Политика

В прошлом веке сын известнейших русских поэтов серебряного века Николая Гумилева и Анны Ахматовой Лев Гумилев выдвинул теорию "пассионарности" народов. Этот термин означает способность и стремление человека к изменению окружающего мира. Каждая нация согласно Гумилеву проходит своеобразный цикл: рождение - взлёт - спад (резкий надлом) - инерционная или мемориальная фаза - смерть. Судя по архангельской прессе, наша нация находится в предсмертных конвульсиях. Характерный пример - реформа местного самоуправления. Казалось бы, эту важнейшую реформу региональная пресса должна поддерживать обеими руками. Ведь именно она способствует появлению инициативных, деятельных людей, реально способных помочь нашему северному краю. Нет, если это не проплаченный администрацией материал, местные аналитики пишут об одном: да у нас ничего не получится, мы же не Англия какая, у нас люди апатичные, скорее умрут, чем ударят палец о палец ради себя любимых. А кашку для них должно разжевать и в рот положить государство. Если оно этого не сделало - оно плохое. А потом, когда какое-нибудь особо мрачное пророчество сбывается, начинаются статьи: мы же предупреждали, что все будет плохо.

Характерный пример подобного материала - статья в "Правде Северо-Запада" "Телега впереди лошади". Основная мысль этой статьи: на дворе октябрь, а бюджеты, уставы, важные законы муниципальных образований не приняты, кадров нет. "Как сложатся взаимоотношения районной и сельской властей?", - спрашивает автор заметки, - "Не произойдёт ли простое спихивание полномочий сверху вниз без их финансового подкрепления по принципу "возьми, Боже, что нам не гоже"? Именно такой подход не раз демонстрировался во взаимоотношениях по вертикали: федерация - регионы, регион - районы и города. Не ожидает ли нас воспроизведение той же порочной практики на уровне район-поселение?"

Если так считают журналисты, то что думают обычные люди? Как пишет "Вельск-инфо" в статье "Синдром провинциальной ущербности" "Впервые мы заговорили о пресловутом "синдроме провинциальной ущербности" в середине 90-х годов в связи с дискуссией между администрацией Боровикова и "Важским краем" по поводу реального разделения властей в Вельском районе на представительную и исполнительную. Тогдашний идеолог и "серый кардинал" администрации Татьяна Дроздова суммировала господствующие настроения перепуганного и послушного вельского чиновничества: - Разве нам смотреть на Запад? Что нам Москва? Что вы все о "мировой практике" и "цивилизованных традициях" говорите! Мы в Вельске живем, а не в Москве. Ну и что, пусть у них там демократия, пусть разделение властей, свобода слова, самоуправление и все такое: Не нам, холопам, на них равняться! Мы люди маленькие, провинциалы из глубинки, не с нашим жалким умишком тянуться за цивилизацией! Как скажут сверху, так и будет. Не прикажут - не сделаем. Для нас областная администрация - царь и Бог, зачем высовываться? И кому это все нужно?" Подобная практика происходит и сейчас. Как пишет газета, сельчанам зачастую говорят: "Мы сейчас выдадим вам проект Устава вашего муниципального образования. Он подготовлен в Архангельске и централизованно разослан по всем районам. Вам предстоит его обсудить. Но хотим сразу предупредить: этот проект прошел юридическую экспертизу и полностью соответствует закону. Поэтому лучше в нем ничего не менять. Если вам что-то не понравится, и вы захотите вносить поправки, то большая вероятность того, что они не будут соответствовать закону (то есть, чиновники заранее предполагают, что народные избранники - люди заведомо безграмотные, "со скудным умишком", и не способны готовить поправки, самостоятельно читая закон). В таком случае проект Устава не будет зарегистрирован в областном правовом управлении и с 1 января 2006 года на вашей территории муниципальное образование не будет создано. А это значит, что ни вы, ни глава не смогут вступить в исполнение своих полномочий. Поэтому лучше принимайте без разговоров то, что нам прислали, а дальше видно будет".

В очередной раз у нас в стране решили, что "наверху" лучше знают, как все сделать. Выбранные люди оказывается изначально неграмотные. В то же время, как отмечает "Вельск-инфо", подготовка Устава - это первая серьезная проверка самостоятельности новых муниципальных властей.

