В День милиции ИА REGNUM традиционно публикует интервью министра внутренних дел Чувашии Вадима Антонова.

ИА REGNUM: На днях МВД Чувашии подвело итоги работы за 10 месяцев текущего года. Как вы оцениваете криминогенную обстановку в республике?

Обстановка остается достаточно непростой, хотя могу с удовлетворением отметить, что нами предпринят ряд конкретных и действенных мер, с помощью которых удалось повысить эффективность своей работы. Несмотря на то, что количество зарегистрированных преступлений за 10 месяцев 2005 года увеличилось на 40,3%, мы рассматриваем это как результат повышения активности наших подразделений. Это не говорит об эскалации преступности. Мы хотим показать истинные объемы криминальных событий и максимально сократить латентную преступность. В целом по республике с начала года зарегистрировано более 28 тысяч преступлений, почти 16 тысяч раскрыты. Рост произошел в основном за счет увеличения количества краж, грабежей, мошенничеств и побоев. На территории республики зафиксировано 131 разбойное нападение и 2828 грабежей. В половине из них пострадали владельцы сотовых телефонов. При этом снизилось количество особо тяжких преступлений. Зарегистрировано меньше убийств, краж автомототранспортных средств и неправомерных завладений ими, разбойных нападений. Анализ показывает, что большинство убийств совершаются ранее судимыми и пьяными. Раскрываемость преступлений выросла на 16%. Стоит отметить, что 63,7% преступлений раскрываются по горячим следам. Раскрыто 80% преступлений, совершенных с использованием огнестрельного, газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Активизирована работа по противодействию организованной преступности - рост числа выявленных преступлений составил более 28%. Хочу отметить, что текущий год стал для чувашской милиции переломным в психологическом плане, поскольку вопросам культуры и вежливости сотрудников уделялось повышенное внимание.

ИА REGNUM: В последнее время в средствах массовой информации чаще, чем раньше, стали появляться материалы о неправомерных действиях сотрудников милиции. Это говорит об информационной открытости процессов как следствия деятельности правозащитных организаций, либо о тенденции фактического роста таких преступлений?

Совершенно неправильно говорить о том, что все сотрудники правоохранительных органов являются потенциальными нарушителями служебной дисциплины и работают спустя рукава. Есть проблемы в отдельных кадрах. Это касается и Чувашии, и других регионов России. Нужно представлять, какой объем работы ложится на каждого сотрудника. Порой бывает, что из-за нехватки опыта работы сотрудники неумышленно допускают дисциплинарные проступки, за которые привлекаются к ответственности. Это объективная проблема, поскольку в большом коллективе, который решает очень важные задачи по устранению конфликтов, больше проблем. С другой стороны, существуют так называемые "оборотни" - сотрудники, которые умышленно идут на совершение преступлений, используя при этом служебное положение. К сожалению, отщепенцы были и в нашем коллективе. В результате работы управления собственной безопасности, управления по борьбе с организованной преступностью, ряда проверок по заявлениям граждан, мы установили факты противоправных деяний и направили материалы в прокуратуру. Причины разные. У милиционеров недостаточная заработная плата. Сотрудник милиции, прослуживший пять лет и имеющий офицерское звание, получает 4-5 тысяч рублей. Конечно, мы ожидаем повышения денежного содержания с 1 января 2006 года, но с учетом инфляционных процессов, оно запоздало и не вполне адекватно ситуации. Чтобы бороться с преступными проявлениями в милицейской среде, нужно, чтобы человек дорожил своей профессией. Для этого необходимо более тщательно подходить к подбору кадрового состава, который мы набираем после окончания учебных заведений, и с первого дня заниматься ими на всех уровнях. Чтобы у молодых милиционеров были наставники из числа начальников подразделений, опытных сотрудников, тогда у них не будет возможности отойти от законности.

ИА REGNUM: В Чувашии достаточно активно работают несколько правозащитных организаций, которые отслеживают подобные ситуации. У МВД с ними налажено конструктивное сотрудничество?

Действительно, на нас активно выходят несколько правозащитных организаций. Хочу подчеркнуть, что руководство МВД больше всех всего заинтересовано в том, чтобы по каждому факту провести служебное расследование и объективное разбирательство. Мы всегда признательны, когда организация или любой гражданин сообщает о каких-то противоправных деяниях, нарушении законности сотрудниками милиции. Но меня поражает позиция некоторых граждан, которые обвиняют милицию в нарушении законности, но отказываются привести конкретные объективные факты. Если они не хотят обращаться в органы внутренних дел, они могут довести эту информацию до прокуратуры, которая является надзирающим органом. Часто поступают обращения, что сотрудник милиции недобросовестно отнесся к своим обязанностям, не возбудил дело по какому-то факту, либо наоборот - возбудил. Отсюда идут разговоры, что милиция покрывает преступников, делом не занимается. Наша совместная задача с правозащитниками - менять эту обывательскую точку зрения. Я - за деловой союз, сотрудничество с правозащитными организациями, но чтобы они были объективными. Повторюсь, мы с вниманием относимся к информации о подобных фактах.

