Экономика

Промышленность продолжает платить (Бизнес-класс. Архангельск)

Сегодня стоимость электроэнергии для промышленных предприятий в структуре себестоимости затрат не превышает 4% в целом по всем отраслям. Об этом сообщил директор департамента по тарифам и ценам обладминистрации Владимир Блинов. По его словам, это не так много, поэтому возможная ликвидация метода перекрестного субсидирования остается неоднозначной.

Во всем мире население платит за электроэнергию по более высоким ценам, чем предприятия промышленности, - киловатт-час, потребляемый промпотребителями, стоит дешевле, чем киловатт-час, потребляемый населением.

Объясняется это достаточно просто: промышленность получает электроэнергию по сетям высоких классов напряжения (двести двадцать, сто десять, тридцать пять киловольт), сама ее преобразовывает, использует и эксплуатирует свои сети. А бытовая электротехника работает на напряжении двести двадцать вольт. Чтобы электроэнергию трансформировать, требуются дополнительные вложения средств: на обслуживание дополнительных сетей, на понижение напряжения, на доставку энергоресурсов в квартиры. В итоге объективная цена электроэнергии должна быть выше для населения и ниже для промышленности.

На сегодняшний день тарифы для населения составляют почти 50% от экономически обоснованного среднего тарифа на электрическую энергию, при этом для промышленных потребителей действующий тариф почти на 18% выше стоимости 1 кВт/ч.

Реформа российской энергетики предполагает свободное рыночное формирование тарифов в конкурентной среде. У крупных потребителей появится возможность выбора поставщика энергии. В данной ситуации вероятен ощутимый незапланированный рост тарифов для населения, к чему по социально-экономическим причинам люди не готовы. Именно поэтому уход от перекрестного субсидирования тормозится:

"В 2006 году стоимость электроэнергии, отпускаемой Архангельской сбытовой компанией населению, вырастет на 15-25%, то есть тариф составит от 1 рубля 45 копеек до 1 рубля 58 копеек. Рост тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Архангельская генерирующая компания", будет в пределах от 0 до 11,2 процента", - сообщил Владимир Блинов.

Сельхозпредприятия в будущем году предположительно будут платить от 1 рубля 59 копеек до 1 рубля 64 копеек за киловатт-час полученной электроэнергии. Льготного тарифа на тепловую энергию не предусматривается - в департаменте по тарифам и ценам считают, что поддержка тех же тепличных хозяйств должна осуществляться за счет субсидирования из областного и муниципальных бюджетов.

В то же время для северодвинских предприятий "Севмаш" и "Звездочка" тариф могут снизить, потому что электроэнергию они получают непосредственно с "колес" ТЭЦ, а это значит, что транспортные услуги оплачивать им не приходится. Уже в августе этого года тариф для этих оборонных предприятий был снижен на 40 копеек.

Уемская птицефабрика наращивает производство (Правда Севера)

Больше всего обрадовались, увидав рекламу продукции местной птицефабрики в прессе, уемские пенсионеры, которые своими руками строили эту птицефабрику.

Историю передела собственности в Уйме и краха предприятия подробно описали все издания, в том числе и "Правда Севера". Теперь дела на птицефабрике вроде бы пошли на лад. Поставки яиц в торговлю предприятие осуществляет с конца лета. Производство пусть не быстро, но наращивается. На птицефабрике несушки обжили четыре цеха. Поголовье птицы составляет 100 тысяч. По сравнению с лучшими временами - совсем немного, но лиха беда начало. Ремонтируются новые цеха. Пресловутый птичий грипп - не помеха, хотя предприятие, как и другие птицефабрики, работает в условиях повышенных мер безопасности. На входе в промзону - строгие предупреждения о необходимости соблюдения санэпидрежима. Доступ посторонним на фабрику закрыт.

На предприятии, где раньше работали сотни птицеводов, теперь трудятся 90 человек. Когда производство наладится, понадобятся и дополнительные кадры.

Как сказала профсоюзный лидер Тамара Головач, занимающая на предприятии должность начальника хозяйственной службы, 76 процентов акций птицефабрики находятся в собственности нынешнего владельца Владимира Петровского, а менее четверти капитала принадлежит уемлянам. "Мы готовы поступиться и этим, - сказала Тамара Алексеевна, - в пользу предприятий, поставляющих корма".

