На рубеже второго тысячелетия на авансцену венгерской политики выдвинулась проблема автономии трансильванских венгров в Румынии. Вот уже более 10 лет в стране оживленно обсуждается идея восстановления Венгерской автономии в юго-восточной части Трансильвании на территории уездов Харгита, Ковасна и части уезда Муреш (население 808,7 тыс. чел.), где компактно проживает венгерское нацменьшинство. Венгерская автономная область была создана в Румынии в 1954 году, однако в 1968 тогдашний румынский лидер Н.Чаушеску ликвидировал ее.

Новый всплеск интереса к этой проблеме пришелся на 2003 г., когда реформатский епископ Л.Токеш, исключенный из умеренного Демократического союза венгров Румынии (ДСВР) за радикализм, вместе с единомышленниками предложил конкретную программу достижения территориальной, административной, хозяйственной и культурной автономии т.н. "Секуйского края" (секуйями румыны называют проживающих в этой части страны венгров). К концу 2003 года были созданы Национальный, а также местные и региональные секуйские и остальные советы трансильванских венгров, объединившиеся в январе 2004 в Гражданский союз венгров Румынии (ГСВР).

Летом 2004 и весной 2005 группа депутатов парламента от ДСВР (выступавших, правда, в личном качестве и представлявших скорее программу радикального ГСВР) выступили с законодательной инициативой об автономии Секуйского края. Этот законопроект, квалифицированный руководством ДСВР как "нереалистичный и несвоевременный", был отвергнут парламентом. Документ предусматривает автономию Секуйского края и его статус самостоятельного юридического субъекта в составе Румынии. Регион должен иметь своего президента, избираемого населением края, правительство и государственную символику. Правительству делегируется полная финансовая автономия, в том числе - в части сбора государственных налогов, право создавать собственные параллельные общегосударственным структуры, в том числе - в области образования и в правоохранительной сфере, а также подписывать международные документы на региональном уровне. Венгерский язык по статусу приравнивается к румынскому, причем все госслужащие обязаны в равной степени владеть обоими языками. Упразднение же автономии возможно лишь на основании общекраевого референдума (в настоящий момент 78% населения региона считает обретение автономии важнее интеграции Румынии в ЕС).

Румынские политики единодушно критикуют упомянутый законопроект как архаичный, националистический и сепаратистский. По их оценке, часть местной венгерской элиты, используя благоприятную международную конъюнктуру и переживаемый Румынией переходный период, решила исправить "историческую несправедливость" Трианона (предместье Парижа, где в 1920 г. был подписан мирный договор с Венгрией, по которому Трансильвания отошла к Румынии) и предоставить венгеронаселенным областям страны специальный статус. В этих условиях, полагают румыны, самоуправление, задуманное как нечто большее, чем местная автономия, с претензиями на неотъемлемые атрибуты государственности, ведет к превращению одной этнической группы в "государство в государстве". По мнению румынских аналитиков, сепаратизм венгерского меньшинства может привести к серьезным последствиям и опасному прецеденту, "угрожающему Европе хаосом и межэтническими конфликтами".

Официальный Бухарест, вынужденный заигрывать с ДСВР (являющимся членом правящей коалиции) в интересах сохранения внутриполитической стабильности, каких-либо санкций против возникающих в Трансильвании секуйских и венгерских советов не предпринимает. В правительственных кругах отмечают, что проводимая нынешним румынским руководством линия на децентрализацию власти предоставит венгерскому меньшинству (и не только ему) все те возможности в экономическом, культурном и образовательном плане, которые оно ожидает от автономии. Румынские политические партии - независимо от того, находятся они у власти или в оппозиции, - видят в действиях венгерских радикалов нарушение Конституции страны, угрозу единству и территориальной целостности Румынии, прямое покушение на ее суверенитет.

Официальный Будапешт в интересах сохранения единства венгерского нацменьшинства в Румынии стремится лавировать между "умеренными" и "радикалами". Находящиеся сейчас у власти в Будапеште социалисты делают ставку на ДСВР и избегают открыто высказываться на тему венгерской автономии в Румынии. Основной акцент они делают на соблюдении прав венгерского нацменьшинства, развитии румыно-венгерского межгосударственного сотрудничества, оказании помощи Бухаресту при вступлении в ЕС, каковое, как они полагают, поможет снять многие спорные вопросы. Оппозиционная же партия ФИДЕС-ВГС во главе с бывшим премьер-министром В.Орбаном активно поддерживает радикалов, призывает трансильванских венгров энергичнее добиваться национальной автономии и выступает за увязку приема Румынии в ЕС с предоставлением автономии венграм. Примечательно, что стремление венгров к автономии разделяют (правда, в несколько иной форме) отдельные румынские общественные организации в Трансильвании и Банате - более развитых по сравнению с другими областями регионах страны. Они надеются, что регионализация Румынии, обособление от центра приведет к динамизации экономического развития, ссылаясь при этом на практику функционирования еврорегионов в ЕС.

Румынские политики предпочитают сейчас не драматизировать ситуацию вокруг автономистских устремлений трансильванских венгров, однако в то же время признают, что было бы ошибочно и недооценивать существующие опасности. Основные надежды Бухарест связывает с естественным "рассасыванием" проблемы по мере интеграции Румынии и Евросоюз.