Подавляющее большинство жителей Республики Алтай, опрошенных активистами регионального отделения партии "Родина", негативно относятся к проекту строительства автомобильной дороги из Западной Сибири в Китай через плато Укок. Об этом 28 октября корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе регионального отделения партии "Родина".

Всего в ходе опроса было проинтервьюировано или проанкетировано 964 жителя региона. Респондентам предлагалось ответить на четыре вопроса: отношение к строительству дороги на Китай через Республику Алтай, отношение к возможности объединения РА с одним из соседних регионов, отношение к проекту строительства Алтайской ГЭС. Помимо этого респондентам предлагалось назвать фамилию кандидата, которого они предпочли бы видеть на посту главы республики.

После обработки данных, полученных в ходе опроса, выяснилось, что 73,3% опрошенных негативно относятся к возможности строительства дороги на Китай через перевал Канас. В первую очередь противником этого проекта беспокоит предполагаемое "засилье" китайцев на товарных рынках, на рынке рабочей силы. 26,7% опрошенных считают, что и само строительство дороги, и ее последующее функционирование благоприятно скажутся на развитии экономики Республики Алтай.

Как уже сообщало ИА REGNUM, предполагается, что автомобильная дорога в Китай пройдет через плато Укок и пересечет границу на перевале Канас. Однако эта идея неоднозначно воспринимается местным населением. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой "зоной покоя". Во-вторых, на плато располагается большое количество археологических памятников, и именно здесь археолог Наталья Полосьмак обнаружила мумию "алтайской принцессы". Многие алтайцы считают плато святым местом, и даже землетрясения осени 2003 года связывают с тем, что люди потревожили "дух принцессы Кадын", выкопав ее из земли и выставив на всеобщее обозрении в Институте истории и археологии Сибирского отделения РАН. Как считают сторонники строительства, сооружение дороги вызовет рост и развитие международных автомобильных перевозок, послужит мощным толчком экономического развития Республики Алтай, западных аймаков Тывы, Алтайского края, обеспечит возможность освоения природных ресурсов Кош-Агачского района Республики Алтай, поспособствует развитию малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ула (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трех государств - России, Китая и Монголии.

55,3% опрошенных заявили, что являются сторонниками ликвидации Республики Алтай как субъекта федерации с последующим объединением с близлежащими регионами - например, с Алтайским краем или Кемеровской областью. Сторонники укрупнения регионов в первую очередь мотивируют свое желание раздражением от региональной элиты, непомерным ростом зарплат чиновников, низким уровнем экономического развития. По мнению респондентов, если у республики и был потенциал, то он бездарно растрачен, отмечает пресс-служба "Родины".

Против объединения регионов выступили 32,5% опрошенных. В основном это чиновники или люди, так или иначе нашедшие себя благодаря тем возможностям, которые предоставляет статус субъекта федерации. Многие из них заявляют, что республика уже была в период советской власти в составе Алтайского края, и это лишь тормозило развитие этой территории. 12,2% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

К возможности строительства Алтайской ГЭС на Катуни относятся положительно 51% опрошенных. Они считают, что наличие ГЭС приведет к интенсивному развитию экономики и позволит снизить тарифы на электроэнергию как минимум вдвое (сейчас 1 киловатт-час стоит для населения 1,55 рубля, - прим. ИА REGNUM). Противники строительства считают, что ГЭС нанесет непоправимый ущерб экологии региона. Некоторые противники, осознавая наличие проблемы обеспечения "энергетической безопасности республики" предлагают строить малые ГЭС.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, идея строительства гидроэлектростанции на Катуни возникла еще во времена советской власти в 80-х годах прошлого века, однако в силу известных обстоятельств, в том числе протестов экологической общественности, разработка этих планов была заморожена. Предполагается, что плотина ГЭС достигнет высоты 57 метров, годовая выработка электроэнергии - 180 млн кВт ч. В целях строительства было создано ОАО "Горно-Алтайская ГЭС", 10% акций которого принадлежит властям Горного Алтая, остальное - московским компаниям ООО "Энергостройфинанс" и ЗАО "Элиттехнострой". Окупаемость проекта стоимостью 4 млрд рублей инвесторы оценивают в 7-10 лет. После того, как было объявлено о том, что проект строительства ГЭС подходит к этапу своего практического воплощения, в республике вновь зазвучали протесты экологов.

52,3% опрошенных "Родиной" респондента не смогли сформулировать свои предпочтения по вопросу о будущем главе республики, зачастую они лишь высказывали пожелания, чтобы он был молодым, энергичным, "не ворюгой и не жуликом", с опытом работы в сфере экономики и госуправления. Конкретные фамилии назвали лишь 17,1% опрошенных. Среди них депутат Госдумы Сергей Пекпеев, нынешний и бывший главы республики Михаил Лапшин и Семен Зубакин, сенатор Ралиф Сафин, мэр Горно-Алтайска Виктор Облогин.

Как уже сообщало ИА REGNUM, полномочия ныне действующего главы РА Михаила Лапшина истекают 6 января 2006 года. В ходе совещания с представителями органов власти республики 4 октября полпред президента в СФО Анатолий Квашнин огласил список возможных кандидатов на должность главы республики. В него вошли федеральный инспектор по Алтайскому краю Александр Бердников, глава Чойского района республики Александр Борисов, депутат Госдумы, единоросс, Сергей Пекпеев, руководитель управления ФСБ по Читинской области Вячеслав Полежаев, первый вице-премьер правительства республики Николай Тайтаков. Нынешнего главу республики Михаила Лапшина, которого полпред подверг резкой критике за плохую организацию аварийно-восстановительных работ после произошедшего в 2003 году землетрясения и плохое экономическое положение в регионе, Анатолий Квашнин не рассматривает в качестве будущего главы республики.