Москультпрог или Московские культурологические прогулки - культурное начинание, существующее на основе неформального сообщества преимущественно молодых интеллектуалов разных специальностей, в последние годы приобрел широкую известность в городе. Его участники регулярно собираются вместе, чтобы пройтись по тому или иному району города и послушать рассказ историков, архитекторов или краеведов, которые показывают москвичам настоящую Москву - не открыточную, а живую, настоящую, много пережившую и помнящую много больше того, что помнят ее нынешние обитатели. Участники Москультпрога учатся видеть город не просто как скопление зданий или среду обитания, но как организм, жизнь которого неотрывна от жизни населяющих его людей.

С корреспондентом ИА REGNUM побеседовал основатель и бессменный организатор Москультпрога историк, кандидат филологических наук Сергей Никитин.

ИА REGNUM: Скажите, Сергей, сколько уже лет Москультпрогу?

Смотря как считать. Первые прогулки в узком составе прошли в 1996-97 гг., а в нынешнем формате - среднее количество 80-100 человек на прогулке - мы существуем с 1998 года, когда у нас появились афиши. Поначалу они вывешивались в вузах и в тех местах, где мы планировали проводить прогулки, чтобы оповестить местных жителей. Потом нам стали помогать СМИ. Уже несколько лет прогулки анонсирует "Эхо Москвы" и интернет-портал "Архитектура России". Репортажи с акций показывали по телевидению РТР ("Вести - Москва"), "Культуре", ТВЦ и "Столице", а также зарубежные телеканалы.

ИА REGNUM: Все началось с дружеской компании, которая просто гуляла по городу и приглашала к себе знакомых, или Москультпрог с самого начала замышлялся как некий культурный проект?

В самом начале никакого большого проекта не было. Был круг друзей, в то время студентов истфака МГУ и РГГУ. Среди нас были как москвичи, так и немосквичи, но никто из нас тогда не занимался специально Москвой; все мы просто любили этот город, и как-то так получилось, что мы начали по нему ходить вместе. У меня с детства был интерес к архитектуре 1920-х - 30-х гг.; это время меня очень сильно увлекало и продолжает увлекать, поэтому первые публичные прогулки касались архитектуры этого времени. А самая первая большая прогулка была посвящена русской ротонде. В отличие от большинства прогулок Москультпрога, в ней использовалось еще и такое средство передвижения как метро для того, чтобы посетить ротонды, расположенные в разных районах города. С тех пор мы метро во время прогулок не пользовались за исключением совсем недавнего случая - прогулки по первой ветке Московского метро - Сокольнической.

Постепенно круг знакомств расширялся, к нам стали приходить новые люди и среди них все больше авторов различных интересных городских исследований - отсюда и разнообразие прогулок. Я специально освоил технические аспекты составления маршрута - учился у Марины Авдониной, одного из лучших методистов "Интуриста".

Сложились несколько направлений: первое - фронтальный показ достопримечательностей одного района. Многим запомнились "Басманный треугольник" с Натальей Домашневой и "Улица Бахрушина" с Александром Фроловым. Вторая линия - когда мы показываем объекты определенной эпохи (например, "Занимательная "Электрозаводская" была посвящена архитектуре и повседневной жизни этого района в 1920-30-е гг.). Третью линию проекта можно обозначить как "Биография одного дома" (есть такая прекрасная серия книг) - например, новый, неоконструктивистский дом на улице Хачатуряна показывал архитектурный критик Сергей Хачатуров; вскоре в таком же жанре мы покажем церковь Знамения на Шереметевом дворе. Помимо этого есть линия, которую мы условно называем ЖЗЛ - жизнью замечательных людей, она менее развита, поскольку персонажи часто обитают в противоположных частях города. Примерами таких прогулок была тютчевская Москва и Москва режиссера Эйзенштейна.

