У Молдавии есть шансы интегрироваться в Европу одновременно с Турцией. Развитие ГУАМ без активного взаимодействия с ЕС и США практически невозможно. Кишинев утверждает, что ничего не знает о новом плане приднестровского урегулирования. ЕС намерен содействовать усилению, а не подменять погранслужбы Молдавии и Украины. Посол России в ЕС: "Ограниченному контингенту российских войск в Приднестровье придаётся слишком большое значение". Визит российской делегации в Молдавию. Мнение украинского обозревателя. Косачев: "Привлечение новых наблюдателей к этому процессу принципиально ничего не изменит". Глава МИД Румынии: "Расширение круга посредников в приднестровском урегулировании - это шаг вперед". Приднестровский конфликт: состязание благодетелей. Приднестровье пригласило на выборы 35 международных организаций. Встречи президента Молдавии в Загребе. Бенефис экс-мэра.

У Молдавии есть шансы интегрироваться в Европу одновременно с Турцией

Таково мнение председателя совместного комитета Румыния-ЕС Гвидо Подеста. В интервью газете "Adevarul" он отметил, что "если Молдавия сможет решить проблемы с Приднестровьем, то у нее есть шансы войти в ЕС. Не сейчас, и не знаю, когда точно, но думаю, что примерно в тот же период, когда войдет и Турция".

Подеста отметил и преимущества Молдавии: Турция очень большая страна, следовательно, ее трудно интегрировать, она будет иметь большой удельный вес в социальной и экономической европейской системе. Тогда как в Молдавии всего три-четыре миллиона жителей. "По моему мнению, гораздо легче интегрировать Молдавию, чем Турцию".

"Мы, однако, хорошо знаем проблемы Молдавии, - говорит Гвидо Подеста - Президент Воронин принял европейские позиции, но думаю, должен принять правила и критерии ЕС, в том числе относительно изменения экономической доктрины его коммунистической партии, которая против частной собственности и рыночной экономики. Если хочет в ЕС, то должен изменить это".

Развитие ГУАМ без активного взаимодействия с ЕС и США практически невозможно

В этом убежден политолог, директор Европейского института политических исследований Николае Киртоакэ. В канун 8-летия образования ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) он сказал в интервью агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА", что Молдавия делает определённую ставку на ГУАМ, понимая одновременно необходимость развивать отношения с ЕС и НАТО, которые солидарны с республикой в вопросах укрепления суверенитета и территориальной реинтеграции страны, демократической стабилизации новой Восточной Европы.

"Активную роль в лоббировании интересов новых независимых государств постсоветского пространства в первую очередь играет Польша и прибалтийские государства. Поддержку Молдове в её стремлении решить внутренние проблемы и достигнуть внешнеполитических целей в состоянии оказать и другие государства Восточной и Центральной Европы, в первую очередь Румыния. Отсюда потребность в усилении двустороннего взаимодействия с этими странами, что не противоречит развитию самого ГУАМ как субрегиональной организации", - цитирует политолога агентство.

По мнению Киртоакэ, "этот процесс, скорее всего, займет значительно больше времени, и без активного взаимодействия с ЕС и США практически невозможно превращение этого политического союза в действенную, способную к самостоятельному развитию организацию". "Ни у одной из стран-членов ГУАМ нет самостоятельного и достаточного потенциала для того, чтобы придать этой организации ярко выраженный и видимый характер на субрегиональном уровне. Поэтому все эти страны остаются в ожидании более активной поддержки со стороны Соединенных Штатов, а также взаимодействия с Евросоюзом, политика которого в Восточной Европе выстраивается в соответствии со стратегией "Расширенная Европа: новые соседи", - сказал политолог. "Потенциал таких организаций проявляется на международной арене не сразу, так как в них входят страны переходного типа, сталкивающиеся с серьёзными внутренними проблемами и обладающие ограниченными возможностями для проведения самостоятельной политики на международной арене" - убежден Китоакэ, пишет "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

Ситуация, с точки зрения политолога, усложняется и тем, что эти страны находятся в зоне конкурирующих геополитических интересов как евроатлантического сообщества государств, так и Евразии в целом. "Новые равновесные отношения выстраиваются в условиях дружбы-соперничества между Западом и Востоком, что и объясняет осторожное отношение к региональным инициативам. Поэтому столь важна инициатива изнутри ГУАМа, чётко сформулированные приоритеты внешней политики, приверженность определённой системе ценностей и, не в последнюю очередь, последовательность и целостность в достижении целей, поставленных перед собой государствами-членами", - сказал ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА" Николае Киртоакэ.

Кишинев утверждает, что ничего не знает о новом плане приднестровского урегулирования

Официальный Кишинев утверждает, что ничего не знает о новом плане урегулирования приднестровского конфликта, опубликованном недавно на сайте Института общественной политики www.ipp.md. Источники в Институте также пожелали сохранить в секрете происхождение документа. Кто является автором нового плана, неизвестно, однако есть мнение, что он "зародился" в кулуарах Кремля, пишет REPORTER.MD.

