В эти дни (с 27 по 30 сентября 2005) в Москве проходит важное для российского ТЭКа заседание межправительственной российско-греческой комиссии, где ключевые министры двух стран рассматривают перспективы проекта нефтепровода Бургас-Александруполис.

Очевидно, что эта встреча является продолжением политической инициативы (и закулисного торга), которую предприняли в последнее время правительство Греции в России в ходе официального визита в Россию премьер-министра Костаса Караманлиса и его встречи с президентом Владимиром Путиным, а также болгарские и российские чиновники, которые обсуждали проект с Путиным во время визита последнего на Афон. Во время обоих визитов были подписаны определенные программы действий на будущие годы.

Этот нефтепровод является важным стратегическим проектом для всех стран, которые в нем участвуют, для России же это существенное решение относительно проблемы задержек нефтяных танкеров в проливах Черного моря.

В соответствии с уже готовым обоснованием, инициаторы предлагают построить трубопровод с проектной протяженностью трассы 280 км, диаметром 36 дюймов с двумя насосными станциями. В систему войдет терминал в Бургасе с возможностью приема танкеров грузоподъемностью до 150 тыс. тонн и хранилищами нефти на 450 тыс. кубометров. В Александруполисе намечается смонтировать выносное причальное устройство для приема танкеров грузоподъемностью до 300 тыс. тонн, а на берегу - нефтехранилище на 650 тыс. тонн.

Начальная мощность трубопровода планируется на уровне 35 млн. тонн в год с возможностью увеличения до 50 миллионов. Ориентировочная стоимость проекта строительства нефтепровода (с учетом роста стоимости стали) - порядка 783 млн. евро. Правительство Греции уже обещало предоставить проекту грант на сумму 100 млн. евро. Соотношение заемных и собственных средств планируется как 80:20. Срок кредита - 16 лет с отсрочкой по выплатам на два года. Внутренняя доходность проекта - 15 %.

История проекта следующая. В начале ноября 2004 Россия, Греция и Болгария парафировали меморандум о принципах строительства нефтепровода. В первой половине декабря этого же года в ходе встречи между президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом намерение продвигать проект нефтепровода Бургас - Александруполис было включено в текст совместного плана действий на 2005-2006 годы.

В конце января 2005 Россия, Греция и Болгария создали инициативную группу компаний, которой была поставлена задача предоставить возобновившему деятельность трехстороннему рабочему комитету технико-экономическое обоснование проекта. В феврале 2005 года координатором инициативной группы компаний стала ТНК-ВР. При этом изменился и состав участников проекта. С российской стороны сейчас в строительстве нефтепровода принимают участие ТНК-ВР, "ПИК-ТИСЭ", "Стройтрансгаз", "Газпром", ЛУКОЙЛ, "Роснефть" и "Транснефть". Греческую сторону представляют компании Hellenic Petroleum, Prometeus Gas, Latsis Group; болгарскую сторону представляет компания Универсальный терминал (Бургас).

9-10 марта 2005 трехсторонний комитет одобрил представленное инициативной группой компаний технико-экономическое обоснование проекта. 12 апреля 2005 года между правительствами России, Болгарии и Греции был подписан меморандум о сотрудничестве, который устанавливает основные тарифы на уровне менее 1 доллара за баррель. Также меморандум устанавливает параметры налогообложения для трубопровода.

В результате вышеназванных событий можно сказать, что на сегодня успешно завершилась первая фаза - подписаны необходимые соглашения, выражающие принципиальную волю правительств поддержать строительство нефтепровода. Как заявил в последнем интервью РИА "Новости" замминистра иностранных дел Греции Эврипидис Стилианидис: "Теперь мы пригласили к участию в проекте международные компании. Они обсуждают друг с другом создание компании, которая занялась бы строительством и эксплуатацией нефтепровода. Это решение имеет чисто коммерческий характер и, конечно, обсуждение будет происходить на уровне рынка. При этом политическое руководство будет поддерживать перспективы переговоров. Мы ждем результатов этого обсуждения".

"С того момента, как определится коммерческая структура, которая будет строить и эксплуатировать нефтепровод, его строительство будет, я думаю, очень недолгим, - предположил Э.Стилианидис. - Думаю, проект может быть завершен за полтора-два года, начиная с того момента, когда мы определимся со структурой компании-подрядчика".

Что интересно, министр считает, что само строительство будет недолгим, потому что местность для проекта выбрана легко проходимая, технических проблем нет, ландшафт преимущественно равнинный, а протяженность нефтепровода очень небольшая по сравнению с другими альтернативными проектами.