Сущность Москультпрога составляют прогулки монографические, которые делаются искусствоведами, архитекторами, историками, краеведами - людьми, которые долгие годы занимаются изучением того или иного памятника или района. Такие прогулки для меня имеют очень большое значение. Я стараюсь следить за новыми исследованиями в области истории архитектуры и истории Москвы и привлекать к организации прогулок авторов самых интересных и свежих работ. Но главное достоинство Москультпрога, на мой взгляд, это то, что мы встречаемся с теми людьми, которые осуществляют современные городские исследования, часто нетрадиционные, о которых иной раз узнать больше неоткуда.

ИА REGNUM: То есть установка Москультпрога не просветительская, а исследовательская, ваши прогулки рассчитаны на подготовленного человека со вкусом к размышлениям и анализу?

Да, мы рассчитываем прежде всего на таких людей. Я всегда прошу не называть то, что мы делаем, экскурсиями, потому что это не экскурсии. Это место встречи авторов исследований с их читателями, людьми, которые заинтересованы в городе. Мы стараемся в минимальной степени дополнять то, что говорит автор прогулки - в основном, это касается некоторой базовой информации, которая, как мы предполагаем, нужна нашим слушателям.

И все же, когда все начиналось, для меня это был вызов самому себе. Приходили люди, которых я не знал, они могли задать любой вопрос, и я должен был или ответить, или сказать "не знаю". Вопросы иногда бывали сложные, а иногда простые - "Что такое конструктивизм?", например. Я рад, что Москультпрог был и остается большим антиснобским проектом, в котором несмотря на высокое качество материала уместны и подобные вопросы.

В этом заслуга проекта - людям с большим уровнем компетенции можно лично задать любой вопрос. Ситуация как на научном семинаре: отвечая, ты сам можешь что-то для себя сформулировать, а если вопросов нет, то это плохой признак, это значит, что твой доклад никого не тронул. Например, после прогулки по Ходынке, докладчик признался мне, что больше всего ему понравились дополнения слушателей и сама атмосфера доброжелательного диалога.

ИА REGNUM: Как вы находите ведущих для своих прогулок?

Большинство ведущих прогулок это архитекторы и исследователи. Некоторых приглашаю я, некоторые сами проявляют инициативу. Но иногда в нашем проекте принимают участие и известнейшие деятели культуры - архитектор Михаил Хазанов, культуролог Владимир Паперный, ведущий "Эха Москвы" Сергей Бунтман или поэт Дмитрий Пригов. Прогулка по Беляеву, посвященная истории этого района 1970-х годов, образу жизни и общению обитавшей там советской интеллигенции, которую он провел, на мой взгляд, была одной из самых интересных не только по содержанию, но и благодаря тому, что Пригов превращает то, что он делает, в некий перфоманс. На москультпрогулке по Замоскворечью я познакомился с историком и журналистом "Известий" Рустамом Рахматуллиным, и в этом году он провел в Москультпроге две прогулки: одну как исследователь городских метафизических связей ("На улице Косыгина") и одну как местный житель (Белый вечер "Лось и Краска").

Иногда будущие ведущие находятся самым неожиданным образом. Например, работая над своим архивным исследованием в Италии, я познакомился с тележурналистом Михаилом Шифриным, который снимал там документальный фильм об истории русско-итальянских связей. Оказалось, что он является блестящим знатоком Москвы, хотя ничего не пишет и никому в таком качестве не известен. Мы договорились о сотрудничестве и вот спустя два года после нашего знакомства сделали вместе прогулку по Ходынскому полю. Поскольку Ходынка так велика, что ее пешком не обойти, Москультпрог сел на велосипеды. Это была наша первая велосипедная прогулка, и велокраеведение всем очень понравилось. Теперь на очереди - велосипедные Марьино и Рязанский проспект. Это будет весной.

ИА REGNUM: Кто из исследователей кажется вам наиболее интересным и близким по духу Москультпрогу?