Согласно плану, Приднестровье будет признано государством на международной арене. В документе говорится, что "статус непризнанной ПМР будет окончательно определен в рамках переговоров между сторонами - Кишиневом и Тирасполем - и посредниками со стороны Российской Федерации, Украины и ОБСЕ", а роль США и ЕС ограничивается только экспертной поддержкой.

Анонимный документ предусматривает легализацию на неопределенный срок военного присутствия России в Республике Молдова. Согласно плану, будущее общее государство будет называться Молдавия и состоять из бессарабской части РМ и Приднестровья.

"Парламент Республики Молдова и Верховный Совет Приднестровья образуют двусторонний парламент, в состав которого будет делегировано равное количество представителей Молдовы и Тирасполя", - отмечается в документе. Приднестровье будет вправе принимать участие в разработке внешней политики будущего единого государства.

План предусматривает, что Молдавия будет демилитаризованным государством, которое, однако, потребует военных гарантий, обеспеченных международным контингентом, в рамках которого главную роль будут играть Россия и Украина под эгидой ОБСЕ.

Министр реинтеграции РМ Василий Шова заявил корреспонденту REPORTER.MD, что ему ничего не известно о существовании такого документа, и категорически опроверг слухи о том, что в Одессе он якобы получил копию нового плана по урегулированию приднестровского вопроса.

Тирасполь несколько раз заявлял, что на встрече 27 октября в Кишиневе в расширенном формате "5+2" будут рассмотрены предложения России по упомянутому вопросу. Глава МИДа Приднестровья Валерий Лицкай заявил после консультаций в Одессе, что новый проект урегулирования конфликта, предложенный Россией, является "серьезным документом, который появился в результате четырехмесячных консультаций со всеми сторонами, в том числе с Тирасполем". По словам Лицкая, данный документ содержит около 75% "плана Козака" и 15% - "плана Ющенко" и "категорически не соответствует документам, принятым в последнее время парламентом Молдавии".

ЕС намерен содействовать усилению, а не подменять погранслужбы Молдавии и Украины

Европейский союз намерен содействовать усилению пограничных и таможенных служб Молдавии и Украины, а не подменять их. Об этом заявила 12 октября в Брюсселе официальный представитель Европейской комиссии Эмма Удвин. Как передает "ИНФОТАГ" со ссылкой на международные СМИ, по словам г-жи Удвин, на усиление контроля на границе и обучение молдавских и украинских специалистов направлено решение о создании миссии по мониторингу на границе. Миссия начнет работать с 1 декабря на всей протяженности границы. Решение об этом было подписано на прошлой неделе министрами иностранных дел двух стран и европейским комиссаром по внешним связям и политике соседства Бенитой Ферреро-Вальднер.

Представитель Еврокомиссии подчеркнула, что "миссия открывается по просьбе президентов Владимира Воронина и Виктора Ющенко", которые в июне 2005 г. обратились в ЕС с соответствующей просьбой. Она отметила, что "особенно плохо контролируется участок границы, проходящий по Приднестровью". "В этой связи ЕС намерен помочь пресечь поток контрабанды, а в долгосрочной перспективе - способствовать приднестровскому урегулированию", - сказала Эмма Удвин. По ее словам, предстоящее открытие миссии свидетельствует о заинтересованности Евросоюза в том, чтобы страны, стоящие на пороге ЕС, были способны обеспечивать эффективный пограничный контроль. "Это позволит избежать таких проблем, как усиление трансграничной преступности. Хотя географически Молдавия не является сопредельной с ЕС страной, на нее распространяются положения Европейской политики соседства, поскольку после вступления в Евросоюз Румынии в 2007 г. Молдавия станет страной, непосредственно граничащей с ЕС", - подчеркнула Эмма Удвин, сообщает "ИНФОТАГ".

Посол России в ЕС: "Ограниченному контингенту российских войск в Приднестровье придаётся слишком большое значение"

Российская Федерация приветствует участие Европейского союза (ЕС) и Соединённых Штатов Америки в процессе урегулирования приднестровского кризиса в качестве наблюдателей, а также усилия ЕС по внедрению политики добрососедства, но руководству в Брюсселе не следует забывать, что "существуют определённые пределы" в обсуждении вопроса о территориальной экспансии, заявил недавно российский дипломат Владимир Чижов. Об этом сообщает агентство Info-Рrim-Neo.

Относительно возрастающего влияния Евросоюза в восточном регионе бывшего СССР российский посол в ЕС Владимир Чижов заявил, что Москва признаёт тот факт, что Республика Молдова станет соседом Сообщества, "но то же самое можно сказать и об Ираке, в определённой мере, после начала переговоров с Турцией".

На вопрос о том, когда Москва выведет свои войска из Республики Молдова, Чижов ответил: "Ясно, что раньше тех, которые дислоцированы в Ираке". "Никто больше нас не желает видеть их дома", - цитирует Чижова Info-Рrim-Neo.

Как сообщил Чижов, ограниченному контингенту российских войск в Приднестровье придаётся слишком большое значение. "Присутствие российских войск в Молдавии не играет глобальной или региональной роли. Здесь всего 1100 российских солдат. Их основной задачей является охрана оружейных складов на территории Приднестровья. В то же время население региона рассчитывает на них как на гарантов безопасности. Без договора по урегулированию будет трудно достичь договорённости в вопросе их вывода", - считает дипломат.