Птицеводы научены горьким опытом: стабильность сегодня - это лучше, чем дивиденды неизвестно когда. Пока же вложения в птицефабрику требуются многомиллионные. Зарплаты здесь не слишком высоки - 4-5 тысяч. Но набедовавшийся без денег и работы народ рад и этому.

И профсоюз на птицефабрике не умер. Подготовлен и положен на стол директору Владимиру Личному коллективный трудовой договор.

Нынешнее руководство и собственник, пришедший на смену прежним владельцам птицефабрики, все начали с чистого листа и по прошлым долгам не отвечают. А задолженность перед работниками по зарплате за годы развала и простоя составляет 5 миллионов рублей. На состоявшемся недавно собрании прежний конкурсный управляющий Михаил Здрецов, чьей головной болью и являются долги по зарплате, только развел руками.

При неприятном разговоре о деньгах присутствовали представители власти и прокуратуры. Было дано обещание погасить долги в течение максимум двух месяцев. "Ну если уж прокуратуре не верить, то кому тогда? - замечает Тамара Алексеевна. - Ждем-с. Коллектив настроен на работу, радует, что нынешний директор в птицеводстве понимает не в пример прежним менеджерам широкого профиля, что довели предприятие до развала".

Досадно только, что средства на выплату долгов и возрождение производства изымают не из карманов истинных виновников краха птицефабрики. Но народ у нас отходчивый. Замаячила впереди надежда - понемногу утихают старые обиды, реже раздаются призывы покарать по всей строгости закона прежних горе-хозяев птицефабрики. Да и так ли строг закон, если он оставил "прихватизаторам" столько лазеек?

Лесная отрасль определяет ВТО (Лесные новости)

За девять месяцев 2005 года внешнеторговый оборот в зоне деятельности Архангельской таможни вырос на 78,5% - до 1678,5 млн. дол. Об этом "Лесным новостям" сообщили в отделе статистики Архангельской таможни. При этом экспортная составляющая внешнеторгового оборота достигла 1591,7 млн. дол. (+86,2% к уровню 2004 года), импортная - 86,8 млн. дол. (+0,7%). Таким образом, экспорт превышает импорт более чем в 18 раз, а сальдо ВТО за три квартала текущего года составило 1504,8 млн. дол. Регион деятельности Архангельской таможни имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. В отчётном периоде внешнеэкономические связи в регионе таможни осуществлялись с 83 странами-контрагентами. Основные торговые партнёры - страны дальнего зарубежья, и только 5,0% внешнеторгового оборота приходится на долю стран СНГ. Вместе с тем следует отметить, что в анализируемом периоде объём торговли со странами Содружества вырос в 1,2 раза. Несомненным лидером в данной группе стран является Украина - её доля составила 81,8% ВТО стран СНГ. Среди стран дальнего зарубежья наиболее активно велась торговля с Нидерландами (37,7%), Виргинскими островами (12,6%), Великобританией (6,0%), Ирландией (5,5%), Польшей (4,6%).

За 9 месяцев 2005 года через Архангельскую таможню прошли оформление 360 участников внешнеэкономической деятельности. Большинство участников (283) - 78,6% - зарегистрированы на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Среди наиболее активных участников ВЭД Котласский ЦБК, "Архбум", Архангельский ЦБК, Лесозаводы № 3 и 25, Соломбальский ЛДК. Вместе с нефтяными компаниями и машиностроительными заводами Северодвинска на их долю приходится свыше 90% ВТО.

По данным анализа внешнеторгового оборота в структуре экспортных поставок в зоне деятельности таможни доля экспорта продукции лесопромышленного комплекса - традиционного экспорта региона за год снизилась с 54% до 34%. Такое снижение обусловлено ростом мировых цен на нефть и увеличением объёмов экспорта сырой нефти через архангельский порт. Вместе с тем, следует отметить прекращение таможенного оформления дизельного топлива в регионе таможни с мая текущего года. Несмотря на сокращение доли экспорта продукции лесного комплекса, вывоз лесных товаров по всей номенклатуре имеет положительную динамику.