Интересно современное. В данный момент, для меня интересна группа исследователей, которые проявляют себя практически только в интернете. В интернет-краеведении (будем называть его так условно - по месту нахождения) есть несколько любимых тем. Первая из них - метро. Достаточно сказать, что сайт Метро.Ру Артемия Лебедева - одна из самых ярких краеведческих публикаций последнего времени; на бумаге ничего подобного нет и не уверен, что получится. Серьезные наработки по этой тематики у Юстаса и Молота. Очень большой интерес в интернете к русскому модерну. Сайт "Архитектура московского модерна" Дениса Ромодина в значительной степени опережает "бумажные" разработки этой темы.

Полагаю, что самые интересные исследования интернет-краеведения связаны именно с теми темами, которые лежат вне сферы традиционного краеведения и искусствоведения. Эти темы пока еще не попали на научные конференции, про них не прочтешь на бумаге. В интернете много приятных спонтанных краеведческих сюжетов: люди вспоминают детство, не только архитектуру, но и повседневную жизнь того или иного места. Громадные ресурсы в посвящены "индустриальной тематике" - промышленной архитектуре и железным дорогам. Это, кстати, самые модные области исторического знания - исследования повседневной жизни и индустриальная история. Хотя, к сожалению, как профессиональный историк я должен отметить, что в большинстве случаев исследования интернет-краеведов страдают от недостаточной культуры цитирования. Не всегда авторы знакомы с литературой, которая в оффлайне.

ИА REGNUM: В чем же специфика интернет-краеведения?

Интернет это лаборатория принципиально новых методов представления информации. Его участники редко контактируют с научным краеведческим сообществом. Дело даже не в том, что они не пересекаются; я полагаю, им просто такие контакты не интересны. Интернет-краеведение это краеведение, которое почти полностью живет в интернете, обменивается информацией с помощью форумов, "живых журналов" и интернет-публикаций. Скажем, есть люди, которые интересуются историей инженерной инфраструктуры Москвы, не будучи при этом по образованию энергетиками или историками. Они по годам могут рассказать, как, например, происходила электрификация, города, собирают различные свидетельства связанные с постройкой подстанций, ЛЭП и прочим. Это очень интересная, неизбитая тема для городских исследований.

Но Москультпрог это не только профессиональные городские исследователи. У нас бывают прогулки, к которым активно подключается местное население, причем не только в качестве слушателей, а и в качестве рассказчиков, и тогда прогулка дополняется элементами устной истории. На мой взгляд, самые ценные моменты прогулок именно те, когда жители района вступают в диалог с рассказчиком, и слушателям удается ощутить взаимодействие между фольклором и научной информацией, которую сообщает специалист. Культурный образ памятника или района, которому посвящена прогулка, в этом случае приобретает дополнительные краски и глубину.

ИА REGNUM: Близость Москультпрога к интернет-краеведению говорит от том, что мы имеем дело с единым культурным процессом, в который на равных вовлекаются как те, кто сидит в сети, так и те, кто предпочитает гулять по улицам?

Да, конечно. В интернете любые интересы имеют возможность развиваться, потому что это совершенно свободная среда. Потом это переносится в наши прогулки, которые тоже совершенно свободны от ограничений, налагаемых традиционными методами изучения города.

Как и многие другие явления современной культуры Москульпрог неотделим от интернета. Несмотря на то, что у нас есть много добровольных информационных спонсоров, наш главный ресурс и мы существуем во многом благодаря тому, что существует интернет и талантливые дизайнеры - Валентин Дьяконов, Александр Гренков и Доктор. Где-то в 1999г. они предложили сделать сайт и занимаются им совершенно безвозмездно. Популярность Москультпрога и его сайта привела к тому, что в Интернете появились другие сообщества, объединяющие людей, гуляющих по городу. Большинство из их участников начинали в Москультпроге и продолжают к нам ходить. Значит, идея оказалась продуктивной.

ИА REGNUM: Сейчас ваш проект должен неизбежно столкнуться с последствиями широкой рекламы и своей возросшей популярности. Вероятно, с увеличением массовости прогулок прежняя форма устной беседы становится нефункциональной, потому что невозможно таким образом беседовать, когда вокруг говорящего стоят 150 человек?