"Так просто было бы оставить оружие и вернуться домой. Кроме того, больше половины вооружения и большинство тяжёлой техники было эвакуировано после развала СССР. При существовании политического диалога эшелоны с оружием выезжали в Россию раз в пять дней. Когда же процесс переговоров временно прекратился, перестали выезжать и эшелоны", - сказал Чижов. (Info-Рrim-Neo).

Визит российской делегации в Молдавию

Для обсуждения проблемы приднестровского урегулирования и развития двусторонних отношений в Молдавии 11-14 октября побывала российская делегация во главе с первым заместителем секретаря Совета безопасности при президенте РФ Юрием Зубаковым. Первую встречу в Кишиневе российские гости провели с президентом Владимиром Ворониным. Как сообщила агентству "ИНФОТАГ" пресс-служба главы молдавского государства, Воронин отметил, что "в отношениях между Молдовой и Россией нет никаких противоречий, но есть одна нерешенная проблема - приднестровская". "Мы готовы самым корректным образом двигаться к ее решению, в первую очередь, учитывая интересы жителей левобережья Днестра и всего населения Молдовы как дружественного России государства, стремящегося в Европейский союз", - сказал Воронин.

Он ознакомил членов делегации с последними инициативами парламента республики, содержанием закона об основных положениях особого статуса Приднестровья, инициативами правительства по предоставлению социальных гарантий населению Приднестровья, по восстановлению льготного режима импортно-экспортных операций для приднестровских экономических агентов.

В сообщении отмечается, что "российская делегация высказалась за продолжение столь откровенного разговора о путях приднестровского урегулирования". Юрий Зубаков подчеркнул "заинтересованность России в скорейшем разрешении приднестровского конфликта", передает "ИНФОТАГ". В то же время один из членов российской делегации в беседе с корреспондентом агентства выразил сожаление в связи с тем, что "встреча не сблизила позиции сторон по приднестровскому урегулированию".

По завершении встречи российская делегация провела отдельные встречи с советниками президента по вопросам внутренней политики - Марком Ткачуком и по экономическим вопросам - Олегом Рейдманом. 12 октября состоялись встречи с министрами иностранных дел и европейской интеграции - Андреем Стратаном и реинтеграции - Василием Шовой, с премьер-министром Василием Тарлевым, руководством АО "Молдова-газ".

Молдавский премьер призвал российские власти активнее содействовать справедливому и эффективному решению приднестровской проблемы. Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА" со ссылкой на пресс-службу кабинета министров РМ, Василий Тарлев высказал убеждение, что от урегулирования конфликта выиграет как молдавский, так и российский народ.

В ходе встречи обсуждались также проблемы двусторонних отношений. Стороны высказались за преодоление трудностей в развитии молдавско-российских отношений. Юрий Зубаков сообщил, что официальные власти РФ заинтересованы в ознакомлении с реальной ситуацией в Молдавии для установления прочного и взаимовыгодного двустороннего сотрудничества. Как заметил Тарлев, между правительствами двух стран не должно существовать разногласий, а кабинет министров РМ выступает за конструктивное решение всех возникающих проблем и сотрудничество во всех областях, представляющих взаимный интерес.

13 октября в Тирасполе состоялась встреча Юрия Зубакова с президентом ПМР Игорем Смирновым, а затем - российско-приднестровская встреча в расширенном составе. Со стороны Приднестровья в ней участвовали руководители профильных министерств и отраслевых ведомств, передает "Ольвия-пресс".

Как сказал Игорь Смирнов по окончании встречи, "сегодня был организационный день - представили темы для совместной работы - от просвещения до промышленности, энергетики, газового хозяйства". Юрий Зубаков назвал главной целью приезда российской делегации - "безо всяких политизаций разобраться в ситуации на месте, в интересах людей, живущих здесь". "Мы стремимся к откровенному диалогу и открытому обсуждению проблем", - отметил заместитель секретаря Совета безопасности РФ. Он подчеркнул, что "здесь не какие-то политические цели ставятся, а все, что касается реальной жизни людей". "Руководство должно не о политическом имидже думать, а о том, как живется простым людям", - цитирует Зубакова "Ольвия-пресс".

На встрече с представителями русских общин республики обсуждались вопросы взаимодействия российского государства с соотечественниками. "Мы приехали поговорить обо всех проблемах в непринужденной обстановке", - сказал Юрий Зубаков. По его мнению, России предстоит выработать новые аналитические подходы к странам Содружества. Ситуация там сейчас неоднозначная. "В СНГ жизнь у нас непростая. События, которые происходят в отдельных государствах, не всегда прогнозируемы", - цитирует Юрия Зубакова тираспольское агентство.