К СОЖАЛЕНИЮ, приходится констатировать, что продолжается рост экспорта необработанной древесины. По итогам трёх кварталов экспорт кругляка вырос на 80,3% - до 159 тыс. кбм, что в денежном выражении составило 6,9 млн. дол. (+74,5%). Можно отметить, что темпы роста экспорта круглого леса к концу года постепенно замедляются. Это обусловлено, прежде всего, неустойчивым уровнем цен на сырьё.

Кроме этого, вырос экспорт пиломатериалов. За 9 месяцев зарубежным партнёрам отправлено более 1,3 млн. кбм пилопродукции, что на 5,5% больше аналогичного показателя прошлого года. При этом статистическая стоимость отправленной пилопродукции выросла на 8,3% - до 175,5 млн. дол. Доля пиломатериалов в общей структуре экспорта составляет 11,0%, что на 8,0% меньше, чем год назад.

Чуть больше вырос экспорт бумаги и картона, а также изделий из них. С начала года за рубеж отправлено 341,6 тыс. тонн продукции этого вида, что на 7,4% больше уровня 2004 года. Статистическая стоимость этой продукции выросла на 16,1% - до 135,2 млн. дол.

За 9 месяцев экспорт целлюлозы сложился в объёме 505,9 тыс. тонн, что на 11,6% больше показателя прошлого года. При этом статистическая стоимость продукции выросла на 17,7% - до 196,0 млн. дол.

Другие статьи лесопромышленного экспорта по объёмным показателям сократились. Так, за девять месяцев на 1,7% сократился экспорт клееной фанеры. И с начала года этот показатель составил 51,0 тыс. кбм. Однако статистическая стоимость экспортируемой продукции, наоборот, выросла на 22,5% - до 18,2 млн. дол., что говорит о росте цен на этот вид продукции.

Экспорт древесноволокнистых плит в объёмных показателях с начала года также сократился на 6,5% - до 3,4 тыс. тонн. При этом их статистическая стоимость выросла на 17,6% - до 715 тыс. дол.

Импортная составляющая внешнеторгового оборота в зоне деятельности таможни незначительна - 5,2% от общего объёма внешнеторгового оборота. В структуре импорта более 42% приходится на машины, оборудование и механизмы для предприятий региона, около 15% - продукция химической промышленности, 9% - транспортные средства, 6% - древесноволокнистые плиты (ламинат).

А основе анализа приведённых данных можно сделать вывод о том, что лесная отрасль, несмотря на значительное сокращение доли лесных грузов в ВТО, по-прежнему остаётся одной из определяющих отраслей внешнеторговых отношений региона. По итогам 9 месяцев 2005 года на долю лесного экспорта приходится 533,6 млн. дол., что на 14,5% больше аналогичного показателя прошлого года.

Странное дело (Архангельск)

Мэрия представила копию документа, о котором никто раньше не слышал

Заседание суда по иску ОАО "Архангельские коммунальные системы" (АКС) к мэрии города продолжится в этот четверг, 20 октября. Такое решение областной арбитражный суд принял в минувшую пятницу, 14 октября. Причина очередного переноса - представленная копия документа, свидетельствующего о необоснованности обвинений в адрес мэрии.

Напомним, что судебная тяжба продолжается с лета этого года. 6 июля мэрия Архангельска в одностороннем порядке расторгла договор с АКС, что и послужило поводом для судебного разбирательства. Об этом наша газета подробно рассказала в одном из предыдущих номеров ("В одностороннем порядке", "Архангельск" от 07.10.2005). По мнению многих независимых экспертов, у мэрии Архангельска было не так много шансов выиграть дело. Однако к состоявшемуся в пятницу заседанию суда муниципалитет подошел очень основательно и представил копию документа под названием "Соглашение о расторжении предварительного договора", о существовании которого раньше никто не слышал. Предварительный договор, заключенный 11 марта 2005 года между АКС и мэрией города (тогда еще в лице Олега Нилова), обязывал муниципалитет подписать в июне с "Архангельскими коммунальными системами" очередной договор краткосрочной аренды на ближайшие 11 месяцев.