Да, была у нас такая проблема. Когда три года назад массовость прогулок повысилась, друзья принесли мне мегафон, но моя реакция была резко отрицательной по эстетическим соображениям. Мегафон у меня ассоциировался прежде всего с митингами, пионерлагерями, милиционерами и прочим, что никак не вяжется с неформальным духом Москультпрога. И потом ведь не все приходят послушать; к нам ходят и пофотографировать. Причем часто фотографы находят такие вещи, которых все остальные участники прогулки, слушающие рассказчика, не замечают.

Все изменилось этим летом - на прогулку, посвященую московскому метро, я взял с собой мегафон, и когда почувствовал, что ничего не слышно, воспользовался им. И оказалось, что это совсем не так плохо. И докладчики вначале побаиваются мегафона, а потом привыкают. Конечно, технология может совершенствоваться, и я хочу обратиться к спонсорам - идеально было бы сделать для Москультпрога систему с радиовещанием- как в конференц-залах, когда докладчик не кричит на всю улицу в мегафон, а спокойно говорит в микрофон, а участники прогулки слышат его в наушниках. Вообще, наш проект на протяжении всего времени его существования менялся, и я очень рад, что он продолжает меняться.

ИА REGNUM: Вы ведете видео- и звукозапись своих прогулок?

Конечно, все записывается на диктофон, и материалы будут изданы. Кроме того, мы планируем сделать в Музее архитектуры им. Щусева выставку, посвященную анализу архитектуры и устной истории одного маленького московского района с использованием самых разнообразных материалов, включая видео. Смысл этой выставки - показать, как я и мои коллеги видим исследования города сегодня, в соответствии с сегодняшними вызовами. Многие вещи, которые раньше было привычно изучать при помощи книжки, сейчас требуют ощущения фактуры, живого изображения, поэтому видеодокументирование это, на мой взгляд, один из самых перспективных методов городских исследований.

ИА REGNUM: Несмотря на увеличение массовости прогулок Москультпрога, очевидно, что продолжает существовать что-то, объединяющее их участников. Во всяком случае есть нечто, сплачивающее постоянное ядро "прогульщиков", делая его не случайным сборищем, а стабильным сообществом. Но длительное устойчивое существование любого проекта или сообщества возможно только если таким образом удовлетворяется определенная общественная потребность. Глядя с высоты тех лет, которые уже существует ваш проект, какую общественную потребность вы бы назвали причиной возникновения Москультпрога?

По-моему, Москультпрог возник в ответ на потребность людей, которым было просто интересно утром в выходной день пройтись по городу, что-то обсудить и узнать что-то новое. Питерские посетители проекта рассказывали мне, что подобные прогулки были в Ленинграде в 60-е годы, правда, там гуляли всегда с одним и тем же докладчиком - у нас такое было в самом начале.

ИА REGNUM: Похоже, что такие явления возникают в определенные знаковые годы, и само их появление свидетельсвует, что достигнут определенный уровень развития общественного сознания. Неформальные сообщества и клубы по интересам, не инспирированные и не руководимые никакой определенной силой, стихийно зарождаются когда общество уже успело прожить некоторое время в условиях свободы - хотя бы относительной. Люди входят во вкус самостоятельного познания и определения отношения к окружающему миру, а это уже ни что иное как признак пробуждения гражданского общества. Интересно, что индикатором такого и судьбоносного для страны общественного явления вот уже второй раз за последние полвека оказывается именно подъем интереса к городу.

Согласен. Блестящие успехи ВООПиКа в 70-х гг., связанные с сохранением некоторых исторических районов Москвы, во многом были обусловлены тем, что специалисты тогда опирались на массовую поддержку жителей города. Потом в силу разных обстоятельств это движение угасло, и когда появился Москультпрог, вначале к нам пришли люди, которые ничего не знали про ВООПиК. А сейчас на наших прогулках появилось много людей зрелого возраста, помнящих то время.