ИА REGNUM: В этом году милиционерам Чувашии было сохранено право бесплатного проезда в общественном транспорте за счет средств республиканского бюджета. С 1 января 2006 года республика переходит на монетизацию льгот. Как будет решен "льготный" вопрос в отношении сотрудников органов внутренних дел?

Могу сказать, что в 2006 году для сотрудников органов внутренних дел, независимо от того, находятся они при исполнении служебных обязанностей в форме или в гражданской одежде, ничего не изменится. Основанием для бесплатного проезда в общественном транспорте по-прежнему будет предъявление служебного удостоверения. Я думаю, это правильно. Все затраты по транспортным предприятиям, которые будут осуществлять перевозки, взял на себя республиканский бюджет, в нем предусмотрены эти расходы. Конечно, Чувашия могла отказаться от этого, но это бы обязательно сказалось на результатах работы. Общая потребность транспортных средств для выполнения оперативно-служебных задач у нас на уровне 45%. А нужно, чтобы милиционеры прибывали вовремя, могли доставить в отделение свидетеля или подозреваемого. Кроме того, когда в троллейбусе находится сотрудник милиции в форме, это дисциплинирует всех. Ведь если будет какое-то преступное проявление, он обязательно среагирует. Поэтому я благодарен, прежде всего, президенту республики за то, что он своим решением еще в начале нынешнего года однозначно четко поставил в этом вопросе точку.

ИА REGNUM: Как будет строиться сотрудничество милиции Чувашии с муниципальными властями в условиях реформы местного самоуправления, которая начинается в республике в полном объеме с 1 января 2006 года?

Наше ведомство также весьма волнует то, как органы местного самоуправления будут жить в условиях нового законодательства. Мне приятно констатировать, что новый федеральный закон об общих принципах организации органов МСУ конкретно определяет для органов местного самоуправления в качестве одной из основных задач - обеспечение правопорядка, которую они будут осуществлять совместно с силами правопорядка в конкретном муниципалитете. Чтобы это заработало, нужно, чтобы деятельность советов по профилактике правонарушений, районные программы по борьбе с преступностью, обеспеченные соответствующим финансированием, работали на конкретного человека. Ведь муниципалитет - это конкретные жители, среди которых выделяются те, кто потенциально в силу многих обстоятельств, способен на правонарушения. Такие люди должны стать объектом контроля и положительного воздействия не только со стороны органов внутренних дел, но и органов местного самоуправления. Закон позволяет в рамках профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, особенно в городах, подумать о введении дополнительной штатной численности школьного участкового уполномоченного инспектора милиции, который бы занимался наряду с дирекцией школы и педагогическим активом подростками, склонными к совершению правонарушений. Очень важен аспект при формировании муниципальных бюджетов - обеспечение районных отделов внутренних дел, участковых уполномоченных. Важно вовлекать в борьбу с правонарушениями актив муниципалитетов. У милиции теперь появилась мощная опора в усилении борьбы с правонарушениями и профилактики - около четырех тысяч депутатов разных уровней, которые были избраны на прошедших 16 октября выборах в органы местного самоуправления. Сотрудники милиции особое внимание будут обращать и на правонарушение в сфере благоустройства и экологии, активнее реагировать на вопросы культуры и правопорядка. Если будет недостаточно оснований для составления административного протокола, милиционеры будут составлять акт осмотра и фиксировать замеченные нарушения, а обобщенная информация будет доводиться руководства республики и органов внутренних дел.

ИА REGNUM: Планируется ли создание муниципальной милиции?

По закону о милиции в России сейчас функционируют криминальная милиция и милиция общественной безопасности, которая финансируется из федерального и республиканского бюджетов. В проекте федерального закона, конечно, есть то, что в будущем у муниципалитетов будет своя милиция. Но это еще впереди. Сначала должна утвердиться новая система функционирования муниципалитетов, при которой они могут поддерживать образование, здравоохранение, культуры, социальный блок в целом. Когда в этом аспекте все нормализуется, можно будет заняться организацией правоохранительной деятельности на муниципальном уровне. Пока это проект.

ИА REGNUM: В последнее время в нескольких федеральных СМИ активно обсуждался "шпионский скандал", связанный с тем, что чебоксарскому бизнесмену стали известны данные о людях, которые тайно сотрудничают с правоохранительными органами Чувашии. Была опубликована информация, что, якобы, вся агентурная сеть МВД Чувашии рассекречена и может рухнуть.

Это полная ерунда. Такое невозможно. Я не даю никакой оценки. Просто законом об оперативно-розыскной деятельности предусмотрены специфические методы работы правоохранительных органов. Я не знаю, какую цель преследовали, поднимая эту тему. Просто могу сказать, что это невозможно в принципе.

