С 12 по 14 октября в Ханты-Мансийске прошло заседание Арктического совета. На встрече представителей этой межправительственной организации, объединяющей восемь северных стран, обсуждался подготовленный Минэкономразвития России план действий по развитию арктических территорий, рассчитанный на 10-15 лет. Речь на ней шла и о такой важной проблеме, как освоение богатств шельфа Северного Ледовитого океана. И повышенное внимание к этому понятно.
Арктический шельф, прилегающий к территории России, хранит до четверти всех мировых запасов нефти и газа - 100 миллиардов тонн условного топлива. А если подтвердится открытие ученых, работавших на дрейфующей станции "Северный полюс-33", то можно будет смело говорить и о куда большей цифре.
Казалось бы, при таком богатстве волноваться за будущее страны нечего. Живи и радуйся. Сама природа позаботилась о процветании России. Только есть ли у нас основания для такого безудержного оптимизма? Пока мы по большей части уподоблялись положению нищего, сидящего на груде золота. Сам он им воспользоваться не умеет, а потому вынужден за хлеб, за подачки отсыпать его горстями окружающим "благодетелям". Собственно, по этому сценарию развивалось освоение сахалинского шельфа. Проекты "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьяга" не принесли нам ровным счетом ничего, кроме не столь уж и великих разовых выплат. Только на "Сахалине-2" за 2003-2004 годы, по оценке Счетной палаты, государственный бюджет потерял 2,5 миллиарда долларов. В документе, подготовленном аудиторами, отмечается, что реализация проекта привела к полному вывозу добытого сырья из страны, а условия проекта снизили его эффективность и доходы государства.
Выходит, сам бог велел, чтобы месторождениями арктического шельфа занялись отечественные предприниматели. И им хорошо, и государству выгодно. Но... Опять все те же "но", которых, кстати, немало. Как сообщил на состоявшемся на днях совещании в Мурманске министр природных ресурсов Юрий Трутнев, Россия сегодня добывает на шельфе лишь 0,2% от общей добычи нефти и газа. А подготовка "перспективных площадей" на Севере намечена лишь на 2007-2015 годы. Понятно, что то же Баренцево море "несколько" отличается по условиям от Охотского. И климат пожестче, и ледовая обстановка другая. Опыта строительства плавающих буровых установок, которые могли бы выдержать все превратности природы Арктики, у нас нет. Как нет и крупнотоннажных танкеров ледового класса. Нет глубоководных терминалов, способных обеспечить бункеровку танкеров. Нет арктических трубопроводных систем. Нет надежной системы связи и передачи информации. Нет социально-бытовой инфраструктуры. Нет кадров. Получается, что на сегодняшний день нет ничего, кроме желания не отдавать такой огромный кусок российского пирога чужому дяде.
"Дядя", между тем, совершенно уверен, что нам придется это сделать, поскольку по оценке западных специалистов, для освоения новых месторождений на Севере нам потребуется несколько сотен миллиардов долларов. Сумма для наших нефтяных корпораций, да и для российского бюджета совершенно неподъемная. Вот и присматриваются, не торопясь, ведущие транснациональные компании к нашим северным морям. Точнее к расположенным там месторождениям - Штокмановскому, Приразломному, Ардалинскому, Варандейскому, Ново-Портовскому и другим. Однако ситуация далеко не безнадежная. Так думают многие российские ученые, которые 24 октября соберутся в Москве на "круглый стол" "Перспективы развития российской Арктики". Выход они видят в принципиально новых отношениях между государством и бизнесом, в кардинальной смене задач, стоящих перед этими институтами. Если до сих пор государство считало своей основной целью (какими бы высокими декларациями это ни прикрывалось) ободрать до нитки бизнес, а бизнес, в свою очередь, стремился найти лазейки в законодательстве, чтобы поменьше платить государству, то теперь предлагается от политики "большой дороги" попробовать перейти к партнерству. Хотя бы для начала на сравнительно небольшой территории российского Севера, который вполне может выполнить роль испытательного полигона.
Конечно, этот конкордат должен быть оформлен в виде целой системы законов и подзаконных актов, в которых необходимо четко прописать обязанности сторон. По мысли авторов доклада "Проблемы устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации", государству следовало бы прежде всего сосредоточить усилия на создании благоприятного законодательного климата, который бы обеспечил приток инвестиций в регион. Могло бы оно также взять на себя основные расходы по созданию инфраструктуры, то есть прокладку "дороги к месторождению" и софинансирование стратегически важных долгосрочных проектов, которые пока не под силу отечественным компаниям.
Но и бизнес должен нести свою долю ответственности. В том числе за экономическое благополучие территорий, на которых он осуществляет деятельность, за хорошие социальные условия для работников предприятий, за развитие малого и среднего бизнеса. Что, кстати, уже с успехом делают работающие здесь не один год Норникель, Газпром и Лукойл. При таком подходе можно получить не арифметическое сложение усилий и финансовых ресурсов, а рост возможностей в геометрической прогрессии. Помимо этого партнерство неизбежно приведет к прозрачности работы каждого института, к настоящему контролю. Выигрывают в результате не только прямые участники, но и население Севера, как коренное, так и те, кто приедет сюда, чтобы принять участие в осуществлении новых проектов.
Задача эта, безусловно, не простая, но вполне разрешимая. Все предпосылки для этого есть. Только не надо в очередной раз изобретать ни велосипед, ни паровоз. Разумнее воспользоваться опытом стран, которые эти проблемы с успехом решают, задействовать уже испытанные ими правовые и экономические механизмы. И тогда в российской Арктике вполне может быть сформирована новая производственная среда, которая даст возможность говорить не об удвоении ВВП, а о более серьезных экономических достижениях.