Все же есть надежда, что грамотные люди появятся не только "наверху", но и в глубинке. Как пишет "Правда Севера" "Уже подготовлен учебный план семинара по повышению квалификации руководителей- дебютантов. Всех новоизбранных еще в этом месяце ждет очередное региональное совещание".

Экономика

Любопытно как из номера номер в архангельских СМИ кочуют "темы недели". В случае если нет достойного информационного повода, газеты его создают. На этой неделе фактически все газеты написали о стоимости проезда в городском транспорте. Тариф на проезд ЕЩЕ не повысили, а газеты УЖЕ об этом написали. Причем решение о повышении-неповышении жизненно важно лишь для считанных муниципальных предприятий. Частники спокойно обходятся и существующим тарифом. Самое любопытное, что никому в голову не приходит такой факт: повышение тарифа - это смерть для АПАП-1 и других муниципалов, в городах, где есть конкуренция. Мы живем в рыночных отношениях. И если на одном автобусе проезд стоит 6 рублей, на другом - семь, люди станут ездить там, где дешевле, то бишь у частников. Пассажиропоток у муниципалов еще больше упадет и предприятие разорится. Собственно на федеральном уровне министры не раз говорили о том, что через несколько лет весь муниципальный транспорт будет приватизирован.

Но вернемся к газетам. Чтобы привлечь внимание к делу масштабом в 1 рубль, автотранспортники решили провести забастовку. Однако через какое-то время передумали. Как пишет "Правда Севера", "забастовка отложена до второй половины ноября. По словам Игоря Плоткина, исполнительного директора Ассоциации автотранспортников, на такое решение повлияло письмо в ассоциацию мэра областного центра Александра Донского. Впрочем, изначально было понятно, что автобусы не встанут на прикол. Акцию их владельцы придумали для того, чтобы пошантажировать власти: поднимайте тариф, иначе мы остановим движение. При этом перевозчики, как неоднократно заявляли в областном департаменте по тарифам и ценам, экономически не обосновали повышение цены на билеты. А по раскладкам департамента выходит, что и 6 рублей - это много".

Кроме того, автотранспортники наконец-то приняли во внимание и экономические расчеты: в час пик предприятия собирают львиную выручку. Пассажиры же, на которых направлена акция, не особенно заметят забастовку, так как "нелегалы", которыми наводнен Архангельск, в день забастовок сделают месячную выручку.

"Правда Севера" приводит мнение мэра Архангельска Александра Донского: "Решение автотранспортников о проведении забастовки может привести к нарушению прав ни в чем не повинных пассажиров...Возможная отмена рейсов маршрутных автобусов - это грубое нарушение ст. 10 ГК РФ, в которой говорится о злоупотреблении полномочиями и возникающей при этом ответственности. Ваши действия приведут к нарушению прав третьих лиц, в данном случае - ни в чем не повинных пассажиров".

"Архангельск" попытался копнуть немного глубже и в поисках проблемы забрался в 1990-е годы. "Истоки творящегося на дорогах Архангельска хаоса кроются в событиях десятилетней давности. Тогда у руля городской власти стоял господин Герасимов. В то время и начались проблемы с АПАП - возить людей было некому, и градоначальник бросил клич: "Все, у кого есть автобус, вставайте на маршрут и спасайте ситуацию"...Клич несколько напоминает ельцинское "берите суверенитета сколько унесете". Такая политика привела великую державу к великому хаосу. Призыв Герасимова сделал ситуацию на дорогах Архангельска катастрофической.

10 лет назад мэрия предложила владельцам автобусов заключать с ней договоры на перевозку пассажиров. Это предполагало определенную плату за пользование остановочным комплексом. Однако на самом деле городская власть руку на транспортном пульсе не держала. Заключение договоров было необязательным, поскольку до сих пор единственным требованием федерального закона для перевозчиков является наличие лицензии на перевозку пассажиров...