По сообщению "Ольвия-пресс", говоря о Молдавии, Юрий Зубаков признал, что в отношениях Кишинева и Москвы сегодня существуют серьезные трудности. И это не только разногласия в подходах к приднестровскому урегулированию. "Если молдавская сторона делает акцент на одной лишь проблеме - приднестровском урегулировании, то у нас есть много других моментов, вызывающих озабоченность. Это и наши торгово-экономические отношения, и в целом исторические корни нормального сотрудничества, которые в реальной жизни подвергаются эрозии", - отметил Зубаков.

"Мы приехали убедиться, кто хочет быть вместе с нами. Вместе с нами - без давления, без нажима", - подчеркнул Юрий Зубаков. Он назвал дискриминационными методы урегулирования локальных конфликтов, которые предлагаются сегодня в Кишиневе и Тбилиси, отмечает "Ольвия-пресс".

Встретившись с журналистами в Кишиневе накануне отъезда, Юрий Зубаков выразил убежденность, что если в молдавско-российских отношениях существуют проблемы, то их необходимо решать. "Мы обсудили весь комплекс вопросов, касающихся развития двусторонних отношений. Мы хотели поговорить обо всех проблемах в непринужденной обстановке. И я могу сказать, что диалог начался, если есть проблемы - будем их решать", - цитирует первого замглавы Совбеза РФ "ИНФОТАГ".

Мнение украинского обозревателя

Независимый украинский политический обозреватель Вячеслав Мельников считает, что демократические инициативы решения приднестровского вопроса будут успешно реализованы, если будет усилено участие в них общественных организаций. В интервью агентству "ИНФОТАГ" он сказал, что, "с точки зрения классической геополитики, Молдавия представляет собой поле для влияния нескольких сил". "Эта маленькая страна в центре Европы стала территорией, где выясняют отношения два крупных военно-политических игрока современности - НАТО и Россия. Каждая из этих сторон прилагает усилия для сохранения и усиления своего влияния в этом регионе. В то же время конфликт интересов между Востоком и Западом послужил благодатной почвой для развития сепаратистских тенденций. Единственный путь для Молдавии - не превращаться в захолустье бывшей советской империи и не становится пасынком в отношениях с другими странами. Для этого нужно бороться за свою независимость путем создания целостного государства с богатым экономическим потенциалом на пути, ведущем с Азии в Европу", - отметил эксперт.

Вячеслав Мельников убежден, что "не последнюю роль в этом процессе должны сыграть независимые общественные организации". "Вот почему их необходимо подключить к процессу урегулирования приднестровского вопроса. Лишь они могут обеспечить баланс между интересами общества и властных структур. Гражданское общество может сыграть роль гаранта в вопросах соблюдения и защиты интересов граждан разных национальностей, проживающих на территории конфликтующих сторон. Оно может быть также эффективным инструментом предупреждения подобных конфликтов на будущее", - цитирует эксперта "ИНФОТАГ".

Он обратил внимание на предложение Украины решить приднестровский конфликт путем демократизации региона и усиления роли общественных организаций. "Никто не отверг эти предложения - все лишь делают замечания и вносят предложения. Возможное отклонение или саботирование украинских предложений выявили бы те силы, которые не заинтересованы в решении приднестровского вопроса", - сказал в интервью агентству Вячеслав Мельников.

Косачев: "Привлечение новых наблюдателей к этому процессу принципиально ничего не изменит"

Председатель комитета Государственной Думы России Константин Косачев считает, что "нет оснований для изменения переговорного процесса по приднестровскому урегулированию путем подключения к нему США и Европейского союза". Об этом он заявил корреспонденту ИА "ИНФОТАГ" в Страсбурге, где принимал участие в заседании осенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы. "Пятисторонний формат, который работал на протяжении этих лет переговоров, достаточно эффективен. Привлечение новых наблюдателей к этому процессу принципиально ничего не изменит. Все зависит не от посредников, их количества и статуса, а от желания и способности Кишинева и Тирасполя договариваться", - сказал Косачев.

Комментируя принятый парламентом Молдавии закон об основных принципах статуса Приднестровского региона, он сказал, что этот документ "не учитывает существующие реалии и мнение Приднестровья". "Я знаю, что население Приднестровья не желает жить в единой стране. И заставить его жить в составе Молдавии невозможно", - заявил представитель российской Госдумы "ИНФОТАГу".

Отвечая на вопрос о перспективах развития молдавско-российских отношений, Константин Косачев сказал, что "эти отношения переживают не лучшие времена", но "виновата в этом не Россия". "Не следует забывать, что президент Владимир Воронин и его Партия коммунистов пришли к власти в 2001 г. под притягательными для России и русских лозунгами. К сожалению, обещание о придании русскому языку статуса государственного и многие другие не были выполнены. Более того, молдавские власти начали вести антироссийскую политику, которая и привела к нынешнему уровню отношений", - сказал депутат. Он подчеркнул, что в налаживании двусторонних отношений "многое зависит от Молдовы", передает "ИНФОТАГ". "Россия готова поддерживать отношения на должном уровне со всеми странами мира. Но в данном случае Молдова тоже должна предпринимать конкретные шаги для восстановления отношений", - подчеркнул Косачев.

