О проблемах, с которыми могут столкнуться москвичи в связи с изменениями в федеральном и городском жилищном законодательстве, сообщили 8 ноября на пресс-конференции депутат Государственной Думы Галина Хованская и депутат Московской городской Думы Дмитрий Катаев, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Галины Хованской, введение в действие Жилищного кодекса не только сделало возможным реализацию "драконовских" мер в отношении граждан, но и развязал руки чиновникам на местах. Москва не осталась в стороне. Несмотря на то, что бюджет Москвы достаточно благополучен, Москва не является дотационным регионом, что частично объясняет наступление на права жильцов в других субъектах Федерации, тем не менее, в Москве этот процесс активизировался в последние месяцы. "Как только в городской Думе большинство стало принадлежать одной партии, дискуссии, которые раньше были свойственны этому органу власти, прекратились, - считает Галина Хованская. - Все решается на заседании партии, и Мосгордума, подобно Госдуме, превращается в штамповочную контору". Это незамедлительно сказалось на качестве принимаемых законов, подчеркнула депутат. По ее словам, первое, что было сделано - был ликвидирован закон, согласно которому Мосгордума определяла порядок и приоритеты в предоставлении жилья очередникам. Теперь эти полномочия переданы чиновникам. "Это важнейший вопрос, - подчеркнула Хованская. - Сегодня более 600 тыс москвичей, нуждающихся в жилом помещении, стоит на учете". Предоставлять или нет жилье тем или иным категориям очередников решают чиновники. "Теперь в итоге тяжело больные люди вместо 5 лет ожидания получают по 18 лет; те же, кто имеют право на получение жилья вне очереди по болезни - а это такие формы заболеваний, как, например, открытая форма туберкулеза - будут вынуждены ждать 5 лет. Это опасно для общества, например, если такой больной живет в коммунальной квартире - подчеркнула депутат.

По словам Дмитрия Катаева, сейчас в Мосгордуме рассматриваются два законопроекта: один касается признания жильцов малоимущими при постановке их на учет; второй касается обеспечения жилищных прав граждан при переселении из ветхого или сносимого жилья. Эти два законопроекта, по словам депутат, довольно сильно различаются по уровню подготовки. По первому (закону о признании малоимущими) особых возражений ни у кого из депутатов не возникло; к тому же, очевидна его срочность, так как из-за отсутствия четкого критерия невозможна постановка на учет, а значит, тормозится весь процесс реализации жилищного законодательства. Второй же законопроект был охарактеризован Катаевым как "самый некомпетентный и грубый за всю историю Мосгордумы". Дмитрий Катаев и Галина Хованская привели ряд положений закона и обосновали критику в его адрес.

В частности, законопроектом предполагается, что при переселении граждане имеют право на выкуп у них жилого помещения в связи с изъятием у них жилищного участка. По словам Дмитрия Катаева, это полностью противоречит Жилищному, земельному и гражданскому законодательству: жилое помещение отрывается от земельного участка, хотя они взаимосвязаны. Также, согласно проекту, основанием для освобождения жилого помещения является правовой акт правительства Москвы. О ком идет речь - о нанимателе, собственнике - не разъясняется. При этом, подчеркнули депутаты, Конституция и федеральные кодексы говорят о том, что собственник может быть лишен совей собственности только по решению суда; данный законопроект не учитывает этого принципа.

Галина Хованская особо отметила следующий пункт проекта: "Основанием для освобождение жилых домов является правовой акт правительства Москвы в связи с необходимостью нового строительства". "Не сказано, какого: жилого, коммерческого, торгового центра, банка.. все это вписывается в данную формулировку, - пояснила депутат. - А необходимость определяет не закон, а чиновник, хотя такая необходимость должна определяться только государственным федеральным законодательством. Это дает возможность выселить и снести любое строение".

Помимо всего прочего, предложенный проект ликвидирует все наработки и преимущества в жилищном законодательстве Москвы, существовавшие с 1998 года, отмечали депутаты; это касается и компенсаций за непроизведенный ремонт, и норм жилой площади для переселенцев из коммунальных и обычных квартир, при переселении в том же районе проживания и т.д. Кроме того, в январе 2006 года будет рассматриваться законопроект об обеспечении права жителей на жилье, внесенный в Мосгордуму исполнительной властью Москвы. В нем, в частности, содержатся положения, по которым уменьшается и норма предоставления жилья. Сегодня она составляет 18 кв м на человека: в законопроекте речь идет уже о 16 кв. м. Сейчас норма постановки на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий составляет 15 кв. м из коммунальной квартиры, 10 - из обычной. Если закон будет принят, норма будет урезана до 12 и 9 кв. м соответственно. Также проектом предусмотрено снижение размера субсидии очередникам: если сегодня ее максимальный размер составляет 90%, то проектом его предлагается сократить до 70%.

Таким образом, по целому ряду пунктов жилищные права граждан ущемляются, констатировали депутаты. Все это, подчеркнули они, нарушает 55-ю статью Конституции, согласно которой права граждан могут быть лишь улучшены изменениями местного законодательства, но не ухудшены. Теперь же, под предлогом приведения жилищного законодательства Москвы в соответствие с федеральным, оно становится даже хуже, чем федеральное, констатировали участники пресс-конференции.