Пару дней назад замминистра обороны Армении Артур Агабекян заявил, что Армения закупила 10 истребителей. Он не назвал модели самолетов и страну-производителя. Армянские СМИ сообщили, что купленные самолеты - это новые СУ-27 российского производства. Причем, куплены они в Словакии.

Как сообщает азербайджанское агентство TURAN со ссылкой на информированные военные источники, "среди купленной летательной авиатехники лишь 2-3 машины являются самолетами СУ-27, остальные - это СУ-25, а также несколько боевых вертолетов МИ-24". Но даже если это так, продолжает агентство, сам факт приобретения столь серьезного вооружения нуждается в серьезном анализе. "Прежде всего, это означает серьезный и крайне недружественный акт в отношении Баку со стороны Москвы. Известно, что новые самолеты СУ-27 производятся только в России (в Комсомольске-на-Амуре), и Словакия здесь могла быть только посредником. Что касается СУ-25 и МИ-24, то речь идет об уже использованных машинах, которые также могли быть приобретены в России. Торговля оружием в России, как и во многих странах, это прерогатива государства, а значит проявление государственной политики. Продавая столь серьезное вооружение Еревану, Москва прекрасно осознает, что существенно усиливает военный потенциал Армении", - пишет TURAN.

Далее агентство продолжает: "однако, не менее интересна коммерческая сторона этого вопроса. Дело в том, что СУ-27 это один из самых дорогих самолетов, стоящих 20 млн. долларов. Ясно, что у Армении таких средств нет. Зачем же Москва делает такой подарок? Как говорится, здесь возможны варианты. Нет сомнений, что подобный жест может означать только одно - давление на Баку. Этот шаг может быть ответом на сближение Азербайджана с HАТО, его готовность к дальнейшему военному сотрудничеству с США. В частности, за согласие реализовать проект Casрian Guard". Известно также, что высокопоставленные российские чиновники сами торгуют оружием, используя подставные или партнерские фирмы в Словакии. Наконец, согласно договору ОДКБ, Россия может продавать вооружение членам этого договора по низким ценам. Что касается тактико-технических данных СУ-27, то использовать такие машины в Армении очень трудно из-за малой территории страны. Истребителям трудно набрать высоту и маневрировать, и именно поэтому в советское время строительство военных аэродромов в Армении было сочтено нецелесообразным (недавнее крушение "легкого" истребителя МИГ-29 в Армении, который врезался в гору, - лишнее тому подтверждение). Изначально СУ-27 были предназначены для боевых вылетов вдоль бесконечных границ СССР в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Сибири. Эти самолеты никогда не базировались в Закавказье, где им было "тесно". Поэтому, наличие СУ-27 в Армении - пока скорее психологический, нежели военный фактор. Тем не менее, это вовсе не означает, что воевать с этой машиной в нашем регионе нельзя. Это, как резюмирует упомянутое агентство, - многоцелевой самолет, предназначенный для уничтожения воздушных и наземных целей.