Глава МИД Румынии: "Расширение круга посредников в приднестровском урегулировании - это шаг вперед"

Несмотря на то, что ЕС и США, которые в качестве наблюдателей примут участие в обсуждении приднестровской проблемы, не имеют права подписывать документы, сам факт присутствия третьего лица - это шаг вперед, считает министр иностранных дел Румынии Михай Рэзван Унгуряну. Особенно это касается Румынии, поскольку приднестровский "очаг нестабильности" находится очень близко к румынской границе, отметил глава румынского МИД в интервью ИТАР-ТАСС.

По его словам, все предложения ОБСЕ, России и Украины в течение 13 лет переговорного процесса либо не находят согласия со стороны Кишинева или Тирасполя, либо технически невыполнимы. "Иногда кажется, что вопрос заблокирован, но свежее мышление, свежий взгляд может привнести новые проекты", - отметил глава румынского МИД в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

В процессе приднестровского урегулирования, полагает Унгуряну, "необходимо большее влияние со стороны международного сообщества". "Мы заинтересованы в том, каким образом будет урегулирован замороженный конфликт в Приднестровье, который остается источником постоянных угроз и дестабилизации для всего нашего региона", - заявил министр иностранных дел Румынии Михай Рэзван Унгуряну в интервью российскому агентству "Интерфакс". Он подчеркнул, что Румыния не является пассивным наблюдателем в решении приднестровского конфликта, а участвует в дискуссиях по этой проблеме на европейском уровне и помогает "постоянными теоретическими предложениями по выработке позиций Европейского союза по вопросу о Республике Молдове". По словам главы румынского МИД, решение конфликта необходимо найти в духе европейских ценностей, чтобы "выигрыш одной из сторон не был достигнут за счет уступок, навязанных другой".

Михай Рэзван Унгуряну отметил, что ключевая роль в усилиях по выработке решения приднестровского конфликта принадлежит России. "От степени ее участия и вносимого вклада решительным образом зависит темп решения данного вопроса", - сказал он, добавив, что Румыния всегда была и "будет открытой для углубления диалога с российской стороной на эту тему в духе взаимного доверия", передает "Интерфакс".

Приднестровский конфликт: состязание благодетелей

(Оазу Нантой, Moldova Azi)

"С июля 2002 г., когда впервые был публично представлен документ, предлагавший решение проблемы восточного региона Республики Молдова путем ее федерализации, появилось еще несколько инициатив с той же заявленной целью. После бурных президентских выборов в Украине новая киевская администрация предложила план решения конфликта, основанный на идее демократизации "пмр". И, наверное, впервые никто, прежде всего Тирасполь и Кишинев, не воспротивился данной идее.

Это "размораживание" ситуации сделало возможным проведение одесских консультаций 26-27 сентября, где было принято решение о возобновлении переговоров в новом формате, с участием ЕС и США в качестве наблюдателей. В рамках этих консультаций состоялось незапланированное событие - российская сторона вручила участникам еще один документ, озаглавленный "Основные принципы, направления и этапы приднестровского урегулирования". Молдавская делегация отказалась официально принять его, заявив, что Кишинев не намерен отступать от плана Ющенко, однако 5 октября Владимир Лицкай заявил перед тираспольским "верховным советом", что Тирасполь намерен вести переговоры только на основе новых российских предложений.

8 октября, во время встречи с украинским премьером Юрием Ехануровым, Комиссар ЕС по внешней политике и региональной безопасности Хавьер Солана проинформировал его о том, что Путин заявил о готовности российской стороны обсудить План Ющенко, и вручил ему ряд поправок. Можно предположить, что одесские предложения и поправки к Плану Ющенко - это один и тот же документ (см. www.ipp.md Evenimente), что позволяет нам его проанализировать.

Прежде всего, необходимо отметить, что одесские предложения России, представленные как поправки к Плану Ющенко, являются "реинкарнацией" Меморандума Козака. Их суть сводится к признанию краха государства Республика Молдова в его международно признанных границах и признанию Приднестровья отдельным государством. С тем, чтобы затем две республики - обрубленная Молдова и Приднестровье - создали "общее государство" под названием "Молдавия".

Как и План Ющенко, одесские предложения России гарантируют реализацию лишь одного шага - признания Приднестровья в качестве государства с собственными представительными органами, признанными международным сообществом. В остальном же перспективы "общего государства" отдаются на откуп Парламентского Форума, созданного Кишиневом и Тирасполем на принципах паритета. Кроме того, представив свои предложения уже после того, как 22 июля с.г. Парламент Республики Молдова принял Закон об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов Левобережья Днестра (Приднестровья), Россия отказывает Республике Молдова в каком бы то ни было праве на суверенитет, а также на собственную левобережную часть территории.

Одесские предложения России детально описывают полномочия Приднестровья по отношению к центральным властям "Молдавии", но в них ничего не говорится о том, что должно стать с Республикой Молдова, пусть и в качестве соучредителя "общего государства". Реализация российских предложений предполагает, что на нынешней территории Республики Молдова будут сосуществовать Парламент Республики Молдова, Верховный Совет Приднестровья и Совместный Двухпалатный Парламент "Молдавии".