Это правда, что проект отличают низкие политические риски, поскольку маршрут проходит по территории двух государств - члена и кандидата в члены Евросоюза и имеет правительственную поддержку. Риски технического и технологического характера также сведены до минимума, поскольку документация проработана международной компанией ILF и дополнительно подвергнута экспертизе специалистами "Гипротрубопровода".

Хотя экологические риски, особенно в районе Александруполиса, требуют дальнейшего анализа на этапе реализации, финансовые риски невелики. Реализация проекта в зоне ЕС и правительственная поддержка обеспечивают ему высокий кредитный рейтинг.

По оценке российской рабочей группы, годовой эффект для российской нефтяной отрасли за счет разницы в стоимости транспортировки по трубопроводу и через турецкие проливы составит около 1 млрд. долларов, а дополнительный косвенный эффект для российских экспортеров - 200-500 млн. долларов в год (если нефть пойдет на рынки США и Азии, то снизятся поставки в Европу, где российские поставщики страдают от дисконтирования).

Но нельзя сказать, что у проекта нет недостатков. Помимо достоинств есть и свои подводные камни. Предполагается, что, взяв на себя значительную часть расходов, оцениваемых в 800-900 млн. долларов, российские компании смогут претендовать на контрольный пакет акций будущего нефтепровода. Однако требование контроля над стратегическим нефтепроводом, проходящим по территории двух суверенных государств, до сих пор не вполне отвечает представлениям правительств Греции и Болгарии о проекте. Именно по вопросу о разделе акционерного капитала может в результате не быть единства, столь необходимого России. Кулуарная торговля и вытягивание льгот и уступок друг у друга пусть уже не на принципиальном, но вполне серьезном среднем уровне будет продолжаться еще долго.

Кроме того, не безвредным может оказаться присутствие в группе "Транснефти". Ее руководство не переставало твердить, что маршрут Бургас-Александруполис экономически невыгоден и вряд ли осуществим. И, как сказано выше, "Транснефть" до недавнего времени лоббировала альтернативный вариант - фракийский нефтепровод по турецкой территории. Хоть по этому вопросу позиция компании сейчас и изменилась, этот партнер может изрядно подпортить шансы трансбалканского проекта, на словах выступая в его поддержку.

Третье препятствие - конкуренция с другими инфраструктурными начинаниями. Правительство пока не может понять, хватит ли в России нефти, чтобы заполнить проектируемый трубопровод Тайшет-Перевозная, пока в Восточной Сибири не разведают и не освоят новые запасы. "Транснефть" всячески старается дискредитировать идею строительства экспортного терминала в районе Мурманска, опасаясь, что у нее не хватит нефти для Балтийской трубопроводной системы с терминалом в Приморске. За нынешние и будущие объемы экспорта уже идет нешуточная борьба, и расширение экспорта через Черное море может серьезно подорвать перспективы строительства других нефтепроводов.

Некоторые сомнения в реалистичности инициатив российских нефтяников вызывает и другой фактор. Действенной и публичной готовности участвовать в продвижении трансбалканского проекта пока не высказывают те, кому он мог бы пригодиться в первую очередь: партнеры по Каспийскому трубопроводному консорциуму и другие экспортеры из Казахстана.

Именно перспективы бурного роста экспорта нефти из этой страны, а также из Азербайджана заставляют российские нефтяные компании пускаться на поиски новых экспортных путей через Мурманск и Тихий океан. На средиземноморских рынках им будет трудно тягаться с каспийской нефтью и по качеству и себестоимости, включая транспортные издержки. Может получиться так, что, проложив на свои средства трубопровод в обход Босфора, Россия в чем-то проиграет.

Во-первых, не исключено, что себестоимость российской нефти, доставленной с двумя дополнительными перевалками в Средиземноморье, будет неоправданно высокой по сравнению с казахстанской нефтью, которая пойдет напрямую по освободившемуся Босфору. Во-вторых, и через новую трубу может пойти в основном нефть Казахстана, которая окажется более востребованной на средиземноморских рынках. А сбор денег за транзит - вовсе не обязательно достаточное утешение для нефтяных компаний России.

Совокупность перечисленных факторов не дает пока возможности со стопроцентной уверенностью говорить о конечном успехе проекта Бургас-Александруполис. Одним из возможных объяснений "проталкивания" этого проекта со стороны российского Минпромэнерго может быть желание как-то повлиять на иностранные корпорации в Казахстане, которые грозят сейчас вообще лишить Россию идущей транзитом нефти и отправить ее по новому маршруту через Азербайджан.