Официальный Тбилиси наращивает усилия, направленные на разрушение миротворческой миссии и четырехстороннего переговорного формата по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Как известно, на данный момент мир в Южной Осетии поддерживается контингентом СНГ, который укомплектован, в основном, российскими миротворцами, а переговоры по урегулированию конфликта проходят в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК), сопредседателями которой являются Россия, Грузия, Северная Осетия и сама Южная Осетия.

Президент Грузии Михаил Саакашвили неоднократно заявлял о том, что США и ЕС готовы поддержать грузинскую сторону в решении данной проблемы, в свою очередь Вашингтон подтвердил свою заинтересованность в этом. Недавно грузинский парламент принял ультимативное постановление, в котором, фактически, поставил условия и сроки начала процедуры вывода российских миротворцев из конфликтных зон. Примечательно, что в случае с Южной Осетией это - февраль 2006 года, а с Абхазией - июль того же года.

В настоящее время вырисовывается явная попытка грузинских властей как можно четче диверсифицировать свою политику в отношении Абхазии и Южной Осетии. В свою очередь Сухуми и Цхинвали противопоставляют этому координированную политику, свидетельством чему стал договор о сотрудничестве, подписанный лидерами двух республик. С определенной долей уверенности можно утверждать, что на сегодняшний день именно отсутствие возможности ведения боевых действий одновременно по двум фронтам - в осетинском и абхазском направлениях, пока удерживает Тбилиси от военных действий в Южной Осетии. Грузия не планировала и не планирует одновременного решения конфликтов в Южной Осетии и Абхазии. Распространение грузинской юрисдикции в Южной Осетии должно было стать вторым шагом после успешной операции по свержению Аслана Абашидзе в Аджарии. Таким образом, Южная Осетия была промежуточным звеном на пути к решению конфликта в Абхазии, однако, как уже отмечалось, в данном случае звенья соединились. Между тем, если возможность военного решения грузино-осетинского конфликта в Тбилиси рассматривается со всей серьезностью, то абхазский конфликт представляет собой более сложный узел, который Саакашвили планирует разрубить не иначе как путем переговоров при непосредственном вмешательстве США и ряда стран ЕС.

Также очевидно, что грузинская сторона сегодня практически исключает возможность достижения согласия в результате переговоров в существующих форматах. Это касается и Южной Осетии, и Абхазии. Об этом свидетельствует, в частности и тот факт, что официальные лица Грузии, по сути, отказались от переговоров непосредственно с представителями мятежных регионов, хотя последние к тому и готовы, вместо этого перетягивая вопрос в плоскость взаимоотношений с Россией. Параллельно, Тбилиси готовится к возможной войне на два фронта. После обстрела столицы Южной Осетии 20 сентября, и последовавшей за этим реакцией президента Абхазии Сергея Багапша, другого выбора у грузинских властей, по сути, и не остается.

В 2005 году Грузия делает беспрецедентные бюджетные отчисления в оборонную сферу. На модернизацию вооружения и пополнение личного состава грузинские власти в этом году планируют затратить почти $325 млн., или 6% ВВП этой страны. Однако, это лишь малая доля военных расходов Грузии. В 2004 году американская военная помощь этой стране составила $12 млн. В период с 2003 по 2005 год на развитие грузинской армии США потратили примерно $70 млн. На 2006 год президент США запросил у Конгресса еще $12 млн. на оплату "оборонных поставок и услуг" и $1,2 млн. на подготовку военных кадров. В рамках американской программы "Обучение и оснащение" созданы четыре батальона специального назначения - "Коммандос", а также Сачхерский, Телавский и Шавнабадский. Именно эти силы могут сыграть основную ударную функцию в горных условиях Южной Осетии или же на морском побережье Абхазии.

Ощутимое финансовое и консультативное содействие грузинской стороне оказывает и Турция, с 1997 года израсходовавшая на военную помощь Грузии свыше $40 млн. В итоге, грузинская сторона за последний год резко подняла военную активность в конфликтных зонах. В текущем ноябре в граничащем с Абхазией Зугдидском районе Грузии планируется завершить, как выразился президент Грузии, строительство "самой современной в СНГ" военной базы. По некоторым данным, здесь будет дислоцировано до 3000 военнослужащих. Концентрация войск наблюдается также в соседнем с Южной Осетией Горийском районе Грузии. Сюда переброшена 4-я бригада МО Грузии и несколько тысяч резервистов.

Именно на этом фоне официальный Тбилиси представил свой план урегулирования конфликта в Южной Осетии, который тут же был поддержан Соединенными Штатами. Представители аналитических кругов США, близкие к Государственному департаменту, утверждают, что "план Саакашвили" был написан в Вашингтоне. Недавно американская сторона добилась участия в переговорном процессе по урегулированию Приднестровского конфликта, а сегодня вплотную приблизилась к участию в процессе урегулирования в Южной Осетии. В этой связи стоит предположить, что милитаристические маневры грузинских властей являются ни чем иным как методом давления на участников переговорного процесса, в особенности на Москву, с целью обеспечения присоединения США к данному процессу. В случае провала этой миссии, Грузия прекратит переговоры, потребует вывести российских миротворцев сначала из Южной Осетии, а затем и Абхазии, и, в итоге, начнет боевые действия.

Что касается российской стороны, представитель которой (посол России в Грузии Владимир Чхиквишвили) не исключил возможность участия США в переговорном формате СКК, то она постарается не доводить дело до критической отметки, хотя и будет готовой к любым негативным сценариям. В данном случае политика Грузии, основанная на лобовом противопоставлении своих (американских) интересов кровным интересам России, буквально диктует Москве, как минимум - замену миротворцев в зонах конфликта регулярными войсками, дипломатическое признание конфликтных регионов, населенных гражданами России и готовность к даче адекватного ответа в случае агрессии.