12 октября в Москве состоялась презентация аналитического доклада "Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов" на одноименной конференции, организованной ассоциацией в защиту прав избирателей "ГОЛОС", в ходе которой ведущие эксперты в области избирательного права, политологи, юристы и общественные деятели, а также представители органов государственной власти обсудили некоторые из положений доклада, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Доклад подготовлен "Независимым институтом выборов" - российской некоммерческой научно-исследовательской организаций, объединяющей ученых и специалистов в сфере публичного права. Среди авторов - доктор юридических наук, профессор Алексей Автономов, кандидат юридических наук Андрей Бузин, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации Александр Иванченко и другие.

В самом докладе и в ходе его обсуждения были проанализированы наиболее серьезные расхождения российского законодательства и правоприменительной практики с международными стандартами, в том числе связанные с обеспечением свободной конкуренции и честного подсчета голосов. Отталкиваясь от многочисленных случаев нарушений, отмечалось, что чем ниже уровень выборов, тем в большей степени они отклоняются как от международных стандартов, так и от норм, закрепленных в российском законодательстве. При этом, подчеркивается, что само российское избирательное законодательство отличается бессистемностью, возникшей из-за появившихся в разные годы многочисленных наслоений, из-за противоречий избирательных законов регионального и федерального уровней и из-за систематического принятия новых законодательных актов под очередные выборы.

"Закон должен быть краток, чтобы его могли запомнить несведующие люди, - напомнил собравшимся слова римского философа и государственного деятеля Луция Сенеки профессор Московского городского педагогического университета, доцент юридических наук, Феликс Рудинский. - Непонятно, для кого написаны эти законы - для граждан, которые должны их применять, или для профессоров права, потому что разобраться во всех этих хитросплетениях чрезвычайно сложно". По его подсчетам, в настоящее время в области избирательного права действуют около 270 законов - по три на каждый из субъектов федерации, не считая законов федерального уровня.

"Все ныне действующие избирательные законы федерального уровня были приняты для каждого случая выборов отдельно", - продолжил тему секретарь Союза журналистов России, доцент юридических наук Михаил Федотов. Он перечислил законы, специально принятые для президентских выборов 1991, 1996, 2000 и 2004 года и парламентских выборов 1995, 1999, 2003 года. "Отсюда следует ожидать, что к 2008 году нам следует ожидать появления нового закона о выборах президента Российской Федерации, в депутатов в Госдуму мы будем избирать в 2007 году по закону, принятому в 2005. Складывается ощущение, что законодатель воспринимает законы о выборах как акты с ограниченным сроком действия", - заключил юрист.

По мнению многих участников конференции, за последние два года изменения в российском избирательном законодательстве оказались направленными не на исправление его недостатков, а, напротив, способствовали еще большему отдалению российских выборов от демократических стандартов. "Все последние изменения в нашем избирательном законодательстве имеют одну четко сформулированную задачу - всеми силами избежать политической конкуренции, - считает эксперт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский. - Если власть всеми силами организует политическую монополию, то было бы очень наивно ждать, что эта монополия не будет организована уже при проведении выборов этой власти. И эта задача последовательно решается на всех этапах выборов - начиная с выдвижения кандидатов и сбора подписей до отмены результатов выборов".

Для исправления создавшейся ситуации эксперты предлагают комплекс мер, как срочных, так и направленных на перспективу. Среди первых, в частности, рекомендация по установлению на выборах любого уровня заградительного барьера не выше 5%, запрет на отказ избранного кандидата от получения мандата, формирование избирательных комиссий субъектов РФ законодательными органами субъектов без участия руководителей исполнительной власти, отсрочка на несколько лет требования о минимальной численности партий в 50 тыс. человек, гарантии недопущения отказа в регистрации кандидата на основе незначительных и формальных нарушений, а также отказ (по крайней мере, на ближайшее десятилетие) от полного перехода на пропорциональную систему на выборах депутатов ГД РФ и депутатов представительных органов регионального и муниципального уровня. Кроме того, эксперты считают необходимым восстановление института наблюдателей, выдвигаемых общественными организациями и объединениями.

"Мы не оставляем попыток создания широкомасштабной системы гражданского контроля за ходом выборов даже в условиях того несовершенного избирательного законодательства, которое мы имеем, - заявила председатель Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества Элла Памфилова. - Это играет важную роль не только в самом процессе выборов - если наши чиновники будут знать, что их в любой момент могут схватить за руку, многие остерегутся эту руку запускать туда, куда не следует". "Я и мои коллеги из общественных организаций будем выходить на высшую власть, на президента и будем жестко отстаивать нашу позицию", - пообещала она.

Среди мер, направленных на перспективу, авторы доклада перечисляют разработку единого Избирательного кодекса РФ с правом внесения поправок и дополнений в него только после их широкого обсуждения общественностью, восстановление права граждан избирать высших должностных лиц субъектов РФ, создание подлинно заявительной системы регистрации граждан по месту реального жительства, а также обеспечение материальных и правовых условий в стране для деятельности независимых СМИ.

В противном случае, по мнению президента фонда "Информатика для демократии" Георгия Сатарова, неразрешимые в рамках ныне существующих законных процедур противоречия между стремлением общества к независимости и справедливости и стремления власти к политической монополии и бесконтрольности приведут к консолидации оппозиции и поискам ею незаконных процедур для достижения своих целей. "Демократия призвана для того, чтобы обеспечивать преемственность - либо правил игры, либо правил по изменению правил игры, - считает он. - Как только эта преемственность подменяется преемственностью клана, а вместо игры по правилам начинается игра с правилами, то сразу происходят две вещи: клан не достигает той стабильности, которую он хочет этими методами достигнуть, а сопутствующий взрыв может привести к нарушению уже существующих правил правовой преемственности. И это сейчас главная угроза для России".