Проект документа об особом правовом статусе Приднестровья должен быть разработан "Специальными парламентскими делегациями" Сторон, сформированными на паритетной основе, и вступить в действие после рассмотрения всеми тремя законодательными органами, с последующим утверждением в ходе референдума, проведенного "на территории Сторон, при раздельном учете голосов".

В свою очередь, документ об особом правовом статусе Приднестровья должен быть одобрен тремя парламентами одновременно с "Договором между Молдавией, Российской Федерацией, Украиной, с участием ОБСЕ, о гарантиях соблюдения и выполнения соглашений Сторон об особом правовом статусе Приднестровья". Естественно, среди гарантий соблюдения особого правового статуса Приднестровья - военные гарантии. Одесские предложения предполагают полную демилитаризацию Республики Молдова и Приднестровья (см. www.ipp.md (Evenimente). Одновременно в них оговаривается особая роль Российской Федерации и Украины как "признанных стран-гарантов при формировании состава военно-гарантийной операции по итогам приднестровского урегулирования". Одесская инициатива Российской Федерации лишний раз доказывает, что Россия не отказалась от идеи ликвидации Республики Молдова как суверенного государства и что она последовательно и системно проводит эту политику в течение многих лет. По крайней мере, в Одесских предложениях присутствуют все ключевые моменты Меморандума, подписанного 8 мая 1997 г.

Если эти предложения действительно были вручены Хавьеру Солана лично Владимиром Путиным, то для Молдовы ситуация усугубляется еще больше. Похоже, Кремль сделал выводы из провала Меморандума Козака, когда перспектива его подписания стала неприятным сюрпризом для Запада. На этот раз Кремль для достижения тех же целей пытается заручиться партнерством ЕС и США, представляя им свою позицию в виде невинных "поправок" к Плану Ющенко, принятому Кишиневом.

У Республики Молдова нет особого выбора: либо мы будем фигурировать в учебниках истории как пример государства-банкрота, либо мы все же утвердимся как независимое государство. По моему мнению, исходя из наших национальных интересов, нам пора в одностороннем порядке аннулировать все эти документы, начиная с Меморандума 1997 г., которые так настойчиво используются для окончательного порабощения и разрушения нашего государства. Пора покончить со всеми этими циничными играми в "страны-гаранты, "общее государство" и т.д. Молдова ничего не выигрывает от сохранения существующих двусмысленностей, когда Верховный Главнокомандующий Владимир Путин заявляет, что не может положить конец военной оккупации Молдовы, потому что некий российский гражданин Игорь Смирнов не позволяет ему это сделать, и в то же время выдает себя за великого "гаранта". Зато Молдова рискует потерять все, если не назовет вещи своими именами. Может быть, нас станут больше уважать и в Москве, и в Брюсселе. А демонтаж тираспольского марионеточного режима станет чисто технической проблемой".

Приднестровье пригласило на выборы 35 международных организаций

Заявления главы миссии ОБСЕ в Молдавии Уильяма Хилла о том, что эта организация не будет наблюдать за выборами приднестровского парламента и не признает их, не следует воспринимать всерьез, заявил 13 октября журналистам председатель Центризбиркома непризнанной ПМР Петр Денисенко. Как передал тираспольский корреспондент ИА "ИНФОТАГ", Денисенко сообщил, что в Приднестровье ожидают международных наблюдателей, которые будут вести мониторинг голосования. ЦИК направил соответствующие приглашения 35 зарубежным организациям. Намерение вести мониторинг выборов уже выразили представители Высшего совета при президенте Российской Федерации.

Денисенко напомнил, что срок подачи заявок на регистрацию в качестве кандидата истекает 1 ноября. Регистрация завершится 11 ноября - за месяц до дня голосования, информирует "ИНФОТАГ". "Мы приложим максимум усилий для того, чтобы грядущие выборы были прозрачными и демократичными. На сегодняшний день уже 36 граждан ПМР заявили о своем желании баллотироваться в качестве кандидатов в депутаты Верховного Совета республики. Из них восемь человек - действующие депутаты парламента", - сказал председатель ЦИКа.

По его словам, выборы будут отмечены рядом новшеств. Так, впервые будут применены прозрачные урны для голосования, а в целях исключения попыток фальсификации каждый бюллетень будет пронумерован. "Степень защиты бюллетеней такова, что я бы не советовал даже пытаться их подделать", - цитирует Денисенко "ИНФОТАГ".

Выборы депутатов в Верховный Совет (ВС) четвертого созыва пройдут 11 декабря в 43 округах (по количеству депутатских мандатов). На проведение выборов в бюджете региона предусмотрено свыше 1,26 млн. руб. ($150 тыс.). Прошлые парламентские выборы состоялись в регионе 10 декабря 2000 г. Тогда парламент был преобразован в однопалатный, а количество мандатов сократилось с 67 до 43, на которые претендовали 238 кандидатов. В выборах приняли участие менее 44% избирателей региона. Председателем ВС с 1991 г. бессменно остается Григорий Маракуца, напоминает "ИНФОТАГ".

