О проблеме эвакуаторов, автомобильных парковок, ОСАГО, незаконного сноса гаражей и "ракушек" сообщил на своей пресс-конференции вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат России Леонид Ольшанский, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

История с эвакуаторами, по словам Ольшанского, насчитывает более 10 лет. В 1993-1994 гг. мэр Москвы ввел на улицах Москвы эвакуаторы и блокираторы. Движение автомобилистов России несколько лет боролось с этим нововведением и в 1997 году одержало победу: Верховный суд признал незаконным постановление правительства Москвы об эвакуаторах и блокираторах, а Госдума почти одновременно внесла в старый кодекс РСФСР об административных правонарушениях примечание, которое категорически запрещает блокираторы и эвакуаторы за запрещение правил стоянки. Параллельно в Госдуме шла работа над новым Административным кодексом, причем вопрос о репрессиях против автомобилистов вызвал острую дискуссию. В результате законодатели остались на стороне автомобилистов; запрет на использование эвакуаторов и блокираторов был подтвержден, за их применение предусмотрен штраф.

Одновременно кодекс был дополнен принципом презумпции невиновности, согласно которому инспектор ГАИ должен доказать вину водителя. Также предусмотрено, что лишение специального права (в частности, на управление транспортным средством) может происходить только через суд. В итоге Кодекс был принят в его сегодняшней редакции. "Таким образом, поскольку мы живем по федеральным кодексам, мы не подчиняемся противоречащим им постановлениям мэров и губернаторов, - пояснил адвокат. Мэр Москвы своими документами нарушает Конституцию - это касается и прав автомобилистов, и приватизации квартир, и строек, и т.д. Не только эвакуаторы, но и платные стоянки, и снос гаражей и ракушек - все это противоречит российскому законодательству".

Кроме того, эвакуация машин, по словам Ольшанского, нарушает норма не только административного. Но и Гражданского кодекса РФ. В частности, раньше машины могли годами стоять на штрафных стоянках, и их никто не трогал. "В Гражданском кодексе РФ есть статья "бесхозяйное имущество", - пояснил адвокат. - Согласно ей, любое имущество можно признать бесхозяйным, но только через суд и только спустя год после принятия имущества на учет. Поскольку это долгий процесс, то через полгода чиновники сами признают машину бесхозяйной и отправляют ее на утилизацию. Таким образом, нарушается статья Конституции 35. Нынешняя эпопея с эвакуацией ведет к незаконному изъятию имущества".

Мэрия и ГАИ, по словам Ольшанского, подменяют два понятия: водитель и собственник. В связи с этим следует учитывать, что существует презумпция невинности. Если водитель подходит к машине, припаркованной в неположенном месте, чтобы забрать ее, нет оснований требовать у него штраф: следует сначала доказать, что это именно он поставил ее в неположенном месте. Противодействие же в этом случае сотрудникам милиции, сопровождающим эвакуаторщика, не может считать правонарушением, так как само требование к водителю заплатить штраф и т.д. не основано на законе.

То же касается и сноса гаражей: когда рабочие с болгаркой мотивируют снос распоряжение главы управы. Им можно и должно оказывать противодействие, так как снос гаража, являющегося собственностью, так же может быть основан лишь на соответствующем решении суда. "Статья федерального кодекса и решение суда - вот те документы, которые должен требовать гражданин, отстаивающий свое право собственности, - отметил Ольшанский. - Это самозащита гражданских прав и необходимая оборона, предусмотренная российским законодательством.

Что касается платных парковок, то все они, по словам адвоката, вне закона; только половина из них лежит в сфере гражданского, а половина - в сфере уголовного права. "Верховный суд постановил, что у парковок - налоговая природа; деньги от них должны поступать только в налоговую инспекцию, - пояснил он. - А брать с них деньги у вокзалов, аэропортов, пристаней, вообще нельзя, так как вся инфраструктура этих объектов входит в стоимость билета, купленного водителем. В городе парковки носят налоговую природу; за нее платить не надо. Мэрия же считает, что у парковок - арендная природа". Но, добавил адвокат, договор аренды между водителем, фирмой и мэрий не заключался; Следовательно, и платить за парковку нечего. Так что водитель имеет право сесть в свою машину и уехать, не расплатившись: по закону, его не за что преследовать.

Когда же некие люди, не имеющие отношения к мэрии, самовольно организуют парковки, надевают якобы официальную форму, сами печатают талоны и требуют у водителей деньги за парковку - это уже статья Уголовного кодекса "Мошенничество", подчеркнул Ольшанский. Ситуацию осложняет то, что нередко такие парковки находятся "под крышей" самой районной милиции; и такие случаи, по словам адвоката, известны столичному ГУВД.

Что касается ОСАГО, то Леонид Ольшанский охарактеризовал эту форму страховки как "узаконенный грабеж". "Страхование - это такой же договор Гражданского кодекса. Как купля, продажа, аренда и т.д., - пояснил он. - Нельзя человека заставить купить костюм или хлеб. Я считаю, что любое страхование - жизни, машины, дачи и т.д. - должно быть только добровольным". 10 лет назад, добавил адвокат, этот законопроект набрал в Думе только 10 голосов; но лоббисты не успокоились, и когда его протолкнули, он набрал 226 голосов - крайнее число, позволяющее закону пройти". С ОСАГО связана масса проблем; в частности, предполагается, что доверенность нельзя выдать человеку, не вписанному в страховой полис. Таким образом, пенсионер не может попросить соседа съездить в аптеку на его машине по доверенности, так как есть риск, что водитель будет оштрафован, а в случае ДТП последует отказ от выплат по страховке. "В законе об ОСАГО масса лазеек, чтобы человеку не заплатить, - констатировал Ольшанский. - В стране 35 млн частных автомобилей. Средняя цена полиса - 150 долларов. Почти 5 млрд долларов оседает за год в страховых компаниях! еперь говорят об обязательном страховании жилья, садовых домиков, опасных объектов вплоть до лифтов. Я считаю, что нужно бороться с любым обязательном страхованием. Нужно убедить человека, что ему нужно страховать свое имущество, а не заставлять его".

Также на пресс-конференции шла речь о сносе гаражей и "ракушек". По словам Ольшанского, как правило, они сносятся по распоряжению префектуры или управы, без решения суда. Но опыт показывает, что везде, жителями было оказано более-менее активное противодействие, снос осуществить не удалось. Тем более, на практике оказывается, что на месте снесенных гаражей появляются открытые платные стоянки, то есть реализуется еще один способ заставить жителей платить. "Действительно, за землю надо платить, но как? Есть земельный налог - его платят все, деньги перечисляются в налоговую инспекцию. А вот договор аренды является добровольным, - отметил адвокат.

В целом, все рассмотренные проблемы указывают на важный принцип: права граждан могут быть только улучшены; если же они ухудшаются по сравнению с федеральным законодательством, то региональные и местные власти в этом случае нарушают Конституцию, подчеркнул Ольшанский.