ИА REGNUM: В деятельности Москульпрога нет никакого ретроспективизма, напротив, фактически то обновление взгляда на прошлое и настоящее города, которое привлекает к вам людей, это совершенно авангардное явление. Очевидно, это связано с тем, что методологическое обновление взгляда на то, что досталось нам от предков, и новая апроприация наследия являются необходимой базой для прорыва в будущее.

История и гуманитарное знание может и должно быть ярким и современным. Поэтому мы ищем новые, иной раз экстравагантные жанры и яркие способы подачи информации, которые заинтересуют не только исследователя, но и телезрителя и пользователя ПЭВМ. Именно поэтому - помимо традиционных "монографий" - мы проводим прогулки-перформансы с музыкой и артистами, которые так любит снимать телевидение.

Мы действительно далеки от того, чтобы противопоставлять прошлое Москвы и ее настоящее, и это считаем очень важной характеристикой нашего кружка, основной чертой москультпроговского взгляда на вещи. К сожалению, в движении за охрану памятников в России есть два крайних направления - одно поддерживает кичевую реставрацию, второе предпочитает видеть как памятник-доходяга умирает, и любоваться этим умиранием, никак не вторгаясь в подлинность. Нам интересна жизнь памятника в городе во всей ее реальной сложности - не только то, каким он был изначально, но и хроника его изменений, то как и по каким причинам отмирали какие-то функции и появлялись новые. Мы не судим; прежде всего, мы изучаем.

Но, конечно, это не значит, что у нас нет своей позиции.

ИА REGNUM: Как же сообщество Мокультпрога определяет себя по отношению к тем процессам, которые происходят теперь в Москве не только с памятниками, но с городской средой в целом?

Москультпрог - это не бизнес и не идеология. Москультпрог - это стиль. Стиль в отношениях друг к другу и стиль в отношении к историческому окружению. В основе всего для меня - взаимное уважение; то, чего не хватает нашему современному обществу. Этот стиль предполагает прежде всего корректный подход к материалу, научную добросовестность, которую я и мои друзья вынесли из университетских стен. Большинство обеспокоены новым строительством, но сентенции типа "шизофреническая архитектура" применительно к тем постройкам, которые в наше время возводятся в Москве, кажутся мне оскорбительными и бессмысленными. Мне не только неприятно это слышать, но и главным образом неинтересно, потому что человек, который оперирует такими выражениями, как правило, ничего не может объяснить. Таких людей я не приглашаю как докладчиков в Москультпрог, хотя существуют другие жанры, где я и мои коллеги считаем возможным выступать более резко и бороться против того, что мы считаем эстетически и политически неприемлемым. Нам очевидно, что терпимое - у большинства россиян - отношение к сносу зданий-памятников обусловлено чрезвычайно низкой культурой общества. Пока уважение к старине не будет усваиваться с детства как таблица умножения, мы будем терять наше наследие.

Что касается новостроек, то я с удовольствием организовал бы москультпрогулку по лужковской Москве, если появится человек, способный рассказать об этом серьезно, корректно и фундированно с архитектурной и культурологической точки зрения. Есть и очень удачные здания - пройдитесь хотя бы по Бакунинской улице, здесь у Электрозаводского дворца недавно построили офисное здание в неоклассическом стиле и роскошный гараж. Для меня очень важно, как под влиянием нового строительства меняется атмосфера в городе. Есть районы в которых ничего не снесли, а гулять там стало неприятно, и вот, напротив, на Красноармейской в районе Аэропорта нет ни одного признанного шедевра, а как же там хорошо! В новом сезоне мы туда обязательно сходим и не только туда - будут прогулки в Замоскворечье, Останкино, Сокольники, Зарядье, а также по набережным Яузы и Москвы-реки. Будет и специальный проект ко дню музеев (совместно с Мосгордумой) и, наконец, "Улица Горького" - историческая реконструкция главной советской улицы. Так что следите за рекламой на нашем сайте.