Молдавия считает выборы в Приднестровье преждевременными и предлагает провести их после демилитаризации и демократизации региона. Ее позицию поддерживают Украина, ОБСЕ и другие международные организации, которые заявили, что не пришлют наблюдателей на выборы и не признают их результаты легитимными, передает агентство.

Встречи президента Молдавии в Загребе

Экономическое сотрудничество Молдавии и Хорватии стало основной темой переговоров президента РМ Владимира Воронина с хорватскими официальными лицами. Как сообщает "БАСА-пресс", в первый день визита в Загреб, 12 октября, Воронин встретился со своим хорватским визави Степаном Месичем. После переговоров президенты заявили журналистам, что они договорились о продвижении молдавских и хорватских товаров посредством специализированных ярмарок и рынков. Также решено заложить основы сотрудничества в области туризма. "Людей вино привлекает больше, нежели молоко", - отметил в шутку Степан Месич и посоветовал Молдавии воспользоваться своими подземными винными галереями для привлечения туристов.

Поддержку со стороны Хорватии процесса гармонизации молдавского законодательства с европейским президент Воронин обсуждал с председателем парламента Хорватии Владимиром Шексом. Воронин поздравил Хорватию по случаю начала переговоров о вступлении в Европейский союз, что, по его мнению, является "хорошим знаком для Республики Молдова", передает "БАСА-пресс".

Позицию молдавского президента поддержал и хорватский премьер Иво Санадер, который заявил, что "дружественной стране Республике Молдова удастся в короткие сроки перейти к процедуре переговоров для присоединения к Европейскому союзу". По его мнению, каждое европейское государство должно иметь шанс присоединиться к ЕС, информирует "БАСА-пресс".

О взаимных визитах парламентской и правительственной делегаций президент Молдавии Владимир Воронин договорился со своим коллегой, президентом Боснии и Герцеговины Иво Миро Йовиц. Договоренность была достигнута в ходе двусторонних встреч глав государств, собравшихся на XII саммите президентов стран центральной Европы в Загребе (Хорватия). Как сообщили "ИНФОТАГ" в пресс-службе молдавского президента, главы двух государств договорились также о визите президента Иво Миро Йовица в Молдавию.

Президент Боснии и Герцеговины назвал значимой встречу в столице Хорватии, которая, по его мнению, могла бы служить примером удачно реализованной программы европейской интеграции. Владимир Воронин сказал, что для Молдавии сотрудничество с Боснией и Герцеговиной важно еще и потому, что это государство подписало Пакт о стабильности Юго-Восточной Европы. Наличие у Молдавии соглашения о свободном обмене со всеми странами-членами Пакта открывает широкие возможности для экономического сотрудничества. Оба президента сошлись во мнении, что Молдавия и Босния и Герцеговина имеют много общего в своем развитии и сталкиваются с похожими проблемами, поэтому государствам очень важно поддерживать постоянный диалог между собой.

Как сообщает "МОЛДПРЕС", в Загребе состоялась и встреча президентов Молдавии и Чехии. Владимир Воронин высказался за активизацию политического диалога между двумя странами. В этой связи собеседники отметили важность намечающегося открытия посольства Чехии в Молдове, а также визита, который предпримет чешский министр иностранных дел в РМ в конце этого года. Владимир Воронин и Вацлав Клаус положительно оценили сотрудничество между парламентами и правительствами двух государств, высказались за укрепление торгово-экономических связей.

На встрече Владимира Воронина и президента Румынии Траяна Бэсеску состоялся обмен мнениями о процессе приднестровского урегулирования, а также по некоторым вопросам в экономической сфере, представляющим взаимный интерес, передает "МОЛДПРЕС". Стороны выразили удовлетворение качеством молдавско-румынского сотрудничества в рамках региональных и международных организаций, а также активизацией торговых обменов, отмечающейся в последние месяцы.

Владимир Воронин провел также двустороннюю встречу с федеральным президентом Австрийской Республики Хайнцем Фишером, на которой отмечались традиционно хорошие отношения и эффективный политический диалог между двумя государствами, информирует "МОЛДПРЕС". Владимир Воронин отметил поддержку, которую Австрия оказывает Молдавии в рамках европейских и международных структур. Президент Австрии, в свою очередь, высказался за расширение молдавско-австрийских двусторонних связей на различных уровнях, выразив интерес деловых кругов своей страны к расширению контактов с Молдавией.

На встрече с президентом Словении Янезом Дрновшеком Владимир Воронин выразил заинтересованность Республики Молдова в скорейшем выполнении Договора о развитии сотрудничества, подписанного во время визита молдавского президента в Словению. Молдавский лидер высказался за активизацию консультаций между министерствами иностранных дел двух стран по выполнению Плана действий РМ-ЕС. Янез Дрновшек еще раз подтвердил, что Словения поддерживает Молдавию в процессе урегулирования приднестровского конфликта с соблюдением суверенитета и территориальной целостности республики и ее евроинтеграционный выбор, информирует "МОЛДПРЕС".

Во время беседы с Александром Квасьневским Владимир Воронин поблагодарил Польшу за поддержку, предоставляемую Молдавии в деле приближения к евростандартам. Особо подчеркивался тот факт, что Республика Молдова является одним из приоритетных направлений польских фондов развития, сообщает "МОЛДПРЕС".