Рост нелегальных и легальных маршрутов (сейчас в Архангельске ходит порядка 600 автобусов - это почти предел допустимого) вкупе с беспомощностью властей буквально парализовал дорожное движение, от чего страдают все. Во-первых, несогласованность действий перевозчиков между собой и мэрией привела к тому, что практически невозможно выстроить графики движения автобусов. Допустим, один сознательный перевозчик попытается соблюдать интервал в пять минут, но в это время обязательно подъедет автобус "нелегала" и заберет пассажиров. В итоге пазики наперегонки носятся за прибылью, а простые смертные на очередном вираже еще острее осознают скоротечность жизни... Одно время муниципальные власти считали панацеей введение на линии больших автобусов. Но и это не спасло положения. - Мое автотранспортное предприятие купило шесть больших автобусов - "Мерседес" и "Вольво", - рассказывает владелец одного из частных автобусных предприятий Архангельска депутат горсовета Вячеслав Широкий. - Мы поставили их на линию, но оказалось, что они нерентабельны. Если бы существовал общий график движения в пять минут - он был бы идеальным. Людям все равно, на каком автобусе ехать, поэтому ожидаемой наполняемости, а следовательно, и окупаемости большого транспорта не получилось. А раз это невыгодно, почему я должен их использовать? Считаю, что, прежде чем выпускать на линию большие автобусы, нужно создать нормальную законодательную базу".

Стоит отметить, что представитель законодательной власти депутат Широкий какое-то время назад, вопреки областному законодательству установил стоимость проезда на своих маршрутах в размере 7 рублей. После многочисленных судебных разбирательств, в том числе в арбитражном Санкт-Петербурга, суд постановил: закон един для всех, даже для депутатов. Тариф на городские перевозки не может превышать 6 рублей.

В этой связи любопытно прочитать рассуждения депутата на страницах Архангельска о том, что законы, регулирующие движение автобусов "нерабочие" и что необходимо увеличить размер штрафов для нарушителей.

Также депутат поддерживает предложение мэрии о том, что необходима транспортная схема города. "Новая транспортная схема, по крайней мере, разрешила бы проблему высокой стоимости проезда в автобусе. Учитывая данные схемы, мы сообща разработали бы целесообразные графики движения, рассчитали наполняемость автобусов, после чего можно было бы убрать лишние машины с маршрутов, - рассуждает Вячеслав Широкий. - Тогда мы смогли бы возить пассажиров не за семь рублей, а за шесть, как сейчас, причем избежали бы убытков".

Начальник управления транспорта и связи мэрии Архангельска Артем Перевертайло на страницах газеты рассказывает, что "на общероссийском уровне нет закона, определяющего порядок организации перевозок пассажиров. На областном уровне существует закон "О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области". За его нарушение предусмотрена административная ответственность. В этом году размер штрафов за нарушение данного закона был увеличен до 10000 рублей для юридических лиц и до 5000 рублей для частных предпринимателей.

На сегодняшний день муниципальная власть имеет возможность привлекать нарушителей только к административной ответственности. Я считаю, что работа нашего управления транспорта и связи должна строиться, прежде всего, в направлении создания эффективной реализации этого закона. Для этого нужно искоренять процессуальные ошибки, к сожалению, имеющие место, из-за которых часто невозможно привлечь "нелегалов" к ответственности. И все же мы постараемся сделать так, чтобы реализация закона "Об административных правонарушениях" была эффективной.

Большие автобусы возможно вводить тогда, когда все перевозчики будут работать в едином правовом поле. По оценкам управления транспорта и связи мэрии города, для решения этой задачи необходимо порядка 3-4 лет. И затем замена существующего парка на автобусы большого класса может производиться поэтапно. Этот вопрос затрагивает хозяйственные аспекты деятельности пассажирских предприятий и займет определенное время".

Любопытно, что "Вельск-инфо" считает, вопрос повышения тарифа на проезд политическим. Хотя скорее он лежит в такой плоскости: нужен ли муниципальный транспорт городу? В современных реалиях муниципальные предприятия убыточны, рано или поздно они разорятся. Значит, надо либо поддерживать эти предприятия из бюджета, либо их акционировать. Возможен и смешанный вариант: областной и муниципальные бюджеты берут на себя заведомо убыточные, однако социально необходимые маршруты, частным перевозчикам отдаются коммерчески выгодные маршруты. Однако как бы ни развивались события в будущем всем участникам спора ясно: без наведения порядка в автобусном движении, далее идти бессмысленно.