Как известно, сделано это не было, и вот теперь мэрия представила копию документа, на основании которого она так поступила. Все бы хорошо, да только копия в суде не имеет никакого веса, необходим оригинал. Найти его мэрия почему- то не смогла. Интересно и то, что заседание, прошедшее в пятницу, далеко не первое, но по необъяснимым причинам документ всплыл только в октябре. Если бы его обнаружили раньше, то и дела бы никакого не возникло - у АКС не было бы формального повода судиться. Все это наводит на мысль: раз документ никогда нигде ранее не появлялся, значит, подписали его не так давно. Однако датирован он 10 июня 2005 года. Почему мэрия скрывала факт существования столь важного соглашения, остается неизвестным. Словом, в отношениях между мэрией и "Архангельскими коммунальными системами" по-прежнему много непонятного. Будем надеяться, что все прояснится 20 октября. На очередное заседание суда мэрия должна представить оригинал соглашения.

Общество

Забастовка закончилась - проблемы остались (Новодвинский рабочий)

Забастовка, о которой так долго говорили автотранспортники г. Архангельска, с треском провалилась... Причиной стала несогласованность действий. Муниципальные автоперевозчики начали утверждать, что у них муниципальный контракт, поэтому бастовать они не имеют права. Вслед за ними и частники отказались принять участие в акции протеста. В Новодвинске, в отличие от областного центра, забастовка все-таки состоялась. 14 октября, в период с 7 до 9 часов и с 16 до 18, вместо запланированных десяти рейсов утром и десяти вечером было выполнено лишь по два. В результате этой акции протеста ООО "Новодвинские перевозки", по словам его генерального директора Андрея Стрельцова, понесло убытки в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, водители "Газелей" не приминули воспользоваться сложившейся ситуацией. Как сообщил корреспонденту "НР" один из них, в минувшую пятницу они практически весь день ездили по маршрутам "единички" и "четверки". По мнению Андрея Стрельцова, такое поведение частников является еще одним подтверждением того, что о взаимопонимании между автобусным предприятием и владельцами "Газелей" не может быть и речи.

Руководство "Новодвинских перевозок" уже не первый месяц настаивает на повышении тарифа на пригородных маршрутах. Основная причина - повышение цен на топливо. Как сообщил А.Стрельцов, составляющая топлива в расходах у автотранспортников дотягивает до 30 процентов. В официальном заявлении ИА "Русский Север" генеральный директор ООО "Новодвинские перевозки" сообщил следующее:

- Согласно методике департамента цен и тарифов, которая была разработана еще в 80-х годах прошлого века, нормы загрузки автобусов должны быть не ниже 50%. Только какой загрузки? Ведь существует 3 вида - посадочная, номинальная и предельная. Для примера: для ЛИАЗ-5256, который закупало в прошлом и текущем году АПАП-1, предельная загрузка составляет 120 человек, номинальная - 80 и посадочная - 24. Теперь представьте, что согласно требований департамента тарифов и цен, исходя из 50 % от максимальной загрузки, т.е. 60 человек, 24 пассажира будут ехать сидя, а 36 - стоя... Вы бы хотели ехать в таком автобусе? Все это не напоминает вам недавние советские времена, когда пассажиры ездили в автобусах, как сельди в бочке, а автобусы назывались "скотовозы"?.. В то же время Андрей Стрельцов надеется, что департамент по тарифам и ценам сдержит свое обещание и до конца года поднимет тарифы по пригороду. Кроме того, по словам Андрея Валерьевича, накануне акции протеста в прокуратуру поступило заявление из администрации области с просьбой разобраться с руководителями автопредприятий по поводу предстоящей забастовки. В связи с этим генеральный директор ООО "Новодвинские перевозки" хотел бы узнать мнение прокурора г. Новодвинска по этому поводу.

Как бы там ни было, Андрей Стрельцов уверен, что подобные вопросы надо решать за столом переговоров, а не путем угроз как, по его словам, поступают областные власти.