Бенефис экс-мэра

(Иван Святченко, "Экономическое обозрение")

"13 октября депутаты Парламента, рассмотрев запрос Генеральной прокуратуры, лишили депутатского иммунитета бывшего генерального примара (мэра - прим. ИА REGNUM) Кишинева, председателя фракции Альянса "Наша Молдова" Серафима Урекяна (экс-мэр Кишинева - прим. ИА REGNUM), а также двух его коллег - Иона Чонтолоя и Василия Колца.

А начиналось все неделей назад. Спикер Мариан Лупу в начале заседания поставил на голосование внесение изменений в повестку - как раз в связи с запросом прокуратуры. По словам Лупу, парламент обязан дать ответ в течение недели, и времени крайне мало. Депутаты его поддержали, правда, возникла неразбериха с определением кворума: количество голосующих пересчитывали трижды, каждый раз получая разные цифры. Помимо Урекяна, Чонтолоя и Колца, депутатам предлагалось лишить иммунитета еще и Ивана Гуцу (Партия коммунистов (ПКРМ). Но тот на заседание Парламента не явился, и вопрос о его иммунитете больше не поднимался. Не считая шутки спикера в адрес Иона Гуцу из фракции АМН: мол, надо бы не перепутать, кого мы намерены лишить иммунитета.

Всем фигурантам вменяются в вину "неправильное" расходование средств и злоупотребление служебным положением. У Иона Чонтолоя, по мнению генпрокурора, что-то не в порядке с движением денег на счетах потребительского кооператива "Тигина". Василий Колца, бывший примар Хынчешть, в 2003-м уже был под арестом. Ну а Серафим Урекян обвиняется в том, что якобы не имел права подписывать договор о поставке машин "скорой помощи" с фирмой "Румеон". А в довесок - в неправильном распределении гуманитарной помощи.

Постоянная парламентская комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету нашла обоснованным запрос Генпрокуратуры. Но генпрокурору Валериу Балабану пришлось выдержать настоящее сражение с депутатами от АМН. Не выступил в поддержку Серафима Урекяна, похоже, только г-н Брагиш... Генпрокурор попросил депутатов быть более сдержанными, ведь Парламент не должен подменять собой суд: "Вам надо разобраться, есть ли основания давать свое предварительное согласие на передачу уголовных дел в судебную инстанцию". И выступил в защиту Генеральной прокуратуры: "Это абсолютно неполитизированный государственный орган, который свободен в принятии тех или иных решений". Улыбнулись депутаты даже из мажоритарной фракции.

Валериу Косарчук (АМН) спрашивал, почему уголовное дело, заведенное на Урекяна еще в ноябре 2004-го, так долго расследовалось. Генпрокурор ответил: "Не хотелось вмешиваться в избирательный процесс, дело никто не закрывал, оно просто перешло в пассивную фазу".

Георге Сусаренко (Христианско-демократическая партия (ХДНП) увел дискуссию в сторону, поинтересовавшись, что намерена предпринять Генпрокуратура в связи с решением Европейского суда по правам человека, касающегося иска секретаря кишиневского муниципального совета Владимира Шарбана. Последний выиграл иск против Правительства РМ в связи с нарушением статей Европейской конвенции по правам человека "Запрет на бесчеловечное отношение" и "Право на личную свободу и безопасность".

"Вот вы скажите, будет ли Владимир Шарбан освобожден, а потом уж мы решим, отдавать ли вам наших товарищей", - говорил Сусаренко (по последним данным, Шарбан помещен под домашний арест). Вообще, надо отметить, что фракция ХДНП достаточно скептически отнеслась к вопросу о снятии иммунитета. Несмотря на хорошие, с недавних пор, взаимоотношения с властями. Юрий Рошка (лидер ХДНП - прим. ИА REGNUM) из кресла вице-спикера с грустью наблюдал за лидером АМН, вспоминая свое революционное прошлое.

Серафим Александрович побарабанил пальцами по столу и, выйдя на трибуну, заявил, что "происходит нечто более серьезное, чем попытка властей расправиться с оппозицией". По его мнению, запрос Генпрокуратуры - "циничный политический спектакль". Он напомнил депутатам, что контракт с фирмой "Румеон" утвердил Муниципальный совет, а Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией не нашел в действиях генпримара состава преступления. "Все началось с того, что Президент Воронин предлагал мне должность посла в любой стране, а я отказался", - сказал Урекян.

В четверг, 13 октября, обсуждение "иммунитетного" вопроса продолжилось. Серафим Урекян на заседании не присутствовал. Долго определяли состав комиссии по проведению тайного голосования, а когда она все же была сформирована, оказалось, что ни социальные либералы, ни христианские демократы, ни просто демократы в голосовании участвовать не намерены. Юрий Рошка объяснил отказ своей фракции тем, что сперва нужно принять новый Закон о прокуратуре, который сделает ее независимой структурой. Но обошлись и без оппозиции - для решения вопроса хватило 54 голосов депутатов ПКРМ. После этого перешли к повестке дня".