в социальной сфере, опережающее развитие которой в зоне защитных мероприятий предусмотрено законом. В частности, она рассказала, что диагностический центр, в задачи которого входит постоянный контроль здоровья населения, в действительности работает как районная поликлиника, причем из всего необходимого оборудования присутствует только один флюорограф, а штат медицинских работников набран из состава медиков районной больницы и без того укомплектованного только на 50% при численности населения района в 15 тысяч человек. По словам медиков, никакого систематического обследования населения в этих условиях не ведется. В больнице отсутствует достаточное количество антидотов на случай химического поражения, а у тех медицинских препаратов, что есть, давно просрочен или подходит к концу срок годности. Население не обеспечено средствами индивидуальной защиты, если не считать пункта выдачи противогазов, закрытого в момент приезда адвокатов по неизвестной причине. Кроме того, по словам директора местной школы, в распоряжении администрации нет не только защитных костюмов, но даже плана эвакуации детей в экстренном случае. "Мы не знаем, куда бежать в случае чего", - передает адвокат слова директора школы.

Кроме того, Екатерина Хмелева отметила катастрофическое состояние транспортных и социально-бытовых коммуникаций ранее вполне благополучного районного центра. "Я не понимаю, как они там живут - без воды, без света, без канализации", - говорит адвокат. По ее словам, подвалы городских домов буквально затоплены фекалиями, улицы города перерыты и зияют открытыми дырами открытых люков, газопровод существует только в виде отдельных, не связанных друг с другом отрезков труб, а ближайшая к больнице остановка пассажирского транспорта находится в 7 км от нее.

"В связи с этим мы требуем в суде от органов власти исполнения всех тех мер, которые записаны в нормативных и законодательных актах, а также возмещения морального вреда, причиненного жителями, - рассказала адвокат. - Сами же жители считают, что на них уже поставлен крест". В такой ситуации суд является последней возможностью, чтобы права этих людей были защищены, считает она.

По словам Екатерины Хмелевой, очередное заседание суда по рассмотрению иска жителей г. Щучье к органам власти состоится 3 октября. Большинство предыдущих заседаний, отмечает она, были отложены из-за неявки представителей ответчиков, в частности, Министерства здравоохранения и социального развития, Федерального медико-биологического агентства и Министерства по чрезвычайным ситуациям, которое на заседания суда "не является в принципе".

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, присутствовавшие на пресс-конференции представители ответчиков, в частности, Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия пытались опровергнуть некоторые заявления ее организаторов, утверждая, что те распространяют неверные сведения, однобоко толкуют нормативные акты или апеллируют не к тем постановлениям Правительства, которые в данном случае надо использовать. В частности, спор возник из-за терминов "санитарно-защитная зона", выселению из которой подлежат все проживающие в ней люди, и "зона защитных мероприятий", население которой не выселяется, но подвергается комплексу защитных мероприятий. "Мы не говорим о том, что выселение из зоны защитных мероприятий предусмотрено законом, это граждане требуют у государственных органов рассмотреть вопрос об их отселении оттуда. И вопрос заключается в том, смогут ли граждане через суд убедить в этом государственные органы", - считают адвокаты истцов. "Это другая постановка вопроса, - парировали представители ответчика. - В таком плане вы можете половину страны у нас отселить из зоны особо опасных производств".

Кроме того, не пожелавший назвать свое имя и должность представитель Федерального агентства по промышленности упрекнул сотрудников правового центра "Родник" в попытке косвенного давления на суд путем организации пресс-конференции накануне судебного заседания. Тем не менее, в ответ на предложение сопредседателя Международного социально-экологического союза, члена Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Святослава Забелина о возможной организации совместной протокольной встречи под эгидой Совета, на которой представители экологов и заинтересованных министерств и ведомств могли бы обсудить эти вопросы и выяснить, соответствуют ли распространяемые ими сведения духу и букве закона, он заявил: "Данное предложение будет рассмотрено в Федеральном агентстве по промышленности".