Происшествия

"Черное золото" в огне (Волна)

В начале 1901 года самый знаменитый миллиардер в истории человечества по фамилии Ротшильд рвал волосы, узнав, что за три дня на берегу Каспия сгорело шесть миллионов пудов его мазута и четыре миллиона пудов его чистой нефти.

Огненная стихия, щедро подпитываемая топливом, унесла жизни пятисот человек. Так что проблема тушения нефтяных пожаров возникла сразу после того, как появилась добывающая "черное золото" промышленность.

Около половины девятого утра 13 октября 2005 года вопрос встал ребром и в Архангельской области, прежде в основном страдавшей от лесных пожарищ. На нефтебазе в Приморском районе, принадлежащей ОАО "Роснефть- Архангельскнефтепродукт", произошли взрыв и возгорание одного из терминалов с остатками горючих отходов, находящихся на уровне двух метров от дна. Двое рабочих, производивших изоляционные работы на крыше стального вертикального резервуара емкостью в два кубометра, погибли, один, остававшийся внизу, госпитализирован. Ущерб, в том числе экологический, пока не оценен. В тушении помимо ведомственной пожчасти участвовали сотрудники МЧС и практически все пожарные структуры областного центра и района. В соседнюю деревню Повракула экстренно эвакуировали 234 жителя ближайших домов поселка нефтебазы, воспитанников детского сада и учащихся школы. Было перекрыто дорожное движение.

По факту нарушения правил безопасности (такова на данный момент официальная версия следствия), повлекшего гибель двух и более человек, прокуратура Архангельской области возбудила уголовное дело. По словам прокурора Александра Апанасенко, отвечать по этой статье придется должностным лицам, которые обеспечивали проведение работ.

Однако не исключено, что виноватыми будут признаны и сами рабочие. Допрошены члены ремонтной бригады (трое из них остались целы и невредимы). На месте происшествия обнаружены метаба (применяемая для резки и шлифовки металла) и электродрель (как известно, инструменты искрящие). Изъяты наряды допусков на производство и право проведения ремонтных работ и множество других документов. Как и положено, в состав следственно-оперативной группы входил специалист- взрывник, не нашедший ничего подозрительного.

По сообщению информационного агентства Rus-Energy, в тот же день в наши края прибыл президент ОАО "НК "Роснефть" Сергей Богданчиков. В ходе рабочей поездки он осмотрел производственные объекты дочернего сбытового подразделения возглавляемой им компании, а также провел совещание по итогам работы предприятия за 9 месяцев текущего года и перспективам деятельности на период до 2010-го. И представил трудовому коллективу нового генерального директора Юрия Анисимова (вместо трагически погибшего 24 сентября этого года в автомобильной катастрофе Владимира Иванчикова). На архангельской нефтебазе расположен терминал, через который компания "Роснефть - Архангельскнефтепродукт" отправляет морем на экспорт около трех миллионов тонн нефти в год. От комментариев по поводу случившегося пожара в ОАО "Роснефть - Архангельскнефтепродукт" воздерживаются.

Пожарные команды и инженеры современных нефтеперерабатывающих предприятий стараются не доводить дело до взрыва - предсказуемого итога возгорания нефти в замкнутом резервуаре. При таком катастрофическом развитии событий металлические осколки оболочки способны разлететься во все стороны, как пули. Причиной пожара может стать пустяк, а вот потушить нефть зачастую вообще невозможно: она поднимается на поверхность воды и снова горит. Легче дать "черному золоту" выгореть, если вблизи нет людей, домов и производства. Если они есть, надо действовать как можно решительнее.

Уже созданы специальные конструкции, в которых изначально заложена система пожаротушения. Например, туда можно запустить уничтожающее огонь вещество до того, как пламя разорвет гигантский бак изнутри.

На Западе для тушения нефтяных "закрытых" пожаров чаще всего используют установки, которые в секунду могут выдавать до ста пятидесяти литров воды или пены. Струи навесом направляют прямо на поверхность горящего резервуара. Это позволяет сбить и потушить огонь, охвативший резервуар снаружи, и не дать емкости нагреться до роковой температуры, после чего следует взрыв. Можно предположить, что стоят такие приспособления весьма недешево. Но безопасность населения, живущего в округе, дороже.