Происшествия

Осень 2005 года подарило читателям региональных СМИ новый для нашей области жанр газетной публикации: судебные хроники. Ранее, хотя статьи из зала суда и появлялись, но не часто. Сейчас же почти каждый номер еженедельников публикует очередную статью либо о "Венгерском кредите", либо о взрыве дома на Космонавтов 120. Не стала исключением и эта неделя. "Правда Севера" пишет, что суд вынес приговор по делу Татьяны Лихно.

"Невиновна". Таким был вердикт Октябрьского районного суда в отношении единственной обвиняемой по шумному делу о венгерском кредите. Оправдательный приговор судьи - редкость. Пожалуй, его стоит отмечать ежегодно как еще один день рождения. За оглашением приговора в зале последовали вздох облегчения общими легкими, коллективная улыбка адвокатской команды, объятья дочки Юли, переживавшей за маму на всех заседаниях суда, поздравления коллег, друзей". Газета рассказывает, почему суд принял такое решение и выражает устами одного из адвокатов уверенность, что дело о "венгерском кредите" уже с другими фигурантами надо продолжать.

"МК в Архангельске" пишет о деле Алексейчика (взрыв жилого дома на Космонавтов, 120). В статье рассказывается о допросах свидетелей и критикуется следствие, совершающие, по мнению газеты, большую ошибку, обвиняя невиновного человека.

Стрельбой в Архангельске уже никого не удивишь. Бывали случаи взрывов мин и гранат. Но стрельба из реактивного пехотного гранатомета - это что-то новенькое. Как пишут "Ведомости Поморья" ночью с 4 на 5 октября "офис архангельской фирмы ООО "Бобровский рейд" на Дачной, 66 обстреляли из реактивного пехотного огнемета. Никто из сотрудников фирмы не пострадал.

- На месте мы установили, что взрыв прогремел в кабинете директора фирмы ООО "Бобровский рейд", - рассказал "ВП" начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью правоохранительных органов прокуратуры Архангельской области Александр Карманов. - После тщательного осмотра специалисты обнаружили устройство, которое позже опознали как капсулу с огневой смесью от реактивного огнемета. Выстрел был произведен с улицы, из ближайших кустов.

По словам Карманова, никто из сотрудников фирмы не пострадал - время то позднее. В офисе обгорела мебель, разрушена компьютерная техника. Общий ущерб оценивается в 500 тысяч рублей... Фирма, пострадавшая от нападения огнеметчика, по данным областной прокуратуры, "занимается лесозаготовками в Приморском районе". Версию с "разборками" или "угрозами" не исключают". "Еще немного - и на разборки архангельские бандиты будут приезжать на танках", - с сарказмом заключает газета. Не исключено.

А 13 октября прогремел взрыв в другой стороне Архангельска. Как пишет "Правда Севера" "На терминале НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" загорелся резервуар с отходами нефтепродуктов, на котором проводились работы по изоляции и утеплению.

Погибли двое ремонтников: Валерий Кокшаров и Сергей Погожев, которые стояли на крыше резервуара. Еще один, Виталий Дунаев, госпитализирован с переломом бедра.

Емкость рассчитана на 2 тысячи кубометров, была далеко не заполнена. Рядом расположены еще пять или шесть таких резервуаров, к счастью, взрывом и огнем их не задело.

Сразу после сообщения о происшествии из садика и школы поселка нефтебазы были эвакуированы дети, была оцеплена дорога на Архангельск. На место выехали представители областной прокуратуры, милиции, все свободные расчеты пожарной службы МЧС, спасатели. Огонь локализовали только к 11.30.

Предположительно, взрыв и возгорание возникли из-за нарушения правил безопасности, сообщил на брифинге прокурор области Александр Апанасенко. Версия о поджоге проверяется, но, по словам Александра Николаевича, характер взрыва не свидетельствует о злом умысле. Скорее всего, "виновата" случайная искра. На месте происшествия обнаружена метаба - профессиональный электроинструмент. Чем и как работала бригада на взрывоопасном объекте, выясняет следствие".