ИА REGNUM: После событий в чебоксарском общежитии, когда сотрудник одного из частных охранных предприятий захватил трех заложниц, оказал сопротивление сотрудникам милиции и открыл стрельбу, вы говорили о необходимости проверок ЧОПов и, возможном лишении их лицензии. Более того, зачастую частных охранников не волнует общественный порядок. Они выполняют лишь волю своего нанимателя. Каковы результаты проверок и какие меры планируется принять?

На сотрудников частных охранных предприятий действие всех законов распространяется, может быть, в двойной степени. И если сотрудник совершил правонарушение, к нему должен быть очень жесткий подход. По результатам проверки, проводимой органами внутренних дел, может быть ликвидировано удостоверение, дающее право на частную охранную деятельность. Упомянутый случай сильно подтолкнул нас к тому, чтобы еще больше усилить внимание/ужесточить подход к деятельности охранных предприятий. Начиная с 1992 года, это был первый случай в России, когда частный охранник, используя служебное оружие, пошел на совершение особо тяжкого преступления, каким является захват заложников. Слава Богу, все завершилось наименьшими потерями, какие только могли быть в этой ситуации. Сейчас проверки продолжаются. Особое внимание обращается на психологический портрет сотрудников, на то, насколько они соответствуют требованиям, что из себя должен представлять частный охранник. Мы во многом пытаемся опереться на сотрудников частных охранных предприятий, особенно, когда речь идет об обеспечении общественного порядка. Они вместе с нашими сотрудниками участвуют в рейдах. Но часто бывает другое отношение, когда их не волнует то, что происходит за пределами охраняемого ими объекта, даже если это прилегающая территория. Они получают государственный документ, который дает им определенные полномочия, в том числе на ношение оружия и специальных средств, а он руководствуется исключительно интересами конторы, которая его наняла. Мы хотим, чтобы каждый охранник понимал, что он гражданин России, и в силу своей лучшей подготовленности должен занимать более активную позицию в наведении порядка на улицах и в общественных местах. Нам приходилось несколько раз предупреждать руководителей ЧОПов и служб безопасности, что в их ответственности - обеспечение общественного порядка на прилегающей территории и сотрудничество с органами внутренних дел по борьбе с правонарушениями. Сегодня в Чувашии насчитывается около 1750 частных охранников. В республике работают 69 частных охранных предприятий, 16 служб безопасности, восемь частных детективов и одно детективное предприятие. Они работают, в основном, в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Шумерля и на территории Чебоксарского района. Если организациям или общественности известны какие-то факты, что частные охранники нарушают закон или установленные правила деятельности, эта информация должна стать достоянием органов внутренних дел, и мы в обязательном порядке на нее откликнемся.

ИА REGNUM: Судебный процесс по делу преступника, захватившего заложников, является закрытым. Почему?

Я могу сразу сказать, что не потому, что министр внутренних дел Антонов является потерпевшим по факту покушения на убийство. Это вызвано тем, что рассматриваются дела, связанные с составом половой неприкосновенности. В этом деле были еще потерпевшие. В таком случае закон предусматривает рассмотрение уголовного дела в закрытом режиме. А приговор будет известен всем.

ИА REGNUM: Пресс-конференция накануне Дня милиции отличалась необычным форматом: она проходила не в столице, в ее работе участвовали ваши заместители, начальники подразделений, районных отделов милиции. Чувашская милиция становится более открытой?

Должен отметить, что наше ведомство всегда активно работало с прессой и общественностью, о чем свидетельствует тот факт, что среди министерств республики пресс-служба МВД Чувашии была создана самой первой и теперь уже насчитывает более чем 10-летнюю историю. Я убежден, что одним из условий достижения целей всей системы МВД, правоохранительных органов является информационная открытость. Так строится доверие в обществе, на страже которого мы стоим.

Справка ИА REGNUM

Антонов Вадим Валентинович родился 25 августа 1960 года. Окончил машиностроительный факультет Чувашского государственного университета. С отличием окончил Высшие курсы КГБ СССР и Академию управления МВД России по специальности юриспруденция. Заслуженный юрист Чувашской Республики. Кандидат юридических наук. Кандидат в мастера спорта по рукопашному бою. Работал инженером-конструктором на Чебоксарском ПО "Электроприбор". В период с 1984 по 1995 годы служил в органах КГБ-ФСБ на различных офицерских должностях. В 1995 году назначен первым заместителем министра внутренних дел Чувашии, возглавлял службу милиции общественной безопасности, затем службу криминальной милиции. С января по март 1996 года находился в зоне боевых действий на территории Чеченской Республики. В августе 1997 года назначен министром внутренних дел Чувашской Республики. Награжден медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" второй степени, медалями "Жукова", "За доблесть в службе", "За отличие в воинской службе" первой степени, "За боевое содружество", "За безупречную службу" третьей степени, нагрудным знаком "Почетный сотрудник МВД".